СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку II уровень общего образования 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

    1.  Рабочая программа по русскому языку  для 1-4 класса  разработана на основе:
  • Федерального  закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку II уровень общего образования 1-4 класс»

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

«Утверждаю».

Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку



II уровень общего образования

1-4 класс




Количество часов: 540








Составили:

Кострубина Наталья Владимировна- учитель первой категории

Везоргина Лариса Николаевна-учитель начальных классов

Сухомлина Елена Викторовна-учитель начальных классов



Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка.


    1. Рабочая программа по русскому языку для 1-4 класса разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26

  • Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник № 1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. под ред. В.В. Воронковой.

  • Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.

  • Приказа Министерства образования и науки Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2020-2021 уч.г.

  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.

  • Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.

  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2020-2021 учебный год.


1.2. Цель преподавания русского языка:

Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.

Задачи:

- научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:

  • Развитие абстрактных математических понятий;

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • Развитие пространственных представлений и ориентации;

  • Развитие основных мыслительных операций;

  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;

  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


    1. В соответствии с учебным планом ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» на этапе основного общего образования учебный предмет «Русский язык» изучается в 1 классе– 4 часа в неделю, во 2 классе– 4 часа в неделю, в 3 классе – 4 часа в неделю, в 4 классе- 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.


2.Общая характеристика учебного предмета: формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой, формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний, использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач, расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи, развитие навыков связной устной речи, развитие навыков устной коммуникации.

Весь процесс обучения сориентирован на учебник «Русский язык» под редакцией В.В. Воронковой.

Программа по русскому языку включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Графические навыки»

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть-корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.




3. В соответствии с учебным планом государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа – интернат» на 2020-2021 уч.г. описание места учебного предмета (русский язык) представлено в следующей таблице:

Класс

Количество часов

(в неделю)

Количество учебных недель


Количество часов

(за год)

1

4

33

132

2

4


34

136

3

4

136

4

4

136

Итого:

540


  1. Планируемые результаты:

4.1.Личностные результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные результаты

Достижения личностных результатов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

- наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии.

- наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии.

- наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии.

- наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии.


-знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России;


-знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России;

- владение навыками межэтнического общения;

-знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России;

- владение навыками межэтнического общения;

- проявление толерантного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям

- проявление уважения к культуре, традициям, религии народов мира;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Получение информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач;

Получение информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач;

- умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями




- умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями




- умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями

- умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями

- умение использовать готовые алгоритмы деятельности

- умение использовать готовые алгоритмы деятельности





- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;




-умение планировать, контролировать свою деятельность;

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми


- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях




- способность обращаться за помощью

- способность обращаться за помощью




- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками




- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях





- способность обращаться за помощью





- способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации





- способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Принятие и освоение социальной роли обучающего­ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);



- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам

- проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками

- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам



- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися

- проявление гордости за школьные успехи и достижения

- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися




- стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя;

- проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками




- успешное выполнение учебных заданий;

- проявление гордости за школьные успехи и достижения





- стремление получить положительную оценку учебной деятельности со стороны учителя;





- успешное выполнение учебных заданий;





- обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке.

Формирование готовности к самостоятельной жизни

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки;

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки;

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки;

проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки;


- проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников;

- проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников;

- проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников;

- проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников;



- возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;

- возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;

- возможность произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;




- умение самостоятельно выполнять задания, поручения,

- умение самостоятельно выполнять задания, поручения,




- умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

- умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,





- адекватность восприятия оценки своей деятельности,


4.2. Предметные результаты изучения предмета:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


1 класс

различать звуки на слух и в собственном произношении;

различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

писать строчные и прописные буквы;

списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

2 класс

называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

-делить слова на слоги;

-делить слова на слоги;

- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (10—12 слов).

- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (10—12 слов).


называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;


- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;


- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

3 класс

Различать гласные и согласные.

Анализировать слова по звуковому составу. Различать гласные и согласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные.

Списывать с рукописного и печатного текста. Составлять простые предложения.

Писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сел, деревень, улиц с большой буквы. Переносить слова с одной строки на другую.

Писать под диктовку текст (15-18 слов), включающий изученные орфограммы.

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Списывать текст целыми словами. Составлять предложения, выделять предложения из текста и речи, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Выделять предложения из речи и текста.

Выделять предложения из речи и текста. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Списывать по слогам с рукописного и печатного текстов.

Правильно писать под диктовку и списывать с постепенным ускорением темпа письма.

Применять изученные правила при письме.

Списывать и писать под диктовку.

