СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



«Рассмотрено»

на заседании МО

_______________________

протокол № _______

от « »___________ 2019г.

Руководитель МО __________ ____________


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


_______ Узденова Ф.А.


«___»________ 2019г.


«Утверждаю»


Директор ГКОУ «ШИ №1»


________Захохова Б.Ж.


«___» __________ 2019г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Русский язык»


9 класс

на 2019-2020 учебный год



Составители:


Эражибова Анджела Мусалиновна,

(ФИО преподавателя, кв.категория)

учитель высшей квалификационной категории


Ашинова Марьяна Хатокшуковна,

(ФИО преподавателя, кв.категория)

учитель первой квалификационной категории



г. Нальчик



2. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и на основе примерной программы основной общеобразовательной школы и программы курса для образовательных учреждений РФ по русскому языку 9 класс, авторской программы Тростенцовой Л.А., Ладыженской Н.М., Шанского Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федераций. 3-е издание. Москва. «Просвещение» 2014 г., с учетом планирования, разработанного в МИОО , которое обеспечивает целевую подготовку к ГИА в 9 классе в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования.

Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе и предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат №1 (ГКОУ «ШИ №1») посредством с помощью дистанционных образовательных технологий с использованием компьютерной техники и средств связи.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Минпросвещения России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Приказ Минпросвещения России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015)
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебный план ГКОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР на 2019-2020 уч.г.

      1. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда обучающийся устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих целей:

1)Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

2)Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

3)Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Основное образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основной разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего общего, среднего профессионального образования.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

– знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

– формирование коммуникативной компетенции.




Цели изучения русского языка в 9 классе:

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.

Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в выпускном классе по данной программе сводятся к следующему:

-развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

-на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;

-развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.


Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Ожидаемые результаты изучения курса

  • иметь представление об основных понятиях, обеспечивающих понимание сложного предложения как синтаксической единицы высшего уровня;

  • знать классификацию сложных предложений и уметь разграничивать сложные предложения разных типов, правильно ставить знаки препинания в предложениях со всеми видами придаточных, находящихся в начале, в середине или в конце СПП;

  • знать все варианты постановки знаков препинания в БСП в зависимости от отношений между частями БСП и правильно ставить знаки препинания в БСП;

  • уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения;

  • уметь осознанно оперировать языковым материалом, создавать свой оригинальный текст.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-адекватно понимать информацию устного сообщения;

-читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • Общая характеристика программы

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

  • В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.


  • Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навы­ков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 9 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познаватель­ных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По­высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и са­мостоятельной и др.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ГКОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР на изучение русского языка в 9 классе отводится 3часа в неделю, всего 102 часа в год.

Уроки ведутся в индивидуальной/групповой дистанционной форме.

Режим занятий: 3 часа в неделю по 35 минут.

Срок реализации программы – 1 год.

Виды деятельности.

Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:

  • устный и письменный опрос,

  • поиск примеров,

конспектирование.

Контроль за уровнем обучения учащихся 9 класса осуществляется по трём направлениям:

1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;

3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля: диктанты, изложения, различные виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.


Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Курс русского языка 9 класса включает основные содержательные линии:

  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  2. содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа,

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.



Тематическое планирование курса.


Раздел

Кол-во часов

Всего по теме

теория

практикум

к/р

1.

Международное значение русского языка

2

2



2.

Повторение пройденного материала в 5-8 классе

10

2

7

1

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

9

2

6

1

4.

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения.

10

1

8

1

5.

Сложноподчиненные предложения. Основные группы сложноподчиненных предложений.

34

8

22

4

6.

Бессоюзные сложные предложения

14

4

8

2

7.

Сложные предложения с разными видами связи.

10

3

6

1

8.

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.

13


11

2


ВСЕГО

102

22

68

12




3. Учебно-тематическое планирование

Раздел/тема

Кол-во часов


Международное значение русского языка (2 час).


1

Международное значение русского языка.

1


2

Р.р Выборочное изложение по упражнению 6.

