СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного образования и авторской программы Баранова, Ладыженской. Программа расширена на один час за счет школьного компонента. Четвертый час рассчитан на подготовку к сжатому изложению и сочинению-рассуждению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основного общего образования
(ФГОС ООО)
8 класс
г. Воронеж 2019
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................... | 5 |
2. Содержание учебного предмета .............................................................. | 18 |
3. Тематическое планирование .................................................................... | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа русскому языку основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64 составлена на основе:
Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 64 (в ред. приказа №289 от 07.12.2017);
-- Примерной программы по русскому языку для 5–9 классов и авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной или письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка выпускник научится:
проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи, средств выразительности и др.;
применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учетом ситуации и сферы общения.
адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка;
владеть навыками различных видов чтения;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной стилевой разновидности языка;
совершенствовать и редактировать тексты;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;
владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определенной функциональной разновидности языка;
создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);
соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
проводить лексический анализ слов;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
опознавать орфограммы и пунктограммы;
проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);
соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объеме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), из жизненного и читательского опыта извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на ее решение) высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
аргументировать собственную позицию, доказывать ее, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь их объяснять.
понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать ее в устной форме.
участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать ее в различных видах деятельности.
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной и публицистической речи;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей различного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
анализировать синонимические средства и средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и в художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
использовать в речи грамматическую синонимию;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.
иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (речеведческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы
8 класс
Введение
Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Вид словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Повторение. Характеристика человека.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение
Понятие об осложненном предложении.
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную тему. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Повторение и обобщение изученного.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных
предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классеСинтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
№ | Календарные сроки | Раздел. Тема урока | Количество часов | Примечание Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | |
по плану | по факту | ||||
Введение (1ч.) | |||||
1 |
|
| Русский язык в современном мире | 1 | Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание. |
Повторение изученного в 5-7 классах (5+2) | |||||
2 |
|
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения,выделения | 1
| Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебниках. Обобщают наблюдения и делают выводы. Выполняют дома дифференцированное задание |
3 |
|
| Знаки препинания в сложном предложении
| 1 | Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Выполняют дома дифференцированное задание |
4 |
|
| Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
| 1 | Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. |
5 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
| 1 | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. |
6 |
|
| Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 27) | 1 | Пишут изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко |
7 |
|
| Р/Р Сочинение (упр. 36) | 1 | Развивают речь: пишут сочинение в форме письма. |
8 |
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» | 1 | Пишут диктант |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8+3) | |||||
9 |
|
| Основные единицы синтаксиса
| 1 | Работают с таблицей учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А. С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова. |
10 |
|
| Текст как единица синтаксиса.
| 1 | Доказывают, что предложения, приведенные в упражнении, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. Конструируют текст. |
11 |
|
| Предложение как единица синтаксиса.
| 1 | Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией. фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения. Конструируют предложения. |
12 |
|
| Р/Р Подготовка к сжатому изложению | 1 | Учатся писать сжатое изложение. Знакомятся с видами компрессии текста |
13 |
|
| Р/Р Сжатое изложение (упр. №52) | 1 | Пишут сжатое изложение от 3-го лица. |
14 |
|
| Словосочетание как единица синтаксиса
| 1 | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют слова по значению и структуре. |
15 |
|
| Виды словосочетаний
| 1 | Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант. Выполняют домашнее задание дифференцированного характера. |
16 |
|
| Синтаксические связи слов в словосочетаниях
| 1 | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. |
17 |
|
| Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. |
18 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. Готовят индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы.
|
19 |
|
| Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | Выполняют тест |
Простое предложение (3+2) | |||||
| |||||
20 |
|
| Грамматическая (предикативная) основа предложения
| 1 | Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. Пишут мини-изложение. |
21 |
|
| Порядок слов в предложении.
