ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
Увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых речевых средств.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;
участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание содержания устного и письменного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
говорение и письмо:
создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (102 часа)
Введение (11 часов+4р/р)
Язык как развивающееся явление. Связь развития языка и развития общества. Факты, влияющие на развитие языка. Исторические изменения в лексике, фонетике и грамматике. Пассивный и активный запас языка. Устаревшие слова и неологизмы. Пути развития состава русского языка. Стили речи. Функции и сферы применения официально-делового стиля, его основные стилевые особенности: предельная информативность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности. Основные языковые средства и жанры официально-делового стиля. Язык как основной элемент структуры художественного произведения. Общая характеристика художественного стиля: образность и широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств языка других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка. Функции и сферы применения, стилевые особенности, основные языковые средства и жанры. Правила, позволяющие сделать процесс чтения эффективным. Виды чтения (ознакомительное, поисковое/просмотровое, изучающее) и цели чтения. Тема, идея и проблема текста. Тезисный план. Ключевые слова. Композиция. Стили и типы речи. Работа с текстом.
Сложносочинённое предложение (14 часов+6р/р)
Классификация типов сложных предложений. Состав сложных предложений. Способы связи простых предложений в составе сложных. Сочинительные союзы. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Строение сложносочинённых предложений и средства связи между простыми предложениями в его составе. Разряды сочинительных союзов по значению: соединительные, противительные и разделительные. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Синтаксические средства связи между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения. Различие простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённых предложений. Запятая в сложносочинённом предложении. Постановка точки с запятой и тире ( при неожиданном присоединении или резком противопоставлении ) в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена, общего вводного слова и общего придаточного предложения. Синтаксический и пунктуационный разборы простого и сложносочинённого предложений. Работа с текстом.
Сложноподчинённое предложение (27 часов+6р/р)
Строение сложноподчинённых предложений и средства связи между главным и придаточным предложениями в его составе. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Запятая(-ые) в сложноподчинённом предложении. Отличия подчинительных союзов и союзных слов. Способы различия союзов и относительных местоимений, а также местоименных наречий. Роль указательных слов (местоимений и наречий) в подчинении придаточных предложений. Однозначные и многозначные подчинительные союзы и союзные слова. Признаки придаточных определительных, их значение и функция, способы присоединения к главному предложению. Особенности расположения союзного слова «который» в придаточной части предложения. Признаки придаточных изъяснительных, их функция, способы присоединения к главному предложению. Использование придаточных дополнительных предложений для передачи косвенной речи. Различие придаточных определительных и изъяснительных. Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельными. Признаки придаточных обстоятельственных, их значения и функции, способы присоединения к главному предложению. Различие обстоятельственных придаточных. Особенности постановки запятой в сложноподчинённом предложении с составным союзом. Стилистические оттенки союзов. Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (последовательное подчинение и соподчинение: параллельное (неоднородное) и однородное). Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединёнными неповторяющимися союзами и,или,либо, да (в значении и). Правила расстановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением: запятая и её отсутствие при сочетании двух подчинительных союзов. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Работа с текстом.
Бессоюзное сложное предложение (14 часов+2 р/р)
Основные признаки бессоюзных предложений. Средства связи между простыми предложениями в составе бессоюзного. Особенности интонации сложных бессоюзных предложений. Сопоставление сложных бессоюзных предложений с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Синтаксические синонимы. Сферы использования бессоюзных предложений. Типы смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения: перечисление, причина, пояснение, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие, сравнение, быстрая смена событий, неожиданное присоединение. Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (одновременного с глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времен и последовательного с глаголами совершенного вида). Перечислительная интонация. Двоеточия в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения. Особенности интонирования данных предложений (интонация предупреждения, пауза, интонация заключения). Синтаксические синонимы. Двоеточие после слов автора перед прямой речью и после обобщающего слова перед однородными членами. Тире в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, быстрой смены событий, неожиданного присоединения, времени, условия, следствия, вывода и сравнения. Синтаксические синонимы. Особенности интонирования данных предложений. Тире между подлежащим и сказуемым, в диалоге и прямой речи, перед обобщающим словом, в неполном предложении, при приложении и вставных конструкциях. Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения. Работа с текстом.
Сложное предложение с разными видами связи (5 часа+3р/р)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, особенности использования их в речи. Запятая и её отсутствие в сложном предложении с разными видами связи на стыке сочинительного и подчинительного союзов. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Работы с текстом.
