СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа России 1-4класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.Календарно- тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку по программе Школа России 1-4класс»



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности /неспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- апатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для

создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты

освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

7) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.


Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования

Русский язык

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.



Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться

проводить фонетико-графический, звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия: «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms_сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).




Содержание учебного предмета


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.














Тематический планирование 1 класс

№п./п.

Тема

Количество часов

1.

Добукварный период (обучение письму)

17

2.

Букварный период (обучение письму )

74

3.

Послебукварный период (обучение письму)

24

4.

Русский язык. Наша речь

2

5.

Текст. Предложение. Диалог

3

6.

Слова, слова, слова

4

7.

Слово и слог. Ударение.

5

8.

Звуки и буквы

36

Итого:


165




Тематический планирование 2 класс

№п./п.

Тема

Количество часов

1.

Наша речь

4

2.

Текст

5

3.

Предложение

12

4.

Слова, слова, слова…

22

5.

Звуки и буквы

33

6.

Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками

29

7.

Части речи

47

8.

Повторение

18

Итого:


170

Тематический планирование 3 класс

№п./п.

Тема

Количество часов

1.

Язык и речь

2

2.

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3.

Слово в языке и речи

19

4.

Состав слова

16

5.

Правописание частей слова

29

6.

Части речи

76

7.

Повторение изученного за год

14

Итого:


170

Тематический планирование 4 класс

№п./п.

Тема

Количество часов

1.

Повторение (11ч.)

11

2.

Предложение (9 часов)

9

3.

Слово в языке и речи (21 час)

21

4.

Имя существительное (43 часа)

43

5.

Имя прилагательное (30 часов)

30

6.

Личные местоимения (7 часов)

7

7.

Глагол (34 часа)

34

8.

Повторение (15 часов)

15

Итого:


170


Календарно-тематическое планирование 1кл

(Обучение грамоте. Письмо / 115ч)



п. / п.

Тема урока

Количество часов

Дата

Добукварный период (обучение письму-17ч)

1.

Введение. Знакомство с предметом. Пропись – первая учебная тетрадь.

1


2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Выполнение упражнений по рисункам.

1


3.

Ознакомление с разлиновкой прописи. Письмо овалов и полуовалов

1


4.

Ознакомление с гигиеническими правилами письма, рисование бордюров.

1


5.

Письмо длинных прямых наклонных линий

1


6.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо)

1


7.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (влево)

1


8.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий

1


9.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных линий с закруглением влево и вправо.

1


10.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1


11.

Письмо полуовалов, их чередование, письмо овалов

1


12.

Строчная и заглавная буква А, а

1


13.

Строчная и заглавная буквы о, О

1


14.

Строчная буква и

1


15.

Заглавная буква И

1


16.

Строчная буква ы

1


17.

Строчная и заглавная буквы у, У

1


Букварный период (обучение письму – 74ч)

18.

Строчная и заглавная буквы н, Н

1


19.

Строчная и заглавная буквы с, С

1


20.

Заглавная буква С

1


21.

Строчная и заглавная буквы к, К

1


22-23.

Строчная и заглавная буквы т,Т

2


24.

Строчная и заглавная буквы л,Л

1


25.

Повторение и закрепление написания изученных букв.

1


26.

Строчная и заглавная буквы р, Р

1


27.

Строчная и заглавная буквы в, В

1


28.

Строчная и заглавная буквы е, Е

1


29.30

Строчная и заглавная буквы п, П

2


31-32

Строчная и заглавная буквы м, М

2


33-35

Строчная и заглавная буквы з, З

3


36-38

Строчная и заглавная буквы б, Б

3


39-41

Строчная и заглавная буквы д, Д

3


42-45

Строчная и заглавная буквы я, Я

4


46-47

Строчная и заглавная буквы г, Г

2


48-50

Строчная и заглавная буквы ч, Ч

3


51-52

Буква Ь

2


53-54

Строчная и заглавная буквы ш, Ш

2


55.

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1


56-57

Строчная и заглавная буквы ж, Ж

2


58-60

Строчная и заглавная буквы ё, Ё

3


61.

Строчная и заглавная буквы й, Й

1


62-64

Строчная и заглавная буквы х, Х

3


65-66

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв

2


67-68

Строчная и заглавная буквы ю, Ю

2


69-70

Строчная и заглавная буквы ц, Ц

2


71.

Письмо слогов и слов с буквами ц, Ц, и другими изученными буквами

1


72-73

Строчная и заглавная буквы ц, Ц

2


74-76

Строчная и заглавная буквы щ, Щ

3


77.

