СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку и литературе 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой «Русский язык 10-11 классы» - М. «Русское слово» 2012 год, соответствует Федеральному компоненту государственного   образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. 

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература.: 5-9 классы (базовый уровень) 10-11 классы. Под редакцией  Лебедева Ю.В.и  Романовой А.Н. – М.: «Просвещение», 2014.

Просмотр содержимого документа
«10кл рус программа»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ Октябрьская СОШ

Т. В. Надеждина

« » 2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2017/2018 УЧ.ГОД

русский язык





Составитель:

Артамонова Раиса Васильевна,

учитель русского языка и литературы

1 категории


«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

русского языка и литературы


Протокол № от « » мая 2017г.


РуководительМО_______ / /

/

2017


Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования, авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцовой «Русский язык 10-11 классы» - М. «Русское слово» 2012 год, соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание программы учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список научно-методического обеспечения курса.

В соответствии с учебным планом школы в 10 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 36 часов (из расчета 1 час в неделю, 36 рабочих недель).


Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

                  Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

                  Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

                 Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Для достижения результата будут использованы следующие образовательные технологии:


1. уровневая дифференциация; ПРОЕКТНАЯ.


2 ГРУППОВАЯ РАБОТА, коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

3. РАЗВИВАЮЩАЯ информационно-коммуникационные технологии;

4. здоровьесберегающие технологии;

5. технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах)(индивидуальное дистанционное дополнительное обучение).


Виды контроля

Текущий:

  • устный опрос;

  • диктант;

  • тест;

  • изложение с творческим задание


Итоговый:

  • зачёт;

  • контрольный диктант

  • Тест в формате ЕГЭ

Форма промежуточной аттестации: тест в формате ЕГЭ




Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество

тестов и

контрольных

работ


Развитие речи,

практические

работы


1. Введение

1

-

-

2. Лексика. Фразеология. Лексикография.

6

1

1

3. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

2

-

-

4. Морфемика и словообразование.

3

-

1

5. Морфология и орфография.

6. Итоговое повторение.

21

3

2

3

ИТОГО

36

3

5

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Элементы минимума

содержания

Основные требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

1

Слово о русском языке

1


Русский язык в современном мире.

Знать: связь языка и истории, культуры русского и других

народов, основные функции языка в современном мире.

Уметь: проводить лингвистический анализ текстов

различных функциональных стилей и разновидностей языка.


Лексика. Фразеология. Лексикография (6 часов).

2

Слово и его значение

Изобразительно-

выразительные средства

русского языка.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.

Знать: основные единицы и уровни языка, их признаки и

взаимосвязь.

Уметь: находить в художественной речи тропы и объяснять

их роль в создании художественного образа, употреблять в

своей речи основные лексические средства выразительности.


3

Р/Р Практическая работа.

Лингвистический анализ

текста

1


Сферы и ситуации речевого общения.

Компоненты речевой ситуации.

Лингвистический анализ текстов различных

функциональных разновидностей языка.

Знать, что такое тема, идея, основная мысль,

функциональный стиль, тип речи.

Уметь: определять проблематику текста, выявлять

лингвистические и лексические особенности текста.

Анализ текста, тест

4

Смысловые отношения

между словами:

синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы.


1


Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические

справочники; их использование.

Знать: определение омонимов, омофонов, омоформ,

омографов.

Уметь: различать лексические омонимы, омофоны,

омоформы, омографы.


5

Происхождение лексики

современного русского

язык. Лексика.


1


Формы существования русского

национального языка (литературный язык,

просторечие, народные говоры,

профессиональные разновидности, жаргон,

арго).

Знать: основные группы слов по сфере их употребления в

речи.

Уметь: находить в тексте слова общеупотребительные,

диалектные и профессиональные, избегать в собственной

речи жаргонных слов и выражений.


6

Фразеология. Работа со

словарями.


1


Фразеологизмы. Источники появления

фразеологизмов.

Словари русского языка и лингвистические

справочники; их использование.

Знать: определение фразеологизмов, основные источники

их появления.

Уметь: объяснять значение устойчивых оборотов речи.


7

Обобщающее повторение.

Лексический анализ

текста с решением

тестовых задач.

1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.

Знать, что такое тема, идея, основная мысль,

функциональный стиль, тип речи.

