Рабочая программа по русскому языку
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО ;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2019/2020 учебный год.
На основе:
Программы курса «Русский язык», 1-4 классы. Авторы-составители Канакина В. П., Горецкий В. Ф., Дементьева В. Н. и др.) – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю): из них 107 часов отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 58 часов – урокам русского языка.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определение и формулировка цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривание последовательности действий на уроке;
- умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
- умение работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре и группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- оформлять предложения на письме;
- делить слова на слоги для переноса;
- определять ударный слог в слове;
- использовать прописные буквы в именах собственных;
- правильному написанию слов с сочетаниями: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения в словах;
- правильно списывать с печатного и письменного шрифта;
- писать под диктовку тексты (15-17 слов) с известными орфограммами.
Содержание курса
Знакомство с учебником.
Язык и речь (2ч.), их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог(3ч.)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…(7ч.)
Слово. Роль слов в речи. Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Развитие речи. Составление текста по опорным словам и по рисунку.
Слово и слог. Ударение.(5ч.)
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Перенос слов. Правила переноса слов (первые представления): стра-на, уро-ки.
Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Знакомство с орфоэпическим словарем. Слова с непроверяемым написанием: корова, собака.
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Звуки и буквы.(41ч.)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Слова с непроверяемым написанием: пальто, весло.
Русский алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. слова с непроверяемым написанием: деревня.
Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарем.
Проверочный диктант. Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы й, и. Слова со звуком (й*) и буквой й. слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.
Твердые и мягкие согласные. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е ,ё, я ,ю, ь. слова с непроверяемым написанием: ребята.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по звонкости-глухости согласный звук (изменение формы слова).
Проверочный диктант. Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.
Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: написание твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки».
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правила написания сочетаний чк, чн, чт. Слова с непроверяемым написанием: девочка.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием: машина.
Проверочный диктант.
Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.
Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок изучение правил письма).
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 |
3 | Слова, слова, слова… | 5 |
4 | Слово и слог. Ударение. | 7 |
5 | Звуки и буквы. | 41 |
Итого | | 58 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Наша речь - 2ч | | |
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | |
2 | Устная и письменная речь. | 1 | |
| Текст, предложение, диалог-3 ч | | |
3 | Текст (общее представление). Предложение. | 1 | |
4 | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | 1 | |
5 | Диалог. Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | |
| Слова, слова, слова…- 5 ч | | |
6 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | |
7 | Слова – названия предметов и явлений, название признаков предметов, названия действий предметов. | 1 | |
8 | «Вежливые слова». | 1 | |
9 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | 1 | |
10 | Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника. | 1 | |
| Слово и слог. Ударение. – 7 ч | | |
11 | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | |
12 | Деление слов на слоги. | 1 | |
13 | Перенос слов. | 1 | |
14 | Перенос слов. | 1 | |
15 | Ударение (общее представление). | 1 | |
16 | Ударение и безударные слоги. | 1 | |
17 | Ударные и безударные слоги. Проверь себя. | 1 | |
| Звуки и буквы – 41 ч | | |
18 | Звуки и буквы. | 1 | |
19 | Звуки и буквы. | 1 | |
20 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | |
21 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | |
22 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |
23 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. | 1 | |
24 | Согласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 1 | |
25 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | |
26 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |
27, 28 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 2 | |
29 | Написание слов с непроверяемой безударной гласной. Орфографический словарь. | 1 | |
30 | Проверочный диктант. «Написание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной». | 1 | |
31 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |
32 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |
33 | Слова с буквами И и Й. | 1 | |
34, 35 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | 2 | |
36 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, ь. | 1 | |
37 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | |
38 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | |
39 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |
40 | Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. | 1 | |
41 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
42 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |
43 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | |
44 | Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | |
45 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | 1 | |
46 | Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | |
47 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | |
48 | Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | |
49 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | |
50 | Заглавная буква в словах. | 1 | |
51 | Заглавная буква в словах. | 1 | |
52 | Составление рассказа по рисунку. Правила вежливого общения. | 1 | |
53 | Проверка знаний. | 1 | |
54-58 | Повторение и обобщение изученного материала. | 5 | |
| Всего часов | 58 | |
Литература
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014. 160с.
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева В.Н. и др. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. . Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2018.
Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018.
Крылова О.И. Русский язык. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2018.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2014.