СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________

августа 201 г.

приказ № от августа 201 г




Рабочая программа по русскому языку


для 4 Б класса

базовый уровень

2019-2020 учебный год



Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. П. Горецкого, М.Н. Дементьевой,

Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» 4 класс , М.: «Просвещение», 2014 , УМК «Школа России»




Разработчик программы Давлетова Елена Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.


2019г.





Предметные результаты освоения учебного предмета


  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые

единицы адекватно ситуации речевого общения.


Ученик научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

  • выделять предложения с однородными членами.

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Ученик получит возможность научиться

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
    и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


Содержание курса

Данная программа рассчитана на 170 ч, 5 часов в неделю.

Авторская программа используется без изменений.

Тема

Кол-во часов


Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности

Повторение

11

Нахождение главных членов предложения:

подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения

распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.


Предложение

9

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление

предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование

интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Наблюдение над союзами, соединяющими части сложного предложения, выделение основы в сложном предложении.

Проект «Похвальное слово знакам препинания».

Слово в языке и речи

21

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и

переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,

фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с

разными словарями. Значение и употребление в речи наречий.


Имя существительное

41

Значение и употребление в речи. Различение имѐн существительных одушевлѐнных и неодушевлѐнных.Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение

падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение

падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение

принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных.

Проект «Говорите правильно».

Имя прилагательное

30

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,- ья, - ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина».

Местоимение

9

Распознавание личных местоимений среди других частей речи; значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями.


Глагол

34

Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма

глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов(практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени породам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.


Повторение изученного за год

15

Закрепление навыков морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений, совершенствование грамматико - орфографических и речевых умений и навыков.





Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата по плану

Дата факт.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Уч.-лаборат

оборуд.

Повторение (11 ч)

1

02.09


Знакомство с учебником «Русский язык».



Устанавливать связь слов в предложении.

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

Выделять грамматическую основу предложения.

Сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения.

Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Разбирать предложение по членам предложения с использованием терминов: распространенное предложение и нераспространенное предложение, главные члены предложения и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения, дополнение, обстоятельство, определение.

Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты.

Работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты.

Толковать (объяснять) значение пословиц и устойчивых выражений.

Подбирать синонимы к данному слову.


2.

03.09


Наша речь и наш язык.


3.

04.09


Язык и речь. Формулы вежливости.

Электр.прилож.к учебн.

4.

05.09


Текст и его план.

презентация

5.

06.09


Обучающее изложение.

презентация

6.

09.09


Анализ изложения. Типы текстов.

презентация

7.

10.09


Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Электр.прилож.к учебн.

8.

11.09


Диалог. Обращение.

Словарный диктант.

Аудио применение

9.

12.09


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


10.

13.09


Словосочетание.

презентация

11.

16.09


Однородные члены предложения (общее понятие)


Предложение (9 ч)

12

17.09


Входной диктант

Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых.

Формулировать выводы по результатам наблюдений с использованием терминов: однородные подлежащие, однородные сказуемые.

Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И.Левитана »Золотая осень» и данному плану.

Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты.

Обобщить знания о знаках препинания в русском языке.

Разбирать по членам предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами и без них.

Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов).

Наблюдать за предложениями с однородными главными членами и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и однородных сказуемых.

Наблюдать за предложениями и устанавливать, могут ли быть однородными второстепенные члены предложения.

Характеризовать однородные дополнения, однородные определения и однородные обстоятельства.

Использовать термины: однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Объяснять, когда в речи используются предложения с однородными членами.

Наблюдать за тем, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Рассказывать, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Объяснять выбор интонации при произнесении предложений с однородными членами.

Формулировать правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными второстепенными членами предложения.

Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными с помощью союзов и без союзов.

Составлять предложения с использованием однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации (контекста).

Различать предложения распространенные и нераспространенные с однородными главными членами.

Толковать (объяснять) значение выражений через подбор синонимов.

Работать в паре: озаглавливать текст.


Электр.прилож.к учебн.

13

18.09


Связь однородных членов предложения. Работа над ошибками.