| 1 | Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. |
22 |
|
| Интонация | 1 | Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей у речью (по телевидению, радио) и корректируют ее интонационные недочеты. Анализируют таблицу. |
23 |
|
| Р/Р Описание памятника культуры Подготовка к сочинению | 1 | Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятники. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. |
24 |
|
| Р/Р Описание памятника культуры. (Сочинение по упр. 89) | 1 | Пишут сочинение — публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника |
Двусоставные предложения | |||||
Главные члены предложения (8+3) | |||||
25 |
|
| Подлежащее
| 1 | Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении.Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения. |
26 |
|
| Р/Р Подготовка к сочинению по картине И. Шевандровой «На террасе» | 1 | Собирают материал к сочинению |
27 |
|
| Р/Р Сочинение по картине И. Шевандровой «На террасе» | 1 | Пишут сочинение по картине. |
28 |
|
| Сказуемое
| 1 | Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. |
29 |
|
| Простое глагольное сказуемое. | 1 | Определяют простое глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности, грамматически видоизменяя текст упражнения в соответствии с заданием. |
30 |
|
| Р/Р Сочинение (упр. 102) | 1 | Пишут сочинение на заданную тему |
31 |
|
| Простое глагольное сказуемое. | 1 | Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нем составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения. |
32 |
|
| Составное именное сказуемое.
| 1 | Определяют составное именное сказуемое.Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых. Анализируют текст с точки зрения представленности в нем разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. |
33 |
|
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым.Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. Составляют высказывания о знаменитых людях. |
34 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме ««Главные члены предложения» | 1 | Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. Готовятся к диктанту |
35 |
|
| Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | Пишут диктант |
Второстепенные члены предложения (10+3) | |||||
36 |
|
| Роль второстепенных членов предложения.
| 1 | Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы предложения. |
37 |
|
| Дополнение
| 1 | Опознают дополнение. Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Читают текст и определяют его основную мысль. Составляют устную характеристику личности. Оценивают грамматическую правильность предложений с дополнениями. Работают с текстами, развивай способность адекватного понимания содержания. |
38 |
|
| Прямое и косвенное дополнение | 1 | Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах. |
39 |
|
| Определение.
| 1 | Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. |
40 |
|
| Р/Р Сжатое изложение (упр.139) | 1 | Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку. |
41 |
|
| Приложение.
| 1 | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. |
42 |
|
| Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. |
43 |
|
| Обстоятельство | 1 | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств. |
44 |
|
| Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | Выполняют синтаксический разбор двусоставных предложений. На примере одною из текста осознают роль русского языка. Характеризуют трудовую деятельность, включив в своп предложения разные виды обстоятельств. |
45 |
|
| Р/Р Подготовка к сочинению Характеристика человека (сочинение-портрет , упр.165) | 1 | Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. |
46 |
|
| Р/Р Характеристика человека (сочинение-портрет , упр.165) | 1 | Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. Пишут сочинение по групповому портрету. |
47 |
|
| Обобщение и систематизация знаний «Второстепенные члены предложения» | 1 | Систематизируют изученный материал по вопросам н заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок. |
48 |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание |
Односоставные предложения (10+3) | |||||
49 |
|
| Главный член односоставного предложения | 1 | Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами. |
50 |
|
| Назывные предложения | 1 | Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определенного типа. Пишут диктат. |
51 |
|
| Определённо-личные предложения
| 1 | Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определенно-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Пишут диктант. |
52 |
|
| Неопределённо-личные предложения
| 1 | Опознают неопределённо-личные предложения. Определяют значение и морфологическую выраженность главного неопределенно-личных предложений. Аргументируют употребление односоставных предложении данного вида подобранными пословицами. |
53 |
|
| Р/Р Инструкция
| 1 | Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения. |
54 |
|
| Безличные предложения
| 1 | Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложении в односоставные безличные предложении. |
55 |
|
| Употребление безличных предложений в речи | 1 | Подбирают свои тексты с примерами обезличенных предложений из разных учебников. |
56 |
|
| Р/Р Рассуждение | 1 | Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. |
57 |
|
| Изложение по упр.208,209 | 1 | Работают над текстом изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. |
58 |
|
| Неполные предложения | 1 | Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений |
59 |
|
| Синтаксический разбор односоставного предложения
| 1 | Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения. |
60 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения» Тест | 1 | Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Выполняют тестовые задания. |
61 |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание |
Простое осложненное предложение (1)+2 | |||||
62 |
|
| Понятие об осложненном предложении | 1 | Определяют, чем осложнены предложения, приведённые в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинании |
63 |
|
| Р/Р Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему на основе анализа текста | 1 | Знакомятся с исходным текстом, изучают композицию сочинения-рассуждения, Продуцируют свой текст. |
64 |
|
| Р/Р Обучающее сочинение на морально-нравственную тему на основе анализа текста | 1 | Редактируют текст, пишут сочинение |
Однородные члены предложения (14+2) | |||||
65 |
|
| Понятие об однородных членах
| 1 | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания.
