Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов. Из них 12 часов – на проведение контрольных работ, 17 часов – на уроки развития речи.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Международное значение русского языка (2 часа).
Повторение. Синтаксис и пунктуация. (8 часов)
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.(9 часов).
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. (6 ЧАСОВ)
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
ПОВТОРЕНИЕ (12 ЧАСОВ).
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Дидактические материалы, наглядные пособия, демонстрации | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | | Анализ текста Д.С. Лихачёва о языке: определить тему, идею, позицию автора. | 3.09 | |
2 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом | Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | 5.09 | |
3 | РР Стили и типы речи. | 1 | Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, определять жанры текстов художественной литературы, их, тему, основную мысль, тип речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата. | Презентация Текстовые справочные материалы, таблицы | План учебной статьи. Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесённости с функциональн. разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. | 10.09 | |
4. | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами. | 1 | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами. | | Объяснительный диктант | 12.09 | |
5 | Предложения с обособленными членами | 1 | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Устное сообщение публицист. стиля. Словарный диктант №1 | 17.09 | |
6 | КР №1. Входная контрольная работа (диктант) | 1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | | Диктант с грамматическими заданиями. | 19.09 | |
7 | КТ №1 Входной контрольный тест | 1 | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | 24.09 | |
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 1 | Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в речи синтаксические конструкции | тесты | Диктант «Проверяю себя» | 26.09 | |
9 | РР Контрольное сочинение-рассуждение | 1 | Уметь создавать текст публицистического характера, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | | Контрольное сочинение №1 | 1.10 | |
10 | Анализ контрольных работ | 1 | владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | | | 3.10 | |
11 | Сложное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса | 1 | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), пунктуационно оформлять их. | | Таблица «Основные виды сложных предложений» | 8.10 | |
12 | Сложносочинённые предложения. | 1 | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | | Словарный диктант №2 | 10.10 | |
13, 14 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные, противительные или разделительные отношения Уметь составлять ССП с разными средствами связи, пунктуационно оформлять ССП, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Таблица «Группы СПП» Комплексный анализ текста. | 15.10 17.10 | |
15 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания. | План разбора, таблицы | Словарный диктант №3 | 22.10 | |
16. | РР Комплексный анализ текста. Средства выразительности | 1 | Уметь анализировать текст, производить языковые и грамматические разборы | Тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | 24.10 | |
17. | РР Способы сжатия изложения текста | 1 | Знать способы сжатия текста, уметь применять их в речевой деятельности | Презентация | Комплексный анализ текста. | 7.11 | |
18 | КР №2. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | | Диктант с грамматическим заданием. | 12.11 | |
19 | КТ №2 Тематический контрольный тест | 1 | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | 14.11 | |
20 | РР Сочинение-рассуждение на основе текста (теория) | 1 | Знать правила составления текста типа рассуждения Уметь писать сочинения-рассуждения на основе текста | Презентация | Текст Ганиной о засорении русского языка | 19.11 | |
21 | Сложноподчинённые предложения. Строение СПП и пунктуация в нём. | 1 | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, уметь правильно ставить знаки препинания | Таблицы | План параграфа, проиллюстрированный своими примерами | 21.11 | |
22 | Союзы и союзные слова в СПП | 1 | Знать средства связей частей в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, правильно ставить знаки препинания. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Графический диктант | 26.11 | |
23 | Роль указательных слов в СПП | 1 | Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами и придаточным. | | Словарный диктант №4 | 28.11 | |
24 | Основные группы СПП. | 1 | Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Комплексный анализ текста. | 3.12 | |
25 | КР № Контрольная работа в форме ОГЭ(тест) | 2 | Уметь писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение на основе текста, тесты с выбором ответа и кратким ответом на вопрос | Текст для написания сжатого изложения, КИМ 2-х вариантов | КИМ в 2-х вариантах (контрольное изложение №2, контрольное сочинение №3, итоговый тест №6) | 5.12 10.12 | |
26 | РР Контрольное сжатое изложение | 2 | Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | | Контрольное изложение №1 | 12.12 17.12 | |
27 | СПП с придаточными определительными | 1 | Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с определениями | Текстовые справочные материалы, таблицы | Описательная миниатюра с СПП с придаточными определительными | 19.12 | |
28 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №5 | 24.12 | |
29 | РР Анализ творческих работ | 1 | Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | | | 26.12 | |
30 | РР Сообщение на лингвистическую тему. | 1 | Уметь определять значение сравнений, выраженных различными способами, Уметь строить сообщение-рассуждение на лингвистическую тему | Презентация | Устное сообщение на лингвистическую тему (индивид. контроль) | 14.01 | |
