МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО на заседании ГМО учителей русского языка и литературы протокол №____ от ____________________20__г. ___________________ Л.Н.Миронова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Г.Р.Сказкоподателева «_____»______________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № 10 ____________Т.Ю. Мерзина «_____»_____________20__ г. |
Приложение к ООП ООО
Рабочая программа
Наименование курса: русский язык
Класс: 8А
Уровень общего образования основная школа
Учитель русского языка Малыгина Ольга Николаевна
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю, 102 часа в год
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой. Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2016 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом требований примерной образовательной программы МБОУ СШ № 10 и УМК:
Учебники и пособия:
Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2016.
Рабочую программу составил(а) _______________________Малыгина Ольга Николаевна Подпись
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение): понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли,
основной и дополнительной информацией);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 ч.)
Повторение изученного в V–VII классах (5+2)
Словосочетание (6ч +1ч)
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Второстепенные члены предложения (7ч + 2ч)
Простые односоставные предложения (8 ч + 1ч)
Простое осложнённое предложение (2часа)
Однородные члены предложения (9ч. +2 ч.)
Обособленные члены предложения (10ч + 1ч)
Обращение(4ч)
Вводные и вставные конструкции (8ч+4)
Чужая речь (6 ч + 2 ч)
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7ч.)
Резервные уроки (2ч.)
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 А классе
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
По плану | фактически |
1 | | | Русский язык в современном мире | 1 |
2 | | | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
3 | | | Н и нн в словах разных частей речи. (§ 4) | 1 |
4 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. (§ 5) | 1 |
5 | | | Р.речи. Изложение (сжатое) по упр.26-27 | 1 |
6 | | | Р. речи. Сочинение по упр.36 | 1 |
7 | | | Диктант по итогам повторения. | 1 |
8 | | | Анализ диктанта | 1 |
9 | | | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
10 | | | РР Текст как единица синтаксиса. | 1 |
11 | | | Предложение как единица синтаксиса. | 1 |
12 | | | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 |
13 | | | Виды словосочетаний. | 1 |
14 | | | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 |
15 | | | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
16 | | | Грамматическая основа предложения. | 1 |
17 | | | Порядок слов в предложении. | 1 |
18 | | | Интонация | 1 |
19 | | | РР.Описание памятника культуры. | 1 |
20 | | | Подлежащее. | 1 |
21 | | | Сказуемое. | 1 |
22 | | | Простое глагольное сказуемое. | 1 |
23 | | | Составное глагольное сказуемое. | 1 |
24 | | | Составное именное сказуемое. | 1 |
25 | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
26 | | | РР Изложение с описанием местности «Ленинград». | 1 |
27 | | | РР Написание изложения. | 1 |
28 | | | Второстепенные члены предложения. | 1 |
29 | | | Дополнение. | 1 |
30 | | | Определение . | 1 |
31 | | | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 |
32 | | | Обстоятельство. | 1 |
33 | | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 |
34 | | | Р. речи.Характеристика человека. | 1 |
35 | | | Р.речи. Сочинение по картине Ю.Рикши «Проводы ополчения» | 1 |
36 | | | Диктант с грамматическим заданием по теме «Члены предложения». | 1 |
37 | | | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. | 1 |
38 | | | Определённо- личные предложения. | 1 |
39 | | | Неопределённо-личные предложения. | 1 |
40 | | | Инструкция | 1 |
41 | | | Безличные предложения. | 1 |
42 | | | РР. Рассуждение | 1 |
43 | | | Неполные предложения | 1 |
44 | | | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 |
45 | | | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 |
46 | | | Понятие об осложнённом предложении | 1 |
47 | | | Контрольная работа за первое полугодие | 1 |
48 | | | Однородные члены предложения. | 1 |
49 | | | РР Сочинение- репортаж описания города (улицы). | 1 |
50 | | | РР Написание сочинения. | 1 |
51 | | | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
52 | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | 1 |
53 | | | Запятая между однородными членами. | 1 |
54 | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 |
55 | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 |
56 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 |
57 | | | Обобщение по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
58 | | | Диктант по теме «Однородные члены предложения», анализ. | 1 |
59 | | | Понятие об обособлении. | 1 |
60 | | | Понятие об обособлении. | 1 |
61 | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
62 | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
63 | | | РР. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 |
64 | | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
65 | | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
66 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
67 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
68 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 |
69 | | | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
70 | | | Назначение обращения | 1 |
71 | | | Распространённые обращение. | 1 |
72 | | | Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 |
73 | | | Употребление обращений. | 1 |
74 | | | Вводные конструкции. | 1 |
75 | | | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. | 1 |
76 | | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 |
77 | | | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 |
78 | | | РР Изложение с творческим заданием «Лёля и Наташа» | 1 |
79 | | | РР Написание изложения. | 1 |
80 | | | Междометия в предложении. | 1 |
81 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 |
82 | | | Обобщающий урок по теме. | 1 |
83 | | | Контрольное тестирование по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», анализ. | 1 |
84 | | | РР Сжатое изложение «Красивый язык». | 1 |
85 | | | РРР Написание изложения. | 1 |
86 | | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | 1 |
87 | | | Прямая и косвенная речь. | 1 |
88 | | | Строение предложений с прямой речью. | 1 |
89 | | | РР Деловые бумаги. | 1 |
90 | | | Диалог | 1 |
91 | | | Р. речи. Рассказ | 1 |
92 | | | Цитаты. Знаки препинания. | 1 |
93 | | | Повторение и обобщение по теме «Чужая речь». | 1 |
94 | | | Словосочетание. Виды связи. | 1 |
95 | | | Односоставные и двусоставные предложения. | 1 |
96 | | | Типы односоставных предложений. | 1 |
97 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
98 | | | Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 |
99 | | | Орфография и пунктуация | 1 |
100 | | | Итоговое тестирование, анализ. | 1 |
101 | | | Резервный урок | 1 |
102 | | | Резервный урок | 1 |