СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания и календарно-тематического планирования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»







УТВЕРЖДЕНА

приказом от _________ г. № _____










Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

(базовый уровень)

для 9 класса













Составитель

Еремеева Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
















г. Воскресенск

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Степанщинская СОШ», утвержденной приказом № 97/4 от 30.08.2016г.;

  • «Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утверждённых решением коллегии МУ «Управление образования Воскресенского муниципального района Московской области», Протокол № 1 от 08.04.2016;

  • Авторской программой М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык», М.: «Просвещение», 2016 г. без изменений.


Обучение проходит в рамках системы учебников авторов Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л. А. Для обучения используется учебник «Русский язык, 9 класс» авт. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – 3-е изд. – М,: Просвещение, 2015, 2016 гг.



Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение предмета «Русский язык» в 9 классе на этапе основного общего образования отведено 136 часа в год, 4 часа в неделю, из расчёта на 34 учебные недели.

Изменения в программе

Рабочая программа для 9 класса является расширенной. Количество часов по авторской программе - 105 часов, количество часов по учебному плану школы 136. Содержание программы не изменено. 1 час из школьного компонента добавляется с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся. За счёт часов, данных по учебному плану школы, увеличено количество часов на повторение: в начале учебного года выделено 14 часов, в конце учебного года- 13 часов. Дополнительные уроки повторения и обобщения изученного материала введены, так как необходимо серьёзно готовить учащихся к ОГЭ. Увеличено количество часов на изучение основного материала по русскому языку для 9 класса - таких разделов как «Сложноподчинённые предложения», «Бессоюзные сложные предложения», « Сложные предложения с различными видами связи».

Кроме того, увеличено количество часов развития речи, нацеленных на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему и по прочитанному тексту.


По рекомендации авторов учебника в календарно-тематическое планирование включены следующие дополнительные для изучения дидактические единицы:

- Устная и письменная речь;

- Диалог и монолог;

- Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения;

- Интонация сложного предложения;

- Роль указательных слов в СПП;

- Публичная речь, а также Общие сведения о языке, необходимые для осознания учащимися богатства русского языка, развития навыка выразительности речи.


Планируемые результаты освоения программы


Личностные

у обучающегося будут сформированы


1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.


Обучающийся получит возможность для формирования:

1) стремления к речевому самосовершенствованию;

2) достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

3) способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  1. владению всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;

  2. адекватному восприятию на слух текстов разных стилей;

  3. способности извлекать информацию из различных источников;

  4. приемам отбора и систематизации материала;

  5. способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  6. умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости.

Обучающийся получить возможность научиться:

  1. создавать устные и письменные тексты разных типов;

  2. способности правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  3. соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

  4. соблюдению основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

5) применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

6) способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

7) коммуникативно целесообразному взаимодействию с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

Ученик научится:

1) находить словосочетания в предложении; определять их тип и виды связи;

2) определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу и определять сказуемые по их видам (простые, составные, именные, глагольные);

3) определять структуру простых предложений;

4) различать виды односоставных предложений (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное);

5) классифицировать сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

6) проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных видов;

7) адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

7) подробно и сжато излагать повествовательные тексты; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся);

8) грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.


Ученик получит возможность научиться:

1) основам научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2) основным стилистическим ресурсам лексики и фразеологии русского языка, основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным), нормам речевого этикета и использованию их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;
4) проведению многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) пониманию коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использованию их в собственной речевой практике;
6) осознанию эстетической функции русского языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



 









Основное содержание программы

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (14ч + 6 ч)

Диктант № 1 «Повторение изученного в 5-8 классах»

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Сложносочиненные предложения (13ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Диктант № 2 по теме «Сложносочиненное предложение».

Сложноподчиненные предложения (33 ч + 9 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Диктант № 3 по теме «Сложноподчиненное предложение».

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).



Бессоюзные сложные предложения (16 ч + 4 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 4 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них.Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (7 ч + 3ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (13 ч + 6 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Итоговый контрольный диктант.



Календарно - тематический план

по учебному предмету «Русский язык»

на 2018 – 2019 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

1

Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ – 016. Международное значение русского языка.