31 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Знать виды обстоятельствен. придаточных. Уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельствен. по характеру смысловой связи между частями, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Объяснительный диктант | 16.01 | |
32 | СПП с придаточными времени, места и условия | 1 | Уметь употреблять СПП с придаточными времени, места и условия, производить синтаксический и пунктуационный разборы | Текстовые справочные материалы, таблицы | Устное сообщение «Специфика придаточных места и времени». | 21.01 | |
33 | СПП с придаточными причины, следствия, уступки и цели. | 1 | Уметь опознавать СПП с придаточными причины, уступки следствия и цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов. | Тесты | Объяснительный диктант | 23.01 | |
34 | СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени. | 1 | Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №6 | 28.01 | |
3536 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» | 2 | Уметь различать СПП, ССП и простые осложнённые предложения, конструировать СПП с различными видами придаточных, пунктуационно оформлять СПП | Презентация | Устное сообщение на лингвистическую тему «Виды придаточных предложений» | 30.01 4.02 | |
37 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 1 | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, пунктуационно оформлять СПП. | Тесты | Комплексный анализ текста. | 6.02 | |
38 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 | Уметь определять вид придаточного в СПП, производить синтаксический и пунктуационный разборы. | План разбора | Графический диктант. Синтаксический и пунктуационный разборы | 11.02 | |
39 | КР №4. Тематическая контрольная работа (диктант) по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | Диктант с грамматическим заданием. | Реферат на одну из тем (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», «Употребление БСП в…», «Индивидуальные особенности пунктуации писателя…», «Русский лингвист…» (Л.В.Щерба, др. лингвисты) | 13.02 | |
40 | КТ №4 Тематический контрольный тест | 1 | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | 18.02 | |
41 | РР Сообщение на лингвистическую тему. Реферат | 1 | Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, языковыми средствами при пересказе научного текста | | Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на тему (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», др. темы | 20.02 | |
42 43 | РР Обучающее изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | 2 | Уметь писать сжатое изложение, создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста | Презентация | Изложение с элементами сочинения №2 Текст публицистич. стиля | 25.02 27.02 | |
44 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №7 | 4.03 | |
45 | Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, конструировать БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Осложненное списывание | 6.03 | |
46 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Комплексный анализ текста. | 11.03 | |
47 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 | Знать условия постановки тире между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Предупредительный диктант | 13.03 | |
48 49 | Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения | 2 | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, уметь расставлять знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями | Текстовые справочные материалы, таблицы, план разбора | Словарный диктант №8 Диктант «Проверяю себя» | 18.03 уплотнение | |
50 | КР №5 контрольная работа (диктант) по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | | Диктант с грамматическим заданием. | 20.03 | |
51 | Сложные предложения с различными видами связи | 1 | Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, уметь пунктуационно оформлять сложные предложения с разными видами связи | Тесты | Составление предложений по схемам. Составление схем | 1.04 | |
52 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | | Синтаксический и пунктуационный разборы | 3.04 | |
53 | РР Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Уметь писать рассуждение на лингвистическую тему, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста и правописания | | Контрольное сочинение №2 | 8.04 | |
54 | КТ №5 Тематический контрольный тест | 1 | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | 10.04 | |
55 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам | Тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | 15.04 | |
56 | Язык художественной литературы | 1 | Уметь производить анализ художествен. текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, анализировать индивидуальный стиль писателя ( художествен. приемы, средства выразительности) | Презентация | Анализ научного текста и текста художественной литературы | 17.04 | |
57 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 1 | Уметь производить фонетический анализ | Словарный диктант №9 | Тесты | 22.04 | |
58 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Уметь анализировать текст | Комплексный анализ текста. | Тексты для анализа | 24.04 | |
59 | Лексика. Фразеология. | 1 | Уметь производить лексический анализ | Итоговый словарный диктант №10 | Тесты | 29.04 | |
60 | Морфемика. Словообразование | 1 | Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы | Комплексный анализ текста | | 6.05 | |
61 62 | Морфология и орфография | 2 | Уметь производить морфологический разбор | Объяснительный диктант | | 8.05 уплотнение | |
63 64 | Синтаксис и пунктуация | 2 | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы | Устное сообщение на лингвистическую тему «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?» | | 13.05 уплотнение | |
65 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 | Уметь различать союзные и бессоюзные предложения | Конструирован. предложений по схемам | | 15.05 | |
66 | Итоговый тест в форме ГИА (Части 1,2) | 1 | Уметь отбирать средства в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста | Итоговый тест | Тест | 20.05 | |
6768 | Анализ теста. Подведение итогов года | 2 | Уметь работать над ошибками | | | 22.05 уплотнение | |