МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.
ШМО учителей гуманитарного цикла. педагогического совета. Директор школы________ /В,И.Карелов/
/Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Протокол № 1 от 31.08.2022г./ /Приказ от 31.08.2022г. № 145/
Руководитель ШМО _____/Боева Т. Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс – 9
Количество часов – 99
Уровень – базовый
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Учитель – Боева Тамара Николаевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 9 классе отражают достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинств у людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные:
1) испытывать чувство гордости за русский язык;
2) определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;
3) осознавать эстетическую ценность русского языка;
4) уметь реализовывать теоретические познания на практике;
5) признавать право каждого на собственное мнение;
6) уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;
7) иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
8) уметь слушать и слышать другое мнение.
Регулятивные:
1) организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
2) действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
3) ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;
4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
5) осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные:
1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2) наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;
3) сопоставлять информацию из разных источников;
4) давать определение лингвистическим понятиям;
5) определять основную и второстепенную информацию;
6) осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;
7) объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
8) анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные понятия;
9) сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические, синтаксические и другие языковые явления;
10) определять тип, стиль текста;
11) владеть основными понятиями курса русский язык 8 класс.
Коммуникативные:
1) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
2) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3) проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
5) строить монологическую речь, вести диалог;
6) учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы «Русский язык» 9 класс
Международное значение русского языка
Русский язык – один из развитых языков мира, язык международного общения. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 - 8 классах
Фонетика. Орфоэпия и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
Сложносочиненные предложения
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение изученного о сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы сложноподчиненного предложения.
Основные группы сложноподчиненных предложений
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени, места и времени. Повторение придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных образа действия и степени, места и времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, цели, следствия ,сравнительными, уступки и присоединительными.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
Бессоюзные сложные предложения
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
Сложные предложения с различными видами связи
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Повторение.
Обшие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Служебные и самостоятельные части речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Глагол, причастие, деепричастие. Наречие. Слова категории состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Употребление знаков препинания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Дата по плану | Приме чание | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Международное значение русского языка | 02.09 | | 1,2 |
Повторение изученного в 5-8 классах (12 часов) | |
2 | Фонетика. Орфоэпия и орфография | 06.09 | | 3 |
3 | Лексикология и фразеология | 07.09 | | 3 |
4 | Морфемика.Словообразование | 09.09 | | 3,5 |
5 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 13.09 | | 3 |
6 | Р/р. Сжатое изложение (упр.40) | 14.09 | | 3 |
7 | Диагностическая контрольная работа (диктант). Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 16.09 | | 3 |
8 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 20.09 | | 3 |
9 | Предложения с обособленными членами | 21.09 | | 3 |
10 | Р/р. Сочинению по картине В.Васнецова «Баян» (упр.47) | 23.09 | | 3,2 |
11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 27.09 | | 3 |
12 | Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи | 28.09 | | 3 |
13 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием | 30.09 | | 3 |
| |
Сложное предложение (5 часов) | |
14 | Сложное предложение. | 04.10 | | 3 |
15 | Основные виды сложных предложений | 05.10 | | 3,2 |
16 | Основные виды сложных предложений | 07.10 | | 3 |
17 | Способы сжатого изложения текста.Тезисы.Конспект | 11.10 | | 3 |
18 | Сжатое изложение | 12.10 | | 3 |
Сложносочиненные предложения (8 часов) | |
19 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП | 14.10 | | 3 |
20 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | 18.10 | | 3 |
21 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | 19.10 | | 3 |
22 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | 21.10 | | 3 |
23 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 25.10 | | 3 |
24 | Рецензия | 26.10 | | 3 |