1


Повторение пройденного в 5 - 8 классах (10 часов).


3

Анализ изложения. Устная речь. Письменная речь.

1


4

Монолог. Диалог.

1


5

Стили речи.

1


6

Простое предложение и его грамматическая основа.

1


7

Предложения с обособленными членами.

1


8

Сочинение по теме «Особая тишина музея».

1


9

Обращения. Вводные слова. Вставные конструкции.

1


10

Изложение с продолжением по теме «Роль книги в современном мире».

1


11

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе».

1


12

Анализ ошибок диктанта.

1


Сложное предложение. Культура речи (9 ч.(2р/р + 1к/р).


13

Понятие о сложном предложении.

1


14

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1


15

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1


16

Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».

1


17

Интонация сложного предложения.

1


18

Повторение по теме «Сложное предложение».

1


19

Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация».

1


20

Анализ ошибок контрольной работы.

1


21

Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

1


Сложносочиненные предложения (10часов(2р/р+1к/р).


22

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1


23

Устное сообщение на заданную тему.

1


24

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1


25

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

1


26

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

1


27

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1


28

Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком…».

1


29

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.


1


30

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация».

1


31

Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения».

1


Сложноподчиненные предложения .

7 часов (3р/р+1к/р)


32

Работа над ошибками. Понятие о сложноподчиненном предложении.

1


33

Отзыв о картине И. Тихого «Аисты».

1


34

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1


35

Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?»

1


36

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

1


37

Анализ ошибок работы

1


38

Сжатое изложение по теме «Пушкин-писатель и Пушкин-художник

1


Основные группы сложноподчинённых предложений 27 часов(5р/р+3к/р)


39

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1


40

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1


41

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1


42

Сжатое изложение по теме «Жан Батист Мольер».

1


43

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1


44

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1


45

Анализ ошибок работы.

1


46

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1


47

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1


48

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.

1


49

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия.

1


50

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия.

1


51

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

1


52

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.

1


53

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


54

Контрольный тест по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1


55

Работа над ошибками.

1


56

Сочинение на основе картины по теме «Родина».

1


57

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

1


58

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

1


59

Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря.

1


60

Сжатое изложение по теме «Толковый словарь С.И. Ожегова».

1


61

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения.

1


62

Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

1


63

Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».

1


64

Работа над ошибками.

1


65

Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг».

1


Бессоюзные сложные предложения 14 часов (2р/р+1к/р).


66

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1


67

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1


68

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1


69

Подробное изложение по теме «Что такое искусство?»

1


70

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1


71

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1


72

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1


73

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1


74

Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).

1


75

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

1


76

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания».

1


77

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания».

1


78

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1


79

Анализ ошибок работы.

1


Сложные предложения с различными видами связи 10 часов (2р/р+1к/р)


80

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1


81

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1


82

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1


83

Сжатое изложение по теме «Власть».

1


84

Публичная речь.

1


85

Публичное выступление по теме «Взрослые и мы».

1


86

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1


87

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1


88

Тестовое задание по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1


89

Работа над ошибками.

1


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 13 часов (3р/р+1к/р)


90

Повторение. Фонетика и графика.

1


91

Повторение. Лексикология и фразеология.

1


92

Повторение. Морфемика.

1


93

Итоговая административная контрольная работа (сочинение).

1


94

Повторение. Словообразование.

1


95

Повторение. Морфология.

1


96

Повторение. Синтаксис.

1


97

Р.Р.Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути».

1


98

Орфография. Пунктуация.

1


99

Р.Р.Сочинение на свободную тему.

1


100

Работа над ошибками.

1


101

Итоговая работа за курс 9 класса.

1


102

Итоги курса русского языка в 9 классе.

1


Итого: 102 часа



По программе запланировано проведение 3-х административных контрольных работ.

4.Содержание тем учебного курса(102ч.)


Раздел 1. Международное значение русского языка (2 час).

Международное значение русского языка.

Формы и методы контроля: устный опрос.

