СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (обучение по АООП) для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (обучение по АООП обучающихся с задержкой психического развития)  для 5 класса составлена в соответствии со Стандартами ФГОС. .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (обучение по АООП) для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №4 от 15.11. 2021 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

№ 97 от 15.11. 2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

(обучение по АООП)

для 5 класса











Автор – составитель

Учитель Никитина Екатерина Александровна

















2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку (обучение по АООП обучающихся с задержкой психического развития) для 5 класса составлена на основании:

 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказа МОиН РФ от 17.02.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 08.04.15 №1/15;

 Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897»;

 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

 Устава МБОУ Синьковской СШ;

 Учебного плана МБОУ Синьковской СШ;

Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской;

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №254 от 20.05.2020г.);

Положения о рабочей программе.

Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова; научный редактор Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2019 г.

Место курса русский язык в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе в объёме 187 часов (5,5 часов в неделю).

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской.

В авторскую программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Итоговое повторение изученного», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию.



№ п/п

Тема раздела

Количество

часов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ


Всего

187

187

1.

Язык и речь. Введение

3

3

2.

Повторение ранее изученного

27

27

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

39

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

16

16

5.

Лексика и культура речи

12

12

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

26

7.

Морфология

58

58

8.

Итоговое повторение изученного

6

4

9

Промежуточная аттестация


1

10

ВПР

-

-


























Целеполагание

Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

- формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар­ного запаса и грамматического строя речи обучающихся.















Планируемые результаты

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Поэтому основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися с ЗПР.

Реальные достижения обучающихся с ЗПР могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и

способы действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью

деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе

взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),

факты;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою

мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Раздел

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Речь и речевое общение

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Речевая деятельность

Чтение

- понимать содержание учебно-научных, публицистических

жанров, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Говорение

-создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе);

- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

Письмо

-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);

-излагать содержание прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;


-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и Интернет, отбирать и систематизировать материал на тему.






- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.




-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.










Описание достижений обучающихся с задержкой психического развития

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об освоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Два уровня, превышающие базовый:

-повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

-высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Индивидуальные траектории обучения обучающихся с ЗПР, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Уровень достижений ниже базового (два уровня):

-пониженный уровень достижений, оценка«неудовлетворительно» (отметка «2»);

-низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся с ЗПР не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету.

Обучающиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении.

Данный подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

    • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

    • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

    • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

    • стартовой диагностики;

    • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

    • творческих работ, включая учебные проекты.

Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения или освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.











Содержание

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа)

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Раздел 5. Общие сведения об языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу у других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного, русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, аффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы историзмы неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.Стилистические пласты лексики.Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ъ.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.



















Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Виды контроля(по необходимости)

Воспитательный компонент


Всего

187



1.

Язык и речь. Введение

3

-


2.

Повторение ранее изученного

27

Контрольная работа

Контрольный диктант

Игра «В гостях у волшебного карандаша: правописание»


3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

Проверочная работа-2

Контрольная работа

Контрольный диктант


Викторина «Синтаксический «морской бой»


4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

16

Контрольная работа


5.

Лексика и культура речи

12

Проверочная работа


6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

Контрольный диктант

Филологическая дуэль «Говорим правильно»

7.

Морфология

58

Контрольный диктант-3


8.

Повторение изученного

6


Интеллектуаль-ный брейн-ринг «Грамоте учиться-всегда пригодится».

9

Промежуточная аттестация

1

Контрольная работа










Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока


Количество часов

Дата

Дата корректировки (по необходимости)

1

Беседа по ОТ. Язык и общение. Язык и человек. Язык – важнейшее средство общения.

1



2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

1



3

Знакомство с приёмами ознакомительного чтения. Стили и типы речи.

1



4

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Транскрипция слова.

1



5

Орфограмма

1



6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1



7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1



8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1



9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1



10

Буквы и, у, а после шипящих

1



11

Разделительные Ъ и Ь

1



12

Раздельное написание предлогов с другими словами

1



13

Обобщающий урок «Орфограммы в корнях слов»*

1




14

Входной контроль. Контрольная работа

1



15

Анализ контрольной работы

1



16

(РР) Текст. Что мы знаем о тексте.

1



17

Общее понятие о частях речи.

1



18

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого

1



19

Анализ изложения. Глагол как часть речи.

1



20

Правописание –ТСЯ и– ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов.

1



21

Имя существительное

1



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

22

(РР) Тема текста.

1



23

Имя прилагательное как часть речи.

1



24

Развитие речи. Сочинение – повествование с элементами описания по картине А. Пластова «Летом»

1



25

1




26

Местоимение как часть речи.

1



27

Обобщающий урок: «Части речи».

1



28

Анализ сочинения- повествования. (РР) Основная мысль текста.

1



29

Развитие речи. Сочинение – рассказ: «Летние радости»

1



30

Анализ сочинения. Подготовка к контрольной работе: «Части речи».

1



31

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Части речи».

1



32

Синтаксис. Пунктуация

1



33

Анализ контрольной работы. Общее понятие о словосочетании

1



34

Структура словосочетания. Средства грамматической связи

1



35

Словосочетание. Разбор словосочетания.

1



36

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1



37

Виды предложений по цели высказывания

1



38

Восклицательные предложения

1



39

(РР) Сочинение на тему «Памятный день»

1



40

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту В. Катаева.

1



41

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1



42

Сказуемое

1



43

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



44

Развитие речи. Подробное изложение по тексту научно-популярной статьи

1



45

Нераспространенные и распространенные предложения.

1



46

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1



47

Второстепенные члены предложения. Определение

1



48

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1

15.11


49

Обобщающий урок: «Второстепенные члены предложения».