14

19.09


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Электр.прилож.к учебн.

15

20.09


Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

презентация

16

23.09


Наши проекты Словарный диктант

Электр. ресурс

17

24.09


Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Электр.прилож.к учебн

18

25.09


Сложное предложение и предложение с однородными членами


19

26.09


Обучающее изложение



20

27.09


Контрольный диктант по теме «Предложение»


Слово в языке и речи (21ч)

21

30.09


Работа над ошибками

Слово и его лексическое значение

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём.

Составлять собственные толковые словарики.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова »Иван-царевич на Сером Волке» высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

Проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».


22

01.10


Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

Электр. прилож.к учебн.

23

02.10


Синонимы, антонимы, омонимы

Словарный диктант

Электр прилож.к учебн

24

03.10


Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексической группе слов

Электр. прилож.к учебн

25


04.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

таблица

26

07.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова.



27

08.10


Правописание гласных и согласных в корнях слов.


28

09.10


Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

29

10.10


Правописание приставок и суффиксов

таблица

30

11.10


Разделительный твердый и мягкий знак.

таблица

31

14.10


Правописание ъ и ь разделительных знаков. Словарный диктант


32

15.10


Обучающее изложение.



33

16.10


Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи


34

17.10


Склонение имен существительных и имен прилагательных

таблица

35

18.10


Имя числительное. Глагол.

Электр. прилож.

36

21.10


Наречие как часть речи.

Электр. прилож.к учебн

37

22.10


Правописание наречий.



38

23.10


Контрольный диктант за 1 четверть



39

24.10


Работа над ошибками.

Словарный диктант

презентация

40

25.10


Закрепление изученного


41

05.11


Закрепление



Имя существительное (41 ч)

42

06.11


Распознавание падежей имен существительных

Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам.

Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа.

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам.

Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода.

Определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, существительные общего рода, составлять с ними предложения, использовать в тексте.

Толковать (объяснять) значение образных выражений и пословиц.

Высказываться (строить монологические высказывания), вести диалог по результатам наблюдений об изменении имен существительных.

Давать толкование термину существительные общего рода.

Составлять с существительным общего рода предложения, употреблять эти существительные в тексте.

Составлять текст-описание на заданную тему.

Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяются существительные при связи с другими словами.

Выделять окончания имён существительных.

Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных.

Выделять из предложений словосочетания с существительными.

Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании.

Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений.

Строить алгоритм рассуждений при определении падежа существительного.

Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме.

Определять падеж существительного в предложении (в тексте).


43

07.11


Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежа неодушевленных имен существительных

Электр.прилож.к учебн.

44

08.11


Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

Электр. прилож. к учебн.

45

11.11



Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

Электр. прилож к учебн.

46

12.11


Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные


47

13.11


Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения.

Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице).

Формулировать вывод по результатам наблюдений: “Безударные окончания существительных 3-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения”.

Составлять описательный текст по репродукции картины

А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя

Формулировать обобщенный вывод относительно определения типа склонения имен существительных (работать по таблице).

Использовать правило определения типа склонения имен существительных на практике.

Толковать (объяснять) значение пословиц.

Использовать образные выражения пословиц для озаглавливания текста.

Устанавливать связь значения пословицы и главной мысли текста.

Составлять текст по рисунку.

Работать в группе: составлять свой вариант текста-объяснения при ответе на вопрос: “Почему суффикс существительного -ик называют ягодным?”, обсуждать (вести диалог) и оценивать результаты выполнения работы.

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

таблица

48

14.11


Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

Словарный диктант


49

15.11


Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

презентация

50

18.11


2-е склонение имен

существительных


51

19.11


Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения


52

20.11


3-е склонение имен существительных


53

21.11


Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения


54

22.11



Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного


55

25.11


Обучающее изложение


56

26.11


Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных


57

27.11


Словарный диктант. Именительный и винительный падежи.

таблица

58

28.11


Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

Выделять безударные окончания существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж существительных.

Работать в паре: предлагать и обсуждать (строить монологические

высказывания, вести диалог) варианты объяснения, от чего зависит правописание падежных окончаний имен существительных, оценивать предложенные варианты, подготавливать общий текст-объяснение.

