СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку к умк Гольцовой Н.Г. 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку к умк Гольцовой Н.Г. 10-11 классы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сугоякская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена на заседании

педагогического совета


Протокол № «_»

от «_» 20 г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УВР МОУ «Сугоякская СОШ»

/ /

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

«Сугоякская СОШ»

/ /


Приказ №

от «_» 20 г




Рабочая программа

по учебному предмету « Русский язык» для учащихся 10-11классов

на 2020-2022 г

Разработчики:

учитель русского языка и литературы

Бурдо Татьяна Юрьевна








Рабочая программа

по учебному предмету « Русский язык» для учащихся 10-11 классов


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС COO и реализуется на основе следующих документов:


  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);

  • Авторская программа по русскому языку (Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень /авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 56 с. — (ФГОС. Инновационная школа).


  • Школьный учебный план «МОУ «Сугоякская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе в объеме 102 часов, в 11 классе-102 часов.


Программа среднего общего образования рассчитана на 34 учебных недели. Количество часов в рабочей программе не соответствует количеству часов в авторской программе. Согласно школьному учебному плану на изучение русского языка в 10 и 11 классах отводится 3 часа в неделю( 102 ч. в год). Авторская программа предполагает 1 час в неделю( 35 в год) в 10-и 11 классах.

II. Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов


Русский язык 10 класс


Рекомен-довано по программе

В рабочей программе

Введение

2

1

Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

16

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

3

Морфемика и словообразование.

2

4

Орфография.

5

21

Морфология



1) самостоятельные части речи

12

34

2) служебные части речи

5

19

Повторение изученного

2

6

ИТОГО

35

102


Русский язык 11 класс




Повторение и обобщение изученного.

0

13

Синтаксис и пунктуация.

1

2

Словосочетание.

1

3

Предложение.

3

7

1)Простое предложение.

8

24

2)Сложное предложение.

4

18

З)Предложения с чужой речью.

1

4

4)Употребление знаков препинания.

1

4

Культура речи.

4

3

Стилистика.


9

9

Из истории русского языкознания.

2

Повторение

10

10

ИТОГО

35

102







В работе используется линия УМК «Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: учебник для 10- 11 классов общеобразовательных организаций. в 2-х частях.- М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФГОС. Инновационная школа).

Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык 10- 11классы»:базовый уровень. «Русское слово»2013. Главный ориентир в выборе УМК – это федеральный перечень учебников и федеральный закон «Об образовании».

В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи — тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Приводятся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений.
Учебник адресован учащимся 10—11 классов разных типов школ.




2. Место предмета в учебном плане школы

Учебным планом общеобразовательного учреждения на русский язык в 10 и 11 классах отведено по 102 часа (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение контрольных работ. При планировании учебного процесса в качестве основного рабочего документа используется авторская программа, соответствующая избранным общеобразовательным учреждением учебникам.


Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 3 часа в неделю.


Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.







3. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Курс русского языка и литературы в 10—11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.




Личностные результаты

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:


  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициатив- ность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного от- ношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, на- ходить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологи- ческому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;


  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание

  • влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, принос щим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:


  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:


  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; со- поставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в ин- формационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возмож- ностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, вир- туального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:



  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:
  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном текс- те и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).





4. Содержание учебного предмета



10 класс.

Введение.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические,

традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после . Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПPE- и ПРИ-.

Гласные ы и и после приставок. Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Правописание надежных окончаний имен существительных. Варианты надежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткое формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательного из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на —ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.


Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола. Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие.

Деепричастия как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Слова категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о –е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч.

Морфологический разбор категории состояния.


Служебные части речи

Предлог.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Правописания предлогов.

Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописания союзов.

Частицы.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометия.

Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.


11 класс.

Синтаксис и пунктуация.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложений. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.



Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное и неосложненное предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания

при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова.

Сложное предложение


Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров

Из истории русского языкознания.

