СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2019 г. Приказ № ____ от

«___» _______2019 г.















Рабочая программа



Предмет: русский язык

Класс: 8

Количество часов: всего: 136; в неделю: 4

Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2017 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2019 г.







2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса сотавлена на основании:

*Концепции преподавания русского языка;

*Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

*Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

*Основной образовательной программы основного общего образования школы;

*Примерной государственной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку;

*Учебника «Русский язык. 8 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. М.: Просвещение, 2017 г. в двух частях;

*Учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год;

*Положением рабочей программы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Т.А. Ладыженской): Русский язык. 8кл.: учеб. Для общеобразоват. организаций/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2017.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять правописание орфограмм, постановку пунктограмм, происхождение слов, значение фразеологизмов, доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной языковой картины мира, показано практическое применение лингвистических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

  • Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром лингвистики;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере языкознания;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, воспитание культуры речи, интереса к русскому языку;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о русском языке

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

  • Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

  • умение использовать орфограммы, пунктограммы, оформлять устные и письменные ответы, речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

  • Предметном: выделение существенных признаков изучаемых объектов (отличительных признаков иучаемых языковых явлений);

  • классификация-определение принадлежности необходимых языковых явлений к тем или иным лингвистическим категориям;

  • объяснение роли языка в жизни людей;

  • различие языковых явлений, типов и видов речи;

  • сравнение языковых явлений, категорий;

  • овладение методам: наблюдение и описание.

В Рабочей программе курса нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:

  1. воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;

  2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;

  4. совершенствование коммуникативных, речевых способностей.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные результаты:

- совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

- создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

1.2. Метапредметные результаты:

1.2.1. владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

1.2.2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

1.2.3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

1.3. Предметные результаты

1.3.1. Обучающийся научится

владеть навыками чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного
материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

-уметь оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

-уметь создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на
вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

-использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка:

-распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

-уместное использовать фразеологические обороты в речи;

-корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные в роли эпитетов;

- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

-идентифицировать самостоятельные (знаменательные), служебные частей речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;

-распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические
признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия;

- распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки;

- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;

- распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

- проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический,
морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

- проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;

- анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

- определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова;

- определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистические окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- уметь различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

- проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; знать характеристику общего грамматического значения,
морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- уметь выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании, определение его вида;

- определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- определения грамматическую основу предложения;

- распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и
неполные;

-определять виды связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их;

-распознавать второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

- опознавать сложное предложение, типы сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделять средства
синтаксической связи между частями сложного предложения;

- определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также
создавать тексты различного типа речи и соблюдать нормы их построения;

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

- пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего -для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

- пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

- использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

- использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;

- использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;

- находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами;

- осваивать правила правописания служебных частей речи и уметь применять их на письме;

- применять правильный перенос слов;
- применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

- выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смысловое различие, стилистическую окраску;

- выявлять нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

-соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;


1.3.2. Обучающийся получит возможность научиться

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

- осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- стремиться расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые
умения и планировать их совершенствование и развитие;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;

- использовать словари (в том числе -мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

- владеть основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобрести опыт использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, определять места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;

Содержание учебного предмета

Введение

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Система языка. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (устное сочинение и сочинение по картине).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание и предложение

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Двусоставные предложения

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Развитие речи (описание памятника архитектуры).

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Выражение именной части сказуемого. Развитие речи (сочинение-описание по упражнению). Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. Определение. Развитие речи (изложение по упражнению). Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Развитие речи (понятие «риторика», написание рассказа об истории родного края).

Односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные. Безличные предложения. Развитие речи (сочинение по картине). Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. Развитие речи (изложение по упражнению). Понятие о неполных предложениях.

Предложения с однородными членами

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Развитие речи (рассуждение, сочинение по картине).

Предложения с обособленными членами

Обособленные определения и приложения. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Особенности обособления приложений. Обособленные обстоятельства. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Развитие речи (изложение).

Предложения с уточняющими обособленными членами

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Развитие речи (применение публицистического стиля, диспут, изложение по упражнению).

