Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности /неспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- апатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
7) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться
проводить фонетико-графический, звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия: «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms_сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Тематический планирование 1 класс
№п./п. | Тема | Количество часов |
1. | Добукварный период (обучение письму) | 17 |
2. | Букварный период (обучение письму ) | 74 |
3. | Послебукварный период (обучение письму) | 24 |
4. | Русский язык. Наша речь | 2 |
5. | Текст. Предложение. Диалог | 3 |
6. | Слова, слова, слова | 4 |
7. | Слово и слог. Ударение. | 5 |
8. | Звуки и буквы | 36 |
Итого: | | 165 |
Тематический планирование 2 класс
№п./п. | Тема | Количество часов |
1. | Наша речь | 4 |
2. | Текст | 5 |
3. | Предложение | 12 |
4. | Слова, слова, слова… | 22 |
5. | Звуки и буквы | 33 |
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7. | Части речи | 47 |
8. | Повторение | 18 |
Итого: | | 170 |
Тематический планирование 3 класс
№п./п. | Тема | Количество часов |
1. | Язык и речь | 2 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3. | Слово в языке и речи | 19 |
4. | Состав слова | 16 |
5. | Правописание частей слова | 29 |
6. | Части речи | 76 |
7. | Повторение изученного за год | 14 |
Итого: | | 170 |
Тематический планирование 4 класс
№п./п. | Тема | Количество часов |
1. | Повторение (11ч.) | 11 |
2. | Предложение (9 часов) | 9 |
3. | Слово в языке и речи (21 час) | 21 |
4. | Имя существительное (43 часа) | 43 |
5. | Имя прилагательное (30 часов) | 30 |
6. | Личные местоимения (7 часов) | 7 |
7. | Глагол (34 часа) | 34 |
8. | Повторение (15 часов) | 15 |
Итого: | | 170 |
Календарно-тематическое планирование 1кл
(Обучение грамоте. Письмо / 115ч)
№ п. / п. | Тема урока | Количество часов | Дата |
Добукварный период (обучение письму-17ч) |
1. | Введение. Знакомство с предметом. Пропись – первая учебная тетрадь. | 1 | |
2. | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Выполнение упражнений по рисункам. | 1 | |
3. | Ознакомление с разлиновкой прописи. Письмо овалов и полуовалов | 1 | |
4. | Ознакомление с гигиеническими правилами письма, рисование бордюров. | 1 | |
5. | Письмо длинных прямых наклонных линий | 1 | |
6. | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо) | 1 | |
7. | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (влево) | 1 | |
8. | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий | 1 | |
9. | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | |
10. | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | |
11. | Письмо полуовалов, их чередование, письмо овалов | 1 | |
12. | Строчная и заглавная буква А, а | 1 | |
13. | Строчная и заглавная буквы о, О | 1 | |
14. | Строчная буква и | 1 | |
15. | Заглавная буква И | 1 | |
16. | Строчная буква ы | 1 | |
17. | Строчная и заглавная буквы у, У | 1 | |
Букварный период (обучение письму – 74ч) |
18. | Строчная и заглавная буквы н, Н | 1 | |
19. | Строчная и заглавная буквы с, С | 1 | |
20. | Заглавная буква С | 1 | |
21. | Строчная и заглавная буквы к, К | 1 | |
22-23. | Строчная и заглавная буквы т,Т | 2 | |
24. | Строчная и заглавная буквы л,Л | 1 | |
25. | Повторение и закрепление написания изученных букв. | 1 | |
26. | Строчная и заглавная буквы р, Р | 1 | |
27. | Строчная и заглавная буквы в, В | 1 | |
28. | Строчная и заглавная буквы е, Е | 1 | |
29.30 | Строчная и заглавная буквы п, П | 2 | |
31-32 | Строчная и заглавная буквы м, М | 2 | |
33-35 | Строчная и заглавная буквы з, З | 3 | |
36-38 | Строчная и заглавная буквы б, Б | 3 | |
39-41 | Строчная и заглавная буквы д, Д | 3 | |
42-45 | Строчная и заглавная буквы я, Я | 4 | |
46-47 | Строчная и заглавная буквы г, Г | 2 | |
48-50 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч | 3 | |
51-52 | Буква Ь | 2 | |
53-54 | Строчная и заглавная буквы ш, Ш | 2 | |
55. | Письмо слогов и слов с изученными буквами | 1 | |
56-57 | Строчная и заглавная буквы ж, Ж | 2 | |
58-60 | Строчная и заглавная буквы ё, Ё | 3 | |
61. | Строчная и заглавная буквы й, Й | 1 | |
62-64 | Строчная и заглавная буквы х, Х | 3 | |
65-66 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | 2 | |
67-68 | Строчная и заглавная буквы ю, Ю | 2 | |
69-70 | Строчная и заглавная буквы ц, Ц | 2 | |
71. | Письмо слогов и слов с буквами ц, Ц, и другими изученными буквами | 1 | |
72-73 | Строчная и заглавная буквы ц, Ц | 2 | |
74-76 | Строчная и заглавная буквы щ, Щ | 3 | |
77. | Строчная и заглавная буквы ф, Ф | 1 | |
78. | Строчные буквы ь,ъ | 1 | |
79-82 | Буквы и соединения слогов | 4 | |
83-84 | Соединения с буквами г и к? | 2 | |
85-87 | Правила начертания букв и их каллиграфическое написание | 3 | |
88. | Каллиграфическое письмо | 1 | |
89-91 | Правила начертания букв и их каллиграфическое написание | 3 | |
