Учитель русского языка и литературы: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория.
Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (в 2-х частях) – стандарт основного общего образования, М., «Просвещение», 2015 г.. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Предмет русский язык реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, учебного плана МБОУ «Горенская ООШ» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 210 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 6 часов.
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Количество часов по учебному плану МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2018-2018 учебный год – 210часов (5 часов в неделю). Уровень – базовый.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных основ, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
-мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное)
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь и после приставки кое-.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
№ п/п | Тема | Час | Тип урока | Содержание | Результат | Контроль | Даты |
План | Факт |
РУССКИЙ ЯЗЫК – ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА (2 часа). |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Урок-путешествие | Русский язык как развива-ющееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет, необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. | Понимать, что язык – явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении ис-конно-русских и иноязычных слов, уметь рабо-тать с учебным этимологическим словарем | Подтвердить примерами мысль «Язык и стар, и вечно нов» | 02.09-07.09 | |
2. | Язык, речь, общение. Ситуация общения. | 1 | | | | | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (16 часов). |
3. | Фонетика, орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния знаний, умений и навы-ков. | Актуализация и восстанов-ление знаний, умений и навы-ков, полученных в 5 классе. | Знать основные понятия темы. Уметь произ-водить морфемный разбор слова; определять ос-новную мысль текста, давать развернутые ответы на вопросы. | Практикум, во-просы учителя, тест. | 02.09-07.09 | |
4. | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния знаний, умений и навы-ков. | Актуализация и восстанов-ление знаний, умений и навы-ков, полученных в 5 классе. | Знать основные понятия темы. Уметь произ-водить морфемный разбор слова; классифици-ровать орфограммы и применять алгоритмы вы-бора верного написания. | Текущий контроль. | 02.09-07.09 | |
5-6 | Орфография в корнях и приставках слов. | 2 | Повторительно-обобщающий | Морфема как минимальная значимая часть слова. Мор-фемный разбор слова. Право-писание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на кон-це приставок. Правописание гласных в корнях с чередова-нием. Буквы О- Ё после шипя-щих в корне. Буквы И-Ы после Ц. | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структурно-грамматическую харак-теристику словам по морфемной модели, выде-лять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на мор-фемы для использования орфографических пра-вил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться слова-рем морфемных моделей слов. | Морфемный раз-бор, составление слов по схемам, объяснительный диктант. | 02.09-07.09 | |
7 | Части речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Части речи, изученные в 5 классе. | Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лек-сическое значения слова. | Деформирован-ный текст (опре-делить части ре-чи, вставить про-пущенные буквы и знаки препина-ния). | 02.09-07.09 | |
8-9 | Орфограммы в окончаниях слов. | 2 | Повторительно-обобщающий | Буквы Е-И в падежных окон-чаниях имен существитель-ных. Правописание личных окончаний глаголов. Образо-вание формы именительного и родительного падежей мно-жественного числа. | Знать орфографические правила, уметь приме-нять их на практике. Уметь образовывать фор-мы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ста-вить ударения в краткой форме прилагатель-ных, в глаголах, при произношении которых до-пускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков | Устный опрос, объяснительный диктант | 09.09-14.09 | |
10 | Словосочетание. | 1 | Повторительно-обобщающий | Понятие синтаксиса. Роль сло-восочетания в языке, отличия словосочетания от слова. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. | Знать о роли словосочетаний в языке, об отли-чиях словосочетания от слова, о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетания от слова, опре-делять главное и зависимое слово в словосоче-тании, устанавливать смысловую и грамматиче-скую связь в словосочетании, составлять слово-сочетания. | Устный опрос. Составление словосочетаний по схемам. | 09.09-14.09 | |