Строчная и заглавная буквы ф, Ф

1


78.

Строчные буквы ь,ъ

1


79-82

Буквы и соединения слогов

4


83-84

Соединения с буквами г и к?

2


85-87

Правила начертания букв и их каллиграфическое написание

3


88.

Каллиграфическое письмо

1


89-91

Правила начертания букв и их каллиграфическое написание

3


Послебукварный период (обучение письму-24ч)

92-95

Правила начертания букв и их каллиграфическое написание

4


96.

Буквенно- слоговой диктант

1


97.

Словарный диктант

1


98-100

Связный текст

3


101-103

Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

3


103-105.

Правила начертания букв и их каллиграфическое написание

3


106-107.

Как добиться грамотного письма?

2


108-109.

Слова, отвечающие на вопрос Что делать? Что сделать?

2


110.

Слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие?

1


111-112.

Безударная гласная в корне слова

2


113.

Парные согласные на конце слова.

1


113.

Орфограммы ЧК-ЧН-ЩН-ЧТ

1


114.

Йотированные гласные. Разделительный Ь

1


115.

Каллиграфическое письмо и изученные орфограммы

1


Календарно-тематическое планирование (русский язык – 50 ч)

п / п

Тема урока

Количество часов

Дата

Наша речь – 2ч.

1.

Наша речь.

1


2.

Устная и письменная речь

1


Текст. Предложение. Диалог – 3ч.

3.

Текст и предложение

1


4.

Предложение

1


5.

Диалог

1


Слова, слова, слова – 4ч.

6.

Роль слов в речи

1


7.

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов

1


8.

«Вежливые слова»

1


9.

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова

1


Слово и слог. Ударение.- 5ч.

10.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

1


11-12.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

2


13.

Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги.

1


14.

Ударные и безударные слоги.

Проверочная работа по теме «Слово и слог. Ударение»

1


Звуки и буквы- 36ч.

15.

Звуки и буквы

1


16.

Русский алфавит, или Азбука

1


17.

Гласные звуки и буквы

1


18.

Буквы е, ё, ю, я и их функция в словах

1


19.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

1


20.

Обозначение ударного гласного буквой на письме

1


21.

Особенности проверяемых и проверочных слов

1


22-23.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

2


24.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1


25.

Повторение изученного материала.

1


26.

Согласные звуки и буквы

1


27.

Слова с удвоенными согласными

1


28.

Слова с буквами и и й

1


29.

Твердые и мягкие согласные звуки

1


30.

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки

1


31.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1


32.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1


33.

Повторение изученного материала. Проверочная работа.

1


34.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1


35.

Глухие и звонкие согласные звуки

1


36.

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1


37.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

1


38-39.

Правописание парных согласных звуков на конце слов

2


40.

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»

1


41-

42.

Буквосочетания чк, чн, чт.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

2


43

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1


44.

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу

1


45.

Заглавная буква в словах

1


46.

Итоговый диктант по теме «Повторяем изученное».

1


47.

Повторение изученного материала. Работа над ошибками.

1


48.

Проект «Сказочная страничка»

1


49-

50.

Повторение и обобщение изученного материала. КВН «Страна Словария».

2




Календарно – тематическое планирование 2класс

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Наша речь 4 часа

1.

Какая бывает речь?

1

02.09

2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

03.09

3.

Как отличить диалог от монолога?

1

04.09

4.

Совершенствование знаний по теме: «Наша речь».

1

05.09

Текст 5 часов

5.

Что такое текст?

1

06.09

6.

Что такое тема и главная мысль текста.

1

09.09

7.

Части текста.

1

10.09

8.

Совершенствование знаний по теме: «Текст»

1

11.09

9.

Развитие речи. Списывание небольшого повествовательного текста.

1

12.09

Предложение(12 часов)

10.

Что такое предложение?

1

13.09

11.

Как из слов составить предложение?

1

16.09

12.

Входная контрольная работа. Списывание текста

1

17.09

13.

Что такое главные члены предложения?

1

18.09

14.

Что такое второстепенные члены предложения?

1

19.09

15.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

20.09

16.

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

23.09

17.

Как установить связь слов  в предложении?

1

24.09

18.

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

25.09

19.

Анализ сочинений.

1

26.09

20.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

27.09

21.

Совершенствование знаний по теме: «Предложение»

1

30.09

Слова, слова, слова… (22ч)

22, 23.