Послебукварный период (обучение письму-24ч) |
92-95 | Правила начертания букв и их каллиграфическое написание | 4 | |
96. | Буквенно- слоговой диктант | 1 | |
97. | Словарный диктант | 1 | |
98-100 | Связный текст | 3 | |
101-103 | Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? | 3 | |
103-105. | Правила начертания букв и их каллиграфическое написание | 3 | |
106-107. | Как добиться грамотного письма? | 2 | |
108-109. | Слова, отвечающие на вопрос Что делать? Что сделать? | 2 | |
110. | Слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | |
111-112. | Безударная гласная в корне слова | 2 | |
113. | Парные согласные на конце слова. | 1 | |
113. | Орфограммы ЧК-ЧН-ЩН-ЧТ | 1 | |
114. | Йотированные гласные. Разделительный Ь | 1 | |
115. | Каллиграфическое письмо и изученные орфограммы | 1 | |
Календарно-тематическое планирование (русский язык – 50 ч)
№ п / п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Наша речь – 2ч. |
1. | Наша речь. | 1 | |
2. | Устная и письменная речь | 1 | |
Текст. Предложение. Диалог – 3ч. |
3. | Текст и предложение | 1 | |
4. | Предложение | 1 | |
5. | Диалог | 1 | |
Слова, слова, слова – 4ч. |
6. | Роль слов в речи | 1 | |
7. | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 | |
8. | «Вежливые слова» | 1 | |
9. | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова | 1 | |
Слово и слог. Ударение.- 5ч. |
10. | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | 1 | |
11-12. | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 2 | |
13. | Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги. | 1 | |
14. | Ударные и безударные слоги. Проверочная работа по теме «Слово и слог. Ударение» | 1 | |
Звуки и буквы- 36ч. |
15. | Звуки и буквы | 1 | |
16. | Русский алфавит, или Азбука | 1 | |
17. | Гласные звуки и буквы | 1 | |
18. | Буквы е, ё, ю, я и их функция в словах | 1 | |
19. | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. | 1 | |
20. | Обозначение ударного гласного буквой на письме | 1 | |
21. | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | |
22-23. | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 2 | |
24. | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука | 1 | |
25. | Повторение изученного материала. | 1 | |
26. | Согласные звуки и буквы | 1 | |
27. | Слова с удвоенными согласными | 1 | |
28. | Слова с буквами и и й | 1 | |
29. | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | |
30. | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки | 1 | |
31. | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | |
32. | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | |
33. | Повторение изученного материала. Проверочная работа. | 1 | |
34. | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | |
35. | Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | |
36. | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | |
37. | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов | 1 | |
38-39. | Правописание парных согласных звуков на конце слов | 2 | |
40. | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | |
41- 42. | Буквосочетания чк, чн, чт. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 2 | |
43 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |
44. | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |
45. | Заглавная буква в словах | 1 | |
46. | Итоговый диктант по теме «Повторяем изученное». | 1 | |
47. | Повторение изученного материала. Работа над ошибками. | 1 | |
48. | Проект «Сказочная страничка» | 1 | |
49- 50. | Повторение и обобщение изученного материала. КВН «Страна Словария». | 2 | |
Календарно – тематическое планирование 2класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
Наша речь 4 часа |
1. | Какая бывает речь? | 1 | 02.09 |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | 03.09 |
3. | Как отличить диалог от монолога? | 1 | 04.09 |
4. | Совершенствование знаний по теме: «Наша речь». | 1 | 05.09 |
Текст 5 часов |
5. | Что такое текст? | 1 | 06.09 |
6. | Что такое тема и главная мысль текста. | 1 | 09.09 |
7. | Части текста. | 1 | 10.09 |
8. | Совершенствование знаний по теме: «Текст» | 1 | 11.09 |
9. | Развитие речи. Списывание небольшого повествовательного текста. | 1 | 12.09 |
Предложение(12 часов) |
10. | Что такое предложение? | 1 | 13.09 |
11. | Как из слов составить предложение? | 1 | 16.09 |
12. | Входная контрольная работа. Списывание текста | 1 | 17.09 |
13. | Что такое главные члены предложения? | 1 | 18.09 |
14. | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 19.09 |
15. | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | 20.09 |
16. | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | 23.09 |
17. | Как установить связь слов в предложении? | 1 | 24.09 |
18. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | 25.09 |
19. | Анализ сочинений. | 1 | 26.09 |
20. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 27.09 |
21. | Совершенствование знаний по теме: «Предложение» | 1 | 30.09 |