11 | Простое предложение. | 1 | Повторительно-обобщающий | Роль предложений в языке; виды предложений по цели высказывания и интонации. Распространенные и нерас-пространенные предложения. Функции и условия постанов-ки знаков препинания в прос-том предложении. Сложное предложение и его структура. | Знать о роли предложений в языке; виды пред-ложений по цели высказывания и интонации, о распространенных и нераспространенных пред-ложениях, о функциях и условиях постановки знаков препинания в простом предложении. Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации, разграничивать распространенные и нераспространенные пред-ложения, верно расставлять и обосновывать знаки препинания в ПП и СП. | Устный опрос. Составление предложений по схемам. | 09.09-14.09 | |
12-13 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 2 | Повторительно-обобщающий | Сложное предложение и его структура. Пунктуация в сложном предложении. | Знать структурные отличия ПП и СП, о делении СП на союзные и бессоюзные, правило поста-новки запятой в СП. Уметь определять коли-чество основ в СП, находить границы частей в СП, определять место запятой в СП и обосно-вывать ее постановку, составлять схемы СП, от-личать СП от ПП с ОЧП с союзами А, И. | Устный опрос. Составление предложений по схемам. | 09.09-14.09 | |
14 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | Урок повторения и обобщения ЗУН | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Знать , что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи прос-тых предложений в составе сложного. | Беседа, тренинг, упражнения. | | |
15-16 | Прямая речь. Диалог. | 2 | Урок развития речи | Прямая и косвенная речь. Пунктуация при передаче чу-жой речи. Диалог. Текст, его признаки и назначение, специ-альные языковые средства связи предложений в тексте. Смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение), их особенно-сти. | Знать о прямой речи и словах автора, о диалоге, о правиле постановки ЗП в предложениях с пря-мой речью, о функциях ЗП в данных предложе-ниях; правило постановки ЗП при диалоге; схе-мы данных предложений. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно ставить ЗП в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, отличать диалог от прямой речи, правильно ставить ЗП при диалоге. Знать, что такое текст, его призна-ки и назначение, специальные языковые средст-ва связи предложений в тексте, смысловые ти-пы текстов (описание, повествование, рассуж-дение), их особенности. Уметь соотносить со-держание текста с его заглавием, находить сред- ства связи предложений в тексте, обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте. | Составление предложений. Составление схем. Анализ текстов. | | |
17 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием. | | Диктант. | | |
18 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний | Графическое объяснение из-ученных орфограмм в словах, написанных неправильно, и пунктограмм. | Уметь графически объяснять орфограммы, под-бирать примеры на ту же орфограмму. Знать правила написания слов и постановки знаков препинания. | Работа над ошибками. | | |
ТЕКСТ (7 часов) |
19 | Текст, его особенности. | 1 | | | | | | |
20 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | | | | | | |
21 | Начальные и конечные предложения текста. | 1 | | | | | | |
22 | Сочинение о памятном событии. | 1 | Урок развития речи | | | | | |
23 | Ключевые слова. | 1 | | | | | | |
24 | Текст и стили речи. | 1 | | | | | | |
25 | Официально-деловой стиль речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Текст, его признаки и назна-чение, специальные языковые средства связи предложений в тексте. Смысловые типы текс-тов (описание, повествование, рассуждение), их особеннос-ти. Стили речи. | Знать, что такое текст, его признаки и назначе-ние, специальные языковые средства связи предложений в тексте, смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение), их особенности; о разговорном и книжных стилях речи, о сфере их употребления, об официально-деловом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления. Уметь соот-носить содержание текста с его заглавием, на-ходить средства связи предложений в тексте, обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте; выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле, уметь писать заяв-ление по образцу. | Устный опрос. Составление тек-стов. Анализ текстов. | 09.09-14.09 | |
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 часов) |