|
66 |
|
| Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией | 1 | Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения. |
67 |
|
| Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
| 1 | Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения. |
68 |
|
| Р/Р Изложение (по упр.242) | 1 | Пишут изложение, основанное на сравнительной характеристике. |
69 |
|
| Однородные и неоднородные определения
| 1 | Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант. |
70 |
|
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 1 | Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Выполняют творческую работу. |
71 |
|
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Пишут текст, расставляя пропущенные запятые. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и. Составляют схемы сложносочиненных предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания |
72 |
|
| Однородные члены, связанные сочинительными повторяющимися союзами, и пунктуация при них | 1 | Составляют схемы сложносочиненных предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания |
73 |
|
| Р/Р Сочинение «Памятка для спорщиков» (по упр.265) | 1 | Пишут сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Рассматривают репродукцию картины, описывают и обсуждают её в классе. |
74 |
|
| Обобщающие слова при однородных членах
| 1 | Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают и однородным членам предложенные обобщающие слова. |
75 |
|
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | Записывают предложения с обобщающим слоном при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут диктант. |
76 |
|
| Употребление предложений с однородными членами | 1 | Составляют схемы сложносочиненных предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания |
77 |
|
| Синтаксический разбор предложения с однородными членами
| 1 | Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложений с однородными второстепенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями. |
78 |
|
| Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
| 1 | Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в составе сложного. Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения. |
79 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие занятые и подчеркивая однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько видов однородных членов в указанном предложении. |
80 |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание |
Обособленные члены предложения (19+5) | |||||
81 |
|
| Понятие об обособлении
| 1 | Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. |
82 |
|
| Обособленные определения | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. |
83 |
|
| Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. |
84 |
|
| Употребление обособленных определений в речи | 1 | Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. |
85 |
|
| Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему | 1 | Анализируют текст и формулируют его основную мысль. |
86 |
|
| Р/Р Сочинение (по упр.302) | 1 | Пишут сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис, аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют предложения. |
87 |
|
| Обособленные приложения. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. |
88 |
|
| Выделительные знаки препинания при них
| 1 | Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения. Пишут диктант. |
89 |
|
| Употребление приложений в речи | 1 | Записывают отрывки из текстов и указывают распространённые приложения. Создают тексты с использованием приложений |
90 |
|
| Обособленные обстоятельства. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их. графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. |
91 |
|
| Обособленные обстоятельства Выделительные знаки препинания при них
| 1 | Читают зарисовку писателя Ю. Олеши. формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. |
92 |
|
| Обособленные обстоятельства Выделительные знаки препинания при них | 1 | Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. |
93 |
|
| Употребление обособленных обстоятельств в речи | 1 | Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. |
94 |
|
| Р/Р Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему на основе анализа текста | 1 | Знакомятся с исходным текстом, изучают композицию сочинения-рассуждения, Продуцируют свой текст. |
95 |
|
| Р/Р Сочинение на морально-нравственную тему на основе анализа текста | 1 | Редактируют текст, пишут сочинение |
96 |
|
| Обособленные уточняющие члены предложения. | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. |
97 |
|
| Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выписывают из текста предложения с обособленными членами |
98 |
|
| Употребление уточняющих членов предложения в речи | 1 | Составляют рассказ о каком-нибудь изобретении, используя обособленные члены предложения |
99 |
|
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | Производят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложненных обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые. |
100 |
|
| Р/Р Сжатое изложение | 1 | Пишут сжатое изложение |
101 |
|
| Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
| 1 | Производят устный и письменный пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Списывают текст, выделяя запятыми обособленные члены предложения. |