Что такое лексическое значение слова?

2

01.10,02.10

24.

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

03.10

25.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

04.10

26.

Что такое синонимы?

1

07.10

27, 28.

Что такое антонимы?

2

08.10,09.10

29.

Совершенствование знаний по теме: Слова, слова, слова…

1

10.10

30.

Совершенствование знаний по теме: Слова, слова, слова…

1

11.10

31, 32.

Что такое родственные слова?

2

14.10,15.10

33, 34.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

2

16.10,17.10

35.

Какие бывают слоги?

1

18.10

36, 37.

Как определить ударный слог?

2

21.10,22.10

38.

Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.

1

23.10

39, 40.

Как переносить слова с одной строки на другую?

2

24.10,25.10

41.

Контрольный диктант по теме: «Слова»

1

05.11

42,43.

Совершенствование знаний по теме: «Слова»

2

06.11,07.11

Звуки и буквы (33ч)

44.

Как различать звуки и буквы?

1

08.11

45, 46.

Как мы используем алфавит?

2

11.11,12.11

47.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

13.11

48.

Как определить гласные звуки?

1

14.11

49.

Диктант по теме: «Звуки и буквы»

1

15.11

50.

Совершенствование знаний по теме: «Звуки и буквы»

1

18.11

51- 54.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

4

19.11,20.11,21.11,22.11

55-57.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

3

25.11,26.11,27.11

58.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

28.11

59.

Диктант по теме «Безударные гласные в корне».

1

29.11

60.

Совершенствование знаний по теме: «Безударные гласные в корне».

1.

02.12

61.

Как определить согласные звуки?

1

03.12

62, 63.

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

2

04.12,05.12

64.

Слова с удвоенными согласными.

1

06.12

65.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

1

09.12

66.

Наши проекты. « И в шутку и в серьёз»

1

10.12

67, 68.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

2

11.12,12.12

69.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

13.12

70, 71.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

2

16.12,17.12

72.

Контрольный диктант на тему: «Написание гласных и согласных»

1

18.12

73,74.

Совершенствование знаний по теме: «Написание гласных и согласных»

2

19.12,20.12

75.

Наши проекты. Пишем письмо.

1

23.12

76.

Обобщающий урок по теме: «Правописание гласных и согласных в слове и предложении».

1

24.12

Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

77.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

25.12

78.

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

26.12

79.

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

27.12

80.

Наши проекты. Рифма.

1

30.12

81 -83.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

3

10.01,13.01,14.01

84.

Диктант по теме :«Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками»

1

15.01

85.

Совершенствование знаний.

1

16.01

86.

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1.

17.01

87.

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих?

1.

20.01

88.

Проверка парных согласных в корне слова.

1

21.01

89.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

1

22.01

90.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

23.01

91 -93.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

3

24.01,27.01,28.01

94.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам

1

29.01

95.

Совершенствование знаний .

1

30.01

96.

Контрольный диктант на тему: «Парные звонкие и глухие согласные»

1

31.01

97.

Совершенствование знаний по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

1

03.02

98 -100.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

3

04.02,05.02,06.02

101.

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

07.02

102.

Контрольное списывание.

1

10.02

103.

Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

11.02

104,105.

Совершенствование знаний .

2

12.02,13.02

Части речи (47ч)

106,107.

Что такое части речи?

2

14.02,17.02

108.

Что такое имя существительное?

1

18.02

109.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

19.02

110.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

1

20.02

111.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1.

21.02

112.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев,  в названиях книг, журналов и газет.

1.

25.02

113.

Заглавная буква в написании кличек животных.


26.02

114.

Заглавная буква в географических названиях.

1

27.02

115.

Развитие речи. Обучающее изложение.  

1

28.02

116.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

02.03

117.

Диктант по теме: «Написание слов с заглавной буквы».

1

03.03

118.

Совершенствование знаний по теме: «Написание слов с заглавной буквы».

1

04.03

119 -121.

Единственное и множественное число имён существительных.

3

05.03,06.03,10.03

122.

Развитие речи. Обучающее изложение

1

11.03

123.

Совершенствование знаний.

1

12.03

124.

Диктант по теме: «Имя существительное»

1

13.03

125.

Совершенствование знаний по теме: «Имя существительное»

1

16.03

126 -128.

Что такое глагол?

3

17.03,18.03,19.03

129, 130.

Единственное и множественное число глаголов.

2

20.03,30.03

131.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

31.03

132.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

01.04

133.

Что такое текст-повествование?

1

02.04

134.

