СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Программа Баранова М.Т.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»









































Содержание программы:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3

  2. Содержание программы учебного курса………………………………………………………………..19

  3. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………22

  4. Календарно-тематический план…………………………………………………………………………23

  5. Ресурсное обеспечение программы……………………………………………………………………..33



















Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования;

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку;

  • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). - М.: Просвещение.

Количество учебных часов

В год - 102, из них на развитие речи - 33.

В неделю - 3.

Учебник, по которому работает учитель: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение.

Учебник, по которому работают обучающиеся: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – язык русского народа, один из развитых языков мира, служит средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации. Один из официальных языков ООН, в Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Задачи преподавания русского языка:

учебный предмет

  1. имеет познавательно-практическую направленность;

  2. формирует языковые и речевые умения.

  3. формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Практические задачи:

- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

- Обучение школьников умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся должны:

- Свободно пользоваться языком во всех сферах его применения.

- Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления, формирование общеучебных умений – работе с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и письма.

Цели преподавания языка:

- формирование у учащихся языковых и речевых умений, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция - формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке.

Коммуникативная компетенция - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса, грамматического строя речи учащихся: умение связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

Лингвистическая компетенция – знания учащихся о науке, ее разделах, целях научного изучения языка, сведения о методах, этапах ее развития, об ученых.

Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учителем произведена некоторая корректировка часов.

Общепредметные задачи работы по русскому языку:

  1. Воспитание учащихся средствами данного языка;

  2. Развитие логического мышления;

  3. Стремление к самообразованию;

  4. Формирование общеучебных умений.

Тематическое планирование адаптировано к учащимся общеобразовательных классов, поэтому важнейшим компонентом  в работе является формирование навыков грамотного письма; стремление к тому,  чтобы учащиеся не только изучали правила русского языка,  но понимали, запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами; овладевали способами применения правил на практике; понимали практическую необходимость изучения русского языка в школе.

Основные направления работы:

  1. Организация по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями:

  1. Практическая направленность.

  2. Усвоение теоретических сведений.

  3. Формирование навыков грамотного письма.

  4. Словарно-лексическая работа.

  5. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

  6. Совершенствование каллиграфического письма.

  7. Контроль за усвоением знаний.

  8. Анализ ошибок.

  9. Развитие логического мышления.

  10. Развитие речи.

  1. обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся.

Цели обучения русскому языку

В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини­рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания рус­ского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанны­ми знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуаци­ях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие го­товности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к ре­чевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор­мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще­ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преоб­разовывать необходимую информацию;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че­ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации за курс основной школы;

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

-писать изложения (в том числе и по ГИА) по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

- писать небольшие по объему сочинения (в том числе и по ГИА) на основе прочитанного или прослушанного текста;

-составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,

строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения

орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей,

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

-составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения,

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение по картине, на лингвистическую тему в форме ГИА;

  • изложение с элементами сочинения;

  • тест;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

                                   Оценка устных ответов обучающихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.                                    

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и  и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание





При оценке сочинения необходимо учитывать

  1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.









Содержание программы учебного курса

Международное значение русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5-8 классах (7 ч + 3 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложные предложения (2 ч)

Союзные сложные предложения (3 ч + 3ч)

Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Сложносочиненные предложения (6 ч + 4 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож­носочиненные предложения с союзами (соединительными, проти­вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кино­фильм.

Сложноподчиненные предложения (23 ч + 13 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Глав­ное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания меж­ду главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточ­ными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и язы­ковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).



Бессоюзные сложные предложения (11 ч + 4 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного слож­ного предложения. Разделительные знаки препинания в бес­союзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложе­ний, их текстообразующая роль.

П. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на линг­вистическую тему.



Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 3 ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бес­союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Соче­тание знаков препинания.

  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч + 1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся яв­ление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, вы­разительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, госу­дарственный язык РФ и язык межнационального общения. Мес­то русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских язы­ков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основ­ной мысли связного высказывания, средствах связи частей тек­ста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по од­ному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи











Учебно-тематический план


п/п



Раздел/тема


Общее

кол-во

часов

Из них уроки на

разв.

