СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, к учебнику Тростенцова Л.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов. Из них 12 часов – на проведение контрольных работ, 17 часов – на уроки развития речи.

1. Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать:

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).



3. Содержание учебного предмета


Международное значение русского языка (2 часа).

Повторение. Синтаксис и пунктуация. (8 часов)

Сложное предложение (1 час)

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.


Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.(9 часов).

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.


Сложноподчинённые предложения (23 часа)

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ЧАСОВ)

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. (6 ЧАСОВ)

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения.


ПОВТОРЕНИЕ (12 ЧАСОВ).

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.


Формы контроля знаний: словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.






4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Прогнозируемые результаты

Дидактические материалы,

наглядные

пособия,

демонстрации

Виды деятельности

Дата


план


факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Международное значение русского языка.

1

Объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения


Анализ текста Д.С. Лихачёва о языке: определить тему, идею, позицию автора.

3.09


2

РР Комплексный анализ текста.

1

Уметь применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом

Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа

Комплексный анализ текста.

5.09


3

РР Стили и типы речи.

1

Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, определять жанры текстов художественной литературы, их, тему, основную мысль, тип речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата.

Презентация Текстовые справочные материалы, таблицы

План учебной статьи. Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесённости с функциональн. разновидностями языка, сферами общения и задачами речи.

10.09


4.

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами.

1

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами.


Объяснительный диктант

12.09


5

Предложения с обособленными членами

1

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

Текстовые справочные материалы, таблицы

Устное сообщение публицист. стиля. Словарный диктант №1

17.09


6

КР №1. Входная контрольная работа (диктант)

1

Уметь производить

синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы


Диктант с грамматическими заданиями.

19.09


7

КТ №1 Входной контрольный тест

1

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом

Контрольные тесты 2-х вариантов

КИМ (тесты,

с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах

24.09


8

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в речи синтаксические конструкции

тесты


Диктант «Проверяю себя»

26.09


9

РР Контрольное сочинение-рассуждение

1

Уметь создавать текст публицистического характера, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания.


Контрольное сочинение №1

1.10


10

Анализ контрольных работ

1

владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания.



3.10


11

Сложное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса

1

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), пунктуационно оформлять их.


Таблица «Основные виды сложных предложений»


8.10


12

Сложносочинённые предложения.

1

Знать грамматические признаки ССП, его строение.

Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме


Словарный диктант №2

10.10


13,

14

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

2

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные, противительные или разделительные отношения

Уметь составлять ССП с разными средствами связи, пунктуационно оформлять ССП,

Текстовые справочные материалы, таблицы

Таблица «Группы СПП»

Комплексный анализ текста.

15.10

17.10


15

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.

План разбора, таблицы


Словарный диктант №3

22.10


16.

РР Комплексный анализ текста. Средства выразительности

1

Уметь анализировать текст, производить языковые и грамматические разборы

Тексты для анализа

Комплексный анализ текста.

24.10


17.

РР Способы сжатия изложения текста

1

Знать способы сжатия текста, уметь применять их в речевой деятельности

Презентация

Комплексный анализ текста.

7.11


18

КР №2. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение»

1

Уметь производить

синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы


Диктант с грамматическим заданием.

12.11


19

КТ №2 Тематический контрольный тест

1

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом.

Уметь работать с тестом

Контрольные тесты 2-х вариантов

КИМ (тесты,

с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах

14.11


20

РР Сочинение-рассуждение на основе текста (теория)

1

Знать правила составления текста типа рассуждения

Уметь писать сочинения-рассуждения на основе текста

Презентация

Текст Ганиной о засорении русского языка

19.11


21

Сложноподчинённые предложения. Строение СПП и пунктуация в нём.

1

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, уметь правильно ставить знаки препинания

Таблицы

План параграфа, проиллюстрированный своими примерами

21.11


22

Союзы и союзные слова в СПП

1

Знать средства связей частей в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, правильно ставить знаки препинания.

Текстовые справочные материалы, таблицы

Графический диктант

26.11


23

Роль указательных слов в СПП

1

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами и придаточным.


Словарный диктант №4

28.11


24

Основные группы СПП.

1

Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов.

Текстовые справочные материалы, таблицы

Комплексный анализ текста.

3.12


25

КР № Контрольная работа в форме ОГЭ(тест)

2

Уметь писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение на основе текста, тесты с выбором ответа и кратким ответом на вопрос

Текст для написания сжатого изложения,

КИМ 2-х вариантов

КИМ в 2-х вариантах (контрольное изложение №2,

контрольное сочинение №3, итоговый тест №6)

5.12

10.12


26

РР Контрольное сжатое изложение

2

Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания.


Контрольное

изложение №1


12.12

17.12


27

СПП с придаточными определительными

1

Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с определениями

Текстовые справочные материалы, таблицы

Описательная миниатюра с СПП с придаточными определительными

19.12


28

СПП с придаточными изъяснительными

1

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова

Текстовые справочные материалы, таблицы

Словарный диктант №5

24.12


29

РР Анализ творческих работ

1

Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания.



26.12


30

РР Сообщение на лингвистическую тему.