Проверка знаний по теме : «Глагол».

1

03.04

135.

Что такое имя прилагательное?

1

06.04

136.

Связь имени прилагательного    с именем существительным.

1

07.04

137.

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

08.04

138.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

09.04

139.

Что такое текст – описание?

1

10.04

140.

Проверка знаний по теме: «Имя прилагательное».

1

13.04

141.

Общее понятие о предлоге.

1

14.04

142.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

15.04

143.

Восстановление предложений.

1

16.04

144.

Проверка знаний по теме: «Предлоги»

1

17.04

145.

Диктант по теме: «Имя прилагательное».

1

20.04

146.

Работа над ошибками

1

21.04

147, 148.

Что такое местоимение?

2

22.04,23.04

149.

Что такое текст – рассуждение?

1

24.04

150.

Проверка знаний

1

27.04

151.

Контрольный диктант по теме: «Части речи»

1

28.04

152.

Совершенствование знаний по теме: «Части речи»

1

29.04

Повторение(18ч)

153.

Повторение по теме «Текст».

1

30.04

154.

Развитие речи. Сочинение по картине.

1

06.05

155,156.

Повторение по теме «Предложение».

2

07.05,08.05

157.

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

12.05

158.

Промежуточная аттестация

1

13.05

159.

Повторение по теме «Части речи».

1

14.05

160.

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

15.05

161.

Повторение по теме «Правила правописания».

1

18.05

162.

Контрольное списывание

1

19.05

163,164.

Повторение правил правописания

2

20.05,21.05

165.

Сочинение-миниатюра «Лето»

1

22.05

166.

Работа над ошибками.

1

25.05

167 -168..

Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного материала во 2 классе»

2

26.05,27.05

169,170

Обобщение знаний по курсу русского

языка за 2 класс

2

28.05,29.05






Календарно – тематическое планирование 3 класс


п./п.

Тема урока

Количество уроков

Дата

Язык и речь (2 ч)

1-2

Язык и речь. Виды речи.

2


Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3.

Текст. Типы текстов.

1


4.

Предложение. Признаки предложения

1


5.

Входной контрольный диктант

1


6-7

Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания, интонации.

2


8.

Предложения с обращением

1


9.

Развитие речи. Обучающее изложение «Путешественница»

1


10.

Главные и второстепенные члены предложения.

1


11.

Второстепенные члены предложения.

1


12-13

Простое и сложное предложения

2


14-15.

Словосочетание.

2


16.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1


Слово в языке и речи (19 ч)

17

Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова

1


18

Синонимы и антонимы

1


19.

Омонимы

1


20.

Слово и словосочетание

1


21.

Фразеологизмы

1


22.

Развитие речи. Обучающее изложение «Ёлочка»

1


23.

Части речи.

1


24.

Имя существительное.

1


25.

Имя прилагательное

1


26.

Глагол

1


27.

Имя числительное

1


28.

Однокоренные слова.

1


29.

Звуки и буквы. Гласные звуки

1


30.

Звуки и буквы. Согласные звуки

1


31.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1


32.

Развитие речи. Обучающее изложение по составленному плану «Как медведь сам себя напугал»

1


33.

Обобщение и закрепление изученного.

1


34.

Проект «Рассказ о слове»

1


35.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1


Состав слова (16)

36.

Работа над ошибками. Корень слова

1


37.

Однокоренные слова. Сложные слова

1


38.

Контрольный диктант по теме «Повторяем изученное»

1


39

Работа над ошибками. Формы слова. Окончание

1


40

Значимость окончания в слове.

1


41-42.

Приставки Значения приставок.

2


43-44

Суффиксы Значения суффиксов

2


45

Работа по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

1


46

Основа слова

1


47

Разбор слова по составу.

1


48

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1


49

Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

1


50-51

Обучающее изложение по плану «Осень»

1


Правописание частей слова (29 ч)

52

Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова.

1


53-54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

2


55

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

1


56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1


57-58

Проверка слов с парными согласными в корне

2


59

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

1


60

Развитие речи. Обучающее изложение «Клесты»

1


61-63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

3


64-65

Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант

2


66

Развитие речи. Сочинение по опорным словам по картине В. Васнецова «Снегурочка»

1


67

Контрольный диктант по теме «Повторяем изученное»

1


68-71

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок

4


72-73

Правописание приставок и предлогов

2


74-77

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

4


78

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Скворец-музыкант»

1


79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1


80

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»

1


Части речи (76 ч)

81

Части речи

1


Имя существительное (31 ч)

82

Имя существительное и его роль в речи

1


83

Значение и употребление имён существительных в речи

1


84-85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2


86

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Горностай»

1


87

Собственные и нарицательные имена существительные.

