МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2019г Руководитель МО ____________ Т.Е.Ляшина | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Горенская ООШ» _______________ А.И.Кемайкина « » августа 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «горенскаяООШ» _______________ С.Ф.Ромайкина Приказ № ___ от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 170 часов в год; в неделю 5 часов.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Учебник: Русский язык.5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ ( М. Т. Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова Т. А. и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2018г.
Рабочую программу составила ________________________ Л.П.Ромайкина
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2019 года
с.Горенка
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой и др., Основной Образовательной Программы основного общего образования МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
Место учебного предмета (курса) в базисном учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
Учебный план МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год предполагает изучение предмета в количестве 170 часов, 5 уроков в неделю.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «русский язык»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1.Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
2. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
-заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие со словарями;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
I
Содержание учебного предмета «Русский язык» (170 ч.)
Язык и общение(3ч )
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (20ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33ч)
I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.
Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после
обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при нем.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в наличие реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфография. Графика (14ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (20ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (20)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (13 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (30ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, начал, начала).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 ч )
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Язык – важнейшее средство общения | (2 ч. + 1 ч.) |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 23часа (16ч.+5рр+2кр) |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 29часов(25ч.+3рр+1кр) |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 13часов(10ч.+2РР+1КР) |
6 | Лексика. Культура речи | 12 часов (9 ч.+2рр+1кр) |
8 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 22часа (18 ч.+3РР+1КР) |
| Морфология. Орфография. Культура речи | 67часов(50ч.+12РР+5КР) |
9 | Имя существительное | 20часов(16ч.+3РР+1КР) |
10 | Имя прилагательное | 11 часов(7 ч.+3РР+1КР) |
11 | Глагол. | 28часов(22ч.+4РР+2КР) |
12 | Повторение и систематизация изученного. | 9часов (7 ч.+1РР+1КР) |
Итого: | | 170 ч. |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол.-во часов | ДАТА П | ДАТА Ф |
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | | |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | | |
3 | Р/Р. Стили речи. | 1 | | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | | |
5 | Орфограмма. | 1 | | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | | |
10 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | | |
12 | Р/Р Что мы знаем о тексте. Тема текста. | 1 | | |
13 | Р/Р Написание изложения «Хитрый заяц» ( по упр.70) | 1 | | |
14 | Части речи. | 1 | | |
15 | Глагол. | 1 | | |
16 | -Тся и -ться в глаголах. | 1 | | |
17 | Личные окончания глаголов. | 1 | | |
18 | Имя существительное. | 1 | | |
19 | Имя прилагательное. | 1 | | |
20 | Местоимение. Нормы произношения местоимений. | 1 | | |
21 | Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». | 1 | | |
22. | Анализ контрольного диктанта. Р/Р Основная мысль текста. | 1 | | |
23 | Синтаксис. Пунктуация. Отступление от литературной нормы в управлении существительных. | 1 | | |
24 | Словосочетание. Разбор словосочетаний. | 1 | | |
25 | Предложение. | 1 | | |
26 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
27 | Восклицательные предложения. | 1 | | |
28 | Р/Р. Подготовка к контрольному сочинению на свободную тему. | 1 | | |
29 | Р/Р. Написание контрольного сочинению на свободную тему. | 1 | | |
30 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | |
31 | Сказуемое. | 1 | | |
32 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
33 | Р/Р. Изложение. | 1 | | |
34 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | | |
35 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | | |
36 | Определение. | 1 | | |
37 | Обстоятельство. | 1 | | |
38 | Предложения с однородными членами. | 1 | | |
39 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
40 | Предложения с обращениями. | 1 | | |
41 | Р/Р. Письмо. | 1 | | |
42 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | |
43 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | | |
44 | Простые и сложные предложения. | 1 | | |
45 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
46 | Прямая речь. | 1 | | |
47 | Диалог. | 1 | | |
48 | Р/Р. Этикетные диалоги. | | | |
49 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | | |
50 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ». | 1 | | |
51 | РР. Анализ диктанта. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | |
52 | Р/Р. Написание сжатого изложения. | 1 | | |
53 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | | |
54 | Согласные звуки. | 1 | | |
55 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | | |
56 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | | |
57 | Р/Р. Повествование. Изложение по повествованию. | 1 | | |
58 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | | |
59 | Графика. | 1 | | |
60 | Алфавит. | 1 | | |
61 | Р/Р. Описание предмета. | 1 | | |
62 | Р/Р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | | |
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | | |
64 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | | |
65 | Орфоэпия. Формирование навыков литературного произношения. | 1 | | |
