СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы VIII вида»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета.

Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации умственно отсталых учащихся является первостепенной задачей системы специального образования в России. Специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить качественную подготовку выпускников школы к активной полноценной жизни в обществе, дав ему достаточный уровень знаний, умений и навыков.

Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определённый социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.

Своеобразие развития личности умственно отсталого ребёнка обусловлено нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В основе этого нарушения лежит аномальное, атипичное развитие психики, обусловленное поражением головного мозга.

Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной психологии. Это обусловлено той исключительной ролью, которую речь играет в жизни человека. Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщать свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.

Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

Речевое развитие является одной из составляющих общего психического развития умственно отсталого ребёнка. Следовательно, целенаправленная и систематическая работа по улучшению речевой деятельности ребёнка оказывает определённое положительное воздействие на весь процесс развития ребёнка. Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития (Э. Сеген, Т. А.Власова, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Н. М. Стадненко, М. Ф. Гнездилов и др.). Разработками коррекционных занятий по русскому языку занимались В.В.Воронкова, С.Ю.Ильина, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, И.М.Бгажнокова, А.К.Аксёнова, которые составили интересные коррекционные программы, определяющие объём и последовательность изучения различных тем.

Исследованиями установлено, что «…овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия» (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович). От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Полноценная речь – это также средство повышения коммуникабельности, путь к развитию его как личности, в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Основная нагрузка в формировании речи детей с легкой умственной отсталостью приходится на уроки русского языка, где речь, язык не только средство общения, но и предмет изучения.

В процессе обучения русскому языку освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение его основными нормами, формирование умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетается с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Большое значение на уроках русского языка приобретает работа, направленная на коррекцию основных мыслительных операций: анализа, сравнения, сопоставления, обобщения, группировки, классификации, установления признаков общности и отличия. У учащихся формируется умение работать самостоятельно, в группах, фронтально, по инструкции учителя, данной опорной таблице, схеме, плану. При проведении занятий учитывается, что курс грамматики в специальной школе не является лингвотеоретическим. Это так называемая практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

Дети с легкой умственной отсталостью получают образование только в спе­циальной школе, в связи с чем программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания. Тенденция к законченности курса — также одно из проявлений практической направленности программного материала.

Программа по русскому языку составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, направлена на подготовку их самостоятельной жизни, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего культурного, эстетического развития, нравственного поведения, ориентирована на личностное развитие в социальном плане.

В целях улучшения результатов в коррекции недостатков и развитии школьников обучение на уроках русского языка осуществляется с учётом уровня трудности. Этому способствует групповая форма организации работы учащихся. Организация фронтальной работы сочетается с индивидуальным подходом. Таким образом, на уроке изучаются и учитываются возможности учащихся, их интересы, способности к тому или иному виду деятельности.

Опыт работы показывает, что учащиеся специальной (коррекционной) школы затрудняются оформить высказывание, описать собственные переживания, передать эмоциональное состояние, согласовать свои действия с действиями других в силу слабого знания и владения языковыми средствами, бедности словарного запаса.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Она включает в себя только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность.

В 5-9-м классах изучается элементарный курс практической грамматики. Главная цель изучения практической грамматики — поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка. Имен­но на эту цель указывал Л.С. Выготский, когда писал, что «…и грамматика, и письмо дают ребёнку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи», что и позволит в дальнейшем успешно адаптироваться выпускникам в современном обществе. Качество жизни детей с интеллектуальной недостаточностью во многом будет зависеть от их коммуникативных способностей, социальной состоятельности. Поэтому, необходимо развивать у них эти качества, чтобы после окончания курса специальной школы они могли самостоятельно ориентироваться в сложном окружающем мире, находить и использовать возможности построения жизненного пространства.


Реализация внутрипредметных связей.


В процессе обучения русскому языку проводится работа по умению сопоставлять и обобщать различные языковые явления и факты, выявлять «сквозные» темы, языковые связи (словообразование, перевод одной части речи в другую, устойчивые фразеологические сочетания и т. п.)


Реализация межпредметных связей.


Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и в первую очередь с чтением. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет взаимодействует с естественнонаучными дисциплинами, трудовым обучением. Изучаемый в курсе предмета материал даёт возможность понимать и описывать окружающий мир, события, явления, обогащает память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

В соответствии с классификацией учащихся С(К)ОУ по группам, по возможностям обучения (по В.В. Воронковой) учащиеся делятся на четыре группы

1 группа - ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа - ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются

3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.

4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.

Требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение учащимися на занятиях по русскому языку практическими умениями и навыками. Для отслеживания за формированием практических умений и навыков введены по разделам программы контрольные диктанты, списывания.

Основные требования к знаниям и умениям

Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.

1 уровень (базовый) для учащихся 1-2 группы предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.

2 уровень (минимально необходимый) для учащихся 3-4 группы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержания.

Такое разделение учащихся позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с нарушением интеллекта.


класс

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Распопова Снежана

Белова Анастасия

Волков Николай




Бровкин Антон

Кожевников Юрий




Кисель Владислав





Кораблёва Валерия





Плоткин Захар





Степанов Роман



1-й уровень

- списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55-60 слов);

- делить текст на предложения;

- выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

- самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);

- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);

- доказывать принадлежность слов к определённым частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

- находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;

- пользоваться орфографическим словарём.

2-й уровень

- списывать текст целыми словами;

- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

- исправлять текст с помощью учителя;

- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

- различать части речи по вопросам с помощью учителя;

- пользоваться школьным орфографическим словарём с помощью учителя.


