Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от __________________2019г. Руководитель МО ____________ / Т.П. Болькина/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ /Е.Н. Назимкина / «____» ________________2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» ________________________ /А. И. Горбунова/ Приказ № ______ от ___________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 4 А класса
на 2019-2020 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык.
Разработала:
Пашкова Г.Н.
учитель начальных классов
1 категория
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по русскому языку с учётом программы А.А.Плешакова «Школа России»
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издательство, год выпуска |
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. | Русский язык | 4 | М.: «Просвещение», 2019 |
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В 4 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся
осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематический план базового курса «Русский язык» в 4 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Теоретическое обучение, ч. | Проверочные работы, (словарный диктант) ч. | Контрольные работы, ч. | Развитие речи, ч. | Самостоятельные работы (проекты), ч. |
1 | Повторение | 11 | 7 | - | 1 | 3 | - |
2 | Предложение. | 9 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 |
3 | Слово в языке и речи | 21 | 15 | 1 | 1 | 4 | - |
4 | Имя существительное | 43 | 36 | 1 | 2 | 4 | - |
5 | Имя прилагательное | 30 | 23 | 1 | 1 | 5 | 1 |
6 | Личные местоимения | 7 | 3 | - | 1 | 3 | - |
7 | Глагол | 34 | 25 | 2 | 1 | 6 | 1 |
8 | Повторение | 15 | 12 | - | 1 | 2 | - |
9 | Итого: | 136 | 126 | 6 | 9 | 29 | - |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
(УМК «Школа России» к учебнику В. П. Канакиной)
(136 ч)
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 четверть (36часов) |
Повторение 10 ч |
1.1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | | |
1.2 | Язык и речь. Формулы вежливости. Развитие речи. | 1 | | |
1.3 | Текст и его план. | 1 | | |
1.4 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
1.5 | Анализ изложения. Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему. | 1 | | |
1.6 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | |
1.7 | Диалог. Обращение. | 1 | | |
1.8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | |
1.9 | Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | 1 | | |
1.10 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | | |
2. Предложение 6 ч |
2.1 | Однородные члены предложения (общее понятие). | 1 | | |
2.2 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
2.3 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | | |
2.4 | Наши проекты. №1 | 1 | | |
2.5 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | | |
2.6 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | | |
Слово в языке и речи 17ч |
3.1 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
3.2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | | |
3.3 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | | |
3.4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму. | 1 | | |
3.5 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | | |
3.6 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Разбор слова по составу. | 1 | | |
3.7 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | | |
3.8 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
3.9 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Развитие речи. Составление объявления | 1 | | |
3.10 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
3.11 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | | |
3.12 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | 1 | | |
3.13 | Имя числительное. Глагол. | 1 | | |
3.14 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
3.15 | Правописание наречий. | 1 | | |
3.16 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | | |
3.17 | Контрольный диктант №2 за׀четверть по теме «Части речи». | 1 | | |
Имя существительное 31ч |
4.1 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных. | 1 | | |
4.2 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 1 | | |
4.3 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. | 1 | | |
2 четверть (28часов) |
4.4 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
4.5 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных. | 1 | | |
4.6 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | | |
4.7 | 2‑е склонение имён существительных. | 1 | | |
4.8 | Упражнение в распознавании имён существительных 2‑го склонения. | 1 | | |
4.9 | 3‑е склонение имён существительных. | 1 | | |
4.10 | Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения. | 1 | | |
4.11 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
4.12 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа. | 1 | | |
4.13 | Именительный и винительный падежи. | 1 | | |
4.14 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 | | | |
4.15 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | 1 | | |
4.16 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | | |
4.17 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | 1 | | |
4.18 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | | |
4.19 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | | |
4.20 | Контрольный диктант №3 за ׀׀ четверть по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». | 1 | | |
4.21 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | | | |
4.22 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». | 1 | | |
4.23 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | | |
4.24 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | | |
4.25 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 | | |