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Обращение и знаки препинания при нем. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Предложения с междометиями. Вставные конструкции.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи в художественном произведении. Развитие речи (изложение по упражнению, сравнительная характеристика героев).

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения», «Обращение», «Водные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».

Содержание учебного предмета

Содержание

Количество

часов

Введение

1

Повторение пройденного в 5 – 7 классах

12(11 +1)

Словосочетание

8(7 +1)

Простое предложение

7(6+1)

Главные члены предложения

8(7+1)

Второстепенные члены предложения

11(9+2)

Односоставные предложения

17(13+4)

Однородные члены предложения

20(18+2)

Предложения с обособленными членами

27(24+3)

Предложения с обращениями и вводными словами

16(14+2)

Способы передачи чужой речи

9

Итого:

119 ч.+17 ч.

Учебно-тематический план


п/п

темы

Тема

к-во

час.

Дата

план

факт

Введение – 1 ч.

1

1

Русский язык в современном мире

1 ч.

03.09


Повторение изученного в 5 - 7 классах – 11 ч. + 1 ч.

2-

3

1-

2

Комплексное повторение. Пунктуация и орфография

2 ч.

04.09

05.09


4

3

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1 ч.

06.09


5

4

Знаки препинания в сложном предложении

1 ч.

09.09


6-

7

5-

6

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

2 ч.

10.09

11.09


8-

9

7-

8

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

2 ч.

12.09

16.09


10

9

Р/р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту

1 ч.

17.09


11

10

Обобщающее повторение

1 ч.

18.09


12

11

Контрольный диктант

1 ч.

20.09


13

12

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

23.09


Словосочетание -7 ч.+ 1 ч.

14

1

Основные единицы синтаксиса

1 ч.

24.09


15

2

Р/р. Текст как единица синтаксиса

1 ч.

25.09


16

3

Предложение как единица синтаксиса

1 ч.

27.09


17

4

Словосочетание как единица синтаксиса

1 ч.

30.09


18-

19

5-

6

Виды словосочетаний

2 ч.

01.10

02.10


20

7

Синтаксические связи в словосочетании

1 ч.

04.10


21

8

Синтаксический разбор словосочетаний

1 ч.

07.10


Простое предложение – 6 ч. + 1 ч.

22

1

Простое предложение. Грамматическая основа предложения

1 ч.

08.10


23

2

Повторим орфографию!

1 ч.

09.10


24

3

Порядок слов в предложении. Интонация

1 ч.

11.10


25

4

Интонация. Логическое ударение

1 ч.

14.10


26

5

Контрольный диктант

1 ч.

15.10


27

6

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

16.10


28

7

Р/р. Описание памятника культуры

1 ч.

18.10


Главные члены предложения – 7 ч. + 1 ч.

29

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1 ч.

21.10


30

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1 ч.

22.10


31

3

Повторим орфографию!

1 ч.

23.10


32

4

Составное глагольное сказуемое

1 ч.

25.10


33

5

Составное именное сказуемое

1 ч.

28.10


34-

35

6-

7

Тире между подлежащим и сказуемым

2 ч.

29.10

30.10


36

8

Р/р. Изложение с элементами сочинения-рассуждения

1 ч.

01.11


Второстепенные члены предложения – 9 ч. + 2 ч.

37

1

Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

1 ч.

11.11


38

2

Определение

1 ч.

12.11


39

3

Приложение, Знаки препинания при нём

1 ч.

13.11


40-

41

4-

5

Обстоятельство

2 ч.

15.11

18.11


42

6

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1 ч.

19.11


43

7

Тест

1 ч.

20.11


44

8

Контрольный диктант

1 ч.

22.11


45

9

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

25.11



46

47

10-

11

Р/р. Изложение. «Прощание с Пушкиным»

2 ч.

26.11

27.11


Односоставные предложения – 13 ч. + 4 ч.

48

1

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения

1 ч.

29.11


49

2

Назывные предложения

1 ч.

02.12


50

3

Определённо-личные предложения

1 ч.

03.12


51

4

Неопределённо-личные предложения

1 ч.

04.12


52

5

Р/р. Инструкции

1 ч.

06.12


53

54

6-

7

Безличные предложения

2 ч.

09.12

10.12


55

8

Р/р. Составление текста рассуждения

1 ч.