Контроль и учёт знаний и умений на уроках русского языка


Задача обеспечения усвоения программных знаний, овладения необходимыми умениями каждым учеником, контроля качества – важная для учителя русского языка. Только система эффективной, своевременной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся даст эту возможность.

Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности целесообразности. Учитель должен проверить:

- усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, выполняя поставленную задачу;

- может ли ученик последовательно, целенаправленно и самостоятельно достигать поставленной цели;

- способен ли ученик выполнять освоенные действия в свёрнутом виде.

Отсюда вытекает, что контроль усвоения материала по теме должен состоять из 3 частей:

- итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

- контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

- итоговый контроль свёрнутой деятельности (контроль навыков).

Контроль и учёт теоретических знаний учащихся осуществляется в форме беседы, устного и письменного опросов, тестирования. Обычный опрос учащихся занимает большое место на уроке, не позволяет проконтролировать сразу всех учащихся, не даёт представления об усвоении всем классом содержания темы урока. Поэтому в старших классах вводится контроль с помощью тестовых заданий. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении материала всеми учениками класса. Традиционная форма контроля – диктант, но в силу особенностей учащихся она не является универсальной и недостаточно верно отражает состояние дел. Анализ результатов всех форм работы даёт возможность оказывать нуждающимся учащимся целенаправленную индивидуальную помощь.


Оценка устных и письменных работ

Можно дать работе оценку «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60 % заданий, оценку «хорошо» при выполнении от 60 до 90 % заданий, оценку «отлично» при выполнении 100 % заданий. Лишь 35 % учащихся специальной (коррекционной) школы способны усвоить базовый стандарт программного материала (1 уровень), 40 % - достаточный (2 уровень), тогда как продвижение 25 % учащихся может быть оценено только по результатам индивидуальных достижений.


При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарно-орфографический);

- тест;

- изложение (подробное, выборочное, сжатое);

- контрольное списывание (осложнённое и неосложнённое);

- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по серии сюжетных картинок и плану, по итогам наблюдения во время экскурсии);

- устное сообщение по изученному правилу.

Используются элементы программированного обучения в виде тестов, разработанных самостоятельно.

Требования к знаниям и умениям учащихся даются в 2 уровнях:

1 уровень - для 1 и 2 групп по классификации В. В. Воронковой;

2 уровень – для 3 группы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается и в последующих классах продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. В процессе изучения данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме ограничены.

 

Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации данной программы 1 учебный год. Занятия по программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.





Структура курса

Четверть

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество часов на развитие связной речи (в т.ч. творческих работ)

Деловое письмо

I

36

2

2

1

II

27

2

4


III

39

2

7

2

IV

34

2

7

1

год

136

8

20

4

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Также при планировании учитываются: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные методы – объяснение, т.е. изложение учителем учебного материала, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные методы – наблюдение, демонстрация, иллюстрация;

  • практические методы – упражнения, самостоятельные работы

  • методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок изучения нового материала;

  • Урок закрепления знаний и умений;

  • Урок повторения;

  • Урок обобщения;

  • Контрольно  - проверочные уроки;

  • Урок работы над ошибками;

  •  Комбинированный урок.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе выполнения закрепительных упражнений, самостоятельных, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце каждой четверти и в конце учебного года проводятся итоговые контрольные диктанты по изученным темам.

Распределение учебных часов по разделам курса 6 класса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

  • Повторение - 5 часов;

  • Звуки и буквы – 7 часов + 1ч Р.р.;

  • Состав слова - 13 часов + 1 ч Р.р.;

  • Части речи - 84 часов (Имя существительное – 22 часа + 2 ч Р.р.,

  • Имя прилагательное – 50 час + 10 ч Р.р).;

  • Предложение - 12 часов + 3 ч Р.р.;

  • Повторение - 7 часов + 3 ч Р.р.

Содержание программы

6 класс

(4 ч в неделю)

Повторение (5 часов)

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные

распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы (7 часов + 1ч Р.р.)

Звуки и буквы. Алфавит.  Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

Слово (13 часов + 1ч Р.р.)

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительные ъ.

Части речи (72 часа + 12ч Р.р.)

Имя существительное. 22ч + 2ч Р.р. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное. 50ч + 10ч Р.р. Понятие об имени прилагательном.  Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение (12 часов + 3ч Р.р.)

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения  с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Развитие речи (20 часов)

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Сочинение рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях). 

Повторение пройденного материала за год. (7 часов + 3 ч Р.р.)

Словарь

Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор. (50 слов)







Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками.

 

К концу учебного года

учащиеся должны знать:

 

  Способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

учащиеся должны уметь:

  Правильно обозначать звуки буквами на письме;

  Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

  Разбирать слово по составу;

  Выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

  строить простое распространенное предложение с однородными членами;

  связно высказываться устно и письменно (по плану);

  пользоваться школьным орфографическим словарем.

 















Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Контрольные

диктанты

Развитие

речи


Из них

Деловое письмо

1

Повторение. Предложение

5




2

Звуки и буквы

7 + 1 РР

1

1


3

Состав слова

13 + 1 РР

1

1

1

4

Части речи.

Имя существительное


22 + 2 РР


2


2


5

Имя прилагательное

50 + 10 РР

2

10

2

6

Предложение

12 + 3 РР

1

3

1

7

Повторение

7 + 3 РР

1

3



Всего

116 + 20 РР

136

8

20

4

























Учебно-методическая литература


  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999.

  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 классы: Пособие для учителя/ Составитель Кудрявцева Е. Я. М.: Владос, 2003.

  5. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.

  6. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.

  8. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1.

  9. Русский язык. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!