Слова, слова, слова… (22ч) |
22, 23. | Что такое лексическое значение слова? | 2 | 01.10,02.10 |
24. | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 03.10 |
25. | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 04.10 |
26. | Что такое синонимы? | 1 | 07.10 |
27, 28. | Что такое антонимы? | 2 | 08.10,09.10 |
29. | Совершенствование знаний по теме: Слова, слова, слова… | 1 | 10.10 |
30. | Совершенствование знаний по теме: Слова, слова, слова… | 1 | 11.10 |
31, 32. | Что такое родственные слова? | 2 | 14.10,15.10 |
33, 34. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 2 | 16.10,17.10 |
35. | Какие бывают слоги? | 1 | 18.10 |
36, 37. | Как определить ударный слог? | 2 | 21.10,22.10 |
38. | Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | 23.10 |
39, 40. | Как переносить слова с одной строки на другую? | 2 | 24.10,25.10 |
41. | Контрольный диктант по теме: «Слова» | 1 | 05.11 |
42,43. | Совершенствование знаний по теме: «Слова» | 2 | 06.11,07.11 |
Звуки и буквы (33ч) |
44. | Как различать звуки и буквы? | 1 | 08.11 |
45, 46. | Как мы используем алфавит? | 2 | 11.11,12.11 |
47. | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 13.11 |
48. | Как определить гласные звуки? | 1 | 14.11 |
49. | Диктант по теме: «Звуки и буквы» | 1 | 15.11 |
50. | Совершенствование знаний по теме: «Звуки и буквы» | 1 | 18.11 |
51- 54. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 4 | 19.11,20.11,21.11,22.11 |
55-57. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 3 | 25.11,26.11,27.11 |
58. | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | 28.11 |
59. | Диктант по теме «Безударные гласные в корне». | 1 | 29.11 |
60. | Совершенствование знаний по теме: «Безударные гласные в корне». | 1. | 02.12 |
61. | Как определить согласные звуки? | 1 | 03.12 |
62, 63. | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 2 | 04.12,05.12 |
64. | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 06.12 |
65. | Развитие речи. Работа с деформированным текстом. | 1 | 09.12 |
66. | Наши проекты. « И в шутку и в серьёз» | 1 | 10.12 |
67, 68. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 2 | 11.12,12.12 |
69. | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | 13.12 |
70, 71. | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 2 | 16.12,17.12 |
72. | Контрольный диктант на тему: «Написание гласных и согласных» | 1 | 18.12 |
73,74. | Совершенствование знаний по теме: «Написание гласных и согласных» | 2 | 19.12,20.12 |
75. | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | 23.12 |
76. | Обобщающий урок по теме: «Правописание гласных и согласных в слове и предложении». | 1 | 24.12 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч) |
77. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 25.12 |
78. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 26.12 |
79. | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | 27.12 |
80. | Наши проекты. Рифма. | 1 | 30.12 |
81 -83. | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 3 | 10.01,13.01,14.01 |
84. | Диктант по теме :«Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | 15.01 |
85. | Совершенствование знаний. | 1 | 16.01 |
86. | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1. | 17.01 |
87. | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1. | 20.01 |
88. | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | 21.01 |
89. | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | 22.01 |
90. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | 23.01 |
91 -93. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 3 | 24.01,27.01,28.01 |
94. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам | 1 | 29.01 |
95. | Совершенствование знаний . | 1 | 30.01 |
96. | Контрольный диктант на тему: «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | 31.01 |
97. | Совершенствование знаний по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | 03.02 |
98 -100. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 3 | 04.02,05.02,06.02 |
101. | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | 07.02 |
102. | Контрольное списывание. | 1 | 10.02 |
103. | Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 11.02 |
104,105. | Совершенствование знаний . | 2 | 12.02,13.02 |
Части речи (47ч) |
106,107. | Что такое части речи? | 2 | 14.02,17.02 |
108. | Что такое имя существительное? | 1 | 18.02 |
109. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 19.02 |
110. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | 1 | 20.02 |
111. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1. | 21.02 |
112. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1. | 25.02 |
113. | Заглавная буква в написании кличек животных. | | 26.02 |
114. | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 27.02 |
115. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 28.02 |
116. | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | 02.03 |
117. | Диктант по теме: «Написание слов с заглавной буквы». | 1 | 03.03 |
