СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (обучение на дому)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий   разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (обучение на дому)»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

«Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Закаменск»

_____________ Н. Д. Аюшеев

«____» __________ 2017 г.

Приказ «___» от «___» _________ № ____



Рабочая программа

(обучение на дому)


Предмет: русский язык

Класс: 7 «В»

(для Афонина Никиты)

Составил: Цыденова Дарима Шагдаровна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ; программы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»; программы «Русский язык» 5 – 9 классы (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Адресность программы.

Программа составлена для ученика 7 «В» класса Афонина Никиты с учётом индивидуального физического и психологического развития.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного курса.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Национальный региональный компонент изучается дисперсно .

Примечание. Обучение проводится по скорректированной программе в соответствии с основной учебной программой.

Структура документа

Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации основной образовательной программы. Данная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащегося на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа сближена с «классификационной грамматикой», и в то же время усилен коммуникативный аспект. Предлагается система «развёртывания» от слова к предложению и от предложения к тексту, обогащена работа над лексико – фразеологическим составом речи учащегося

Концепция рабочей программы 7 класса ориентирована на использование базового учебника русского языка для 7 – го класса под редакцией академика РАО, доктора филологических наук Н. М. Шанского. Она позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общего образования МАОУ» СОШ №5 г Закаменск». Это

  • Организация работы по овладению учащимся прочными и осознанными знаниями.

  • Усиление практической направленности обучения русскому языку.

  • Формирование навыков грамотного письма.

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков письма, правильного каллиграфического письма.

  • Формирования умений, навыков анализа ошибок, допускаемых им в классных, домашних, контрольных работах, работах по развитию речи.

  • Совершенствование всех видов речевой деятельности: нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса речи, грамматического строя речи в устной (публичной) и письменной форме, навыками выразительного чтения.

  • Формирования умений, навыков у школьника самостоятельности, самоорганизации в учебном труде.

  • Приобщение к научно – популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом.

. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В начале и в конце года, а также при изучении программных тем предусматривается углубленное повторение, что помогает ученику держать в сознании общую картину вопросов морфологии, словообразования и орфографии, а также способствует приобретению прочных знаний. При организации работы по повторению учитываются пробелы в знаниях учащегося.

Практическая часть сочетает диктанты с изложениями и сочинениями. Диктанты сопровождаются грамматическими заданиями, которые позволяют установить причины орфографических ошибок и наметить целенаправленную работу по устранению пробелов в подготовке учащегося в области грамматики и орфографии. Предусматриваются контрольные работы по определенным темам, предусмотрен текущий контроль (специальные задания грамматического характера, словарно-орфографические диктанты, тестирование).

Большое внимание уделено вопросам развития речи. Продолжается работа по ознакомлению учащегося с речеведческими понятиями, начатая в 5 классе. Усилить речевую направленность уроков русского языка позволяет систематическое использование работ малой формы: изложений и сочинений-миниатюр. Эффективным средством формирования коммуникативной компетенции учащегося также является комплексный анализ текста.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На обучение на дому по русскому языку в 7 «В» классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает изучение предмета обучения на дому в 7 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану МАОУ «СОШ №5 города Закаменск» на 2017 - 2018 учебный год.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных 5раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационныхправил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Содержание тем учебного курса

1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знатьизученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметьставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знатьпонятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.


2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Вид деятельности

Тема урока

Содержание и основные понятия урока

Количество часов

Дата

план

фактич

1



Умение конструировать предложения

Русский язык как разви­вающееся явление

Синтаксис и пунктуация,

сл/соч и предложения

Лексика и фразеология


Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви

Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого

Повторить основные понятия темы «Лексика»

1


7.09


7.09


2

Беседа по контрольным вопросам, самостоятельная работа, работа в парах с уп­ражнениями учебника с последующей взаимопроверкой, синтаксический разбор, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставлен­ных оценок


Фонетика и орфография

Словообразование и орфография Морфемный и словообразовательный разбор

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв

Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова

Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор

1


14.09


14.09


3


Выделять причастный оборот на письме.


Причастие как часть речи

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное

Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову.

1


21.09


21.09


4

Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания предложений с причастными оборотами, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Действительные и страдательные причастия

Краткие и полные страдательные причастия

Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий

Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении

1


28.09


28.09


5

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров

Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени

Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий

Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени

1


5.10


5.10


6

Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога).


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях

Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени

Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени

1


12.10


12.10


7



пересказ текста по плану

Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями.




Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

1

26.10


26.10


8

Формирование у учащегося умений к осуществлению контрольной функ­ции, контроль и самоконтроль изучен­ных понятий, алгоритма проведения самопроверки.


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1


2.11


2.11


9

Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота

Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи

1


16.11



16.11



10


Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте


Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида

Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида

1

23.11


23.11


11

Уметь распознавать часть речи наречие


Наречие как часть речи

Смысловые группы наречий

Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях

Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию

1


30.11


30.11


12

Уметь находить степени сравнения наречий, отличать их от степеней сравнения прилагательных


Степени сравнения наречий

Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных

1

7.12


7.12


13

Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е

Формировать навыки написания НЕ с наречиями

1

14.12


14.12


14

Уметь применять правило.

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы

1

21.12


21.12


15


Уметь применять правило.

Одна и две буквы Н в наречиях

Буквы О и А на конце наречи

Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е.

Формировать навык написания букв о и а на конце наречий

1


28.12



28.12



16

Работа по карточкам, объяснительный диктант

Дефис между частями слова в наречиях

Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях

1

18.01


18.01


17

Уметь применять правило.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

1

25.01


25.01


18


Уметь применять правило, практическая работа


Категория состояния как часть речи

Формировать умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам они относятся

1

1.02


1.02


19

Комплексная работа с текстом

Морфологический разбор категории состояния

Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния

1

8.02


8.02


20

Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное

Самостоятельные и служебные части речи

Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных

1

15.02


15.02


21



Выполнение упражнений, работа с учебником.

Предлог как часть речи

Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок

1

22.02


22.02


22



Практическая работа.

Непроизводные и производные предлоги

Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов

1

1.03


1.03


23



Выполнение упражнений, работа с учебником.

Простые и составные предлоги

Познакомить с простыми и составными предлогами;

1

15.03


15.03


24


Практическая работа.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов

1

22.03


22.03


25



Составление таблицы, конструирование текста, выполнение тренировочных заданий, практическая работа с материалом учебника, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

Союз как часть речи

Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза

1

5.04


5.04


26


Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере


Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные

Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами. Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение

1

12.04


12.04


27


Выполнение упражнений, работа с учебником.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях

1

19.04


19.04


28



Сочинительные союзы. Подчинительные союзы

Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению

1

19.04

19.04

29


Уметь применять правило, практическая работа


Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы..

1

26.04

26.04

30


Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере


Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицыСмысловые частицы


Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи. Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц

Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений

1

26.04

26.04

31

Уметь применять правило, практическая работа


Раздельное и дефисное написание частиц


Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи

1

10.05


10.05


32



Выполнение упражнений, работа с учебником.

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Различение частицы и приставки НЕ


Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни

Развивать навыки написания не с различными частями речи

1


17.05


17.05


33

Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Производные междометия. Междометия и другие части речи

Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий

Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

1

24.05


24.05


34

Выполнение упражнений, работа с учебником.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

1

31.05

31.05