Формулировать обобщенное правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения ударными окончаниями (работать по таблице).

Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных.

Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или или самостоятельно составленный текст (контекст).

Применять полученные знания на практике:

устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного;

определять тип склонения и падеж существительных;

выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой;

производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями;

выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками;

использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»

таблица

59

29.11


Именительный ,родительный и винительный падеж одушевленных имен существительных.

60

02.12


Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

таблица

61

03.12


Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

таблица

62

04.12


Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.


63

05.12


Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Электр. прилож. к учебн.

64

06.12


Словарный диктант.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.


65

09.12


Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

таблица

66

10.12


Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.


67

11.12


Правописание безударных окончаний во всех падежах.

таблица

68

12.12


Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».



69

13.12


Анализ контрольного диктанта. Повторение

презентация


70

16.12


Обучающее изложение.


71

17.12


. Административный диктант за первое полугодие.


72

18.12


Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант

Выделять существительные в форме множественного числа.

Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа.

Сравнивать правописание окончаний одушевленных и неодушевленных существительных 1-го, 2-го, и 3-го склонения с твердой и мягкой основами в форме множественного числа (работать по таблице).

Формулировать обобщенный вывод по результатам наблюдений.

Использовать на практике правило правописания падежных окончаний существительных в форме множественного числа.

Толковать (объяснять) значение выделенного выражения.

Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор).

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

таблица

Электр. прилож. к учебн.

73

19.12


Склонение имён существительных во множественном числе



74

20.12


Анализ контрольного диктанта.

Именительный падеж имен существительных множественного числа


75

23.12


Родительный падеж имен существительных множественного числа

таблица

76

24.12


Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже.


77

25.12


Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа

таблица

78

26.12


Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Словарный диктант


79

27.12


Обучающее изложение



80

13.01


Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе


81

14.01


Обобщение знаний об имени существительном. Наши проекты.



82

15.01


Контрольный диктант по теме: «Имя существительное. Падежные окончания имён существительных»

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже


Имя прилагательное (30 ч)

83

16.01


Имя прилагательное как часть речи

Характеризовать лексическое значение имен прилагательных.

Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам).

Объяснять термин родовые окончания имен прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях.

Работать с памяткой»Как подготовиться к составлению текста-рассуждения»Составлять текст –рассуждение о своём впечатлении от картины.

Анализировать текст о звуках весеннего леса и рассказывать о значении имён прилагательных для придания тексту точности и выразительности.

Толковать (объяснять) образные выражения, в которые входят прилагательные.

Употреблять прилагательные, используемые в прямом и переносном значениях, в разных контекстах.

Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста.

Выделять в данных словосочетаниях многозначные прилагательные, употребленные в прямом и переносном значениях, в разных контекстах.

Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста.

Выделять в данных словосочетаниях многозначные прилагательные, употребленные в прямом значении.

Наблюдать за словосочетанием существительных с прилагательными и устанавливать, от чего зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании с существительным.

Объяснять, как определить род, число и падеж прилагательного в словосочетании с существительным.

Разбирать прилагательные по составу.

Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи.

Использовать знания об определении рода, числа и падежа прилагательных на практике.

Электр прилож. к учебн.

84

17.01


Словарный диктант.

Род и число имен прилагательных

таблица

85

20.01


Род и число имен прилагательных


86

21.01


Склонение имен прилагательных

Электр. прилож. к учебн.

87

22.01


Сочинение на тему «Чем запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»»

презентация

88

23.01


Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Формулировать общее правило проверки правописания безударных гласных.


Наблюдать (анализировать) и устанавливать, можно ли общее правило проверки правописания безударных гласных применить к именам прилагательным с безударными гласными в окончаниях.


Анализировать предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского и среднего рода.


Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода.

Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в форме мужского и среднего рода.


Склонять имена прилагательные в форме женского рода с твердой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевленными и неодушевленными существительными.




Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.


Сравнивать падежные окончания имен прилагательных в форме женского рода единственного числа с твердой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевленными и неодушевленными существительными.