1

16.11


50

Предложения с однородными членами

1

17.11


51

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

18.11


52

Обобщающие слова при однородных членах

1

19.11


53

Проверочная тестовая работа по теме: «Однородные члены предложения»

1

22.11


54

Понятие обращения

1

23.11


55

Предложения с обращениями

1

24.11


56

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. Решетникова «Мальчики»

1

25.11


57

Р.Р. Сочинение-описание по картине Ф. Решетникова «Мальчики»

1

26.11


58

Синтаксический разбор простого предложения*

1

29.11


59

(РР). Письмо.

1

30.11


60

Пунктуационный разбор простого предложения

1

01.12


61

Простые и сложные предложения

1

02.12


62

Урок – практикум: «Простые и сложные предложения».

1

03.12


63

Синтаксический разбор сложного предложения

1

06.12


64

Контрольная работа: «Простые и сложные предложения».

1

07.12


65

Анализ контрольной работы. Прямая речь.

1

08.12


66

Диалог

1

09.12


67

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту Е. Мурашовой.

1

10.12


68

Проверочная работа: «Простые и сложные предложения», «Прямая речь»

1

13.12


69

Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

14.12


70

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис и пунктуация».

1

15.12


71

Анализ контрольного диктанта. Фонетика. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

16.12


72

Согласные твердые и мягкие

1

17.12


*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

73

Промежуточный контроль. Контрольная работа.

1

20.12


74

РР.Обучающее изложение - описание по тексту К. Паустовского «Шкатулка»

1


21.12


75

Согласные звонкие и глухие

1

22.12


76

Графика. Алфавит.

1

23.12


77

(РР) Описание предмета.

1

24.12


78

Развитие речи. Сочинение- описание предмета: «Моя любимая игрушка»

1

27.12


79

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

28.12


80

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1



81

Орфоэпия

1



82

Фонетический разбор слова

1



83

(РР) Описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1



84

1



85

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»

1



86

Контрольная работа: «Фонетика»

1



87

Анализ контрольной работы. Слово и его лексическое значение

1



88

Однозначные и многозначные слова

1



89

Прямое и переносное значение слова

1



90

Омонимы

1



91

Синонимы

1



92

(РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1



93

(РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1



94

Антонимы

1



95

(РР)Роль деталей в описании предмета.

1



96

Подробное изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» .

1



97

Повторение изученного в разделе «Лексика»

1



98

Проверочная работа: «Лексика»

1



99

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов.

1



100

Окончание

1



101

Основа слова

1



102

Р.Р. Сочинение – письмо*

1



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания

103

Корень слова

1



104

(РР) Рассуждение

1



105

Суффикс – значимая часть слова

1



106

Приставка

1



107

Закрепление материала по темам: «Корень», «Суффикс», «Приставка».

1



108

(РР) Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника»

1



109

1



110

Чередование звуков

1



111

Беглые гласные

1



112

Варианты морфем.

1



113

Морфемный разбор

1



114

Правописание гласных и согласных в приставках

1



115

Буквы З – С на конце приставок

1



116

1



117

Буквы А – О в корнях –ЛАГ- , - ЛОЖ-

1



118

Буквы А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ- -РОС-

1



119

Буквы О – Ё после шипящих в корне

1



120

Буквы И – Ы после Ц

1



121

(РР) Устное описание «поэтических» предметов. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1



122

1



123

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография»

1



124

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Морфемика. Орфография».

1



125

Самостоятельные и служебные части речи

1



126

Имя существительное как часть речи

1



127

Имя существительное как часть речи

1



128

(РР)Доказательства в рассуждении

1



129

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1



130

Имена собственные и нарицательные

1



131

(РР) Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Чернильница и перо»

1



132

1



133

Род имен существительных

1



134

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа

1



135

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа

1



136

Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных

1



137

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1



138

(РР) Подробное изложение с изменением лица.

1



139

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

1



140

Комплексный анализ текста. Изученные орфограммы. Имя существительное.

1



141

Множественное число имен существительных

1



142

Множественное число имен существительных

1



143

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1



144

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1



145

Морфологический разбор имени существительного.

1



146

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

1



147

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя существительное».

2



148

Имя прилагательное как часть речи

1



149

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



150

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



151

(РР) Описание животного

1



152

Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц

1



153

Краткие прилагательные

1



154

Употребление кратких прилагательных

1



155

(РР) Описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр.598)

1



156

Морфологический разбор имени прилагательного

1



157

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1



158

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное»

1



159

Глагол как часть речи

1



160

Глагол как часть речи. Не с глаголами

1



161

(РР) Рассказ. Устный рассказ «Однажды…»

1



162

Неопределенная форма глагола

1



163

Правописание - ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах

1



164

Виды глагола

1



165

Буквы Е и И в корнях с чередованием

1



166

(РР) Невыдуманный рассказ о себе

1



167

Время глагола

1



168

Прошедшее время

1



169

Настоящее время

1



170

Будущее время

1



171

Спряжение глагола

1



172

Употребление спряжения глагола

1



173

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1



174

Морфологический разбор глагола

1



175

(РР) Сжатое изложение «Шоколадный торт»

1



176

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа

1



177

Употребление времен

1



178

(РР) Рассказ

1



179

(РР) Сочинение-рассказ по картине «Не взяли на рыбалку»

1



1



180

Урок-зачет по теме «Глагол»

181

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Глагол».

1



182

Разделы науки о языке 

1



183

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1



184

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов

1



185

Всероссийская проверочная работа

1



186

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания*

1



187

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

1



*- реализация воспитательного компонента Программы воспитания








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!