11.12


56

9

Неполные предложения

1 ч.

13.12


57

10

Синтаксический разбор односоставного предложения

1 ч.

16.12


58

11

Урок- зачёт по теме «Односоставные предложения»

1 ч.

17.12


59

60

12-

13

Обобщающие уроки по теме «Односоставные предложения». Тест

2 ч.

18.12

20.12


61

14

Контрольный диктант

1 ч.

23.12


62

15

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

24.12


63

64

16-

17

Р/р. Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова»

2 ч.

25.12

27.12


Однородные члены предложения- 18 ч. + 2 ч.

65

1

Простое осложнённое предложение

1 ч.

13.01


66

2

Понятие об однородных членах предложения

1 ч.

14.01


67

3

Однородные члены предложения

1 ч.

15.01


68

69

4-

5

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них

2 ч.

16.01

20.01


70

6

Однородные и неоднородные определения

1 ч.

21.01


71

73

7-

9

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

3 ч.

22.01

23.01

27.01


74

76

10

12

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами

3 ч.

28.01

29.01

30.01


77

13

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1 ч.

03.02


78

14

Повторим орфографию!

1 ч.

04.02


79

80

15

16

Обобщающие уроки по теме Однородные члены предложения». Тест

2 ч.

05.02

06.02


81

17

Контрольный диктант

1 ч.

10.02


82

18

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

11.02


83

84

19

20

Р/р. Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего края, города

2 ч.

12.02

13.02


Предложения с обособленными членами – 24 ч. + 3 ч.

85

1

Понятие об обособленных членах предложения

1 ч.

17.02


86

2

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1 ч.

18.02


87

3

Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения

1 ч.

19.02


88

4

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

1 ч.

20.02


89

5

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

1 ч.

24.02


90

6

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

1 ч.

25.02


91

92

7-

8

Текст-рассуждение (обучающее сочинение)

2 ч.

26.02

27.02


93

94

9-

10

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

2 ч.

02.03

03.03


95

11

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

1 ч.

04.03


96

12

Обобщение изученного по теме

1 ч.

05.03


97

13

Контрольный диктант

1 ч.

09.03


98

14

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

10.03


99

100

15

16

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

2 ч.

11.03

12.03


101

17

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»

1 ч.

16.03


102

18

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

1 ч.

17.03


103

104

19

20

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки при них

2 ч.

18.03

19.03


105

21

Р/р. Сочинение «Изобретение наших дней»

1 ч.

01.04


106

22

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1 ч.

02.04


107

23

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1 ч.

06.04


108

24

Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Тест

1 ч.

07.04


109

25

Контрольный диктант

1 ч.

08.04


110

26

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

09.04


111

27

Повторим орфографию

1 ч.

13.04


Предложения с обращениями и вводными словами – 14 ч. + 2 ч.


112

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение

1 ч.

14.04


113

2

Обращение и знаки препинания при нём

1 ч.

15.04


114

3

Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1 ч.

16.04


115

4

Употребление обращений

1 ч.

20.04


116

5

Вводные и вставные конструкции

1 ч.

21.04


117

6

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1 ч.

22.04


118

119

7-

8

Выделительные знаки препинания при вводных словах

2 ч.

23.04

27.04


120

9

Вставные слова, словосочетания и предложения

1 ч.

28.04


121

10

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, не связанными с членами предлжения


29.04


122

11

Обобщение изученного по теме «Вводные слова и обращения». Тест

1 ч.

30.04


123

124

12-

13

Р/р. Сочинение-рассуждение публицистического характера

2 ч.

04.05

05.05


125

14

Контрольный диктант

1 ч.

06.05


126

15

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

07.05


127

16

Повторим орфографию!

1 ч.

11.05


Способы передачи чужой речи – 9 ч.

128

1

Чужая речь. Понятие о чужой речи

1 ч.

12.05


129

130

2-

3

Прямая и косвенная речь

2 ч.

13.05

14.05


131

4

Диалог

1 ч.

18.05


132

5

Цитата

1 ч.

19.05


133

6

Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор

1 ч.

20.05


134

7

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

1 ч.

21.05


135

8

Итоговый тест за курс 8 класса

1 ч.

25.05


136

9

Итоговый контрольный диктант

1 ч.