Использование компьютерных технологий: http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, russian-world.info ,www.proshkolu.ru

Раздел 2. Повторение пройденного в 5 - 8 классах (10 часов).

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкций.

Формы и методы контроля: входная административная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).

Использование компьютерных технологий: http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, russkii-yazik.ucoz.ru , www.proshkolu.ru, http://iclass.home-edu.ru/

Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи (9 часов).

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Формы и методы контроля: устный опрос, сочинение.

Использование компьютерных технологий: www.proshkolu.ru, http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, russkii-yazik.ucoz.ru

Раздел 4. Сложносочиненные предложения (10 часов).

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Формы и методы контроля: тестовый контроль.

Использование компьютерных технологий:http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, www.proshkolu.ru, www.rusedu.ru, www.school-collection.edu.ru

Раздел 5. Сложноподчиненные предложения (34 часов).

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Формы и методы контроля: устный опрос, административная контрольная работа по итогам 1 полугодия (изложение); тестовый контроль.

Использование компьютерных технологий:http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, www.proshkolu.ru, http://iclass.home-edu.ru userhttp://www ruthenia.ru, userhttp://www.rus-ege.com

Раздел 6. Бессоюзные сложные предложения (14 часов).

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения,причины, дополнения.

Формы и методы контроля: контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Использование компьютерных технологий: http://school.do-rcnttu-kbr.ru/,www.proshkolu.ru, http://www.gramma.ru , http://iclass.home-edu.ru

Раздел 7. Сложные предложения с различными видами связи (10 часов).

Употребление союзной( сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связями. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Формы и методы контроля: изложение; тестовое задание.

Использование компьютерных технологий: http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, www.proshkolu.ru, http://www.gramma.ru , http://iclass.home-edu.ru

Раздел 8. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи (13 часов).

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Формы и методы контроля: итоговая административная контрольная работа (сочинение).

Использование компьютерных технологий: http://school.do-rcnttu-kbr.ru/, www.proshkolu.ru, http://www.gramma.ru , http://iclass.home-edu.ru

5. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  1. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Программа позволит добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


6. Учебно-методическое обеспечение

УМК 1. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. Учебник русского языка 9 класс. М., 2013.

2. Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2010.

для учителя:

  • Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Учебник русского языка 9 класс

  • Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2010

  • Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2010

  • Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2011

  • Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2007

  • Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007

  • Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

  • Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

  • Камалетдинова И.А. Казань из века в век: Дидактические материалы по русскому языку., -Казань, 2003

  • Гостева Ю.Н., Васильевых И. П., Егораева Г. Т..ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С) -М.: Издательство «Экзамен»,2013 – 22 с.

  • Универсальное мультимедийное пособие. Русский язык. 9 класс. М. – Экзамен. – 2013

  • ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И. П. Цыбулько-М.: Изд-во «Национальное образование», 2012.-242с.

для учащихся:

1. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013г.

2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.

3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.

5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.

9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.

10. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.

Информационные источники:

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/

  • http://www.gramota.ru

  • http://rus.1september.ru

  • http://www.philolog.ru/dahl

  • http://www.rus-ege.com

  • http://www.ruslang.ru

  • http://www ruthenia.ru

  • http://www.rm.kirov.ru

  • http://www.gramma.ru

  • http://philologos.narod.ru

  • http://cfrl.ruslang.ru

  • http://www.medialingua.ru

  • http://mapryal.russkoeslovo.org

  • http://www.riash.ru

  • http://www.ruscorpora.ru

  • http://yarus.aspu.ru

  • http://www russkoeslovo.org

  • http://www.slovari.ru

  • http://www.rusreadorg.ru

  • http://fonetica.philol.msu.ru

  • http://www.russianforall.ru

  • http://ruslang.karelia.ru

  • http://www ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html.

  • http://character.webzone.ru.

  • http://starling.rinet.ru.

  • http://www. svetozar.ru.

  • http://vedi.aesc.msu.ru.

  • http://dic.academic.ru.

  • http://www speakrus.ru/dict.

  • http://www.slovopedia.com.

  • http://www.naexamen.ru/gram.