1

Уметь определять значение сравнений, выраженных различными способами,

Уметь строить сообщение-рассуждение на лингвистическую тему

Презентация


Устное сообщение на лингвистическую тему (индивид. контроль)

14.01


31

СПП с придаточными обстоятельственными.

1

Знать виды обстоятельствен. придаточных. Уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельствен. по характеру смысловой связи между частями,

Текстовые справочные материалы, таблицы

Объяснительный диктант

16.01


32

СПП с придаточными времени, места и условия

1

Уметь употреблять СПП с придаточными времени, места и условия, производить синтаксический и пунктуационный разборы

Текстовые справочные материалы, таблицы


Устное сообщение «Специфика придаточных места и времени».

21.01


33

СПП с придаточными причины, следствия, уступки и цели.

1

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, уступки следствия и цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов.

Тесты


Объяснительный диктант

23.01


34

СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени.

1

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов,

Текстовые справочные материалы, таблицы

Словарный диктант №6

28.01


3536

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

2

Уметь различать СПП, ССП и простые осложнённые предложения, конструировать СПП с различными видами придаточных, пунктуационно оформлять СПП

Презентация

Устное сообщение на лингвистическую тему «Виды придаточных предложений»


30.01

4.02


37

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

1

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, пунктуационно оформлять СПП.

Тесты


Комплексный анализ текста.

6.02


38

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП


1

Уметь определять вид придаточного в СПП, производить синтаксический и пунктуационный разборы.

План разбора


Графический диктант.

Синтаксический и пунктуационный разборы

11.02


39

КР №4. Тематическая контрольная работа (диктант) по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

Уметь производить

синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы

Диктант с грамматическим заданием.

Реферат на одну из тем (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», «Употребление БСП в…», «Индивидуальные особенности пунктуации писателя…», «Русский лингвист…» (Л.В.Щерба, др. лингвисты)

13.02


40

КТ №4 Тематический контрольный тест

1

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом

Контрольные тесты 2-х вариантов

КИМ (тесты,

с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах

18.02


41

РР Сообщение на лингвистическую тему. Реферат

1

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, языковыми средствами при пересказе научного текста


Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на тему (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», др. темы

20.02


42

43

РР Обучающее изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

2

Уметь писать сжатое изложение, создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста

Презентация

Изложение с элементами сочинения №2

Текст публицистич. стиля

25.02

27.02


44

Бессоюзные сложные предложения.

1

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями,

Текстовые справочные материалы, таблицы

Словарный диктант №7

4.03


45

Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

1

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, конструировать БСП

Текстовые справочные материалы, таблицы

Осложненное списывание

6.03


46

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

1

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

Текстовые справочные материалы, таблицы


Комплексный анализ текста.

11.03


47

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП


1

Знать условия постановки тире между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

Текстовые справочные материалы, таблицы

Предупредительный диктант

13.03


48

49

Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения

2

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, уметь расставлять знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями

Текстовые справочные материалы, таблицы, план разбора

Словарный диктант №8

Диктант «Проверяю себя»

18.03

уплотнение


50

КР №5 контрольная работа (диктант) по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Уметь производить

синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы


Диктант с грамматическим заданием.

20.03


51

Сложные предложения с различными видами связи

1

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, уметь пунктуационно оформлять сложные предложения с разными видами связи

Тесты


Составление предложений по схемам. Составление схем

1.04


52

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, находить синтаксические конструкции в художественных текстах


Синтаксический и пунктуационный разборы

3.04


53

РР Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Уметь писать рассуждение на лингвистическую тему, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста и правописания


Контрольное сочинение №2

8.04


54

КТ №5 Тематический контрольный тест

1

Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом

Контрольные тесты 2-х вариантов

КИМ (тесты,

с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах

10.04


55

РР Комплексный анализ текста.

1

Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам

Тексты для анализа


Комплексный анализ текста.

15.04


56

Язык художественной литературы


1

Уметь производить анализ художествен. текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, анализировать индивидуальный стиль писателя ( художествен. приемы, средства выразительности)

Презентация


Анализ научного текста и текста художественной литературы

17.04


57

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

1

Уметь производить фонетический анализ

Словарный диктант №9

Тесты

22.04


58


РР Комплексный анализ текста.

1

Уметь анализировать текст

Комплексный анализ текста.


Тексты для анализа

24.04


59

Лексика. Фразеология.

1


Уметь производить лексический анализ


Итоговый словарный диктант №10

Тесты

29.04


60

Морфемика. Словообразование

1


Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы


Комплексный анализ текста


6.05


61

62

Морфология и орфография

2


Уметь производить морфологический разбор


Объяснительный диктант


8.05

уплотнение


63

64

Синтаксис и пунктуация

2

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы


Устное сообщение на лингвистическую тему «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?»


13.05

уплотнение


65

Союзные и бессоюзные предложения

1

Уметь различать союзные и бессоюзные предложения

Конструирован. предложений по схемам


15.05


66

Итоговый тест в форме ГИА (Части 1,2)

1

Уметь отбирать средства в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста

Итоговый тест

Тест

20.05


6768

Анализ теста.

Подведение итогов года

2

Уметь работать над ошибками


22.05

уплотнение




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!