118. | Совершенствование знаний по теме: «Написание слов с заглавной буквы». | 1 | 04.03 |
119 -121. | Единственное и множественное число имён существительных. | 3 | 05.03,06.03,10.03 |
122. | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | 11.03 |
123. | Совершенствование знаний. | 1 | 12.03 |
124. | Диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | 13.03 |
125. | Совершенствование знаний по теме: «Имя существительное» | 1 | 16.03 |
126 -128. | Что такое глагол? | 3 | 17.03,18.03,19.03 |
129, 130. | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | 20.03,30.03 |
131. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 31.03 |
132. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | 01.04 |
133. | Что такое текст-повествование? | 1 | 02.04 |
134. | Проверка знаний по теме : «Глагол». | 1 | 03.04 |
135. | Что такое имя прилагательное? | 1 | 06.04 |
136. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 07.04 |
137. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | 08.04 |
138. | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | 09.04 |
139. | Что такое текст – описание? | 1 | 10.04 |
140. | Проверка знаний по теме: «Имя прилагательное». | 1 | 13.04 |
141. | Общее понятие о предлоге. | 1 | 14.04 |
142. | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 15.04 |
143. | Восстановление предложений. | 1 | 16.04 |
144. | Проверка знаний по теме: «Предлоги» | 1 | 17.04 |
145. | Диктант по теме: «Имя прилагательное». | 1 | 20.04 |
146. | Работа над ошибками | 1 | 21.04 |
147, 148. | Что такое местоимение? | 2 | 22.04,23.04 |
149. | Что такое текст – рассуждение? | 1 | 24.04 |
150. | Проверка знаний | 1 | 27.04 |
151. | Контрольный диктант по теме: «Части речи» | 1 | 28.04 |
152. | Совершенствование знаний по теме: «Части речи» | 1 | 29.04 |
Повторение(18ч) |
153. | Повторение по теме «Текст». | 1 | 30.04 |
154. | Развитие речи. Сочинение по картине. | 1 | 06.05 |
155,156. | Повторение по теме «Предложение». | 2 | 07.05,08.05 |
157. | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | 12.05 |
158. | Промежуточная аттестация | 1 | 13.05 |
159. | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 14.05 |
160. | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | 15.05 |
161. | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | 18.05 |
162. | Контрольное списывание | 1 | 19.05 |
163,164. | Повторение правил правописания | 2 | 20.05,21.05 |
165. | Сочинение-миниатюра «Лето» | 1 | 22.05 |
166. | Работа над ошибками. | 1 | 25.05 |
167 -168.. | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного материала во 2 классе» | 2 | 26.05,27.05 |
169,170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 2 | 28.05,29.05 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№п./п. | Тема урока | Количество уроков | Дата |
Язык и речь (2 ч) |
1-2 | Язык и речь. Виды речи. | 2 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) |
3. | Текст. Типы текстов. | 1 | |
4. | Предложение. Признаки предложения | 1 | |
5. | Входной контрольный диктант | 1 | |
6-7 | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания, интонации. | 2 | |
8. | Предложения с обращением | 1 | |
9. | Развитие речи. Обучающее изложение «Путешественница» | 1 | |
10. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
11. | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
12-13 | Простое и сложное предложения | 2 | |
14-15. | Словосочетание. | 2 | |
16. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | |
Слово в языке и речи (19 ч) |
17 | Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова | 1 | |
18 | Синонимы и антонимы | 1 | |
19. | Омонимы | 1 | |
20. | Слово и словосочетание | 1 | |
21. | Фразеологизмы | 1 | |
22. | Развитие речи. Обучающее изложение «Ёлочка» | 1 | |
23. | Части речи. | 1 | |
24. | Имя существительное. | 1 | |
25. | Имя прилагательное | 1 | |
26. | Глагол | 1 | |
27. | Имя числительное | 1 | |
28. | Однокоренные слова. | 1 | |
29. | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | |
30. | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | |
31. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | |
32. | Развитие речи. Обучающее изложение по составленному плану «Как медведь сам себя напугал» | 1 | |
33. | Обобщение и закрепление изученного. | 1 | |
34. | Проект «Рассказ о слове» | 1 | |
35. | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | |
Состав слова (16) |
36. | Работа над ошибками. Корень слова | 1 | |
37. | Однокоренные слова. Сложные слова | 1 | |
38. | Контрольный диктант по теме «Повторяем изученное» | 1 | |
39 | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание | 1 | |
40 | Значимость окончания в слове. | 1 | |
41-42. | Приставки Значения приставок. | 2 | |
43-44 | Суффиксы Значения суффиксов | 2 | |
45 | Работа по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | |
46 | Основа слова | 1 | |
47 | Разбор слова по составу. | 1 | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | |
49 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» | 1 | |
50-51 | Обучающее изложение по плану «Осень» | 1 | |
Правописание частей слова (29 ч) |
52 | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | |
53-54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 2 | |
55 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | |
57-58 | Проверка слов с парными согласными в корне | 2 | |
59 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | |
60 | Развитие речи. Обучающее изложение «Клесты» | 1 | |
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 3 | |
64-65 | Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант | 2 | |
66 | Развитие речи. Сочинение по опорным словам по картине В. Васнецова «Снегурочка» | 1 | |
67 | Контрольный диктант по теме «Повторяем изученное» | 1 | |
68-71 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок | 4 | |
72-73 | Правописание приставок и предлогов | 2 | |
74-77 | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком. | 4 | |
78 | Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Скворец-музыкант» | 1 | |
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | |
80 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | |
Части речи (76 ч) |
81 | Части речи | 1 | |
Имя существительное (31 ч) |
82 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | |
83 | Значение и употребление имён существительных в речи | 1 | |
84-85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 | |
86 | Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Горностай» | 1 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | |
89-90 | Число имён существительных | 2 | |
91-92 | Род имён существительных | 2 | |
93.94. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 2 | |
95 | Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Лев и мышь» | 1 | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |
97-99 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 3 | |
100 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван Царевич и лягушка-квакушка» | 1 | |
101 | Именительный падеж | 1 | |
102 | Родительный падеж | 1 | |
103 | Дательный падеж. Словарный диктант | 1 | |
104 | Винительный падеж | 1 | |
105 | Творительный падеж | 1 | |
106 | Предложный падеж. | 1 | |
107 | Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | |
108 | Все падежи. | 1 | |
109 | Обобщение знаний | 1 | |
110 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень » | 1 | |
111 | Контрольный диктант «Повторяем изученное» | 1 | |
112 | Работа над ошибками. Проект «Зимние странички» | 1 | |
Имя прилагательное (18 ч) |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | |
115 | Роль имен прилагательных в тексте | 1 | |
116 | Развитие речи. Текст-описание | 1 | |
117 | Развитие речи. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | |
118- 120 | Род имен прилагательных Изменение имен прилагательных по родам | 3 | |
121122 | Число имен прилагательных. | 2 | |
123-124 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | |
125-126 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | |
127 | Развитие речи. Работа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | |
128-129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 2 | |
130 | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | |
Местоимение (5 ч) |
131 | Личные местоимения | 1 | |
132 | Изменение местоимений 3 лица по родам. | 1 | |
133 | Лицо, число и род местоимений. | 1 | |
134 | Местоимение. Обобщение знаний | 1 | |
135 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | |
Глагол (21ч) |
136-138 | Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи | 3 | |
139-140 | Формы глагола. Неопределённая форма глагола | 2 | |
141-142 | Изменение глаголов по числам | 2 | |
143-146 | Времена глаголов | 1 | |
147 | Развитие речи. Обучающее изложение «Лось» | 1 | |
148-149 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | |
150-151. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 2 | |
152-155 | Обобщение знаний о глаголе | 4 | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
Повторение изученного за год (14ч) |
157 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | |
158 | Повторение пройденного. Части речи | 1 | |
159 | Развитие речи. Обучающее изложение «Шла война…» | 1 | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | |
161 | Правописание приставок и предлогов | 1 | |
162 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | |
163 | Правописание безударных гласных. | 1 | |
164 | Правописание значимых частей слов | 1 | |
165 | Промежуточная аттестация | 1 | |
166 | Однокоренные слова | 1 | |
167 | Развитие речи. Обучающее изложение «Помощь пришла вовремя» | 1 | |
168 | Текст | 1 | |
169 | Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | |
170 | Урок - обобщение. КВН «Знатоки русского языка» | 1 | |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№п./п. | Тема | Количество часов | Дата |
Повторение (11ч.) |
1. | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога | 1 | 02.09 |
2. | Текст. План текста | 1 | 03.09 |
3. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 04.09 |
4. | Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему | 1 | 05.09 |
5. | Предложение как единица речи. | 1 | 06.09 |
6. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | 09.09 |
7. | Входная контрольная работа | 1 | 10.09 |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | 11.09 |
9 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 12.09 |
10 | Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста | 1 | 13.09 |
11 | Совершенствование знаний по теме «Предложеие»9 | 1 | 16.09 |
Предложение (9 часов) |
12 | Однородные члены предложения | 1 | 17.09 |
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | 18.09 |
14 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | 1 | 19.09 |
15 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 20.09 |
16 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 | 23.09 |
17 | Простые и сложные предложения | 1 | 24.09 |
18-20 | Знаки препинания в сложном предложении | 3 | 25.09,26.09,27.09 |
Слово в языке и речи (21 час) |
21 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | 30.09 |
22 | Устаревшие слова. Заимствованные слова. Лексическое значение слова | 1 | 01.10 |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | 02.10 |
24 | Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму | 1 | 03.10 |
25-27. | Части речи | 3 | 04.10,07.10,08.10 |
28. | Совершенствование знаний по теме «Части речи» Списывание. | 1 | 09.10 |
29,30. | Наречие | 2 | 10.10,11.10 |
31 | Контрольный диктант по теме: «Части речи» | 1 | 14.10 |
32 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | 15.10 |
33 | Состав слова. Суффиксы и приставки | 1 | 16.10 |
34 | Разбор слова по составу | 1 | 17.10 |
35,36. | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 2 | 18.10Р\Р,21.10 |
37 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | 22.10 |
38 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. | 1 | 23.10 |
39 | Контрольный диктант по теме: «Части слова» | 1 | 24.10 |
40 | Совершенствование знаний. Изменение по падежам | 1 | 25.10 |
41 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 1 | 05.11 |
Имя существительное (43 часа) |
42 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи. Составление объявления | 1 | 06.11 |
43 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 | 07.11 |
44,45. | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 2 | 08.11,11.11 |
46 | Несклоняемые имена существительные | 1 | 12.11 |
47 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | 13.11 |
48 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | 14.11 |
49 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | 15.11 |
50 | 2-е склонение имён существительных | 1 | 18.11 |
51 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | 19.11 |
52 | 3-е склонение имён существительных | 1 | 20.11 |
53 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | 21.11 |
54 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | 22.11 |
55 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | 25.11 |
56 | Именительный и винительный падежи | 1 | 26.11 |
57 | Родительный падеж | 1 | 27.11 |
58 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | 28.11 |
59,60. | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 2 | 29.11,02.12 |
61 | Дательный падеж | 1 | 03.12 |
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 04.12 |
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 05.12 |
64 | Творительный падеж | 1 | 06.12 |
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 09.12 |
66 | Предложный падеж | 1 | 10.12 |
67 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | 11.12 |
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 | 12.12 |
69 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | 13.12 |
70 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | 16.12 |
71,72 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | 2 | 17.12,18.12 |
73 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 19.12 |
74 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | 1 | 20.12 |
75 | Контрольный диктант за 1полугодие | 1 | 23.12 |
76 | Совершенствование знаний. | 1 | 24.12 |
77 | Именительный падеж множественного числа | 1 | 25.12 |
78 | Родительный падеж множественного числа | 1 | 26.12 |
79 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | 1 | 27.12 |
80 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 30.12 |
81 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | 1 | 10.01 |
82 | Развитие речи. 2Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | 1 | 13.01 |
83 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | 14.01 |
84 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | 15.01 |
Имя прилагательное (30 часов) |
85 | Совершенствование знаний. Значение и употребление в речи прилагательных. Словообразование имён прилагательных | 1 | 16.01 |