  • http://www. russkiymir.ru.

  • http://www ruscenter.ru.

  • http://www. opentextnn.ru.






Календарно-тематическое планирование (102 ч).

п/п

Тема урока

Кол-во

ч-в

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, вид самостоятельной работы


Знать

Уметь


Глава 1.Введение. Международное значение русского языка (2 часа).


1

Международное значение русского языка.

1

Вводный

Мировые языки. Генеология. Языковые семьи.

Знать :

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка

Российской Федерации и средства межнационального общения;основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,

грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;

б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять

связный текст на заданную тему.


Текущий контроль


2

Р.р Выборочное изложение по упражнению 6.

1

Урок развития речи.

Последовательность работы над изложением.

Совершенствовать речевую и мыслительную деятельность,коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использование.

Уметь писать выборочное изложение Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать выборочное изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение


Глава 2. Повторение изученного в V-VIII классах. (10 часов)











3

Анализ изложения. Устная и письменная речь.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Речь. Основные жанры письменной речи: договор; деловые письма; служебная записка; акт; указание; распоряжение; доверенность. Служебная телеграмма как официальный документ.

Знать: смысл понятий: речь устная, письменная монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Совершенствовать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использование.

Словарная работа, объяснительный диктант


4

Монолог. Диалог.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Диалог. Монолог. Виды речи. Письменная и устная речь.

Знать: Основные признаки разговорной речи, разных стилей речи.

Признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета.

Уметь анализировать, систематизировать полученный в ходе изучения русского языка материал.

Текущий контроль


5

Стили речи.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Стили и типы речи, анализ языковых единиц. Стили языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.

Знать:

названия стилей .Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.


Уметь: различать стили, определять их жанры, тему, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи.


Составление текстов разных типов речи.


6

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов-о/с, д/с. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Закреплять умение

различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения.

Уметь: производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему. Производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.


Тест, объяснительный диктант


7

Предложения с обособленными членами.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Обособленные второстепенные члены предложения

Знать: определения второстепенных членов предложения уметь: опознавать предложения с обособленными членами. Устанавливать: смысловую и интонационную связь, использовать в речи.

Уметь грамотно выделять обособленные второстепенные члены предложения; обобщить изученный материал о причастном и деепричастном оборотах.


Текущий контроль, тест


8

Р.Р Сочинение по теме «Особая тишина музея».

1



Знать: определения предложений с обращениями, с вводными конструкциями.


Уметь: интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.

Входной контроль(диктант с грамматическим заданием)


9

Обращения,
вводные слова и вставные конструкции.

1

Урок коррекции знаний и повторения

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Знать: определения предложений с обращениями, с вводными конструкциями .Развитие у обучающихся умения находить обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи.

Уметь: интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.


Работа над ошибками


10

Изложение с продолжением по теме «Роль книги в современном мире».

1







11

Входная административная контрольная работа(диктант с грамматическим заданием).



Урок контроля.




Входной контроль(диктант с грамматическим заданием).


12

Анализ ошибок диктанта.








Сложное предложение. Культура речи (9 ч.(2р/р + 1к/р).


13

Понятие о сложном предложении.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения .Основные средства связи между частями сложного предложения

Знать:

классификацию сложных предложений,

научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

уметь:

отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы.

Свободный диктант.


14

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

Урок изучения нового материала

Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми в составе сложного.

Знать:

классификацию сложных предложений.



уметь: разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения с заданной конструкцией.

Текущий контроль, словарная работа


15

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания.

Знать; основные принципы пунктуации;
классифицировать знаки препинания;
систематизировать знания учащихся о способах употребления знаков препинания;
- обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся;
совершенствовать правописные навыки.

уметь: интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания.

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа


16

Р.р Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».

1

Урок развития речи.

Основная мысль,

смысловая цельность, структурная связность, членимость

Формирование умений адекватно понимать и передавать основную мысль в собственном письменном высказывании,

формирование  практических  умений речевого оформления текста: смысловой цельности, структурной связности, членимости, логике развития замысла, законченности.