Формулировать вывод по результатам сравнения.


Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных в форме женского рода.


Формулировать вывод по результатам наблюдений.


Объяснять, в прямом или переносном значении употреблены прилагательные в данных словосочетаниях.

Составлять предложения, употребив данные словосочетания существительных с прилагательными.

Толковать (объяснять) значение пословиц.

Давать краткое толкование словосочетаниям с прилагательными, которые употреблены в переносном значении.


Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание).Записывать текст по памяти.


Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода единственного числа.

Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверить написанное.

Наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков.


Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Составлять небольшие тексты (5-6 предложений) с прилагательными, которые имеют прямое и переносное значение, с прилагательными, близкими и противоположными по значению (самостоятельно подобранными или предложенными на выбор), и записывать составленные тексты.

таблица

Электр.

ресурсы

89

24.01


Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже


90

27.01


Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже


91

28.01


Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже


92

29.01


Словарный диктант. Именительный, винительный, родительный падежи


93

30.01


Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах


94

31.01


Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода


95

03.02


Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.


96

04.02


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода


97

05.02


Склонение имен прилагательных женского рода

таблица

Электр.

ресурсы

98

06.02


Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода


99

07.02


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода


100

10.02


Словарный диктант. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода


101

11.02


Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных


102

12.02


Изложение описательного текста

презентация

103

13.02


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных


104

14.02


Склонения имен прилагательных во множественном числе

таблица

105

17.02


Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных.

презентация

106

18.02


Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа


107

19.02


Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа


108

20.02


Словарный диктант. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа


109

21.02


Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Таблица

Электр.прилож. к учебн.

110

25.02


Контрольный диктант по теме «Правописание корневых орфограмм»

Злектр.

ресурсы

111

26.02



Анализ диктанта. Обобщение по теме «Имя прилагательное».



112

27.02


Проверочный диктант «Имя прилагательное»


Местоимение (9 ч)

113

28.02


Местоимение как часть речи.

Наблюдать за личными местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа в составе предложений и устанавливать, как они изменяются.

Изменять личные местоимения по падежным вопросам (склонять).

Наблюдать за личными местоимениями единственного и множественного числа при склонении (работать с таблицей) и устанавливать, как они изменяются.

Наблюдать за личными местоимениями в составе предложений и устанавливать, какими членами предложения могут быть личные местоимения в форме И.п. и в форме косвенных падежей.

Составлять небольшие тексты-диалоги. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.Сочинять поздравительную открытку к 8Марта. Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Устанавливать особенности произношения и правописания предлогов с личными местоимениями.

Применять полученные знания на практике: выделять в тексте личные местоимения; определять падеж личных местоимений; объяснять причины различия в правописании местоимений в одном и том же падеже (с предлогами и без предлогов); выбирать из текста и записывать словосочетания с личными местоимениями в форме косвенных падежей.

Использовать личные местоимения с предлогами и без предлогов в устной и письменной речи.

Редактировать текст с использованием личных местоимений.

Электр.прилож.к учебн.

114

02.03


Словарный диктант.

Личные местоимения


115

03.03


Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

таблица

116

04.03


Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

таблица

117

05.03


Контрольный словарный диктант. Изменение личных местоимений по падежам


118

06.03


Обобщение по теме «Местоимение».


119

06.03


Повторение пройденного.


120

10.03


Контрольный диктант по теме «Местоимение»


121

11.03


Анализ контрольного диктанта.


Глагол (32 ч)

122

12.03


Роль глаголов в языке

Выделять глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы и имена существительные, называющие действия предмета.

Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи.

Характеризовать роль глаголов в речи.

Выделять глаголы в неопределенной форме в предложении (в тексте)

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределенной форме.

Разбирать глаголы в неопределенной форме по составу.

Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее.

Различать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее.

Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов. Характеризовать роль глаголов в неопределенной форме в речи. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Оценивать результаты своей деятельности

Электр. ресурсы

123

13.03


Изменение глаголов по временам



124

16.03


Неопределенная форма глагола

таблица

125

17.03


Неопределенная форма глагола


таблица

126

18.03


Словарный диктант. Изменение глаголов по временам

таблица

127

19.03


Изложение повествовательного текста по цитатному плану


128

20.03


Спряжение глаголов


129

01.04


Спряжение глаголов


таблица

130

02.04


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе


131

03.04


Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Электр. ресурсы

132

06.04


I и II спряжение глаголов настоящего времени

Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливать, в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам.

Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями.

Объяснять, может ли быть личное окончание глагола орфограммой.

Сравнивать правописание гласных в личных окончаниях глаголов в форме одного и того же лица и числа.

Объяснять различие в правописании гласных в личных окончаниях глаголов.

Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения по таблице.

Строить алгоритм определения спряжения глаголов и уточнять его по учебнику.

Наблюдать за тем, когда личные окончания глаголов (кроме безударных личных окончаний) являются орфограммой.

Формулировать вывод по результатам наблюдений. Использовать на практике правило правописания личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, объяснять их правописание.

Использовать на практике правило правописания глаголов в неопределенной форме на –ться и глаголов в форме 3-го лица единственного числа на –тся.

Различать глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа на -тся и существительные на -ца, используя на практике правила их правописания.

Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов.

Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор).

Составлять текст, определив его тему по последнему предложению.

Рассказывать, как выбор того или иного синонима меняет текст (его содержание, настроение, точность).

Составлять тексты грамматических задач по аналогии.

Составлять тексты на заданную тему, используя слова для справок.

Приводить слова, которыми может начинаться и которыми может заканчиваться текст сказки.

Работать с памяткой »Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе.

Составлять план текста и писать по нему изложение. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

таблица

133

07.04


I и II спряжение глаголов будущего времени

таблица


134

08.04


Наши проекты.


135

09.04


Словарный диктант.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


136

10.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


137

13.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


138

14.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


139

15.04


Возвратные глаголы

Электр.ресурсы

140

16.04


Правописание –тся и ться в возвратных глаголов


141

17.04


Правописание –тся и ться в возвратных глаголах.


142

20.04


Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок


143

21.04


Словарный диктант. Правописание глаголов в прошедшем времени

таблица

144

22.04


Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Электр.прилож.к учебн.

145

23.04


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени


146

24.04


Изложение повествовательного текста по вопросам


147

27.04


Контрольный диктант по теме глагол «Глагол»


148

28.04


Анализ контрольного диктанта. Повторение .


149

29.04


Обобщение по теме «Глагол»

Электр. ресурсы.

150

30.04


Словарный диктант. Обобщение по теме «Глагол»


151

05.05


Морфологический разбор глаголов.


152

06.05


Изложение повествовательного текста.


153

07.05


Проверка знаний по теме «Глагол»



154

08.05


Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.


155

12.05


Повторение по теме «Глагол».




156

13.05


Административный контрольный диктант .


Устанавливать связь слов в предложении.

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

Выделять грамматическую основу предложения.

Сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения.

Оценивать результаты своей деятельности

Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста.

Разбирать предложение по членам предложения с использованием терминов: распространенное предложение и нераспространенное предложение, главные члены предложения и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения, дополнение, обстоятельство, определение.

Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты.

Работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты.

Толковать (объяснять) значение пословиц и устойчивых выражений.

Подбирать синонимы к данному слову.

Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых.


157

14.05


Язык. Речь. Текст.


158

15.05


Предложение и словосочетание



159

15.05


Предложение и словосочетание




160

18 .05


Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова.


161

18.05


Лексическое значение слова.

презентация

162

18.05


Состав слова.



163

19.05


Состав слова.



164

19.05


Части речи.



165

19.05


Словарный диктант.

Части речи.

таблица

166

20.05


Изложение повествовательного текста по цитатному плану.



167

21.05


Анализ изложения. Части речи.



168

21.05


Повторение по теме «Глагол».


169

22.05


Звуки и буквы.


Вспомнить звуки русского языка, их обозначение буквами.


170

22.05


Игра «По галактике частей речи»

Развивать умение применять полученные знания при решении нестандартных задач.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от августа 201 г. _____________

протокол № августа 201 г.

8