«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ Октябрьская СОШ
Т. В. Надеждина
« » 2017г.
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку для 10 класса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Составитель:
Артамонова Раиса Васильевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № от « » мая 2017г. Руководитель МО_______ / / | «СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета Протокол №___ от «_ _»_ 2017__г. Председатель ___________/ / |
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего
(полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего
образования базового уровня и направлен на подготовку обучающихся 10 класса к государственной
(итоговой) аттестации.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» рассчитана на один год
обучения, в объеме 34 часов в 10-м классе (по 1 часу в неделю).
Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому
языку для 10-11 классов средней школы под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко .
Программа учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.
Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по русскому языку и ряд
дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по
основным идейным линиям. Материал элективного курса подобран таким образом, чтобы обеспечить
обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания обучающихся.
Программа элективного курса направлена на реализацию личностно ориентированного обучения и основана на системно-деятельностном подходе к образованию школьников. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися способами деятельности, методами и приемами решения тестовых заданий по русскому языку и анализу текста, что способствует расширению и углублению знаний по русскому языку и обеспечивает подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и культурологическом
подходе к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологии
проблемного обучения.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают
фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Из дидактического обеспечения
необходимо наличие сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.
Программа курса направлена на повышение уровня лингвистической культуры старшеклассников.
На занятиях элективного курса предполагается использовать активные методы обучения,
предусматривающие самостоятельную работу обучающихся по овладению способами деятельности,
методами и приемами решения тестов по русскому языку. Учебные занятия по данной программе
дополнительного образования делятся на теоретические и практические, причем значительная часть
теоретических занятий, проводимых в виде проблемных лекций, ориентирована на активную
познавательную и исследовательскую позицию учащихся, таким образом реализуется поисковая модель обучения. На теоретических занятиях учитель представляет учебный материал на высоком уровне систематизации языковых единиц.
Форму многих практических занятий можно определить как самостоятельную репродуктивную и
творческую деятельность учащихся.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи орфографии, пунктуации,
грамматические, синтаксические нормы. Также на занятиях учащиеся повторяют, расширяют и
углубляют знания и умения, определенные образовательным стандартом по русскому языку.
Большое внимание в программе курса уделяется формированию у учащихся универсальных
учебных действий: поиск информации при работе со справочной литературой, обработка информации.
Важная роль отводится в программе курса комплексному анализу текста. Данный вид работы
предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма, но и формирует
познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций), регулятивные (управление
своей деятельностью, контроль и коррекция) и коммуникативные (речевая деятельность, навыки
сотрудничества) универсальные учебные действия.
Применение алгоритмов рассуждений ни в коем случае не должно носить характер навязанных
учителем догматических предписаний. Знания для данной практики становятся ценными лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания норм и правил создания творческих работ
(сочинений) никак не могут подменить творческую активность учащихся, их самовыражение в
конструируемом тексте.
Эффективным для лингвистического и речевого развития учащихся является такое введение
нового теоретического материала, которое вызвано требованиями лингвистической и творческой
практики. Ученик должен уметь правильно и полно понять задание ЕГЭ, четко сформулировать для
себя задачу, и новые знания теории помогут ему в решении этой задачи. Данный метод позволяет на
занятии сохранить высокий уровень мотивации учащихся при обращении к теории и ведет к более
полному и глубокому ее усвоению.
Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи
таких форм деятельности, как многоаспектный анализ текста, речевой компетентности за счет
письменных творческих работ, алгоритмизации процесса обучения, языковой компетентности за счет
практикумов ЕГЭ.
Подбор изучаемого материала является важным условием придания обучению проблемного
характера. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания,
требующие теоретического осмысления.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является сочинение в жанре рецензии или эссе.
Его написание представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из следующих
основных действий:
• понимание содержания исходного текста;
• языковой анализ исходного текста;
• изложение собственного мнения;
При этом соблюдаются орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы, речь
должна быть точной и выразительной, а тексту должна быть присуща смысловая цельность и
композиционная стройность. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, т. е.
осуществляется опора на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые
составляющие.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Используемые методические приемы:
- прием объяснения учащимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции;
- прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности,
основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением.
Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому тексту с целью его
усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития речевой
культуры и коммуникативной компетенции;
- прием стимулирования творческой деятельности, направленных на создание обстановки,
располагающей к творчеству: подбор посильных учащемуся творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм деятельности, эвристических приемов;
- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме
коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических
занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются
группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности
замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных
задач.
ЦЕЛИ КУРСА
• формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой
компетенций;
• овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
различать функциональные разновидности языка;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного
приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;
• развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление,
алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, которые способствуют
самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;
• воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка
• подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
ЗАДАЧИ КУРСА
• формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;
• развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
• освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при
выполнении тестовых заданий и творческой работы;
• повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
• повторить и углубить знания по основным темам курса русского языка: орфография, синтаксис,
пунктуация.
• отработать навыки работы с текстом.
• познакомиться с требованиями к написанию сочинения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате успешного изучения курса:
Обучающиеся должны знать:
- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
Обучающиеся должны уметь :
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов
разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному.
Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (34ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Дата | К-во часов | Тест | Зачет |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи. Анализ КИМов. | | 1 | | |
2 | Входной тест №1. | | 1 | 1 | |
3 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | | 1 | | |
4 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). | | 1 | | |
5 | Морфологические нормы (образование форм слова). | | 1 | | |
6 | Синтаксические нормы. Нормы управления. Построение предложений. | | 1 | | |
7 | Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. | | 1 | | |
8 | Смысловая и композиционная целостность текста. | | 1 | | |
9 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | | 1 | | |
10 | Синтаксический анализ предложения. Виды предложений по количеству основ. | | 1 | | |
11 | Проверочный тест № 2. | | 1 | 1 | |
12 | Части речи. | | 1 | | |
13 | Лексическое значение слова. | | 1 | | |
14 | Правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. | | 1 | | |
15 | Правописание корней. | | 1 | | |
16 | Правописание приставок. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | | 1 | | |
17 | Правописание суффиксов различных частей речи | | 1 | | |
18 | Правописание НЕ и НИ 1 | | 1 | | |
19 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | | 1 | | |
20 | Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи . | | 1 | | |
21 | Проверочный тест № 3. | | 1 | 1 | |
22 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). | | 1 | | |
23 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | | 1 | | |
24 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | | 1 | | |
25 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | | 1 | | |
26 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | | 1 | | |
27 | Проверочный тест № 4. | | 1 | 1 | |
28 | Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте. | | 1 | | |
29 | Функционально – смысловые типы речи. | | 1 | | |
30 | Синонимы. Антонимы .Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | | 1 | | |
31 | Речь. Языковые средства выразительности. | | 1 | | |
32 | Обобщающее повторение. Устный зачет. | | 1 | | 1 |
33- 34 | Итоговая работа. Тест в форме ЕГЭ. | | 2 | 1 | |
35 | Анализ работы. Обобщение изученного. | | 1 | | |
36 | Повторение и обобщение изученного материала. | | 1 | | |
Итого : 36 часов
Литература:
1. Т.Б.Трошева. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.
Учебное пособие. - Пермь,2014.
2. Базовый учебник «Русский язык 10-11 классы» авторов - составителей В.Ф. Грекова,
С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко, ОУ. - М.: Просвещение, 2012.
3. ЕГЭ 2017: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько - М.:
«Национальное образование», 2018
4. Г.Т.Егораева. ЕГЭ.Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева.-
М.: Издательство «Экзамен»,2018_