1


88

Проект «Тайна имени»

1


89-90

Число имён существительных

2


91-92

Род имён существительных

2


93.94.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

2


95

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту «Лев и мышь»

1


96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1


97-99

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

3


100

Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван Царевич и лягушка-квакушка»

1


101

Именительный падеж

1


102

Родительный падеж

1


103

Дательный падеж. Словарный диктант

1


104

Винительный падеж

1


105

Творительный падеж

1


106

Предложный падеж.

1


107

Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану

1


108

Все падежи.

1


109

Обобщение знаний

1


110

Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень »

1


111

Контрольный диктант «Повторяем изученное»

1


112

Работа над ошибками. Проект «Зимние странички»

1


Имя прилагательное (18 ч)

113

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1


114

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1


115

Роль имен прилагательных в тексте

1


116

Развитие речи. Текст-описание

1


117

Развитие речи. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1


118-

120

Род имен прилагательных

Изменение имен прилагательных по родам

3


121122

Число имен прилагательных.

2


123-124

Изменение имён прилагательных по падежам

2


125-126

Обобщение знаний об имени прилагательном

2


127

Развитие речи. Работа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

1


128-129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

2


130

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках».

1


Местоимение (5 ч)

131

Личные местоимения

1


132

Изменение местоимений 3 лица по родам.

1


133

Лицо, число и род местоимений.

1


134

Местоимение. Обобщение знаний

1


135

Развитие речи. Обучающее изложение

1


Глагол (21ч)

136-138

Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи

3


139-140

Формы глагола. Неопределённая форма глагола

2


141-142

Изменение глаголов по числам

2


143-146

Времена глаголов

1


147

Развитие речи. Обучающее изложение «Лось»

1


148-149

Род глаголов в прошедшем времени

1


150-151.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

2


152-155

Обобщение знаний о глаголе

4


156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1


Повторение изученного за год (14ч)

157

Работа над ошибками. Части речи.

1


158

Повторение пройденного. Части речи

1


159

Развитие речи. Обучающее изложение «Шла война…»

1


160

Обобщение изученного о слове, предложении

1


161

Правописание приставок и предлогов

1


162

Правописание окончаний имён прилагательных

1


163

Правописание безударных гласных.

1


164

Правописание значимых частей слов

1


165

Промежуточная аттестация

1


166

Однокоренные слова

1


167

Развитие речи. Обучающее изложение «Помощь пришла вовремя»

1


168

Текст

1


169

Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1


170

Урок - обобщение. КВН «Знатоки русского языка»

1









Календарно – тематическое планирование

4 класс


п./п.

Тема

Количество часов

Дата

Повторение (11ч.)

1.

Наша речь и наш язык. Развитие речи.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога

1

02.09

2.

Текст. План текста

1

03.09

3.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

04.09

4.

Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему

1

05.09

5.

Предложение как единица речи.

1

06.09

6.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

09.09

7.

Входная контрольная работа

1

10.09

8

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

1

11.09

9

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

12.09

10

Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста

1

13.09

11

Совершенствование знаний по теме «Предложеие»9

1

16.09

Предложение (9 часов)

12

Однородные члены предложения

1

17.09

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления

1

18.09

14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

1

19.09

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

20.09

16

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

1

23.09

17

Простые и сложные предложения

1

24.09

18-20

Знаки препинания в сложном предложении

3

25.09,26.09,27.09

Слово в языке и речи (21 час)

21

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

30.09

22

Устаревшие слова. Заимствованные слова. Лексическое значение слова

1

01.10

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

02.10

24

Фразеологизмы. Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму

1

03.10

25-27.

Части речи

3

04.10,07.10,08.10

28.

Совершенствование знаний по теме «Части речи» Списывание.

1

09.10

29,30.

Наречие

2

10.10,11.10

31

Контрольный диктант по теме: «Части речи»

1

14.10

32

Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова

1

15.10

33

Состав слова. Суффиксы и приставки

1

16.10

34

Разбор слова по составу

1

17.10

35,36.

Правописание гласных и согласных в корнях слов

2

18.10Р\Р,21.10

37

Упражнение в написании приставок и суффиксов

1

22.10

38

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

1

23.10

39

Контрольный диктант по теме: «Части слова»

1

24.10

40

Совершенствование знаний. Изменение по падежам

1

25.10

41

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1

05.11

Имя существительное (43 часа)

42

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи. Составление объявления

1

06.11

43

Признаки падежных форм имён существительных

1

07.11

44,45.