уметь адекватно понимать и передавать основную мысль в собственном письменном высказывании.

Сочинение


17

Интонация сложного предложения.








18

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение. Культура речи».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения

Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

Уметь применять теоретические знания на практике

Текущий контроль


19

Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация».








20

Анализ ошибок контрольной работы.








21

Р.Р.Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».








Сложносочиненные предложения (10часов(2р/р+1к/р).


22

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

Урок изучения нового материала

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

Знать: грамматические признаки ССП, его строение.

Уметь: интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями.

Выявлять: эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам.



23

Р.Р.Устное сообщение на заданную тему.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

ССП, его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения.

Знать: грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями,


Уметь: создавать тексты-повествования с использованием ССП конструировать предложения по схеме. Формирование умений определять смысловые отношения между частями в сложносочинённом предложении. дать понятие о смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения;
способствовать развитию логического мышления.

Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам


24

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Знать: основные группы ССП по значению и союзам.


уметь: определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Словарный диктант, комплексный анализ текста


25

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Уметь: опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения.

Текущий контроль


26

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем.

Знать: основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь: определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

Текущий контроль


27

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний


Знать: основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь: опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения.

Текущий контроль


28

Р.Р.Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком…».








29

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

1

Урок изучения нового материала

План пунктуационного разбора ССП.

Научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.

Словарная работа, текущий контроль


30

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП.

проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Уметь: опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения.

Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам


31

Тестовое задание по теме «Сложносочиненные предложения».

1

Урок контроля.

Тесты

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке.

Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь выполнять тестовые задания.

Тест



Сложноподчиненные предложения. 7 часов (3р/р+1к/р)



32

Работа над ошибками. Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

Урок коррекции знаний и изучения нового материала.

Сложноподчиненное предложение, средства связи частей СПП. Главное и придаточное предложения и смысловые отношения между ними. Знаки препинания в СПП с двойными союзами.

Знать о сложно-
подчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей.

Уметь находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания в СПП.

Объяснительный диктант


33

Отзыв о картине И. Тихого «Аисты».








34

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Союзы и союзные слова

Знать, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами;

 Уметь находить средства связи в сложноподчиненном предложении и разграничивать подчинительные союзы и союзные слова.

Совершенствовать пунктуационные умения, навыки составления графических схем сложноподчиненных предложений..Сформировать понятие о средствах связи в сложноподчиненном предложении.



Самостоятельная работа. 


35

Р.Р.Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?»

1


Обобщение теоретических сведений, полученных на предыдущих уроках. Отработка умений расставлять знаки препинания в ССП разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП и др.)

Знать: структуру СПП, средства связи его частей.


Уметь: определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания. Уметь находить и определять роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Самостоятельная работа.


36

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».








37

Анализ ошибок работы.








38

Р.Р.Сжатое изложение по теме «Пушкин-писатель и Пушкин-художник








Основные группы сложноподчинённых предложений 27 часов(5р/р+3к/р).


39

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Основные группы СПП по строению и значению. СПП с придаточными определительными.


Знать: структуру СПП, средства связи его частей.

Уметь находить придаточные определительные в СПП по характерным признакам, правильно употреблять в речи. Расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными. Составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Проверочная работа.


40

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

Урок изучения нового материала усвоения знаний

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Знать: определения придаточных изъяснительных.



Уметь: находить придаточные изъяснительные в тексте.

Уметь: определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом. 


41

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1







42

Р.Р.Сжатое изложение по теме «Жан Батист Мольер».








43

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».








44

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».








45

Анализ ошибок работы.








46

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.








47

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Урок усвоения знаний.

Придаточные времени и места, отличие их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных), знаки препинания в указанных типах предложений

Знать: определения придаточных времени и места.


Уметь: ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места.


Текущий контроль


48

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.




