2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | 1.09 | | |
Повторение изученного в V – VIII классах.(18ч. +6 р/р ) |
2 | Фонетика | 1 | 2.09 | | |
3 | Фонетика | 1 | 3.09 | | |
4 | Лексикология и фразеология. | 1 | 4.09 | | |
5 | Лексикология и фразеология. | 1 | 7.09 | | |
6 | Р/р Лексикология и фразеология. | 1 | 8.09 | | |
7 | Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» | 1 | 9.09 | | |
8 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | 10.09 | | |
9 | Морфемика. Словообразование. | 1 | 11.09 | | |
10 | Морфемика. Словообразование. | 1 | 14.09 | | |
11 | Морфология. | 1 | 15.09 | | |
12 | Морфология. | 1 | 16.09 | | |
13 | Р/р Подготовка к изложению упр.40 | 1 | 17.09 | | |
14 | Р/р Изложение по упр.40 | 1 | 18.09 | | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 21.09 | | |
16 | Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян» | 1 | 22.09 | | |
17 | Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян» | 1 | 23.09 | | |
18 | Анализ сочинений. | 1 | 24.09 | | |
19 | Синтаксис. Строение словосочетаний. | 1 | 25.09 | | |
20 | Виды связи в словосочетании | 1 | 28.09 | | |
21 | ВПР | 1 | 29.09 | | |
22 | Грамматическое значение словосочетаний | | 30.09 | | |
23 | Строение и грамматическое значение предложений | 1 | 1.10 | | |
24 | Основные группы односоставных предложений | | 2.10 | | |
25 | Предложения определенно- личные | 1 | 5.10 | | |
26 | Предложения неопределенно- личные | | 6.10 | | |
27 | Безличные предложения | | 7.10 | | |
28 | Назывные предложения | | 8.10 | | |
29 | Текст. Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) | 1 | 9.10 | | |
30 | Р/р Изложение по упражнению 63 | 1 | 12.10 | | |
31 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | | 13.10 | | |
32 | Предложения с однородными членами | | 14.10 | | |
33 | Предложения с однородными членами | | 15.10 | | |
34 | Предложения с обособленными членами | | 16.10 | | |
35 | Предложения с уточняющими обособленными членами | | 19.10 | | |
36 | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | | 20.10 | | |
37 | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | | 21.10 | | |
38 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 | 22.10 | | |
39 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 23.10 | | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. ( 3 ч +2р/р) |
40 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 1 | 9.11 | | |
41 | Основные виды сложных предложений. | 1 | 10.11 | | |
42 | Основные виды сложных предложений. | 1 | 11.11 | | |
43 | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. | 1 | 12.11 | | |
44 | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Конспект. | 1 | 13.11 | | |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения ( 7 ч +2р/р) |
45 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 16.11 | | |
46 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 17.11 | | |
47 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 18.11 | | |
48 | Р/р Изложение по тексту упр. 90 от третьего лица | 1 | 19.11 | | |
49 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 20.11 | | |
50 | Р/р Рецензия. | 1 | 23.11 | | |
51 | Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" | 1 | 24.11 | | |
52 | Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 | 25.11 | | |
53 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | 26.11 | | |
Сложноподчиненные предложения. ( 38 ч +5 р/р) |
54 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 27.11 | | |
55 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 30.11 | | |
56 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 1.12 | | |
57 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 2.12 | | |
58 | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | 3.12 | | |
59 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | 4.12 | | |
60 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | 7.12 | | |
61 | р/р Изложение.( упр.126) | 1 | 8.12 | | |
62 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | 9.12 | | |
63 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 10.12 | | |
64 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 11.12 | | |
65 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 14.12 | | |
66 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 | 15.12 | | |
67 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | 16.12 | | |
68 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | 17.12 | | |
69 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | 18.12 | | |
70 | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 | 21.12 | | |
71 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | 22.12 | | |
72 | Придаточные предложения места | 1 | 23.12 | | |
73 | Административная контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 24.12 | | |
74 | Придаточные предложения времени. | 1 | 25.12 | | |
75 | р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) | 1 | 11.01 | | 3 четверть |
76 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 12.01 | | |
77 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 | 13.01 | | |
78 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | | 14.01 | | |
79 | Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1 | 15.01 | | |
80 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 | 18.01 | | |
81 | Придаточные предложения условные. | 1 | 19.01 | | |
82 | Придаточные предложения причины. | 1 | 20.01 | | |
83 | Придаточные предложения цели. | 1 | 21.01 | | |
84 | Придаточные предложения сравнительные. | 1 | 22.01 | | |
85 | Придаточные предложения сравнительные. | 1 | 25.01 | | |
86 | Придаточные предложения уступительные. | 1 | 26.01 | | |
87 | Придаточные предложения уступительные. | 1 | 27.01 | | |
