государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
II уровень общего образования
1-4 класс
Количество часов: 540
Составили:
Кострубина Наталья Владимировна- учитель первой категории
Везоргина Лариса Николаевна-учитель начальных классов
Сухомлина Елена Викторовна-учитель начальных классов
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 класса разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. под ред. В.В. Воронковой.
Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Приказа Министерства образования и науки Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2020-2021 уч.г.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.
Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.
Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.
1.2. Цель преподавания русского языка:
Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Задачи:
- научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:
Развитие абстрактных математических понятий;
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Русский язык» изучается в 1 классе– 4 часа в неделю, во 2 классе– 4 часа в неделю, в 3 классе – 4 часа в неделю, в 4 классе- 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета: формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний, использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач, расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи, развитие навыков связной устной речи, развитие навыков устной коммуникации.
Весь процесс обучения сориентирован на учебник «Русский язык» под редакцией В.В. Воронковой.
Программа по русскому языку включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Графические навыки»
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть-корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
3. В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2020-2021 уч.г. описание места учебного предмета (русский язык) представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов (в неделю) | Количество учебных недель | Количество часов (за год) |
1 | 4 | 33 | 132 |
2 | 4 | 34 | 136 |
3 | 4 | 136 |
4 | 4 | 136 |
Итого: | 540 |
Планируемые результаты:
4.1.Личностные результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | - наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии. | - наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии. | - наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии. | - наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии. |
| -знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России; | -знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России; - владение навыками межэтнического общения; | -знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России; - владение навыками межэтнического общения; - проявление толерантного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям - проявление уважения к культуре, традициям, религии народов мира; |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Получение информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | Получение информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями |
- умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями | - умение использовать готовые алгоритмы деятельности | - умение использовать готовые алгоритмы деятельности |
| | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
| | | -умение планировать, контролировать свою деятельность; - умение самостоятельно выполнять задания, поручения; |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
| - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| | | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью |
| | | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
| | | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| | | | - способность обращаться за помощью |
| | | | - способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации |
| | | | - способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); | - адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); |
| | - бережное отношение к школьному имуществу, учебникам | - проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками | - бережное отношение к школьному имуществу, учебникам |
| | - адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися | - проявление гордости за школьные успехи и достижения | - адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися |
| | | - стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя; | - проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками |
| | | - успешное выполнение учебных заданий; | - проявление гордости за школьные успехи и достижения |
| | | | - стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя; |
| | | | - успешное выполнение учебных заданий; |
| | | | - обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке. |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки; | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки; | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки; | проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки; |
| - проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников; | - проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников; | - проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников; | - проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников; |
| | - возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; | - возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; | - возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; |
| | | - умение самостоятельно выполнять задания, поручения, | - умение самостоятельно выполнять задания, поручения, |
| | | - умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, | - умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, |
| | | | - адекватность восприятия оценки своей деятельности, |
4.2. Предметные результаты изучения предмета:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 класс |
различать звуки на слух и в собственном произношении; | различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; |
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; | читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками; |
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; | слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства; |
писать строчные и прописные буквы; | списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. |
2 класс |
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; | называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; |
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя; | - составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя; |
- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов; | - списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов; |
-делить слова на слоги; | -делить слова на слоги; |
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (10—12 слов). | - писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (10—12 слов). |
| называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; |
| - составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя; |
| - списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов; |
3 класс |
Различать гласные и согласные. | Анализировать слова по звуковому составу. Различать гласные и согласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные. |
Списывать с рукописного и печатного текста. Составлять простые предложения. | Писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сел, деревень, улиц с большой буквы. Переносить слова с одной строки на другую. |
Писать под диктовку текст (15-18 слов), включающий изученные орфограммы. | Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Списывать текст целыми словами. Составлять предложения, выделять предложения из текста и речи, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. |
Выделять предложения из речи и текста. | Выделять предложения из речи и текста. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. |
Списывать по слогам с рукописного и печатного текстов. | Правильно писать под диктовку и списывать с постепенным ускорением темпа письма. Применять изученные правила при письме. |
Списывать и писать под диктовку. | Выделять предложения из речи и текста. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы. |
4 класс |
-деление слов на слоги для переноса; | -списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; |
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; | -запись под диктовку текста, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов); |
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; | -дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов); |
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; | -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); |
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; | |
-выделение из текста предложений на заданную тему; -участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. | -деление текста на предложения. |
4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся I-IV классов:
Личностные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия |
Обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. | Обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. | Обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. | Представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. |
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); | Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); | Обобщения, сравнивать; |
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; | Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; | Читать; |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; | Писать; |
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; | Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
5.Содержание учебного предмета.