Уметь: определять проблематику текста, выявлять

лексические особенности текста.


Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 часа).

8

Фонетика. Орфоэпия.

Орфография.

Обобщающее повторение.

Фонетический разбор

слова.

1


Фонетика. Графика. Соотношение звуков и

букв. Характеристика согласных и гласных

звуков.

Знать: определение фонетики, основные характеристики

звуков, соотношение букв и звуков.

Уметь: соотносить графическое написание слова и его

1фонетическую транскрипцию, объяснять процессы,

отраженные или не отраженные в графическом написании

слова, выполнять фонетический разбор слов,

охарактеризовать звуки.


9

Орфоэпические нормы

современного русского

языка.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.

Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические нормы.


Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической

нормой, какие нормы произнесения гласных и согласных

звуков существуют.

Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в речи.


Морфемика и словообразование (3 часа).

10

Морфемика и

словообразование

Морфемный анализ слова.


1


Взаимосвязь различных единиц и уровней

языка.

Корневая морфема, аффиксальные морфемы.

Понятие производной и непроизводной

основы.


Знать: название и особенности основных морфем русского

языка, признаки производной и непроизводной основы.

Уметь: находить значимые части слова, выполнять

морфемный разбор, различать процессы слово - и

формообразования.



11

Словообразовательные

модели.

Словообразовательный

разбор слова.

Формообразование.


1


Взаимосвязь различных единиц и уровней

языка.

Словообразование. Однокоренные слова.

Морфологические и неморфологические

способы словообразования.

Формообразующий аффикс. Парадигма слова.


Знать: основные способы образования слов в русском

языке, порядок словообразовательного разбора.

Уметь: определять способ образования слова, различать

морфологический и неморфологический способы

образования слов.



12

Речеведческий анализ

текста.


1


Язык и речь. Основные требования к речи

(правильность, точность, выразительность,

уместность употребления языковых средств).

Уметь: определять тему, основную мысль текста,

анализировать его структуру и языковые особенности;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с

точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и

речевые ошибки, недочѐты и исправлять их;

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

сочинение

Морфология и орфография (21 час).

13

Принципы русской

орфографии.

Правописание безударных

и чередующихся гласных

в корне слова.


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков. Морфологический принцип

русской орфографии. Фонетические,

традиционные, дифференцирующие

написания.

Правописание безударных гласных,

проверяемых ударением, безударные гласные,

не проверяемые ударением.

Чередующиеся гласные в корне слова.


Знать: правила правописания безударных гласных в корне

слова; уметь определять условия выбора верного написания.

Уметь: узнавать и осознавать в слове правописное

затруднение.



14

14 Орфография.

Правописание гласных

после шипящих и Ц.


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.

Взаимосвязь различных единиц и уровней

языка.

Правописание гласных после шипящих,

соотношение звук – буква.

Зависимость написания гласных от морфемы.


Знать: состав слова, части речи, употребление гласных

после шипящих.

Уметь: распознавать морфемы в словах, определять часть

речи, правильно писать гласные после шипящих; уметь

распознавать морфемы в словах, определять часть речи,

правильно писать гласные после Ц.


15

Правописание звонких и

глухих согласных в корне

слова, непроизносимых

согласных и сочетаний

СЧ, ЗЧ, ШЧ,

ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ.


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков. Звонкие и глухие согласные,

явление оглушения и озвончения,

непроизносимые звуки, соотношение звук –

буква


Знать: правописание звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных.

Уметь: находить в словах звонкие и глухие,

непроизносимые согласные, правильно писать указанные

орфограммы в словах



16

Контрольная работа по

теме «Орфография»

Взаимосвязь различных единиц и уровней

языка.




1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: правописание звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных.

Уметь: находить в словах звонкие и глухие,

непроизносимые согласные, правильно писать указанные

орфограммы в словах.


Диктант с грамматическим заданием

17

Р/Р Текст как речевое

произведение. Смысловая

и композиционная

целостность текста.

1


Развитие навыков монологической и

диалогической речи.

Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: признаки текста и его функционально-смысловых

типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста,

анализировать структуру и языковые особенности текста;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с

точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и

речевые ошибки, недочѐты и исправлять их;

Сочинение в форме ЕГЭ

18

Р/Р Практическая работа.