26.05



























Перечень используемых методических и дидактических средств, обеспечивающих образовательный процесс

Для учащихся:

  1. Белова Е. Русский язык. 7 – 9 класс. Орфографический тренинг. – М.: Экзамен, 2015.

  2. Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7-9 классы / И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2010.

  3. Груздева Е.Н. Русский язык. 8 класс. Проверочные работы. – М.: Экзамен, 2015.

  4. Ефремова Е.А. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2015.

  5. Зайцева О.Н. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. Задания на понимание текста. – М.: Экзамен, 2015.

  6. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. Никулина М.Ю. Русский язык. 8 класс. Зачетные работв. – М.: Экзамен, 2015.

  8. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс/ Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  9. Русский язык в алгоритмах. / Л.И. Журавлёва. – Челябинск, 1996.

  10. Русский язык. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Авт.-сост. И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2015.

  11. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах / Сост.: Л.А. Петкевич. – Минск: Современная школа, 2010.

  12. Сараева А.Н. Как проверить «непроверяемое слово». Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей (пособие для средней школы). – М.: ООО «Грамотей», 2004.

  13. Селезнева Е.В. Русский язык. 8 класс. Тесты. – М.: Экзамен, 2015.

  14. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / А.Б. Малюшкин. –М.: Творческий центр, 2005.

  15. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8кл.: Книга для учителя/ Т.А. Костяева. – 4-е изд. – М., 2004.

  16. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Составитель: А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  17. Шубукина Л.В., Клевцева Л.Ю. Русский язык. 8 класс. Тематические тесты. – М.: Просвещение, 2016.

  18. Янченко В.Д. Русский язык. 8 класс. Скорая помощь. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.


Для учителя:

  1. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М., 2002.

  2. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.Т. Баранова/ А.А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.

  3. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя/ М.В. Фёдорова. – М.: Просвещение, 1999.

  4. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс / Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.

  5. Тематические зачёты по русскому языку. 8 класс / Г.М. Астахова, А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

  6. Сочинение по картине в 8 классе: Метод. пособие / Л.А. Ходякова, Е.В. Кабанова, Л.И. Новикова. – М.: Астрель, 2005.

  7. Соловьева Н.Н. Русский язык. 8 класс. Диагностические работы. – М.: Просвещение, 2015.

  8. Григорьева М.Р. Русский язык. 8 класс. Диктанты. – М.: Экзамен, 2015.

  9. Аксенова Л.А. Русский язык. 8 класс. Контрольные и проверочные работы. – М.: Экзамен, 2015.

  10. Цветкова Р.Р. Русский язык. 8 класс. Рабочая программа по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. – М.: Учитель, 2015.

  11. Рудова С.С. Русский язык. 8 класс. Технологические карты уроков. – М.: Учитель, 2015.

  12. Фефилова Т.Е. Русский язык. 8 класс. Планы-конспекты. В 2-х частях. – Феникс, 2015.

  13. Ларионова Л.Г. Русский язык. 8 класс. Карточки-задания. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

  14. Русский язык. 8 класс. Рабочая программа к УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. – Вако, 2015.

  15. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Вако, 2015.

  16. Тростенцова Л.А. Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017 г.


Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании;

согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам

главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Учащиеся должны знать:

что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные,

именные и наречные

свободные словосочетания и фразеологические обороты

подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды

подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;

порядок устного и письменного разбора словосочетания

Учащиеся должны уметь:

составлять разные виды словосочетаний;

определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

составлять словосочетания с заданным видом связи;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;

разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных

частей речи или не связанных подчинительной связью;

производить устный и письменный разбор словосочетания.

Основные термины по разделу:

Словосочетание, типы словосочетаний.

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная),

синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение (2ч.+1ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа

предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация

простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в

предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые

особенности.

Учащиеся должны знать:

виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и

отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный,

желательный;

в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное

слово в предложении;

основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и

графические способы их обозначения.

Учащиеся должны уметь:

разграничивать односоставные и двусоставные предложения;

определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту

действительности (реальному/нереальному);

определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;

выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;

выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

составлять графическую интонационную схему предложения.