03.09 – 07.09


Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч. + 2 ч. Р/р) + дополнительные часы 9 ч.+ 4 ч.Р/р

2.

1

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

03.09 – 07.09


3.

2

Р.Р. Монолог, диалог.


4.

3

Графика и орфография.


5.

4

Фонетика и орфография.

10.09 – 14.09


6.

5

Морфемика и орфография.


7.

6

Лексика и фразеология.


8.

7

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.


9.

8

Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.

17.09 – 21.09


10.

9

Морфология и орфография. Служебные части речи.


11.

10

Синтаксис словосочетания и простого предложения.


12.

11

Пунктуация в простом предложении. Предложения с обособленными членами.


13.

12

Пунктуация в простом предложении. Обращения, вводные слова и вставные конструкции

24.09 – 28.09


14.

13

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»


15.

14

Анализ контрольного диктанта № 1. Текст, его основные признаки. Типы речи.


16.

15

Стили речи. Средства связи предложений в тексте.


17.

16

Р.Р. Строение рассуждения. Проблема текста и выявление позиции автора. Подготовка к обучающему изложению.

01.10 – 05.10


18.

17

Р.Р. Написание изложения с творческим заданием.


19.

18

Основные виды сложных предложений.


20.

19

Р.Р. Анализ обучающего изложения. Способы сжатого изложения текста.


21.

20

Р.Р. Тезисы. Конспект.

08.10 – 10.10


Сложное предложение. Сложносочиненные предложения (6 ч.) + доп. 8 ч. +1 ч. Р/р

22.

1

Понятие о сложном предложении. Интонация сложного предложения.

08.10 – 10.10


23.

2

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

15.10 – 19.10


24.

3

Сложносочиненные предложения и его особенности.


25.

4

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.


26.

5

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.


27.

6

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

22.10 – 26.10


28.

7

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.


29.

8

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.


30.

9

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.


31.

10

Синтаксические синонимы ССП, их роль в тексте. Авторское употребление знаков препинания.

29.10 – 02.11


32.

11

Р.Р. Рецензия. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии на литературное произведение.


33.

12

Обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».


34.

13

Обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».


35.

14

Контрольный диктант № 2 по теме «Сложносочиненное предложение».

05.11 – 09.11


36.

15

Анализ контрольного диктанта № 2. Правописание не и ни с различными словами.


Сложноподчиненные предложения (19 ч. + 5 ч. Р/р) + доп. 14 ч. + 4 ч. Р/р

37.

1

Сложноподчиненные предложения и его особенности. Главное и придаточные предложения.

05.11 – 09.11


38.

2

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным.


39.

3

Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.

12.11 – 16.11


40.

4

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


41.

5

Р.Р. Обучение сжатому изложению текста.


42.

6

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении


43.

7

Виды придаточных предложений.

26.11 – 30.11


44.

8

Придаточные определительные.


45.

9

Придаточные определительные.


46.

10

Придаточные изъяснительные.


47.

11

Придаточные изъяснительные.

03.12 – 07.12


48.

12

Придаточные обстоятельственные. Придаточные степени и образа действия.


49.

13

Придаточные степени и образа действия.


50.

14

Придаточные места и времени.


51.

15

Придаточные места и времени.

10.12 – 14.12


52.

16

Р.Р. Подготовка к обучающему сжатому изложению.


53.

17

Р.Р. Написание обучающего сжатого изложения


54.

18

Придаточные условные.


55.

19

Придаточные условные.

17.12 – 21.12


56.

20

Придаточные причины и цели.


57.

21

Придаточные причины и цели.


58.

22

Придаточные сравнительные.


59.

23

Придаточные сравнительные.

24.12 – 28.12


60.

24

Р.Р. Рассуждение. Доказательства в рассуждении.


61.

25

Р.Р. Доказательства в рассуждении.


62.

26

Придаточные уступительные.


63.

27

Повторный инструктаж по охране труда. Придаточные уступительные.

09.01 – 11.01


64.

28

Придаточные следствия.


65.

29

Придаточные следствия.


66.

30

Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему.

14.01 – 18.01


67.

31

Р.Р. Лексические и грамматические аргументы из заданного текста.


68.

32

Обобщение изученного по теме «Виды придаточных предложений».


69.