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

Повторение и систематизация изученного материала.




5. Тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку в Х классе рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в неделю); из них на развитие речи отводится 12 часов.

10 класс


Название темы(раздела)


Количество часов

Всего

Контр.

работы

Развитие речи

Введение

1



Лексика. Фразеология. Лексикография.

16

3

2

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

3



Морфемика и словообразование.

4


1

Орфография.

21

4

2

Морфология




1) самостоятельные части речи

33

4

3

2) служебные части речи

19

2

4

Повторение изученного

6

2


ИТОГО

102

15

12



11 класс

Рабочая программа по русскому языку в XI классе рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю); из них на развитие речи отводится 10 часов.



Название темы(раздела)


Количество часов

Всего

Контр.

работы

Развитие речи

Повторение и обобщение изученного.

13



Синтаксис и пунктуация.

2



Словосочетание.

3



Предложение.

7


1

1)Простое предложение.

24

3

2

2)Сложное предложение.

18

3

2

З)Предложения с чужой речью.

4



4)Употребление знаков препинания.

4



Культура речи.

3



Стилистика.

9

2

2

Из истории русского языкознания.

2



Повторение

10

2

3

ИТОГО

102

10

10








6. Календарно-тематическое планирование

10класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

НРЭО

Корректировка

Дата проведения












Введение (1 ч)




По плану

Фактически.


1

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка

1

Языки народов Южного Урала






Лексика. Фразеология. Лексикография (16 ч)







2

3

4

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

3






5

Развитие речи. Лингвистический анализ поэтического теста

1

Лингвистический анализ произведений уральских писателей





6

7

8

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление.

Антонимы и их употребление.

3






9

10

ВКР

2






11

12


13

Происхождение лексики современного русского языка.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.


3






14

Развитие речи. Обучение сочинению в формате ЕГЭ. Проблема текста.

1






15

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

1






16

Повторение по теме «Лексика»

1

Современные словари русского языка. Портал «Грамота.ру» http://gramota.ru/





17

Контрольная работа по теме «Лексика»

1







Фонетика. Графика. Орфоэпия (3 ч)







18




19

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

2



Изменение орфоэпических норм





20

Контрольная работа по теме «Орфоэпия»

1







Морфемика и словообразование (4 ч)







21


22

23

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

.

3

Словари, составленные уральскими лингвистами (Л. А. Глинкиной, В. Ф. Житниковым и др.)





24

Подготовка к написанию сочинения рассуждения.

1







Морфология. Орфография (21 ч)






25


26


27

Основные понятия морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

3

Тенденции развития норм языка и речи. Варианты норм.




28

29

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

2





30

Обобщающий урок «Правописание безударных гласных в корне слова»

1





31

Контрольная работа по безударным проверяемым и чередующимся гласным в корне

1





32

33

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

2





34

35


36

Анализ сочинения. Коррекция и систематизация знаний. Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

3





37

38

39

40

Правописание гласных и согласных в приставках .

Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок.

Употребление ъ и ь.

4





41

Контрольная тестовая работа в формате ЕГЭ

1





42

Анализ тестов. Коррекция и систематизация знаний. Употребление прописных букв

1





43

Правила переноса слов

1





44

45

Контрольная тестовая работа в формате ЕГЭ за 1 полугодие

2






Морфология







Самостоятельные части речи (33 часа)

Имя существительное (5 часов)






46

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.


4





47

48

49

Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.







50

Контрольная работа по темам «Имя существительное»

1





51

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

1






Имя прилагательное (7ч)







52

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных

1





53

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1





54

55

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

2





56

Правописание сложных имен прилагательных

1





57

Контрольная работа по темам «Имя прилагательное»

1





58

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

1






Имя числительное 5 часов






59

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Морфологический разбор числительных.

1





60

61

62

Особенности склонения имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи.

