СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса разработана на основании нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

3. Приказ Министерства просвещения РФ №568 от 18.07.2022 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2022 г ».

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов обитания» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.01.2021 №2 (далее-СанПиН 1.2.3685-21).

7. ООП ООО МАОУ «Талецкая СОШ» (приказ от 01.09.2023 г)

8 Устав МАОУ «Талецкая СОШ»

9. В соответствии с программой воспитания МАОУ «Талецкая СОШ»


Согласно учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).

Цели обучения русскому языку:

Результаты освоения рабочей программы по русскому языку для основного общего образования достигаются единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку.
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение знаний и умений в жизни.




2. Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 

1) владение всеми видами речевой деятельности:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 • владение разными видами чтения;

 • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

 • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 • владение разными видами монолога и диалога;

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

 • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты: 

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса- ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


















3.   Содержание учебного предмета

п/п

Разделы

Формы учёта рабочей программы воспитания

1

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (8 ч + 3 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Р.К.: кубанские особенности произношения согласных звуков; кубанские диалектизмы и их типы (лексические, семантические и этнографические); словообразовательные диалектизмы; морфологические диалектизмы

Сложное предложение. Культура речи


Аукцион знаний

2

Сложные предложения (3 ч)  Сложносочиненные предложения (6ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Р.К.: особенности построения сложных предложений в говорах


Лингвистическая игра

3

Сложноподчиненные предложения (28 ч + 17 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).


Турнир

4

Бессоюзные сложные предложения (11 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (89ч + 4 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.



5

Общие сведения о языке (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (15 ч + 4 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.



Конференция

6

Повторение (19 ч) и резерв (2ч)




4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов






Международное значение русского языка (1 ч)




1

Международное значение русского языка. Понятие «мировой язык», критерии выдвижения языка на роль мирового.

1



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ ( 11 ч)




2

Фонетика § 2

1



3

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1



4

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1



5

Морфемика. Словообразование. § 4.

1



6

Морфология. § 5.

1



7

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова «Баян»

1



8

Р/р Написание сочинения по картине В.Васнецова «Баян»

1



9

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6.

1



10

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Тезисы. § 6.

1



11

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1



12

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1



Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (3ч)





1

13

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1



14

Основные виды сложных предложений. § 7.

1



15

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7.

1



Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (6ч)



16

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения. § 8

1



17

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. § 8

1



18

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1



19

Р/р Рецензия. § 8

1



20

Повторение по теме "Сложносочиненные предложения"

1



21

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1



Сложноподчиненные предложения (28)






22

Строение сложноподчиненного предложения. § 9

1



23

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1



24

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. § 10.

1



25

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1



26

Р/р Изложение.( упр.126)

1








27

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11.

1



28

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150)

1



29

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1



30

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12.

1



31

Придаточные предложения образа действия и степени.

1



32

Придаточные предложения образа действия и степени. Схемы предложений

1



33

Придаточные предложения места

1



34

Придаточные предложения времени.

1



35

Придаточные предложения времени. Средства связи

1



36

Р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1



37

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1



38

Придаточные предложения условные.

1



39

Придаточные предложения причины.

1



40

Придаточные предложения цели.

1



41

Придаточные предложения сравнительные.

1



42

Придаточные предложения уступительные.

1



43

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1



44

Придаточные предложения следствия.

1



45

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1



46

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1



47

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1



48

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Виды придаточных. § 13

1








49

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (9)






50

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1



51

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1



52

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

1



53

Однородные придаточные. § 14


1



54

Схемы сложноподчиненных предложений и пунктуация при них. § 14

1



55

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1



56

Р/р. Деловые бумаги.

1



57

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1



58

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1



Бессоюзные сложные предложения (11)






59

Бессоюзные сложные предложения.

1



60

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1



61

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1



62

Схемы бессоюзных сложных предложений с двоеточиями. § 16

1



63

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1



64

Проект по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении» (упр.277). § 17

1



65

Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282)

1



66

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1



67

Р/р Реферат

1



68

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

1



69

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1



Сложные предложения с различными видами связи (8)






70

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1



71

Схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. § 18

1



72

Составление сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18

1



73

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1



74

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1



75

Авторские знаки препинания. § 19

1



76

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1



77

Роль языка в жизни общества. § 20

1



Общие сведения о языке (4)






78

Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1



79

Русский литературный язык. § 21

1



80

Стили русского литературного языка. § 21

1



81

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1



Повторение (19)






82

Фонетика. Графика. Орфография.

1



83

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1



84

Лексикология. Фразеология. Орфография. Работа со словарями

1



85

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1



86

Морфемика. Словообразование. Орфография. Работа со словарями

1



87

Морфология. Орфография.

1



88

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1



89

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1



90

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1



91

Наречие. Слова категории состояния.

1



92

Предлог. Союз. Частица.

1



93

Синтаксический и пунктуационный разборы.

1



94

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1



95

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1



96

Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки, кавычки.

1



97

Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов

1



98

Анализ ошибок

1



99

Все виды разборов

1



100

Обобщение изученного в 9 классе

1



101-102

Резерв

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!