33

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них.


70.

34

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

21.01 – 25.01


71.

35

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их роль в тексте.


72.

36

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.


73.

37

Р.Р. Творческое задание к тексту.


74.

38

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».

28.01 – 01.02


75.

39

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».


76.

40

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложноподчиненное предложение».


77.

41

Анализ контрольного диктанта № 3.Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.


78.

42

Р.Р. Деловые бумаги (автобиография, заявление).

04.02 – 08.02


Бессоюзное сложное предложение (9 ч.+2ч. Р/р) + доп. 7 ч. + 2 ч. Р/р

79.

1

Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

04.02 – 08.02


80.

2

Р.Р. Лексические и грамматические аргументы из заданного текста.


81.

3

Р.Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.


82.

4

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.

11.02 – 15.02


83.

5

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


84.

6

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.


85.

7

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.


86.

8

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

18.02 – 20.02


87.

9

Тире в бессоюзном сложном предложении.


88.

10

Тире в бессоюзном сложном предложении.

25.02 – 01.03


89.

11

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их роль в тексе.


90.

12

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их роль в тексе.


91.

13

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.


92.

14

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

04.03 – 08.03


93.

15

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».


94.

16

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».


95.

17

Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение».


96.

18

Анализ контрольного диктанта № 4. Правописание наречий.

11.03 – 15.03


97.

19

Р.Р. Реферат. Структура оформления реферата.


98.

20

Р.Р. Структура оформления реферата. Составление плана.


Сложные предложения с различными видами связи (5 ч. + 2 ч. Р/р) + доп. 2 ч. + 2 ч. Р/р

99.

1

Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.

11.03 – 15.03


100.

2

Разделительные знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

18.03 – 22.03


101.

3

Разделительные знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.


102.

4

Сочетание знаков препинания в сложном предложении с различными видами связи.


103.

5

Р.Р. Публичная речь


104.

6

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

25.03 – 29.03


105.

7

Обобщение по теме «Сложное предложение с различными видами связи»


106.

8

Обобщение по теме «Сложное предложение с различными видами связи»


107.

9

Р.Р. Рассуждение на морально-этическую тему.


108.

10

Р.Р. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему.

01.04 – 05.04


109.

11

Р.Р. Написание сочинения на морально-этическую тему.


Общие сведения о языке (3 ч.) + доп. 3 ч. + 2 ч. Р/р

110.

1

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

01.04 – 05.04


111.

2

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.


112.

3

Русский литературный язык и его стили.

15.04 – 19.04


113.

4

Богатство, красота, выразительность русского языка.


114.

5

Изобразительно-выразительные средства языка.


115.

6

Изобразительно-выразительные средства языка.


116.

7

Р.Р. Подготовка к изложению с творческим заданием.

22.04 – 26.04


117.

8

Р.Р. Написание изложения с творческим заданием.


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7ч. + резерв 3 ч.) + доп. 6ч. + 3 ч. Р/р

118.

1

Фонетика. Графика. Орфография.

22.04 – 26.04


119.

2

Лексика. Орфография.


120.

3

Фразеология. Орфография.

29.04 – 03.05


121.

4

Р.Р. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.


122.

5

Морфемика. Словообразование. Орфография.


123.

6

Р.Р. Рассуждение. Как аргументировать свою позицию.


124.

7

Р.Р. Рассуждение. Как аргументировать свою позицию.

06.05 – 10.05


125.

8

Морфология. Орфография. Самостоятельные части речи.


126.

9

Морфология. Орфография. Служебные части речи.


127.

10

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Виды подчинительной связи.


128.

11

Простое предложение. Главные члены предложения. Виды сказуемых.

13.05 – 17.05


129.

12

Виды односоставных предложений. Знаки препинания в простом предложении.


130.

13

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.


131.

14

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.


132.

15

Итоговый контрольный диктант.

20.05 – 24.05


133.

16

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.


134.

17

Резервный урок.


135.

18

Резервный урок.


136.

19

Резервный урок.

27.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

136

27

5

-

30

выполнено









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/ Е.А.Еремеева /


«______» ______________ 2018 г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2018 г.

Руководитель ШМО _____________ / И.П.Куревлева /

подпись расшифровка подписи






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!