66 | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Орфография». | 1 | | |
68 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
69 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
70 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
71 | Омонимы. | 1 | | |
72 | Синонимы. | 1 | | |
73 | Антонимы. | 1 | | |
74 | Р/Р. Подготовка к контрольному изложению по тексту К. Паустовского «Первый снег». | 1 | | |
75 | Р/Р. Написание контрольного изложения по тексту К. Паустовского «Первый снег». | 1 | | |
76 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 | | |
77 | Изменение и образование слов. | 1 | | |
78 | Окончание. | 1 | | |
79 | Основа слова. | 1 | | |
80 | Корень слова. | 1 | | |
81 | Р/Р. Рассуждение. | 1 | | |
82 | Р/Р. Сочинение- рассуждение (упр. 402). | 1 | | |
83 | Суффикс. | 1 | | |
84 | Приставка. | 1 | | |
85 | Чередование звуков | 1 | | |
86 | Беглые гласные. | 1 | | |
87 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | | |
88 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | | |
89 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | | |
90 | Буквы а - о в корне -лаг- - -лож-. | 1 | | |
91 | Буквы а - о в корне -раст- - - рос-. | 1 | | |
92 | Буквы ё - о после шипящих в корне. | 1 | | |
93 | Буквы и-ы после ц. | 1 | | |
94 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | | |
95 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | | |
96 | Анализ контрольного диктанта. Р/Р. Подготовка к контрольному сочинению по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 1 | | |
97 | Р/Р. Написание контрольного сочинения по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине». | 1 | | |
98 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
99 | Р/Р. Доказательства в рассуждении. | 1 | | |
100 | Р/Р. Сочинение- рассуждение. | 1 | | |
101 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | | |
102 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | | |
102 | Род имен существительных. | 1 | | |
104 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | | |
105 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | | |
106 | Три склонения имен существительных. | 1 | | |
107 | Падеж имен существительных. Перенос ударения в падежных формах | 1 | | |
108 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | | |
109 | Урок – практикум по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». | 1 | | |
110 | Р/Р. Подготовка к изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева. | 1 | | |
111 | Р/Р. Написание изложения от 3-го лица по тексту В. Астафьева. | 1 | | |
112 | Множественное число имен существительных. | 1 | | |
113 | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | | |
114 | Урок – практикум по теме « Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». | 1 | | |
115 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
116 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | | |
117 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | |
118 | Анализ контрольного диктанта. Тест «Имя существительное». | 1 | | |
119 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
120 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | | |
121 | Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных». | 1 | | |
122 | Р/Р. Описание животного. | 1 | | |
123 | Р/Р. Изложение по рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | | |
124 | Прилагательные полные и краткие. Особенности образования и употребления краткой формы в кубанских говорах. | 1 | | |
125 | Закрепление по теме «Прилагательные полные и краткие». Нарушение норм ударения в прилагательных женского рода. | 1 | | |
126 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
127 | Анализ контрольного диктанта. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
128 | Урок- практикум по теме «Морфологический разбор имени прилагательного». | 1 | | |
129 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | | | |
130 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
131 | Р/Р. Подготовка к сочинению на тему «Как я испугался» по плану. | 1 | | |
132 | Р/Р. Написание сочинения на тему «Как я испугался» по плану. | 1 | | |
133 | Тест «Имя прилагательное». | 1 | | |
134 | Комплексный анализ текста. | 1 | | |
135 | Глагол как часть речи. | 1 | | |
136 | Не с глаголами. | 1 | | |
137 | Р/Р. Рассказ. | 1 | | |
138 | Неопределённая форма глагола. Ошибки в образовании инфинитива | 1 | | |
139 | Р/Р. Устное изложение статьи Б. Тимофеева. | 1 | | |
140 | Правописание -тся и -ться в глаголах. Смешение возвратных форм. | 1 | | |
141 | Закрепление по теме «Правописание - тся и -ться в глаголах». Подмена суффиксов ть/ти | 1 | | |
142 | Виды глагола. | 1 | | |
143 | Буквы е - и в корнях с чередованием. | 1 | | |
144 | Урок – практикум по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием». | 1 | | |
145 | Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | | |
146 | Р/Р. Представление устных рассказов на тему «Как я однажды…». | 1 | | |
147 | Время глагола. | 1 | | |
148 | Прошедшее время. Ненормированное ударение в форме прошедшего времени. | 1 | | |
149 | Настоящее время. | 1 | | |
150 | Будущее время. | 1 | | |
151 | Спряжение глаголов. | 1 | | |
152 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | | |
153 | Урок – практикум по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием». | 1 | | |
154 | Тест по теме «Глагол». | 1 | | |
155 | Р/Р. Устное составление диалога по рисунку «Нарушитель». | 1 | | |
156 | Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
157 | Р/Р. Написание контрольного сжатого изложения «Шоколадный торт». | 1 | | |
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 1 | | |
159 | Урок практикум по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа». | 1 | | |
160 | Употребление времен. | 1 | | |
161 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | | |
162 | Закрепление изученного о глаголе. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
163 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | | |
164 | Разделы науки о языке. | 1 | | |
165 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | | |
166 | Орфограммы в окончаниях слов.Употребление ъ и ь. | 1 | | |
167 | Контрольное тестирование за курс 5 класса | 1 | | |
168 | Анализ теста. Работа над ошибками. | 1 | | |
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | | |
170 | Р/Р. Устное сообщение на тему «Изучайте русский язык». | 1 | | |