Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
| "Утверждаю" |
| Директор МАОУ Зареченской СОШ |
| _____________/И.В. Коротеева |
| "01 " сентября 2018 г. |
Рабочая программа
по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11 «А» класс
основное общее образование
Составитель:
Гафарова С.Э., учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой.
Рабочая программа реализуется через УМК Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2016.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п\п | Название разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Часы развития речи |
1 | Введение. Из истории русского языкознания | 1 | | |
2 | Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах | 13 | 3 | 2 |
3 | Стилистика. Функциональные стили | 13 | 2 | 4 |
4 | Синтаксис. Пунктуация. | 68 | 15 | 6 |
5 | Культура речи | 3 | | 1 |
6 | Резервные уроки | 4 | | |
| Итого | 102 | 20 | 13 |
Календарно - тематическое планирование. Русский язык 11 «А» класс
Тематическое планирование рассчитано на 3 урока в неделю
(3 урок / 34 учебных недели = 102 часа)
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
план | факт | примечание |
Т.1 Введение. Из истории русского языкознания (1 ч., 3 ч. в неделю) |
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых – лингвистах | 1 неделя сентября/18 | | |
Т.2 Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах(13 ч., 3 ч. в неделю) |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 1 неделя сентября/18 | | |
3 | Лексика. Синонимы. Антонимы. | 1 неделя сентября/18 | | |
4 | Омонимы. Паронимы. | 2 неделя сентября/ | | |
5 | Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи. | 2 неделя сентября/ | | |
6 | Словообразование. | 2 неделя сентября/ | | |
7-8 | Морфология. Орфография. Морфологический разбор разных частей речи. | 3 неделя сентября/ | | |
9-10 | Принципы русской орфографии. Трудные темы русской орфографии.К/Р. | 3 неделя сентября/4 неделя сентября/ | | |
11-12 | Обобщение и систематизация знаний. К/Р. Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. Анализ результатов к/р. | 4 неделя сентября/ | | |
13-14 | К/Р.Текст и его признаки. Комплексный анализ текста с решением тестовых задач | 1 неделя октября/18 | | |
Т.3 Стилистика. Функциональные стили (13 ч., 3 ч. в неделю) |
15 | Научный стиль. Работа с терминами. Специфика научного стиля. | 1 неделя октября/18 | | |
16 | Специфика официально-делового стиля. | 2 неделя октября/18 | | |
17-19 | Публицистический стиль. Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ текстов | 2 неделя октября/18 3 неделя октября/18 | | |
20 | К/Р.Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ | 3 неделя октября/18 | | |
21-23 | Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Рр Стилистический анализ текста. Рр Комплексный анализ текста на основе работы с упр. 569 | 3 неделя октября/18 4 неделя октября/18 | | |
24-25 | К/Р.Написание сочинения в формате ЕГЭ (Проблема, комментарий) | 4 неделя октября/18 | | |
26-27 | Комплексный анализ текста с творческим заданием. Анализ результатов к/р № 2. | 5 неделя октября/18 1неделя ноября/18 | | |
Т.4 Синтаксис и пунктуация (68 ч., 3 ч. в неделю) |
28 | Основные принципы русской пунктуации. | 1 неделя ноября/18 | | |
29-30 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. | 2 неделя ноября/18 | | |
31-33 | Рр Текст. Композиция авторского текста. Виды связей предложений в тексте. К/р №3. Сочинение по предложенному тексту Работа над ошибками в сочинении. | 2 неделя ноября/18 3 неделя ноября/18 | | |
34 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Простое предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. | 3 неделя ноября/18 | | |
35-36 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения | 4 неделя ноября/18 | | |
37-38 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.К/Р. | 4-5 неделя ноября/18 1 неделя декабря/18 | | |
39-41 | Полные и неполные предложения.К/Р. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. | 1 неделя декабря/18 2 неделя декабря/18 | | |
42 | К/Р.Обобщение и систематизация по теме «Словосочетание. Простое предложение». | 2 неделя декабря/18 | | |
43-46 | Рр Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом Рр Способы определения авторской позиции в тексте и ее аргументация. Рр Обучающее сочинение-рассуждение (часть С). Анализ сочинений. | 2 неделя декабря/18 3 неделя декабря/18 | | |
47-48 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. | 4 неделя декабря/18 | | |
49-50 | Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | 4 неделя декабря/18 2 неделя января/19 | | |
51-53 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. … соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. К/Р. | 2 неделя января/19 3 неделя января/19 | | |
54-55 | Контрольная работа. Работа над ошибками . | 3 неделя января/19 4 неделя января/19 | | |
56-57 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. К/Р. | 4 неделя января/19 | | |
58-59 | Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. | 5 неделя января/19 | | |
60-61 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных другими частями речи. | 5 неделя января/19 1 неделя февраля/19 | | |
62 | Обособленные дополнения | 1 неделя февраля/19 | | |
63 | Рр Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Роль средств выразительности в авторском тексте | 1 неделя февраля/19 | | |
64-65 | Уточняющие пояснительные и присоединительные члены предложения | 2 неделя февраля/19 | | |
66 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | 2 неделя февраля/19 | | |
67 | Рр Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы | 3 неделя февраля/19 | | |
68-69 | Работа над написанием сочинения. | 3 неделя февраля/19 | | |
70-73 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции (2ч). Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения да инет | 4 неделя февраля/19 1 неделя марта/19 | | |
74 | Пр/р. Обобщение и систематизация по теме «Обособленные члены предложения». | 1 неделя марта/19 | | |
75-76 | К/р №6. Тест в формате ЕГЭ. Анализ контрольного тестирования. | 1 неделя марта/19 2 неделя марта/19 | | |
77-79 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 неделя марта/19 3 неделя марта/19 | | |
80 | Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастным и деепричастными оборотами | 3 неделя марта/19 | | |
81-83 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. БСП. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 3 неделя марта/19 4 неделя марта/19 | | |
84 | Период. Знаки препинания в периоде. | 1 неделя апреля/19 | | |
85-87 | Пр/р Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач. Анализ результатов к/р. | 1-2 неделя апреля/19 | | |
88-91 | Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Словарный диктант | 3 неделя апреля/19 | | |
92-93 | К/р №8. Тест в формате ЕГЭ. | 4 неделя апреля/19 | |
94 | Тест в формате ЕГЭ. | 1 неделя мая/19 | | |
95 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 неделя мая/19 | | |
Т.5 Культура речи(3 ч., 3 ч. в неделю) |
96-98 | Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. Рр. О качествах хорошей речи. Дискуссия. | 2-3 неделя мая/19 | | |
99-102 | Резервные уроки | 4 неделя мая/19 | |
25