4.26 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 | | |
4.27 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
4.28 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | 1 | | |
4.29 | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | | |
4.30 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное». | 1 | | |
4.31 | Анализ диктанта. Наши проекты. | | | |
3 четверть (40часов) |
Имя прилагательное 25 ч |
5.1 | Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных. | 1 | | |
5.2 | Род и число имён прилагательных. | 1 | | |
5.3 | Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | | |
5.4 | Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | 1 | | |
5.5 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов». | 1 | | |
5.6 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | | |
5.7 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | 1 | | |
5.8 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | | |
5.9 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | | |
5.10 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Наши проекты. №2 | 1 | | |
5.11 | Контрольный диктант №5 по теме «Падеж имени прилагательного». | 1 | | |
5.12 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
5.13 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
5.14 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
5.15 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
5.16 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
5.17 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | | |
5.18 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | 1 | | |
5.19 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | | |
5.20-5.21 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 2 | | |
5.22- | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 2 | | |
5.23 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | | |
5.24 | Контрольный диктант№6 за ׀׀׀ четверть по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
5.25 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | | |
Личные местоимения 7 ч |
6.1 | Анализ контрольного диктанта. Местоимение как часть речи. | 1 | | |
6.2 | Личные местоимения | 1 | | |
6.3 | Изменение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | 1 | | |
6.4 | Изменение личных местоимений 3‑го лица по падежам. | 1 | | |
6.5 | Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение по теме. Развитие речи Составление поздравительной открытки. | 1 | | |
6.6 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
6.7 | Контрольный диктант№7 по теме «Местоимение». | 1 | | |
Глагол 29ч |
7.1 | Анализ изложения, диктанта. Роль глаголов в языке. | 1 | | |
7.2 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
7.3 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
7.4 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
7.5 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | | |
7.6 | Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). | 1 | | |
7.7 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). | 1 | | |
7.8 | 2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | | |
4 четверть (32часа) |
7.9 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | | |
7.10 | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | 1 | | |
7.11 | I и II спряжение глаголов будущего времени. | 1 | | |
7.12 | Наши проекты №3. «Пословицы и поговорки». | 1 | | |
7.13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | | |
7.14 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | | |
7.15 | Контрольное изложение. | 1 | | |
7.16 | Возвратные глаголы. | 1 | | |
7.17 | Правописание -ться в возвратных глаголах. | 1 | | |
7.18 | Правописание -тся в возвратных глаголах. | 1 | | |
7.19 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. | 1 | | |
7.20 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
7.21 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
7.22 | Развитие речи. Составление текста на спортивную тему. | 1 | | |
7.23 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
7.24 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста вопросам. | 1 | | |
7.25 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1 | | |
7.26 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 | | |
7.27 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
7.28 | Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол». | 1 | | |
7.29 | Контрольный диктант№8 по теме «Глагол». | 1 | | |
Повторение 11ч |
8.1 | Язык. Речь. Текст. | 1 | | |
8.2 | Предложение и словосочетание. | 1 | | |
8.3 | Итоговый контрольный диктант №9 за ׀˅ четверть (в рамках промежуточной аттестации). | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Повторение. | | | |
| Лексическое значение слова. | | | |
8.4 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | 1 | | |
8.5 | Состав слова. | 1 | | |
8.6 | Части речи. | 1 | | |
8.7 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 | | |
8.8 | Анализ изложения. Части речи. | 1 | | |
8.11 | Звуки и буквы. | 1 | | |
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:
способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы | «5» - без ошибок. | «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление | «4» - 1 ошибка и 1 исправление | «4» - верно выполнено 3/4заданий. |
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправл. | «3»- 2 ошибки и 1 исправление | «3» - верно выполнено 1/2 заданий |
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. | «2» - 3-5 ошибок. | «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание: Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: русский язык
Класс 4 а
Учитель: Пашкова Г.Н.
2019 -2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
2Изучается во всех разделах курса.