Содержательно-

композиционный анализ

текста.


1


Лингвистический анализ текстов различных

функциональных разновидностей языка.

Язык и речь. Основные требования к речи

(правильность, точность, выразительность,

уместность употребления языковых средств).

Анализ художественного и научно-

популярного текстов.

Оценка коммуникативных качеств и

эффективности речи.


Уметь: определять тему, основную мысль текста,

анализировать его структуру и языковые особенности;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с

точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и

речевые ошибки, недочѐты и исправлять их;

совершенствовать и редактировать собственные тексты.


Анализ текста

19

Систематизация знаний о

частях речи.

Морфологические нормы.


1


Общее грамматическое значение,

грамматические формы и синтаксические

функции частей речи. Нормативное

употребление форм слова. Принципы русской

орфографии. Морфологический разбор частей

речи.


Знать: языковые единицы, различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила

орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых

единиц.



20

Имена. Склоняемые части

речи. Морфологические

нормы. Правописание.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи.

Уметь: находить склоняемые части речи в тексте,

определять их синтаксическую роль в предложении.


21

Правописание склоняемых

частей речи.

Правописание сложных

имѐн существительных и

прилагательных.


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: основные нормы русского литературного языка

(грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения; соблюдать в

практике письма основные правила орфографии; составлять

словарный диктант на данные орфограммы; находить в

тексте примеры изученных орфограмм.



22

Именительный и

родительный падежи

множественного числа

некоторых

существительных

мужского рода.

Орфоэпические и

морфологические нормы.


1


Совершенствование орфографических

умений и навыков.

Грамматические и словообразовательные

нормы современного русского литературного

языка; их описание и закрепление в словарях,

учебниках, справочниках.


Знать: основные нормы русского литературного языка

(грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения.


23

Р/Р Функционально-

смысловые типы речи.

Типологический анализ

текста-рассуждения.

общения, задачами речи; соблюдать нормы построения

текста, совершенствовать и редактировать собственный

текст.


1


Культура публичной речи.

Лингвистический анализ текстов различных

функциональных разновидностей языка.

Оценка коммуникативных качеств и

эффективности речи.


Знать: признаки текста и его функционально-смысловых

типов (повествование, описание, рассуждение);

функциональные стили (научный, публицистический,

официально-деловой); язык художественной литературы.

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной

и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого


Анализ текста

24

Местоимение как лексико-

грамматическая категория.

Правописание

местоимений.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму

личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с

предлогом, частицей).

Уметь: находить местоимения в тексте, определять их

синтаксическую роль в предложении.



25-

26


Глагол. Грамматические

категории русского

глагола.

Морфологические нормы.


2


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

признаки и синтаксическую роль глагола.

Уметь: находить глаголы в тексте, определять их

синтаксическую роль в предложении; определять спряжение

глаголов с безударным личным окончанием; различать по

вопросу личную и неопределѐнную формы глагола.


27

Глагольные формы -

причастие и деепричастие.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

знаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия,

орфографию причастия и деепричастия.

Уметь: применять изученные орфографические правила;

использовать изученную часть речи в устной и письменной

практике.



28

Значение и употребление,

правописание причастий и

деепричастий



1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: основные нормы русского литературного

языка(грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения; соблюдать в

практике письма основные правила орфографии; составлять

словарный диктант на данные орфограммы; находить в

тексте примеры на изученные орфограммы.



29

Наречия и наречные

сочетания. Слова

категорий состояния.


1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь: находить наречия в тексте, определять их

синтаксическую роль в предложении.


30

Служебные части речи.

.

1


Нормы литературного языка, их соблюдение в

речевой практике.


Знать: общее грамматическое значение, морфологические

признаки и синтаксическую роль служебных частей речи.

Уметь: находить служебные части в тексте, определять их

синтаксическую роль в предложении.



31

Правописание служебных

частей речи (производных

предлогов, союзов)


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения; соблюдать в

практике письма основные правила орфографии; составлять

словарный диктант на денные орфограммы; находить в

тексте примеры на изученные орфограммы.



32

Правописание служебных

частей речи (частиц).