 Формирование практических умений, необходимых для успешного выполнения первой части экзаменационной работы на ОГЭ 




49

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия.

1

Урок изучения нового материала

Придаточные причины, условия, уступки, следствия. и цели, отличие их от других видов придаточных предложений

Знать: определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.


Уметь: правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения употреблять в речи.


Проверочная работа.


50

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия.

1

Урок изучения нового материала

Придаточные причины, условия, уступки, следствия и цели, отличие их от других видов придаточных предложений

Знать: определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.

уметь:

правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи.

Контрольный словарный диктант.


51

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.

1

Урок изучения нового материала

Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное

Знать: определения придаточных

образа действия, меры и степени и сравнительными.

уметь:

правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи.

Проверочная работа.


52

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными.

1

Комбинированный урок

Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное

Знать: определения придаточных

образа действия, меры и степени и сравнительными.

уметь:

правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи.

Самостоятельная работа.


53

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1







54

Контрольный тест по теме: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

1

Урок контроля.

Тесты

Знать: классификацию СПП с несколькими придаточными.

Уметь выполнять тестовые задания.

Тест


55

Анализ ошибок диктанта.








56

Р.Р.Сочинение на основе картины по теме «Родина».








57

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

1

Урок изучения нового материала

СПП с несколькими придаточными.

Знать:

определения придаточных.



Уметь: распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания.

Текущий контроль


58

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

1

Урок изучения нового материала

СПП с несколькими придаточными.

Знать:

определения придаточных.



Уметь: распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания.

Текущий контроль


59

Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря.

1







60

Сжатое изложение по теме «Толковый словарь С.И. Ожегова».








61

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения.








62

Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».








63

Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений».








64

Работа над ошибками.








65

Р.Р. Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг».








Бессоюзные сложные предложения 14 часов (2р/р+1к/р).


66

Работа над ошибками. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

Урок коррекции знаний и изучения нового материала.

Понятие о БСП. Интонация в БСП.
Смысловые отношения между частями в БСП

Знать: синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП.

Уметь:

опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении.


Контрольный орфографический диктант.


67

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1







68

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового материала

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы

Знать: синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП. Формировать умения правильного интонирования.

Уметь: выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать.

Комплексный анализ текста.


69

Р.Р.Подробное изложение по теме «Что такое искусство?»









Контрольный тест. Подготовка к ГИА.

1

Урок контроля.

Тесты

Знать: классификацию СПП с несколькими придаточными.

Уметь выполнять тестовые задания.

Тест


70

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

Урок изучения нового материала

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать: условия постановки двоеточия в БСП.


Уметь: конструировать предложения со значениями причины/. Пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями сложного предложения.

Комплексный анализ текста.


71

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

Урок изучения нового материала

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать: условия постановки двоеточия в БСП.


Уметь: конструировать предложения со значениями причины/. Пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями сложного предложения.

Комплексный анализ текста.


72

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового материала

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки тире в БСП.


Уметь: выявлять смысловые
отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать.


Самостоятельная работа


73

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок изучения нового материала

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки тире в БСП.


Уметь: выявлять смысловые
отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать.


Самостоятельная работа


74

Р.Р.Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).








75

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

1

Комбинированный урок

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения.

Знать: соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП.


Уметь: опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания.

Проверочная работа.


76

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания».








77

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания».








78

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1

Урок контроля.

Строение БСП, средства связи, знаки препинания в БСП.

Знать: определения БСП.


Уметь: опознавать БСП в тексте. разные виды бессоюзных сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.

Диктант с грамматическим заданием


79

Анализ ошибок работы.

1







Сложные предложения с различными видами связи 10 часов (2р/р+1к/р)


80

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

Урок коррекции знаний и урок усвоения знаний.

Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи

Знать: основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.


Уметь: разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова.


Предупредительный диктант


81

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

2

Урок изучения нового материала

Сведения о сложном предложении. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы

Знать: основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.



Уметь: разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова.