Повторение (8 часов)
Комплексное повторение орфографических и пунктуационных правил, вызывающих наибольшее затруднение. Выполнение различных видов разборов, тестовых заданий. Работа с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Раздел 1 Введение (11+6р.р) | П. | Ф. |
1 | Русский язык как развивающееся явление (п.1). | 1 | | |
2 | Формы функционирования современного русского языка(п.1). | 1 | | |
3 | Р.Р. Аудирование и чтение | 1 | | |
4 | Р.Р. Аудирование и чтение. Информационная переработка текста. | 1 | | |
5 | Официально-деловой стиль (п.2). | 1 | | |
6 | Русский язык - язык русской художественной литературы (п.3). | 1 | | |
7 | Анализ речи с точки зрения использования литературного языка (п.3). | 1 | | |
8 | Подготовка к контрольной работе по стилистике | 1 | | |
9 | Контрольная работа по стилистике | 1 | | |
10 | Р.Р. Аудирование и чтение. План. Тезисы. | | | |
11 | Р.Р. Аудирование и чтение. Передача содержания текста. | 1 | | |
12 | Чтение и его виды (п.4). | 1 | | |
13 | Чтение и его виды . Обобщение материала(п.4). | 1 | | |
14 | Р.Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. | 1 | | |
15 | Р.Р. Написание сочинения – рассуждения. | 1 | | |
16 | Контрольный диктант | 1 | | |
17 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 2. Сложносочинённое предложение (14+6р/р) |
18 | Понятие о сложном предложении (п.5). | 1 | | |
19 | Классификация типов сложных предложений(п.5). | 1 | | |
20 | Р.Р. Сочинение на заданную тему | 1 | | |
21 | Р.Р. Написание сочинения | 1 | | |
22 | Понятие о сложносочиненном предложении (п.6). | 1 | | |
23 | Понятие о сложносочиненном предложении, его строени (п.6). | 1 | | |
24 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению | 1 | | |
25 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 | | |
26 | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. | 1 | | |
27 | Виды сложносочинённых предложений (п.7). | 1 | | |
28 | Р.Р. Подробное изложение | 1 | | |
29 | Р.Р. Подробное изложение. Развитие и совершенствование умений | 1 | | |
30 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении (п.8). | 1 | | |
31 | Закрепление темы знаки препинания в сложносочинённом предложении (п.8). | 1 | | |
32 | Контрольный тест в формате ГИА. | 1 | | |
33 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения (п.9). | 1 | | |
34 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения. Основные пунктуационные нормы (п.9). | 1 | | |
35 | Повторение темы «Сложносочинённое предложение» (п.10). | 1 | | |
36 | Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | | |
37 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 3. Сложноподчинённое предложение (27+6 р/р) |
38 | Понятие о сложноподчинённом предложении (п.11). | 1 | | |
39 | Союзы и союзные слова (п.12). | 1 | | |
40 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (п.12). | 1 | | |
41 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Схемы сложноподчиненных предложений (п.12). | 1 | | |
42 | Закрепление по теме знаки препинания в сложноподчинённом предложении (п.12). | 1 | | |
43 | Р.Р. Подготовка к сочинению – рассуждению. | 1 | | |
44 | Р.Р. Написание сочинения – рассуждения. | 1 | | |
45 | Классификация сложноподчинённых предложений (п.13). | 1 | | |
46 | Закрепление по теме классификация сложноподчинённых предложений (п.13). | 1 | | |
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (п.14). | 1 | | |
48 | Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (п.14). | 1 | | |
49 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению | 1 | | |
50 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 | | |
51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (п.15). | 1 | | |
52 | Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (п.15). | 1 | | |
53 | Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными (п.16). | 1 | | |
54 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени (п.16). | 1 | | |
55 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места (п.17). | 1 | | |
56 | Р.Р.Составление плана текста. | 1 | | |
57 | Р.Р.Составление плана текста. Разноаспектный анализ текста. | 1 | | |
58 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины (п.18). | 1 | | |
59 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели (п.18). | 1 | | |
60 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия (п.18). | 1 | | |
61 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия (п.19). | 1 | | |
62 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки (п.19). | 1 | | |
63 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки (п.19). | 1 | | |
64 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия (п.20). | 1 | | |
65 | Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени и сравнительными (п.20). | 1 | | |
66 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (п.21). | 1 | | |
67 | Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (п.21). | 1 | | |
68 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения (п.22). | 1 | | |
69 | Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (п.23). | 1 | | |
70 | Контрольный тест в формате ГИА | 1 | | |
Раздел 4. Бессоюзное сложное предложение (14+2 р/р) |
71 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (п.24). | 1 | | |
72 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (п.24) | 1 | | |
73 | Виды бессоюзных сложных предложений (п.25) | 1 | | |
74 | Закрепление по теме виды бессоюзных сложных предложений (п.25) | 1 | | |
75 | Р.Р. Подготовка к сочинению – рассуждению | 1 | | |
76 | Р.Р. Сочинение – рассуждение | 1 | | |
77 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (п.26). | 1 | | |
78 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (п.26). | 1 | | |
79 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения дополнения (п.27). | 1 | | |
80 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (п.27). | 1 | | |
81 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. (п.28) | | | |
82 | Тире в бессоюзном сложном предложении(п.28). | 1 | | |
83 | Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения (п.29). | 1 | | |
84 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (п.30). | 1 | | |
85 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | | |
86 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 5. Сложное предложение с разными видами связи (5+3 р/р) |
87 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (п.31). | 1 | | |
88 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
89 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
90 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи (п.32). | 1 | | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи. Основные пунктуационные нормы в письменной речи (32) | 1 | | |
92 | Р.Р. Презентация результатов проектных работ | | | |
93 | Контрольный тест в формате ГИА | | | |
94 | Работа над ошибками | | | |
Раздел 6. Повторение (8) |
95 | Повторение и систематизация изученного материала. | | | |
96 | Подготовка к сжатому изложению | | | |
97 | Написание сжатого изложения | | | |
98 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | | | |
99 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА. | | | |
100 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
101 | Повторение и систематизация изученного материала. | | | |
102 | Подведение итогов учебного года. | | | |