102 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения» Тест | 1 | Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Выполняют тест |
103 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособлений. |
104 |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |||||
Обращение (4)+1 | |||||
105 |
|
| Назначение обращения | 1 | Осознают основные функция обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями. |
106 |
|
| Распространённые обращения
| 1 | Опознают и правильно интонируют предложения с распространенными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распространенных обращений. Выписывают из текстов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений. |
107 |
|
| Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений. |
108 |
|
| Употребление обращений | 1 | Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Составляют предложения с последующим их прочтением с определённой тональностью. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы. |
109 |
|
| Р/Р Сжатое изложение |
| Пишут сжатое изложение |
Вводные и вставные конструкции (10+2) | |||||
110 |
|
| Вводные конструкции. | 1 | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова. |
111 |
|
| Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
| Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос. |
112 |
|
| Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Вставляют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов. |
113 |
|
| Р/Р Сочинение (по упр.375) | 1 | Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов ввозными предложениями. Определяют части речи. Пишут сочинение. |
114 |
|
| Вставные слова, словосочетания и предложения.
| 1 | Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавай вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. |
115 |
|
| Употребление вводных конструкций в речи | 1 | Формируют пунктуационную компетенцию, опознавай вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. |
116 |
|
| Р/Р Сочинение (по упр.386) |
| Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки. Пишут сочинение. |
117 |
|
| Междометия в предложении
| 1 | Уточняют роль междометий в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением. |
118 |
|
| Синтаксический разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
| 1 | Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. |
119 |
|
| Пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор. |
120 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Вводные слова, словосочетания и предложения» | 1 | Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют семантическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов. |
121 |
|
| Контрольный тест по теме «Обращение. Вводные конструкции» | 1 | Пишут контрольный тест |
Чужая речь (11+1) | |||||
122 |
|
| Понятие о чужой речи. | 1 | Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. |
123 |
|
| Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. |
124 |
|
| Прямая и косвенная речь.
| 1 | Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста. Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. |
125 |
|
| Косвенная речь | 1 | Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нем предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи. |
126 |
|
| Прямая речь | 1 | Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Используют схемы предложений для опознания, составления, оформления предложений с прямой речью. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении. |
127 |
|
| Диалог
| 1 | Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога. |
128 |
|
| Р/Р Рассказ | 1 | Перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью. |
129 |
|
| Сжатое изложение (по упр.418)
| 1 | Пишут сжатое изложение. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью. |
130 |
|
| Цитата
| 1 | Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включенных цитат. Усваивают требования к устному выступлению. |
131 |
|
| Знаки препинания при цитатах | 1 | Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу. |
132 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами. |
133 |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Пишут диктант, выполняют грамматическое задание |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6+1) | |||||
134 |
|
| Синтаксис и морфология
| 1 | Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывал члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения. |
135 |
|
| Синтаксис и пунктуация | 1 | Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, вы я ал я ют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинании. Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания. |
136 |
|
| Р/Р Изложение (по упр.442)
| 1 | Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др. Пишут подробное изложение очерка на основе опорного конспекта. |
137 |
|
| Синтаксис и культура речи | 1 | Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений. |
138 |
|
| Синтаксис и орфография | 1 | Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задание повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 класса. |
139 |
|
| Контрольный диктант (итоговый) | 1 | Пишут диктант |
140 |
|
| Анализ итогового диктанта | 1 | Анализируют ошибки |
Итого |
| 140 |
|