25 | Повторение изученного о сложносочиненном предложении | 28.10 | | 3 |
26 | Контрольный диктант №2 по теме «Сложносочиненное предложение» | 08.11 | | 3 |
Сложноподчиненные предложения (7 часов) | |
27 | Понятие о сложноподчиненном предложении | 09.11 | | 3 |
28 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 11.11 | | 3 |
29 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 15.11 | | 3 |
30 | Р/р. Контрольное сочинение «Что такое доброта?» № 1 | 16.11 | | 3 |
31 | Р/р. Написание контрольного сочинения | 18.11 | | 3 |
32 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | 22.11 | | 3 |
33 | Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП. | 23.11 | | 3 |
Основные группы сложноподчиненных предложений (30 часов) | |
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 25.11 | | 3 |
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 29.11 | | 3 |
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 30.11 | | 3 |
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 02.12 | | 3 |
38 | Административная контрольная работа (диктант). | 06.12 | | 3 |
39 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 07.12 | | 3 |
40 | Придаточные предложения образа действия и степени | 09.12 | | 3,5 |
41 | Придаточные предложения образа действия и степени | 13.12 | | 3 |
42 | Придаточные предложения места. | 14.12 | | 3 |
43 | Придаточные предложения времени | 16.12 | | 3 |
44 | Р/р. Контрольное изложение №1 упр.180 | 20.12 | | 3 |
45 | Придаточные предложения условные | 21.12 | | 3,6 |
46 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины | 23.12 | | 3 |
47 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели | 27.12 | | 3 |
48 | Придаточные предложения сравнительные | 11.01 | | 3 |
49 | Придаточные предложения уступительные | 13.01 | | 3 |
50 | Придаточные предложения следствия | 17.01 | | 3 |
51 | Повторение по теме «СПП с придаточными обстоятельственными» | 18.01 | | 3 |
52 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными | 20.01 | | 3 |
53 | Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» | 24.01 | | 3 |
54 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 25.01 | | 3 |
55 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 27.01 | | 3 |
56 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 31.01 | | 3 |
57 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | 01.02 | | 3 |
58 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 03.02 | | 3,5 |
59 | Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» | 07.02 | | 3 |
60 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложноподчиненные предложения» | 08.02 | | 3 |
61 | Анализ контрольного диктанта. | 10.02 | | 3 |
62 | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244) | 14.02 | | 3,2 |
63 | Деловые бумаги | 15.02 | | 3 |
Бессоюзные сложные предложения (12 часов) | |
64 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 17.02 | | 3 |
65 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении. | 21.02 | | 3 |
66 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 22.02 | | 3 |
67 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 28.02 | | 3 |
68 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 01.03 | | 3 |
69 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 03.03 | | 3 |
70 | Р/р. Контрольное изложение №2. | 07.03 | | 3 |
71 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 10.03 | | 3 |
72 | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 14.03 | | 3 |
73 | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 15.03 | | 3 |
74 | Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 17.03 | | 3 |
75 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 21.03 | | 3 |
Сложные предложения с различными видами связи (9 часов) | |
76 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 22.03 | | 3 |
77 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 24.03 | | 3 |
78 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 05.04 | | 3 |
79 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 11.04 | | 3 |
80 | Р/р. Контрольное сочинение на тему «Как я понимаю храбрость?» №2 (упр.296). | 12.04 | | 3,2 |
81 | Написание сочинения. | 14.04 | | 3,2 |
82 | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 18.04 | | 3 |
83 | Контрольный диктант № 5 по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 19.04 | | 3 |
84 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Авторские знаки препинания | 21.04 | | 3,6 |
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ – 4 ЧАСА | | | |
85 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 25.04 | | 3,1 |
86 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 26.04 | | 3 |
87 | Русский литературный язык и его стили | 28.04 | | 3 |
88 | Русский литературный язык и его стили | 02.05 | | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11 часов) | |
87 | Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Орфография | 03.05 | | 3 |
88 | Лексикология. Фразеология. Орфография | 05.05 | | 3 |
89 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 10.05 | | 3 |
90 | Р/р. Контрольное изложение №3 | 12.05 | | 3 |
91 | Морфология. Именные части речи | 16.05 | | 3 |
92 | Морфология. Глагол, причастие, деепричастие. | 17.05 | | 3 |
93 | Административная контрольная работа (диктант) в рамках промежуточной аттестации. | 19.05 | | 3 |
94 | Морфология. Наречие. Категория состояния. Служебные части речи. | 23.05 | | 3 |
95 | Итоговое тестирование. | 24.05 | | 3 |
96 | Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. | 24.05 | | 3 |
97-99 | Резервные уроки. | | | |