СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1. Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  2. Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  3. Увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых речевых средств.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;

  • участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  1. способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержания устного и письменного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

говорение и письмо:

  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

  1. освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

  2. проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (102 часа)

Введение (11 часов+4р/р)

Язык как развивающееся явление. Связь развития языка и развития общества. Факты, влияющие на развитие языка. Исторические изменения в лексике, фонетике и грамматике. Пассивный и активный запас языка. Устаревшие слова и неологизмы. Пути развития состава русского языка. Стили речи. Функции и сферы применения официально-делового стиля, его основные стилевые особенности: предельная информативность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности. Основные языковые средства и жанры официально-делового стиля. Язык как основной элемент структуры художественного произведения. Общая характеристика художественного стиля: образность и широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств языка других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка. Функции и сферы применения, стилевые особенности, основные языковые средства и жанры. Правила, позволяющие сделать процесс чтения эффективным. Виды чтения (ознакомительное, поисковое/просмотровое, изучающее) и цели чтения. Тема, идея и проблема текста. Тезисный план. Ключевые слова. Композиция. Стили и типы речи. Работа с текстом.


Сложносочинённое предложение (14 часов+6р/р)

Классификация типов сложных предложений. Состав сложных предложений. Способы связи простых предложений в составе сложных. Сочинительные союзы. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Строение сложносочинённых предложений и средства связи между простыми предложениями в его составе. Разряды сочинительных союзов по значению: соединительные, противительные и разделительные. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Синтаксические средства связи между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения. Различие простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённых предложений. Запятая в сложносочинённом предложении. Постановка точки с запятой и тире ( при неожиданном присоединении или резком противопоставлении ) в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена, общего вводного слова и общего придаточного предложения. Синтаксический и пунктуационный разборы простого и сложносочинённого предложений. Работа с текстом.


Сложноподчинённое предложение (27 часов+6р/р)

Строение сложноподчинённых предложений и средства связи между главным и придаточным предложениями в его составе. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Запятая(-ые) в сложноподчинённом предложении. Отличия подчинительных союзов и союзных слов. Способы различия союзов и относительных местоимений, а также местоименных наречий. Роль указательных слов (местоимений и наречий) в подчинении придаточных предложений. Однозначные и многозначные подчинительные союзы и союзные слова. Признаки придаточных определительных, их значение и функция, способы присоединения к главному предложению. Особенности расположения союзного слова «который» в придаточной части предложения. Признаки придаточных изъяснительных, их функция, способы присоединения к главному предложению. Использование придаточных дополнительных предложений для передачи косвенной речи. Различие придаточных определительных и изъяснительных. Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельными. Признаки придаточных обстоятельственных, их значения и функции, способы присоединения к главному предложению. Различие обстоятельственных придаточных. Особенности постановки запятой в сложноподчинённом предложении с составным союзом. Стилистические оттенки союзов. Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (последовательное подчинение и соподчинение: параллельное (неоднородное) и однородное). Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединёнными неповторяющимися союзами и,или,либо, да (в значении и). Правила расстановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением: запятая и её отсутствие при сочетании двух подчинительных союзов. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Работа с текстом.

Бессоюзное сложное предложение (14 часов+2 р/р)

Основные признаки бессоюзных предложений. Средства связи между простыми предложениями в составе бессоюзного. Особенности интонации сложных бессоюзных предложений. Сопоставление сложных бессоюзных предложений с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Синтаксические синонимы. Сферы использования бессоюзных предложений. Типы смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения: перечисление, причина, пояснение, дополнение, противопоставление, время, условие, следствие, сравнение, быстрая смена событий, неожиданное присоединение. Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (одновременного с глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времен и последовательного с глаголами совершенного вида). Перечислительная интонация. Двоеточия в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения. Особенности интонирования данных предложений (интонация предупреждения, пауза, интонация заключения). Синтаксические синонимы. Двоеточие после слов автора перед прямой речью и после обобщающего слова перед однородными членами. Тире в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, быстрой смены событий, неожиданного присоединения, времени, условия, следствия, вывода и сравнения. Синтаксические синонимы. Особенности интонирования данных предложений. Тире между подлежащим и сказуемым, в диалоге и прямой речи, перед обобщающим словом, в неполном предложении, при приложении и вставных конструкциях. Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения. Работа с текстом.

Сложное предложение с разными видами связи (5 часа+3р/р)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, особенности использования их в речи. Запятая и её отсутствие в сложном предложении с разными видами связи на стыке сочинительного и подчинительного союзов. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Работы с текстом.

Повторение (8 часов)

Комплексное повторение орфографических и пунктуационных правил, вызывающих наибольшее затруднение. Выполнение различных видов разборов, тестовых заданий. Работа с текстом.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения


Раздел 1 Введение (11+6р.р)

П.

Ф.

1

Русский язык как развивающееся явление (п.1).

1



2

Формы функционирования современного русского языка(п.1).