Выделять предложения из речи и текста. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

4 класс

-деление слов на слоги для переноса;

-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;


-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;


-запись под диктовку текста, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);



-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;

-дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);



-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;



-составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;


-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

-деление текста на предложения.


4.3. Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся I-IV классов:

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия:

Познавательные учебные действия

Обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.

Представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Обобщения, сравнивать;

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

Читать;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Писать;

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).



5.Содержание учебного предмета.

1 класс

п/п

Основные содержательные линии

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1

Добукварный период.

Подготовка к обучению письму.

25

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Игра с мозаикой. Составление фигурок из тонких палочек, бумажных полосок по данному учителем

образцу. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге

прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

2

Букварный период.

1-й этап.

Обучение письму.

Письмо букв: а, о, у, м, с , х

15

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных. Письмо слогов с этими буквами.


3

2-й этап. Письмо букв:

ш, л, н, ы, р.

24

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов(ма- ма, мы-ла)

4

3й-этап. Повторение

пройденных букв и написание новых: к ,

п , и, з, в, ж, б, г, д,

й, ь, т.

24

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце пред­ложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после ана­лиза их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

5

4й-этап. Повторение

пройденных букв и написание новых: е, я,

ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

24

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из 3-4 слов.

Написание заглавной буквы в именах людей.



6

Устная речь.

На каждом уроке.

Участие в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, говорить отчетливо, не торопясь). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

7

Повторение.

19

Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по изученным темам.


Итого:

131


2 класс

п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

1

Звуки и буквы


55

Гласные и согласные звуки, их различие. Ударные и безударные гласные. Их различие. Слова с гласной э. Слова с гласной и и й, их различие. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Звонкие и глухие согласные, артикуляционно сходные (р-л). Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Твёрдые и мягкие согласные.

2


Слово.


37

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? и что? Сравнение двух предметов. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных. Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы: что делает ? что делают? Предлог, как отдельное слово. Слова с непроверяемыми написаниями в корне.

3

Предложение.


18

Знакомство с построением простого предложения. Составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем. Заканчивание начатого предложения. Деформированный текст. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале и точки в конце предложения.

4

Связная письменная речь.

В течение года

Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

5

Письмо и чистописание.

Ежедневно

Совершенствование техники письма. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику. Списывание с рукописного и печатного текстов по слогам. Письмо под диктовку простых предложений. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов с определённой буквы. Составление слов из разрезной азбуки. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя.

6

Устная речь.


Ежедневно

Развитие речи, обогащение словарного запаса.

7

Повторение в начале и конце года.

25

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком. Слова со стечением согласных. Составление предложений из 2-3 слов.


Итого:

135



3 класс

п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика основных содержательных линий

1

Звуки и буквы


46

Алфавит. Гласные и согласные звуки, их различие. Ударные и безударные гласные. Их различие. Постановка ударения. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос слов при письме. Слова с гласными и, ю, я, е, э в начале слова и после гласной. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание в конце слова. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Написание слов с разделительным ь знаком. Твёрдые и мягкие согласные. Их различение. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими.

2

Слово.


44

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему? и др. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы: что делает ? что делают? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое? Предлог, как отдельное слово. Умение находить предлоги и писать их раздельно со словами. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

3

Предложение.


17

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложения с употреблением косвенного падежа. Продолжение начатого предложения или дополнение его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выделение предложения из текста или составление предложений на заданную учителем тему. Написание прописной буквы в начале и точки в конце предложения.

4

Связная письменная

речь.

В течение года

Последовательное расположение данных учителем предложений в последовательном порядке. Восстанавливание деформированного текста по картинкам. Коллективное составление текстов изложений. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

5

Письмо и чистописание.

Ежедневно

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов и букв. Восстановление порядка слов в предложении. Выборочное списывание. Выработка навыка правильного письма с постепенным ускорением темпа. Четкое, графически правильное написание букв.

6

Устная речь.


Ежедневно

Составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану.

7

Повторение.

20

Повторение пройденного за год.

8

Контрольные и проверочные работы.

8

Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по изученным темам. Письмо под диктовку, списывание.


Итого:

135


4 класс

Основные содержательные линии

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

1.

Повторение.


21

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

2

Звуки и буквы.

34

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши,ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

3

Слово.

23

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

4

Предложение.

37

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

5

Связная письменная

речь

2

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

6

Письмо и чистописание.

На каждом уроке

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

7

Устная речь

На каждом уроке

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а,но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Повторение пройденного.

8

Повторение

10

Повторение изученного материала.

9

Проверка знаний

8

Выявление ЗУН по изученной теме.

Итого:

135