1 класс
№ п/п | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Добукварный период. Подготовка к обучению письму. | 25 | Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Игра с мозаикой. Составление фигурок из тонких палочек, бумажных полосок по данному учителем образцу. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные). |
2 | Букварный период. 1-й этап. Обучение письму. Письмо букв: а, о, у, м, с , х | 15 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных. Письмо слогов с этими буквами. |
3 | 2-й этап. Письмо букв: ш, л, н, ы, р. | 24 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов(ма- ма, мы-ла) |
4 | 3й-этап. Повторение пройденных букв и написание новых: к , п , и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. | 24 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. |
5 | 4й-этап. Повторение пройденных букв и написание новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. | 24 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из 3-4 слов. Написание заглавной буквы в именах людей. |
6 | Устная речь. | На каждом уроке. | Участие в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, говорить отчетливо, не торопясь). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. |
7 | Повторение. | 19 | Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по изученным темам. |
| Итого: | 131 | |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Звуки и буквы | 55 | Гласные и согласные звуки, их различие. Ударные и безударные гласные. Их различие. Слова с гласной э. Слова с гласной и и й, их различие. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Звонкие и глухие согласные, артикуляционно сходные (р-л). Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Твёрдые и мягкие согласные. |
2 | Слово. | 37 | Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? и что? Сравнение двух предметов. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных. Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы: что делает ? что делают? Предлог, как отдельное слово. Слова с непроверяемыми написаниями в корне. |
3 | Предложение. | 18 | Знакомство с построением простого предложения. Составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. Заканчивание начатого предложения. Деформированный текст. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале и точки в конце предложения. |
4 | Связная письменная речь. | В течение года | Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. |
5 | Письмо и чистописание. | Ежедневно | Совершенствование техники письма. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику. Списывание с рукописного и печатного текстов по слогам. Письмо под диктовку простых предложений. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов с определённой буквы. Составление слов из разрезной азбуки. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя. |
6 | Устная речь. | Ежедневно | Развитие речи, обогащение словарного запаса. |
7 | Повторение в начале и конце года. | 25 | Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком. Слова со стечением согласных. Составление предложений из 2-3 слов. |
| Итого: | 135 | |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1 | Звуки и буквы | 46 | Алфавит. Гласные и согласные звуки, их различие. Ударные и безударные гласные. Их различие. Постановка ударения. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос слов при письме. Слова с гласными и, ю, я, е, э в начале слова и после гласной. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание в конце слова. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Написание слов с разделительным ь знаком. Твёрдые и мягкие согласные. Их различение. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. |
2 | Слово. | 44 | Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему? и др. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы: что делает ? что делают? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое? Предлог, как отдельное слово. Умение находить предлоги и писать их раздельно со словами. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. |
3 | Предложение. | 17 | Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложения с употреблением косвенного падежа. Продолжение начатого предложения или дополнение его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выделение предложения из текста или составление предложений на заданную учителем тему. Написание прописной буквы в начале и точки в конце предложения. |
4 | Связная письменная речь. | В течение года | Последовательное расположение данных учителем предложений в последовательном порядке. Восстанавливание деформированного текста по картинкам. Коллективное составление текстов изложений. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. |
5 | Письмо и чистописание. | Ежедневно | Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов и букв. Восстановление порядка слов в предложении. Выборочное списывание. Выработка навыка правильного письма с постепенным ускорением темпа. Четкое, графически правильное написание букв. |
6 | Устная речь. | Ежедневно | Составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану. |
7 | Повторение. | 20 | Повторение пройденного за год. |
8 | Контрольные и проверочные работы. | 8 | Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по изученным темам. Письмо под диктовку, списывание. |
| Итого: | 135 | |
4 класс
№ | Основные содержательные линии | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Повторение. | 21 | Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
2 | Звуки и буквы. | 34 | Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши,ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). |
3 | Слово. | 23 | Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. |
4 | Предложение. | 37 | Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
5 | Связная письменная речь | 2 | Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. |
6 | Письмо и чистописание. | На каждом уроке | Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке. |
7 | Устная речь | На каждом уроке | Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а,но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Повторение пройденного. |
8 | Повторение | 10 | Повторение изученного материала. |
9 | Проверка знаний | 8 | Выявление ЗУН по изученной теме. |
Итого: | 135 | |