Комплексный анализ текста, тест


82

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

Комбинированный урок

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения с различными видами связи.


Знать: теоретический материал по теме урока


Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. разбор и предложений.

Объяснительный диктант.


83

Р.Р. Изложение по упражнению 219.

1

Урок развития речи.

Тема, основная мысль текста. Стилевая принадлежность текста и тип речи. Выразительные средства языка.

Знать особенности написания краткого изложения

Уметь излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой, уметь формулировать развернутый ответ на предложенную тему.

Изложение


84

Анализ изложения. Публичная речь.

1

Комбинированный урок

Речь. Публичная речь. Виды речи.

Знать:

что такое публичная речь.


Уметь: отличать понятия «публичный» и «публицистический»,знать особенности публичной речи.


Текущий контроль


85

Публичное выступление по теме «Взрослые и мы».








86

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Союзные сложные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Знать: основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.


Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.


Тест или проверочная работа


87

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Урок повторения и обобщения знаний

Союзные сложные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Знать: основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.


Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.


Тест или проверочная работа


88

Тестовое задание по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Урок контроля знаний

Тесты

Знать: основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Уметь выполнять тестовые задания. Уметь применять теоретические знания на практике.

Тест


89

Работа над ошибками.








Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 13 часов (3р/р+1к/р)




90

Работа над ошибками. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика и графика.

1

Комбинированный урок

Звуки русского языка и их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.

Знать основные сведения о фонетике и графике.

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения

гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить

звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических

норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в

практической деятельности,

уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от

фонетических условий.

Работа с таблицами, свободный диктант


91

Лексикология и фразеология.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Лексикология. Фразеология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные и исконно русские слова.

Знать основные сведения о лексикологии и фразеологии

Уметь определять правописание слова в зависимости от его значения, распознавать изобразительно – выразительные средства. Уметь применять знания о синонимах и антонимах на практике. Развивать внимание к слову, уметь работать со словарем.

Объяснительный диктант.


92

Морфемика.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Основные сведения по словообразованию и морфемике. Употребление частей речи . Соблюдение ном русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Знать понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»)

Уметь определять зависимость правописания слова от его строения, знать теоретический материал по теме «Словообразование».

Тематический контроль, тест, опрос


93

Итоговая административная контрольная работа (сочинение).

1

Урок контроля

Сочинение

Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем.

Уметь видеть в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты

Уметь составлять сообщение по заданной теме, определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, выбирать стиль речи и определять

композицию, предупреждать

возможные речевые ошибки,

соблюдать нормы литературного

языка

Сочинение


94



Словообразование.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Словообразование. Строение слов. Образование слов.

Знать теоретический материал по теме «Словообразование».

Уметь определять зависимость правописания слова от его строения. Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании

Тематический контроль, тест, опрос


95

Морфология.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Употребление частей речи . Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Знать основные сведения о частях речи.

Уметь определять зависимость правописания слова от его грамматических признаков (Н/НН в суффиксах причастий и прилагательных; правописание омонимичных частей речи). (Н/НН в суффиксах причастий; личные окончания глаголов). (НЕ с различными частями речи).

Тематический контроль


96

Синтаксис.

2

Урок повторения и обобщения знаний

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение.

ССП,СПП.

Знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста.

Уметь:конструировать предложения;выявлять:

смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте.

Тематический контроль


97

Р.Р.Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути».








98

Орфография. Пунктуация.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Орфография. Орфограмма. Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания. Пунктуация. Знаки завершения, разделения. Пунктуация при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях. Пунктуация при прямой речи и диалоге.

Знать: теоретический материал по теме урока

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении.

Комплексный анализ текста


99

Р.Р.Сочинение на свободную тему.

1







100

Работа над ошибками.








101

Итоговая работа за курс 9 класса.

1

Итоговый повторительно-обобщающий урок.

Повторение, систематизация.

Знать: пройденный материал. Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся.


Уметь: применять теорию в практике.

Тематический контроль


102

Итоги курса русского языка в 9 классе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!