88 | Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) | 1 | 28.01 | | |
89 | Придаточные предложения следствия. | 1 | 29.01 | | |
90 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 | 1.02 | | |
91 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 | 2.02 | | |
92 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 | 3.02 | | |
93 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 | 4.02 | | |
94 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | 1 | 5.02 | | |
95 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | 1 | 8.02 | | |
96 | Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) | 1 | 9.02 | | |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными ( 8 ч +4 р/р) |
97 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | 10.02 | | |
98 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | 11.02 | | |
99 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | 12. 02 | | |
100 | Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) | 1 | 15. 02 | | |
101 | Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. | 1 | 16. 02 | | |
102 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | 17. 02 | | |
103 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. | 1 | 18. 02 | | |
104 | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). | 1 | 19. 02 | | |
105 | Р/р. Деловые бумаги. | 1 | 22. 02 | | |
106 | Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 | 24. 02 | | |
107 | Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 | 25. 02 | | |
108 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 26. 02 | | |
Бессоюзные сложные предложения. ( 9 ч +3 р/р) |
109 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | 1. 03 | | |
110 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 2. 03 | | |
111 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 3. 03 | | |
112 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 4. 03 | | |
113 | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | 5.03 | | |
114 | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | 9.03 | | |
115 | Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282) | 1 | 10.03 | | |
116 | Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. | 1 | 11.03 | | |
117 | Р/р Реферат | 1 | 12.03 | | |
118 | Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. | 1 | 15.03 | | |
119 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | 16.03 | | |
120 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 17.03 | | |
Сложные предложения с различными видами связи. ( 7 ч +4 р/р) |
121 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 18.03 | | |
122 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 19.03 | | |
123 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 30.03 | | 4 четверть |
124 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 31.03 | | |
125 | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 | 1.04 | | |
126 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» | 1 | 2.04 | | |
127 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 | 5.04 | | |
128 | Авторские знаки препинания. | 1 | 6.04 | | |
129 | Р/р Подготовка к написанию изложения | 1 | 7.04 | | |
130 | Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 | 8.04 | | |
131 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 9.04 | | |
Общие сведения о языке. ( 7 ч +2р/р) |
132 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 | 12.04 | | |
133 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 | 13.04 | | |
134 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 | 14.04 | | |
135 | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | 15.04 | | |
136 | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | 16.04 | | |
137 | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | 19.04 | | |
138 | Р/р Подготовка к написанию изложения | 1 | 20.04 | | |
139 | Р/р. Сжатое изложение (упр.330) | 1 | 21.04 | | |
140 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 22.04 | | |
Повторение. ( 26 ч +4 р/р) |
141 | Фонетика. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 | 23.04 | | |
142 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | 26.04 | | |
Морфология. Орфография. |
143 | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , местоимение. | 1 | 27.04 | | |
144 | Глагол. | 1 | 28.04 | | |
145 | Причастие. Деепричастие. | 1 | 29.04 | | |
146 | Р/р Подготовка к написанию изложения | 1 | 30.04 | | |
147 | Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) | 1 | 3.05 | | |
148 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 4.05 | | |
149 | Наречие. Слова категории состояния. | 1 | 5.05 | | |
150 | Контрольный диктант | 1 | 6.05 | | |
151 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте Предлог. Союз. Частица. | 1 | 7.05 | | |
152 | Предлог. Союз. Частица. | 1 | 11.05 | | |
153 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | 12.05 | | |
154 | Р/р Подготовка к написанию сочинения | 1 | 13.05 | | |
155 | Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» | 1 | 14.05 | | упр.456 |
156 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 | 17.05 | | |
157 | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 | 18.05 | | |
158 | Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов | 1 | 19.05 | | |
159 | Анализ ошибок, допущенных в тестировании | 1 | 20.05 | | |
160 | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. | 1 | 21.05 | | |
161 | Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания» (упр.447) | 1 | 24.05 | | |
162 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. Скобки. кавычки. | 1 | 25.05 | | |
163-170 | Резерв | 7 | | | 4ч- осенние каникулы, 1 ч- 23 февраля, 1ч- 8 марта, 1ч- 10 мая |