речи

(в т.ч. контр.)

контр./

провер.

работы

Вводный урок. Международное значение русского языка в современном мире

1

-

-

I

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

10

3

1

II


1

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сложные предложения

79


2

27


-

13


-

2

Союзные сложные предложения

6

3

1

3

Сложносочинённые предложения

10

4

3

4

Сложноподчинённые предложения

36

13

5

5

Бессоюзные сложные предложения

15

4

2

6

Сложные предложения с различными видами связи

10

3

2

III

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

4

1

1

IV

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ и ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

11

2

1

Итого

102

33

16





Календарно-тематический план


п/п


Тема урока

Кол-

во

ча-

сов


Виды работ по развитию

речи


Домашнее задание

Дата

проведения

План

Факт

I четверть

1

Международное значение русского языка в современном мире

1


упр. 1(4, 5) выуч. правило на с. 3

01.09


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 кл. (7 + 3)

2

Фонетика

1


упр. 4, 5, 8(у); 9(п); выпол. фонетич. разбор

03.09


3

Р.р.

1

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

сост. монолог и диалог

05.09


4

Лексика и фразеология

1


упр. 12(п), 18(у), тест

08.09


5

Морфемика. Словообразование

1


упр. 28(п), 26(у), учить слов. слова

10.09


6

Морфология

1


упр. 30(у), 31(п), выпол. морфол. разбор

12.09


7

Морфология

1


упр. 35(п), 36(у), тест

15.09


8

Р.р.

1

Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Баян»

упр.19

17.09


9

Р.р.

1

Написание сочинения по картине В.М.Васнецова «Баян»

вспомнить всё изученное по синтаксису

19.09


10

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст

1


упр. 41, выпол. синт. разбор, подг. к конт. дикт.

22.09


11

Входная контрольная работа (диктант) по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах»

1


вып. из худ. произв. 6 слож. предлож.

24.09


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 + 3)

12

Анализ контрольного диктанта. Сложное предложение

1


упр. 51, выуч. правило на с. 20

26.09


13

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

1


упр. 52, выуч. правило на с. 20-21, сл. слова

29.09


14

Р.р.

1

Стилистика. Функциональные стили русского языка

подобрать тексты разных стилей

01.10


15

Союзные сложные предложения

1


вып. из худ. произв. 4 ССП и 4 СПП

0 .10


16

Систематизация и обобщение изученного по теме «Союзные сложные предложения»

1


упр. 53, повторить всё изученное

07.10


17

Контрольный тест по теме «Союзные сложные предложения»

1


вспомнить средства связи предложений в тексте

09.10


18

Р.р.

1

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей

работа с текстом

11.10


19

Р.р.

1

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей

конструирование предложений по схемам

14.10


СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 + 4)

20

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП

1


упр. 58, выуч. правило на с. 27-28, сл. слова

16.10


21

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП

1


упр. 62, подг. к контр. сл. дикт.

18.10


22

Контрольный словарный диктант. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1


упр. 61, выучить примечание на с. 28

21.10


23

Р.р.

1

Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспект)

упр. 55, выуч. правила на с. 23, 25; сл. слова

23.10


24

Р.р.

1

Рецензия как жанр сочинения

напис. рецензию; выуч. прав. на с. 34, сл. слова; подг. к контр. дикт.

25.10


25

Контрольный диктант по теме «Сложносочинённые предложения»

1


повт. осн. группы ССП по значению и союзам

28.10


26

Анализ контрольного диктанта. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

1


выпол. синт. и пункт. разб. ССП

30.10


27

Р.р.

1

Приёмы сжатия текста. Отработка приёмов сжатия текста

отработка осн. приёмов компрессии текста

01.11


II четверть

28

Р.р.

1

Написание сжатого изложения в форме ГИА

подг. к проверочной работе

11.11


29

Проверочная работа по теме «Сложносочинённые предложения»

1


вып. из худ. произв. 6 СПП

13.11


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (23 + 13)

30

Строение СПП и знаки препинания в нём

1


упр. 78, выуч. правило на с. 37-39, сл. слова

15.11


31

Строение СПП и знаки препинания в нём

1


упр. 87(I), 88(у), выуч. правило на с. 41-42, сл. слова

18.11


32

Р.р.