1



3

Р.Р. Аудирование и чтение

1



4

Р.Р. Аудирование и чтение. Информационная переработка текста.

1



5

Официально-деловой стиль (п.2).

1



6

Русский язык - язык русской художественной литературы (п.3).

1



7

Анализ речи с точки зрения использования литературного языка (п.3).

1



8

Подготовка к контрольной работе по стилистике

1



9

Контрольная работа по стилистике

1



10

Р.Р. Аудирование и чтение. План. Тезисы.




11

Р.Р. Аудирование и чтение. Передача содержания текста.

1



12

Чтение и его виды (п.4).

1



13

Чтение и его виды . Обобщение материала(п.4).

1



14

Р.Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения.

1



15

Р.Р. Написание сочинения – рассуждения.

1



16

Контрольный диктант

1



17

Работа над ошибками

1



Раздел 2. Сложносочинённое предложение (14+6р/р)

18

Понятие о сложном предложении (п.5).

1



19

Классификация типов сложных предложений(п.5).

1



20

Р.Р. Сочинение на заданную тему

1



21

Р.Р. Написание сочинения

1



22

Понятие о сложносочиненном предложении (п.6).

1



23

Понятие о сложносочиненном предложении, его строени (п.6).

1



24

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению

1



25

Р.Р. Сжатое изложение

1



26

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

1



27

Виды сложносочинённых предложений (п.7).

1



28

Р.Р. Подробное изложение

1



29

Р.Р. Подробное изложение. Развитие и совершенствование умений

1



30

Знаки препинания в сложносочинённом предложении (п.8).

1



31

Закрепление темы знаки препинания в сложносочинённом предложении (п.8).

1



32

Контрольный тест в формате ГИА.

1



33

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения (п.9).

1




34

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения. Основные пунктуационные нормы (п.9).

1



35

Повторение темы «Сложносочинённое предложение» (п.10).

1



36

Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

1




37

Работа над ошибками

1



Раздел 3. Сложноподчинённое предложение (27+6 р/р)

38

Понятие о сложноподчинённом предложении (п.11).

1



39

Союзы и союзные слова (п.12).

1



40

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (п.12).

1



41

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Схемы сложноподчиненных предложений (п.12).

1



42

Закрепление по теме знаки препинания в сложноподчинённом предложении (п.12).

1



43

Р.Р. Подготовка к сочинению – рассуждению.

1



44

Р.Р. Написание сочинения – рассуждения.

1



45

Классификация сложноподчинённых предложений (п.13).

1



46

Закрепление по теме классификация сложноподчинённых предложений (п.13).

1



47

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (п.14).

1



48

Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (п.14).

1



49

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению

1



50

Р.Р. Сжатое изложение

1



51

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (п.15).

1



52

Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (п.15).

1



53

Группы сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными (п.16).

1



54

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени (п.16).

1



55

Сложноподчинённые предложения с придаточными места (п.17).

1



56

Р.Р.Составление плана текста.

1



57

Р.Р.Составление плана текста. Разноаспектный анализ текста.

1



58

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины (п.18).

1



59

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели (п.18).

1



60

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия (п.18).

1



61

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия (п.19).

1



62

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки (п.19).

1



63

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки (п.19).

1



64

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия (п.20).

1



65

Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени и сравнительными (п.20).

1



66

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (п.21).

1



67

Закрепление по теме сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (п.21).

1



68

Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения (п.22).

1



69

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (п.23).

1



70

Контрольный тест в формате ГИА

1



Раздел 4. Бессоюзное сложное предложение (14+2 р/р)

71

Понятие о бессоюзном сложном предложении (п.24).

1



72

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (п.24)

1



73

Виды бессоюзных сложных предложений (п.25)

1



74

Закрепление по теме виды бессоюзных сложных предложений (п.25)

1



75

Р.Р. Подготовка к сочинению – рассуждению

1



76

Р.Р. Сочинение – рассуждение

1



77

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (п.26).

1



78

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (п.26).

1



79

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения дополнения (п.27).

1



80

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (п.27).

1



81

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. (п.28)




82

Тире в бессоюзном сложном предложении(п.28).

1



83

Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения (п.29).

1




84

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (п.30).

1



85

Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1



86

Работа над ошибками

1



Раздел 5. Сложное предложение с разными видами связи (5+3 р/р)

87

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (п.31).

1



88

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1



89

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1



90

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи (п.32).

1



91

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи. Основные пунктуационные нормы в письменной речи (32)

1



92

Р.Р. Презентация результатов проектных работ




93

Контрольный тест в формате ГИА




94

Работа над ошибками




Раздел 6. Повторение (8)

95

Повторение и систематизация изученного материала.




96

Подготовка к сжатому изложению




97

Написание сжатого изложения




98

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему




99

Итоговая контрольная работа в формате ГИА.




100

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.




101

Повторение и систематизация изученного материала.




102

Подведение итогов учебного года.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!