86 | Род и число имён прилагательных | 1 | 17.01 |
87 | Род и число имён прилагательных. Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | 20.01 |
88 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | 1 | 21.01 |
89 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 | 22.01 |
90 | Склонение имён прилагательных. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | 1 | 23.01 |
91,92 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 2 | 24.01,27.01 |
93 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 28.01 |
94 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 29.01 |
95 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 30.01 |
96,97. | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 2 | 31.01,03.02 |
98 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 04.02 |
99 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | 05.02 |
100 | Контрольное списывание | 1 | 06.02 |
101 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | 07.02 |
102 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | 10.02 |
103-106 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 4 | 11.02,12.02,13.02,14.02 |
107 | Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение | 1 | 17.02 |
108 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 | 18.02 |
109 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | 19.02 |
110 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | 20.02 |
111 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи Изложение повествовательного текста | 1 | 21.02 |
112 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | 25.02 |
113 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | 26.02 |
114 | Совершенствование знаний. Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 27.02 |
Личные местоимения (7 часов) |
115 | Роль местоимений в речи | 1 | 28.02 |
116 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | 1 | 02.03 |
117 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | 1 | 03.03 |
118 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | 04.03 |
119 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравительной открытки | 1 | 05.03 |
120 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 06.03 |
121 | Контрольный диктант по теме: «Личные местоимения» | 1 | 10.03 |
Глагол (34 часа) |
122 | Глагол как часть речи (повторение) | 1 | 11.03 |
123 | Время глагола | 1 | 12.03 |
124 | Изменение глаголов по временам | 1 | 13.03 |
125, 126. | Неопределённая форма глагола | 2 | 16.03,17.03 |
127 | Неопределённая форма глагола | 1 | 18.03 |
128 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | 19.03 |
129 | Упражнение в образовании форм глаголов | 1 | 20.03 |
130 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | 30.03 |
131 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | 1 | 31.03 |
132 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | 1 | 01.04 |
133 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | 1 | 02.04 |
134 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | 03.04 |
135 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | 06.04 |
136 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | 07.04 |
137 | Личные окончания глаголов I и II спряжений | 1 | 08.04 |
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | 09.04 |
139 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | 10.04 |
140. | Промежуточная аттестация | 1 | 13.04 |
141,142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 2 | 14.04,15.04 |
143 | Контрольное списывание | 1 | 16.04 |
144-146 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 3 | 17.04,20.04,21.04 |
147 | Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста | 1 | 22.04 |
148-150 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 3 | 23.04,24.04,27.04 |
151 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 | 28.04 |
152 | Совершенствование знаний. Развитие речи. Составление текста на спортивную тему | 1 | 29.04 |
153 | Морфологический разбор глагола | 1 | 30.04 |
154 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | 1 | 06.05 |
155 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 07.05 |
Повторение (15 часов) |
156 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 | 08.05 |
157 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 12.05 |
158 | Контрольная работа за год | 1 | 13.05 |
159 | Совершенствование знаний | 1 | 14.05 |
160 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | 15.05 |
161,162 | Орфограммы в значимых частях слова | 2 | 18.05,19.05 |
163 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 20.05 |
164-167 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 4 | 21.05,22.05,25.05,26.05 |
168 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | 27.05 |
169 | Игра «Родное слово» | 1 | 28.05 |
170 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | 29.05 |
1 Изучается во всех разделах курса.
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.