1

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в форме ГИА

сформул. тезис, подбор аргументов по тексту

20.11


33

Р.р.

1

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в форме ГИА

работа с текстом

22.11


34

Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными

1


упр. 92-93(п), 95(у), выуч. правило на с. 43-44

25.11


35

СПП с придаточными местоименно- определительными

1


упр. 97, выуч. правило на с. 45, сл. слова

27.11


36

СПП с придаточными изъяснительными

1


упр. 113, выуч. правило на с. 51

29.11


37

СПП с придаточными изъяснительными

1


упр. 117(п), 122-123(у), учить сл. слова

02.12


38

Р.р.

1

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

подготовка рабочих материалов

04.12


39

Р.р.

1

Написание изложения с элементами сочинения на морально-нравственную тему «Любовь, уважение, знание…»

выполнить творческую часть изложения

06.12


40

СПП с придаточными обстоятельственными

1


упр. 125, выуч. правило на с. 57-59

09.12


41

Административный контрольный диктант по теме «Строение СПП и знаки препинания в нём»

1


вып. из худ. произв. СПП с изученными придаточными

11.12


42

Анализ контрольного диктанта. Придаточные предложения образа действия и степени

1


упр. 130, выуч. правило на с. 60, сл. слова

13.12


43

Р.р.

1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в форме ГИА

работа с текстами сборника изложений

16.12


44

Р.р.

1

СПП в речи. Пересказ текста с использованием СПП

синт. и пункт. разб. предложений

18.12


45

Придаточные предложения места

1


упр. 135, выуч. прид. места, сл. слова

20.12


46

Придаточные предложения времени

1


упр. 140, выуч. прид. времени, подг. к контр. сл. дикт.

23.12


47

Контрольный словарный диктант. Придаточные предложения условные

1


упр. 154, выуч. прид. условные

25.12


48

Р.р.

1

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности

подг. выступления

27.12


III четверть

49

Придаточные предложения причины

1


упр. 158, выуч. прид. причины

10.01


50

Придаточные предложения цели

1


упр. 165, выуч. прид. цели, сл. слова

13.01


51

Придаточные предложения сравнительные

1


упр. 170, выуч. прид. сравн.

15.01


52

Р.р.

1

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на тему: «Природа моего края»

упр.151

17.01


53

Придаточные предложения уступительные

1


упр. 181, выуч. прид. уступ., сл. слова

20.01


54

Придаточные предложения следствия

1


упр. 186, выуч. прид. следствия

22.01


55

СПП с придаточными присоединительными

1


упр. 195, выуч. правило на с. 80-81, сл. слова

24.01


56

Р.р.

1

Сообщение на лингвистическую тему

упр.198

27.01


57

Р.р.

1

Деловые бумаги (автобиография, заявление)

упр. 213, выуч. прав. на с. 92-93, сл. слова, подг. к контр. раб.

29.01


58

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

1


выпол. тест ГИА

31.01


59

Р.р.

1

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в форме ГИА

сформул. тезис, подбор аргументов по тексту

03.02


60

Р.р.

1

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в форме ГИА

работа с текстом

05.02


61

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1


упр. 202 (опр. тип подчин.), выуч. прав. на с. 86-87

07.02


62

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1


упр. 206(у),учить сл. слова, с. 94 (отв. на вопр.)

10.02


63

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Тестирование

1


упр. 203

12.02


64

Р.р.

1

Сжатое изложение в форме ГИА

подг. к контр. дикт.

14.02


65

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения»

1


из упр. 207 письм. вып. все виды разборов

17.02


БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11+ 4)

66

Анализ контрольного диктанта. Бессоюзные сложные предложения

1


упр. 215, выуч. правило на с. 94-95

19.02


67

Запятая и точка с запятой в БСП

1


упр. 217, выуч. правило на с. 96

21.02


68

Запятая и точка с запятой в БСП

1


упр. 219

24.02


69

Р.р.

1

Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

повт. правила

26.02


70

Двоеточие в БСП

1


упр. 222, выуч. правило на с. 98, сл. слова

28.02


71

Двоеточие в БСП

1


упр. 226, подг. к контр. сл. дикт.