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения; соблюдать в

практике письма основные правила орфографии; составлять

словарный диктант на денные орфограммы; находить в

тексте примеры на изученные орфограммы


33

Промежуточная аттестация. Тест в форме ЕГЭ.

1




Тест в форме ЕГЭ.

34

Итоговое повторение и

обобщение пройденного.


1


Совершенствование орфографических умений

и навыков.


Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать

основные правила орфографии.



35

Контрольная работа по

теме «Морфология.

Орфография».


1


Определение уровня изученного материала.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать

основные правила орфографии.

Тест

36

Работа над ошибками.

1





Итого: 36 часов









Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

  1. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2007

  2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008 2. Н.Г.

  3. ЦыбулькоИ.П.,Капинос В.И. и др.ЕГЭ Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М., Эксмо, 2014

Литература для учителя:

1. Гольцова Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.

2. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Золотарёва И.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. – М.: «Вако», 2008

4. Кулюкина Л.А., Позднякова А.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. – М.:АСТ-Астрель,2012

5. Нарушевич А.Г. Русскийцязывк. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2012

6. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009

7. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009



Просмотр содержимого документа
«электив»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ Октябрьская СОШ

Т. В. Надеждина

« » 2017г.



Рабочая программа элективного курса

по русскому языку для 10 класса

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»



Составитель:

Артамонова Раиса Васильевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

русского языка и литературы


Протокол № от « » мая 2017г.


Руководитель МО_______ / /

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета


Протокол №___

от «_ _»_ 2017__г.


Председатель ___________/ /


2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с

требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего

(полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего

образования базового уровня и направлен на подготовку обучающихся 10 класса к государственной

(итоговой) аттестации.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» рассчитана на один год

обучения, в объеме 34 часов в 10-м классе (по 1 часу в неделю).

Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому

языку для 10-11 классов средней школы под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко .

Программа учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.

Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по русскому языку и ряд

дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по

основным идейным линиям. Материал элективного курса подобран таким образом, чтобы обеспечить

обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания обучающихся.

Программа элективного курса направлена на реализацию личностно ориентированного обучения и основана на системно-деятельностном подходе к образованию школьников. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися способами деятельности, методами и приемами решения тестовых заданий по русскому языку и анализу текста, что способствует расширению и углублению знаний по русскому языку и обеспечивает подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и культурологическом

подходе к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологии

проблемного обучения.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают

фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Из дидактического обеспечения

необходимо наличие сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Программа курса направлена на повышение уровня лингвистической культуры старшеклассников.

На занятиях элективного курса предполагается использовать активные методы обучения,

предусматривающие самостоятельную работу обучающихся по овладению способами деятельности,

методами и приемами решения тестов по русскому языку. Учебные занятия по данной программе

дополнительного образования делятся на теоретические и практические, причем значительная часть

теоретических занятий, проводимых в виде проблемных лекций, ориентирована на активную

познавательную и исследовательскую позицию учащихся, таким образом реализуется поисковая модель обучения. На теоретических занятиях учитель представляет учебный материал на высоком уровне систематизации языковых единиц.

Форму многих практических занятий можно определить как самостоятельную репродуктивную и

творческую деятельность учащихся.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи орфографии, пунктуации,

грамматические, синтаксические нормы. Также на занятиях учащиеся повторяют, расширяют и

углубляют знания и умения, определенные образовательным стандартом по русскому языку.

Большое внимание в программе курса уделяется формированию у учащихся универсальных

учебных действий: поиск информации при работе со справочной литературой, обработка информации.

Важная роль отводится в программе курса комплексному анализу текста. Данный вид работы

предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма, но и формирует

познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций), регулятивные (управление

своей деятельностью, контроль и коррекция) и коммуникативные (речевая деятельность, навыки

сотрудничества) универсальные учебные действия.

Применение алгоритмов рассуждений ни в коем случае не должно носить характер навязанных

учителем догматических предписаний. Знания для данной практики становятся ценными лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания норм и правил создания творческих работ

(сочинений) никак не могут подменить творческую активность учащихся, их самовыражение в

конструируемом тексте.

Эффективным для лингвистического и речевого развития учащихся является такое введение

нового теоретического материала, которое вызвано требованиями лингвистической и творческой

практики. Ученик должен уметь правильно и полно понять задание ЕГЭ, четко сформулировать для

себя задачу, и новые знания теории помогут ему в решении этой задачи. Данный метод позволяет на

занятии сохранить высокий уровень мотивации учащихся при обращении к теории и ведет к более

полному и глубокому ее усвоению.

Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи

таких форм деятельности, как многоаспектный анализ текста, речевой компетентности за счет

письменных творческих работ, алгоритмизации процесса обучения, языковой компетентности за счет

практикумов ЕГЭ.

Подбор изучаемого материала является важным условием придания обучению проблемного

характера. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания,

требующие теоретического осмысления.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является сочинение в жанре рецензии или эссе.

Его написание представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из следующих

основных действий:

• понимание содержания исходного текста;

• языковой анализ исходного текста;

• изложение собственного мнения;

При этом соблюдаются орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы, речь

должна быть точной и выразительной, а тексту должна быть присуща смысловая цельность и

композиционная стройность. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, т. е.

осуществляется опора на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые

составляющие.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

Используемые методические приемы:

- прием объяснения учащимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции;

- прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности,

основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением.

Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому тексту с целью его

усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития речевой

культуры и коммуникативной компетенции;

- прием стимулирования творческой деятельности, направленных на создание обстановки,

располагающей к творчеству: подбор посильных учащемуся творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм деятельности, эвристических приемов;

- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, индивидуальный подход.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме

коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических

занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются

группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности

замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных

задач.

ЦЕЛИ КУРСА

формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой

компетенций;

овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать,

анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,

различать функциональные разновидности языка;

развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного

приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;

развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление,

алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность, которые способствуют

самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;

воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка

подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

ЗАДАЧИ КУРСА


• формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;

• развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и

социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и

навыков;

• освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;

• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать

их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при

выполнении тестовых заданий и творческой работы;

• повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности

• повторить и углубить знания по основным темам курса русского языка: орфография, синтаксис,

пунктуация.

• отработать навыки работы с текстом.

• познакомиться с требованиями к написанию сочинения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


В результате успешного изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;

Обучающиеся должны уметь :

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов

разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы

построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к

прочитанному, услышанному, увиденному.

Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (34ч.)

Наименование разделов и тем

Дата

К-во

часов

Тест

Зачет

1

Вводное занятие. Цели и задачи. Анализ КИМов.



1



2

Входной тест №1.



1

1


3

Орфоэпические нормы (постановка ударения)



1



4

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным

лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).


1



5

Морфологические нормы (образование форм слова).


1



6

Синтаксические нормы. Нормы управления. Построение предложений.


1



7

Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом.



1



8

Смысловая и композиционная целостность текста.


1



9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


1



10

Синтаксический анализ предложения. Виды предложений по количеству основ.



1



11


Проверочный тест № 2.


1

1


12

Части речи.


1



13

Лексическое значение слова.


1



14

Правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.


1



15

Правописание корней.


1



16

Правописание приставок. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.



1



17

Правописание суффиксов различных частей речи


1



18

Правописание НЕ и НИ 1


1



19

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.


1



20

Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи .


1



21

Проверочный тест № 3.


1

1


22

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).



1



23

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)



1



24

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения.



1



25

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.


1



26

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


1



27

Проверочный тест № 4.


1

1


28

Текст как речевое произведение. Средства связи предложений в тексте.


1



29

Функционально – смысловые типы речи.


1



30

Синонимы. Антонимы .Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.



1



31

Речь. Языковые средства выразительности.


1



32

Обобщающее повторение. Устный зачет.


1


1

33-

34

Итоговая работа. Тест в форме ЕГЭ.



2

1


35

Анализ работы. Обобщение изученного.


1



36

Повторение и обобщение изученного материала.


1




Итого : 36 часов


Литература:


1. Т.Б.Трошева. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.

Учебное пособие. - Пермь,2014.

2. Базовый учебник «Русский язык 10-11 классы» авторов - составителей В.Ф. Грекова,

С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко, ОУ. - М.: Просвещение, 2012.

3. ЕГЭ 2017: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько - М.:

«Национальное образование», 2018

4. Г.Т.Егораева. ЕГЭ.Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева.-

М.: Издательство «Экзамен»,2018_


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!