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

2

08.11,11.11

46

Несклоняемые имена существительные

1

12.11

47

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

1

13.11

48

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

14.11

49

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

15.11

50

2-е склонение имён существительных

1

18.11

51

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

19.11

52

3-е склонение имён существительных

1

20.11

53

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

21.11

54

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

22.11

55

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

25.11

56

Именительный и винительный падежи

1

26.11

57

Родительный падеж

1

27.11

58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

28.11

59,60.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

2

29.11,02.12

61

Дательный падеж

1

03.12

62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

04.12

63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже

1

05.12

64

Творительный падеж

1

06.12

65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

1

09.12

66

Предложный падеж

1

10.12

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

11.12

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

12.12

69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

13.12

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

16.12

71,72

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

2

17.12,18.12

73

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

19.12

74

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

1

20.12

75

Контрольный диктант за 1полугодие

1

23.12

76

Совершенствование знаний.

1

24.12

77

Именительный падеж множественного числа

1

25.12

78

Родительный падеж множественного числа

1

26.12

79

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

1

27.12

80

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

30.12

81

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

10.01

82

Развитие речи. 2Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

1

13.01

83

Проект «Говорите правильно!»

1

14.01

84

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

1

15.01

Имя прилагательное (30 часов)

85

Совершенствование знаний. Значение и употребление в речи прилагательных. Словообразование имён прилагательных

1

16.01

86

Род и число имён прилагательных

1

17.01

87

Род и число имён прилагательных. Развитие речи.

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

1

20.01

88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

1

21.01

89

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

22.01

90

Склонение имён прилагательных.

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1

23.01

91,92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

2

24.01,27.01

93

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

28.01

94

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

29.01

95

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

1

30.01

96,97.

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

2

31.01,03.02

98

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

04.02

99

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

05.02

100

Контрольное списывание

1

06.02

101

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

07.02

102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

10.02

103-106

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

4

11.02,12.02,13.02,14.02

107

Развитие речи.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение

1

17.02

108

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»

1

18.02

109

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

19.02

110

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

20.02

111

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи

Изложение повествовательного текста

1

21.02

112

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

25.02

113

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

1

26.02

114

Совершенствование знаний. Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

27.02

Личные местоимения (7 часов)

115

Роль местоимений в речи

1

28.02

116

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица

1

02.03

117

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи.

Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога

1

03.03

118

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

04.03

119

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравительной открытки

1

05.03

120

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

06.03

121

Контрольный диктант по теме: «Личные местоимения»

1

10.03

Глагол (34 часа)

122

Глагол как часть речи (повторение)

1

11.03

123

Время глагола

1

12.03

124

Изменение глаголов по временам

1

13.03

125,

126.

Неопределённая форма глагола

2

16.03,17.03

127

Неопределённая форма глагола

1

18.03

128

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

1

19.03

129

Упражнение в образовании форм глаголов

1

20.03

130

Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану

1

30.03

131

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

1

31.03

132

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

1

01.04

133

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

1

02.04

134

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

03.04

135

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

06.04

136

Спряжение глаголов в будущем времени

1

07.04

137

Личные окончания глаголов I и II спряжений

1

08.04

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

09.04

139

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

1

10.04

140.

Промежуточная аттестация

1

13.04

141,142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

2

14.04,15.04

143

Контрольное списывание

1

16.04

144-146

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

3

17.04,20.04,21.04

147

Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста

1

22.04

148-150

Правописание глаголов в прошедшем времени

3

23.04,24.04,27.04

151

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1

28.04

152

Совершенствование знаний. Развитие речи. Составление текста на спортивную тему

1

29.04

153

Морфологический разбор глагола

1

30.04

154

Повторение по теме «Наша речь и наш язык»

1

06.05

155

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

07.05

Повторение (15 часов)

156

Обобщение по теме «Глагол».

1

08.05

157

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

12.05

158

Контрольная работа за год

1

13.05

159

Совершенствование знаний

1

14.05

160

Повторение по теме «Предложение»

1

15.05

161,162

Орфограммы в значимых частях слова

2

18.05,19.05

163

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

20.05

164-167

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

4

21.05,22.05,25.05,26.05

168

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

27.05

169

Игра «Родное слово»

1

28.05

170

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»

1

29.05





1 Изучается во всех разделах курса.

2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!