Основные термины по разделу:

Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные –

невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения (6ч.+2ч.)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное

сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и

сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Учащиеся должны знать:

способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;

правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;

основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и

примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;

способы выражения вспомогательного глагола;

основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их

функции;

способы выражения именной части;

тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся должны уметь:

находить подлежащее и определять способы его выражения;

определять способы выражения сказуемого;

соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным

общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;

находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола,

способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;

находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;

разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное

сказуемое с глаголом-связкой быть;

определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом

речевой ситуации;

интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;

употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически

объяснять условия выбора тире;

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/



Контрольно-измерительные материалы

Контрольные диктанты


1

Анды

Анды — самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, находящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас.

(121 слово)                                                                         (По Я. Палкевичу)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типов сказуемых.

  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их:

из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

   3. Выполните синтаксический разбор предложения:  

Анды — самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг.4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, находящуюся на горе.4 (2 вариант).


2

ОТЪЕЗД ИЗ ЗАМКА

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов)                                          (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типов сказуемых.

  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их:

из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4

(2 вариант).


3

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей. 

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

 (125 слов)                                                                  (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типов сказуемых.

  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их:

из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

   3. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).

 

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

 Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

 Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

 Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

 Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов)                                (По В.Г. Короленко «Слепой музыкант»)

 Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Выпишите сказуемое

простое глагольное

составное именное

2

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

обособленное определение

3

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

из 4 абзаца

4

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

 

5

На деревенском дворе

     Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

 – Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

 И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов)                                             (По Н.Лескову)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Обозначьте виды сказуемых

1 абзац

Все остальные

2

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

3

Определите в тексте вид односоставных предложений

4

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

 

6

ПРЕВРАЩЕНИЕ

 Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.     

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли.  Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов)                 (По Ю. Олеше)

 Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

1

Обозначьте виды сказуемых

2

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.    

3

Определите в тексте вид односоставных предложений

4

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

 

7

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

(155 слов)                (По В.А. Солоухину.)

 Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

 2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

 3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.


8

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведенные в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ерш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперед как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

(156 слов.)            (По В. Солоухину.)

 Примечание: сказать о точке с запятой.

 Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

 2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведенные в Лидзаве.

2 вариант – Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

 3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.


9

На тёплой земле

 Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

 Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

 Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

 Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.       

 Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

 2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант –     Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант – Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

 3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

 

10

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зеленом стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние  лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг нее толпятся молодые березки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили.

Как хорошо кругом!

(154 слова)                                              (По Г. Скребицкому.)

 Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

 2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант – Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа.

 3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

 

11

Аромат земли

Лежу в зеленой траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружает меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие, качаются над головой цветы. Я прищуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своем воображении уношусь далеко над землею, оставляя под собой заснеженные горы, голубые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озера. Мечтаю о будущих увлекательных путешествиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землей. Птицы. В дни прилета птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправлялся я в самые далекие путешествия, будучи уверенным, что они непременно окажутся удачными.

(156 слов)                                                             (По И. Соколову-Микитову.)

 Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

 2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – В своем воображении уношусь далеко над землею, оставляя под собой заснеженные горы, голубые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озера.

2 вариант – Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

 

12

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами.4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу.4 Смотрел на уходившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова)

Грамматическое задание

 1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца;

2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (сараем) зажжённым3; 2 вариант – поднимавшегося 3 (дыма).

 

13

Волга

 На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру.4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги.4 Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули - жемчужина Волги.

 Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

 2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант – из предложений 1 абзаца;

2 вариант – из предложений 2 абзаца.

 3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

 

14

На тёплой земле

    Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.4 Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

  Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

  Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.4 Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

    Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (140 слов)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

 2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант – из предложений 1 абзаца;

2 вариант – из предложений 2 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (люди) не порывающие3; 2 вариант – не согретой3 (реки).

 

15

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.4 Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен.4 Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушеный липовый цвет.

(140 слов)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант – из предложений 1 абзаца;

2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (церковь) рубленную3; 2 вариант – продававших3 (баб).

 

16

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб.4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор.4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрепанный3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву)

 (143 слова)

Грамматическое задание:

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

 2.  Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант – И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант – Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

 3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (внук) окончивший3; 2 вариант – обтрепанный3 (веник).



членами;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!