03.03


72

Контрольный словарный диктант. Двоеточие в БСП

1


упр. 228 (II)

05.03


73

Тире в БСП

1


упр. 231, выуч. правило на с. 102

07.03


74

Тире в БСП

1


упр. 233(4,5-п), 235(у), учить сл. слова, с.108 (вопр.)

10.03


75

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1


вып. из 1 д. комедии «Недоросль» БСП, сост. схемы

12.03


76

Контрольная работа (тестирование) по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1


вып. 5-6 пословиц (афоризмов), представляющих собой БСП

14.03


77

Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы

1


упр. 240 (у), 241 (п), учить сл. слова

17.03


78

Р.р.

1

Реферат статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему

оформ. реферата, проч. повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

19.03


79

Р.р.

1

Подготовка к написанию сочинения-отзыва на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

подготовка рабочих материалов

21.03


IV четверть

80

Р.р.

1

Написание сочинения-отзыва

вспомнить фильмы, названия к-ых предст. собой оксюмороны

31.03


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (7 + 3)

81

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

1


упр. 245 (4-8), выуч. правило на с. 109-110

02.04


82

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

1


упр. 247, выуч. правило

04.04


83

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

1


упр. 252, учить сл. слова

07.04


84

Р.р.

1

Сжатое изложение в форме ГИА

повторить правила

09.04


85

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Тестирование

1


упр. 253, сл. слова

11.04


86

Авторские знаки препинания

1


упр. 259, выуч. правило на с. 114-115

14.04


87

Р.р.

1

Публичная речь. Устное сообщение

упр.254

16.04


88

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

1


упр. 256, подг. к контр. работе

18.04


89

Административная контрольная работа по теме «Сложное предложение с различными видами связи»

1

подг. к уроку разв. речи

21.04


90

Р.р.

1

Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи

подг. сообщения, высказывания о рус. яз.

23.04


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 + 1)

91

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1


вып. фразеологизмы, посл., где фигурируют разные знач. сущ. «язык»

25.04


92

Контрольный словарный диктант. Русский литературный язык и его стили

1


упр. 277, правило на с. 126-129

28.04


93

Р.р.

1

Подготовка к домашнему сочинению – рассказу по картине А.А.Пластова «Родник»

сочинение по упр. 354

30.04


94

Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

1


подг. сообщение на выбор: «В.И. Даль – известный русский лексикограф», «Д.Н. Ушаков – составитель толкового словаря»

02.05


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (6 + 2)

95

Фонетика. Графика. Орфография

1


упр. 294

05.05


96

Лексика. Фразеология

1


упр. 308, слов. слова

07.05


97

Р.р.

1

Контрольное сжатое изложение в формате ГИА

повт. способы словообразования

12.05


98

Морфемика. Словообразование

1


упр. 325, слов. слова

14.05


99

Морфология. Орфография

1


упр. 339(п), 343(у)

16.05


100

Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания

1


упр. 374(п), 401(у)

19.05


101

Р.р.

1

Контрольное сочинение на лингвистическую тему в формате ГИА

подг. к итоговой контр. работе

21.05


102

Итоговая контрольная работа в формате ГИА 9 (пробный экзамен)

1



23.05


























Ресурсное обеспечение программы

  1. Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2009.

  2. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2009 - 2010.

  3. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса: Пособие для учащих­ся. - М.: ВАКО, 2010.

  4. Бабайцева В. В. Тренинг по пунктуации: материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы / В.В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н.Е. Рудомазина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Добротина И.Г. Русский язык. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА: 9 класс - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010. – 160 с. – (Государственная итоговая аттестация).

  6. Кулаева Л.М. Диктанты по русскому языку: 9 класс / Л.М. Кулаева, Е.В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. –

190 с.

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. – 176 с.

  2. Русский язык. 9 –й класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 368 с.

  3. Мальцева Л.И. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация: Учебно-методическое пособие / Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.

  5. Баронова М.М. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА: 9-й кл. / М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013. – 126 с.

  6. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9-й кл. / Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 158 с.

Основные Интернет-ресурсы

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!