Рабочая программа учебного предмета " Русский язык" в 8 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования "Русский (родной) язык. 5-9 классы" (М: Просвещение, 2016. - (Серия "Стандарты второго поколения"),рабочей программы "Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение русского языка в 8 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 105 уроков.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания .
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 ч)
Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль.
Научный стиль.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
анализировать образцы устной и письменной речи, соотносить их с целями и ситуациями общения;
понимать основные причины коммуникативных неудач и преодолеть их;
осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения;
анализировать этикетные слова и выражения, группировать их по заданным признакам;
анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делать выводы;
передавать информацию, представленную в схемах в виде связного текста, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей;
писать поздравительные письма друзьям;
определять речевую задачу текста, а также тему текста по ключевым словам и словосочетаниям;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;
определять языковые средства связи предложений и частей текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8 ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание, его структура и виды.
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
Синтаксический разбор словосочетаний.
Понятие о предложении.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
1) распознавать, анализировать, характеризовать, моделировать и употреблять в речи изученные синтаксические конструкции, производить их синтаксическую замену;
выделять словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слова в словосочетании;
определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, виды подчинительной связи в словосочетании;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания;
осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного;
опознавать грамматическую основу предложения;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
проводить речеведческий анализ текстов.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) владеть различными видами чтения;
создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой разновидности языка в устной и письменной форме;
создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта;
3) передавать информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста;
осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей;
преобразовывать текстовый материал в схемы и таблицы;
овладевать фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития;
решать лингвистические задачи;
готовить сообщение на заданную тему;
использовать приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного материала.
Двусоставные предложения (15 ч)
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены и их роль в предложении.
Определение и его виды.
Дополнение и его виды.
Обстоятельство и его виды.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
1) распознавать главные и второстепенные члены предложения;
2) определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;
3) анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений;
правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами;
определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения;
2) опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении;
3)анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов;
создавать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
Односоставные предложения (13 ч)
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.
Основные группы односоставных предложений и их особенности.
Определённо-личные предложения.
Неопределённо-личные предложения.
Обобщённо-личные предложения.
Безличные предложения.
Назывные предложения.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
1) опознавать односоставные предложения;
определять виды односоставных предложений и морфологические способы выражения главного члена;
сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям;
моделировать односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, использовать их в речевой практике.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) проводить речеведческий анализ текста;
2) создавать сочинения на заданную тему;
3) передавать содержание текста подробно и сжато;
4) овладевать фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития;
5) решать лингвистические задачи.
Простое осложнённое предложение (15 ч)
Понятие о простом осложнённом предложении.
Понятие об однородных членах предложения.
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними .
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
опознавать предложения осложнённой структуры;
разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры;
осознавать условия однородности членов предложения;
опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов;
различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения;
производить выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами;
анализировать и характеризовать предложения с однородными членами предложения;
моделировать и использовать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений;
2) создавать сочинения на заданную тему, по данному началу;
3) моделировать предложения по заданным схемам;
4) извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Предложения с обособленными членами (18 ч)
Обособление определений.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств.
Обособление дополнений.
Обособление уточняющих членов предложения.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
опознавать и правильно интонировать предложения с разными видами обособленных членов;
сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения;
моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов;
правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами;
оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать речевые недочёты.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами предложения разных видов;
2) наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Обращение, вводные конструкции (12 ч)
Предложения с обращениями.
Предложения с вводными конструкциями.
Предложения со вставными конструкциями.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями;
моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;
3) анализировать и оценивать уместность той или иной формы обращения;
4) осознавать функции вводных конструкций в речи;
5) опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;
6) распознавать группы вводных слов и предложений по значению;
7) группировать вводные конструкции по заданным признакам;
8) сопоставлять предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами предложения;
9) моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать текст-описание на одну из предложенных тем, используя изучаемый языковой материал;
использовать вводные слова в качестве средств связи предложений и смысловых частей текста;
анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями;
наблюдать за использованием вводных конструкций в разговорной речи, в учебно-научном, публицистическом стилях, в языке художественной литературы.
Способы передачи чужой речи (11 ч)
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог.
Косвенная речь.
Цитаты. Знаки препинания при цитировании.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
опознавать основные способы передачи чужой речи;
правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях;
заменять прямую речь косвенной;
использовать различные способы цитирования в речевой практике.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью;
осваивать содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования;
соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
Содержание
| |
Функции русского языка в современном мире. | 1 |
Повторение изученного. | 5+2 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | 7+1 |
Простое предложение . Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.. | 2+1 |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения.Подлежащее.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым | 6+2 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. | 6+2 |
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения. | 9+2 |
Простое осложненное предложение Понятие об осложненном предложении. | 1 |
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 12+2 |
Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. | 18+2 |
Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение Обращение и знаки препинания при нём. | 4 |
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. | 5+2 |
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. | 6+1 |
Повторение изученного в 8 классе. | 5+1 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Контрольные диктанты | Сочинения (классные/ домашние) | Изложения | Тестирование | Словарные диктанты |
1 | Введение | | | | | |
2 | Повторение. Синтаксис. Пунктуация.Орфография. | | | 1 | | |
3 | Двусоставные предложения | 1 | 0/1 | | | 1 |
4 | Односоставные предложения | | | | | 1 |
5 | Простое осложнённое предложение | | | 1 | | |
6 | Предложения с обособленными членами | | | 1 | 1 | 1 |
7 | Обращение, вводные конструкции | 1 | 1/0 | | | |
8 | Способы передачи чужой речи | | 1/0 | | 1 | 1 |
| Итого | 2 | 2/1 | 3 | 2 | 4 |
12