3





63

Контрольная работа по темам «Имя числительное»

1







Местоимение (2ч)







64


65

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений

2






Глагол (4 ч)







66

Глагол как часть речи


1





67

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

1





68

69

Правописание глаголов

2






Причастие (4 ч)






70

71

72

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий

3





73

Контрольная работа по темам «Глагол. Причастие»

1







Деепричастие (3ч)







74

75

76

Деепричастие.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги

3







Наречие (3ч)







77


78

79

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий

Слова категории состояния

3






Служебные части речи (19 часов)

Предлог( 4 часа)






80

81

Предлог как служебная часть речи.

Правописание предлогов

2






82

83

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

2







Союзы и союзные слова (4 ч)







84

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1





85


Правописание союзов

1





86

Обобщающий урок «Правописание союзов и предлогов»

1





87

Контрольная работа по теме «Союз. Предлог»

1








Частицы (6 ч)






88

89


90

91

92

Частицы как служебная часть речи.

Правописание частиц.


Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи


1

1


3





93

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1







Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)







94

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1





95

96

Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

2







Повторение и обобщение пройденного (6 ч)







97

98

Повторение по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

2






99

Повторение за курс 10 класса

1

Изменение правописных норм




100-101

Контрольная работа в формате ЕГЭ

2





102

Анализ работ. Коррекция и систематизация знаний.

1



















11 класс



урока

Тема урока

Кол-во часов (план/факт)



НРЭО

Дата проведения

План




Факт




1

2

3

4

5.1

5.2


Повторение и обобщение изученного - 13 ч.





1-3

1-3. Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

3

Тенденции развития норм языка и речи



4

4. Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

1




5-7

5-7. Обобщающее повторение частей речи

3

Варианты норм. Изменение правописных норм. Современные словари русского языка. Портал «Грамота.ру» http://gramota.ru/



8-9

8-9. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

2



10

10. Н и НН в словах разных частей речи.

1




11

11. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1




12,13

12-13. Сочинение №1 по прочитанному тексту в формате ЕГЭ

2





Введение. Синтаксис и пунктуация. 2ч.





14-15

1-2. Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.

2





Словосочетание 3ч.





16

1. Словосочетание как синтаксическая единица.

1




17-18

2,3 Виды синтаксической связи.


2





Предложение 7ч.





19

1. Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений.

1


Варианты норм. Изменение правописных норм



20

2. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

1




21

3. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

1




22

4. Полные и неполные предложения. Постановка тире в простом предложении.

1




23

5. Постановка тире в простом предложении.

1




24

6. Соединительное тире. Интонационное тире.

1




25

7. Тестирование №1

1





Простое осложнённое предложение 24ч.





26

1. Простое осложнённое предложение.

1




27-28

2,3. Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту. (№2)

2




29

4. Предложение с однородными членами.

1




30

5. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1




31

6 .Р.р. Лингвистический анализ текста (№1)

1




32

7. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1




33

8. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами.

1




34

9. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

1




35

10. Повторение и обобщение.

1




36

11. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1




37-38

12-13. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.

2




39

14. Обособленные приложения.

1




40

15. Обособленные обстоятельства.

1




41

16. Обособленные дополнения

1




43

17. Тестирование №2

1




44

18. Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.

1




45

19. Знаки препинания при сравнительном обороте.

1




46

20. Знаки препинания при обращениях.

1




47

21-22. Вводные слова и вставные конструкции.

1




48

23. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1




49

24. Повторение и обобщение.

1





Сложное предложение-18ч.





50-51

1-2. Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении.

2




52

3. .Р.р. Лингвистический анализ текста(№2)

1

Лингвистический анализ произведений уральских писателей



53-54

4-5.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

2




55-56

6-7.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

2




57

8. Тестирование №3

1




58-59

9-10. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2




60-61

11-12. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

2




62

13. Период. Знаки препинания в периоде.

1




63

14. Повторение изученного





64

15. Диктант №2

1




65

16. Анализ контрольного диктанта.

1




66-67

17-18. Р.р. Сочинение по прочитанному тексту (№3).

2





Способы передачи чужой речи- 4ч.





68-69

1-2. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

2




70-71

3-4.Знаки препинания при диалоге, цитатах.

2





Употребление знаков препинания -4 ч.





72

1. Сочетание знаков препинания

1




73

2. Факультативные знаки препинания.

1




74

3. Авторская пунктуация

1




75

4. Обобщающий урок по теме «Способы передачи чужой речи»

1





Культура речи. Стилистика 12ч.





76-77

1-2. Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка.

2

Варианты норм. Следование нормам языка и речи




78

3. О качествах хорошей речи.

1




79

4. Функциональные стили.

1

Лингвистический анализ произведений уральских писателей



80

5. Научный стиль.

1




81

6. Официально-деловой стиль.

1




82

7. Публицистический стиль.

1




83

8. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля.

1

Варианты норм. Изменение орфоэпических норм



84-85

9-10. Р.р. Сочинение (№4)

2




86-87

11-12. Тестирование (№4)

2





Из истории русского языкознания -2ч.





88-89

1-2. Из истории русского языкознания

2





Повторение -10ч.





90-91

1-2. Повторение изученного по орфографии и пунктуации

2




92

3. Итоговый диктант

1




93

4. Анализ контрольного диктанта

1




94-95

5-6. Итоговое тестирование

2




96-97

7-8. Итоговое сочинение

2




98-99

9-10. Анализ ошибок, допущенных при тестировании и в сочинении

2

Варианты норм. Следование нормам языка и речи



100-102

Резерв -3ч.


Лингвистический анализ произведений уральских писателей








7. Фонд оценочных средств для проведения текущей

и промежуточной аттестации

10 класс


урока

Вид аттестации

Источник

17

Контрольная работа по теме «Лексика»

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.,Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 кл. – М.: ВАКО,2014

Тест № 7 стр.248

20

Контрольная работа по теме «Орфоэпия»

Войлова К. А., Леденёва В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому язы-

ку. 10—11 классы: Метод. пособие. — 3-е изд. — М.: Дрофа, 1998

стр.8

31

Контрольная работа по безударным проверяемым и чередующимся гласным в корне

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Организаций.- М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016.

Стр.3-4

41

Контрольная тестовая работа в формате ЕГЭ

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

44

45

Контрольная тестовая работа в формате ЕГЭ за 1 полугодие

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

50

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.,Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 кл. – М.: ВАКО,2014

Тест №9 стр. 253

57

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Войлова К. А., Леденёва В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому язы-

ку. 10—11 классы: Метод. пособие. — 3-е изд. — М.: Дрофа, 1998

стр.16-17

63

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

Войлова К. А., Леденёва В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому язы-

ку. 10—11 классы: Метод. пособие. — 3-е изд. — М.: Дрофа, 1998

стр. 18-19

73

Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие»

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Организаций.- М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016.

Стр. 22-26

87

Контрольная работа по теме «Союз. Предлог»

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Организаций.- М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016.

Стр.26

93

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Организаций.- М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016.

100-101

Контрольная работа в формате ЕГЭ

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021


























11 класс


урока

Вид аттестации

Источник

11

11. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.,Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 кл. – М.: ВАКО,2014

Стр.217


25

7. Тестирование №1 «Предложение»

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

43

17. Тестирование №2 «Простое осложненное предложение»

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

57

8. Тестирование №3 «Сложное предложение»

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

64

15. Диктант №2 по теме «Пунктуация в поп и СП»

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.,Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 кл. – М.: ВАКО,2014

Стр.223

86-87

11-12. Тестирование (№4) «Культура речи. Стилистика»

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021

92

3. Итоговый диктант

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И.,Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 кл. – М.: ВАКО,2014

Стр.228

94-95

5-6. Итоговое тестирование

ЕГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.-

М.: Национальное образование, 2021



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!