26 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Повторительно-обобщающий | Лексикология как раздел нау-ки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Си-нонимы. Антонимы. Толковые словари. Фразеология как раз-дел науки о языке. Понятие фразеологизма и его значения. | Знать понятие лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке, лексического и грамма-тического значения слова, фразеологического значения. Знать определения синонимов, анто-нимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омони-мы, слова в переносном и прямом значении, од-нозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения. Уметь употреблять фразеологизмы. | Терминологиче-ский диктант, анализ фрагментов художественных текстов. | 23.09-28.09 | |
27 | Р. Р. Собирание материалов к сочинению. | 1 | Урок развития речи. | | | | | |
28 | Общеупотребительные слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об общеупотреби-тельной лексике и лексике, ог-раниченной сферой употреб-ления. Понятие о диалектиз-мах и профессионализмах. Сфера употребления диалек-тизмов и профессионализмов, способы из обозначения в сло-варях. Роль лексики, ограни-ченной сферой употребления, в художественном тексте. | Знать об общеупотребительных словах, диа-лектизмах, профессионализмах, об их сфере употребления, способах обозначения в толко-вом словаре, о роли использования профессио-нализмов и диалектизмов в художественных произведениях. Уметь находить данные слова в тексте, разгра-ничивать их, объяснять цель упо-требления их в художественных произведениях, находить и ис-правлять ошибки в их употребле-нии. | Фронтальный опрос, анализ текста. | 23.09-28.09 | |
29 | Профессионализмы. | 1 | | | | | | |
30 | Диалектизмы. | 1 | | | | | | |
31-32 | Сжатое изложение. | 2 | Урок развития речи | План как вид информацион-ной переработки текста, под-робное изложение текста. | Уметь составлять план, определять тип и стиль теста, самостоятельно редактировать и творче-ски перерабатывать собственный текст, сжато его излагать. | Творческая ра-бота. | 23.09-28.09 | |
33 | Исконно-русские и заимствованные слова. | 1 | Урок развития речи; усвоения новых знаний. | Понятие об исконной и заим-ствованной лексике. Источни-ки заимствования. Роль заим-ствованных слов в русском языке. Словари иностранных слов. | Знать об исконно русских и заимствованных словах, о причинах появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования, знать о роли заимствованных слов в русском языке, о словаре иностранных слов, об этимо-логическом словаре. Уметь разграничивать за-имствованные и однокоренные исконно русские слова, находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слов. | Устный опрос, анализ текстов. | | |
34 | Новые слова (неологизмы). | 1 | Урок развития речи; усвоения новых знаний. | Понятие о неологизмах и устаревшей лексике. Историз-мы. Архаизмы. Причины по-явления неологизмов и уста-ревшей лексики. | Знать понятие «неологизмы», «архаизмы», «ис-торизмы», причины появления неологизмов и устаревания лексики; знать о переходе неоло-гизмов в общеупотребительные слова; способ обозначения устаревших слов в толковом сло-варе, роль использования устаревших слов в ху-дожественных произведениях. Уметь распозна-вать неологизмы, возникшие в определенную эпоху, уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребитель-ные слова; находить устаревшие слова в тексте, разграничивать историзмы и архаизмы, нахо-дить устаревшие слова в толковом словаре, на-ходить ошибки в понимании устаревших слов в тексте художественного стиля. | Словарный диктант, устный опрос, анализ и составление текстов и предложений. | 30.09-05.10 | |
35 | Устаревшие слова. | 1 | | | | | 30.09-05.10 | |
36 | Словари. | 1 | | | | | | |
37 | Повторение. | 1 | | | | | | |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 часов) |
38 | Фразеологизмы.. | 1 | Урок развития речи; усвоения новых знаний. | Фразеология как раздел лек-сикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборо-тами. Основные признаки фра-зеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное упо-требление в речевой прак-тике. Фразеологические слова-ри русского языка, их исполь-зование. | Знать понятие «фразеологизмы», их ЛЗ и грам-матическое строение, способ обозначения в тол-ковом словаре, о фразеологических словарях русского языка, о синонимии и антонимии фра-зеологизмов, их источниках, об их особеннос-тях употребления в художественных произве-дениях. Уметь находить фразеологизмы в текс-те, определять их ЛЗ, находить их в толковом словаре, находить и исправлять ошибки в их употреблении, разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания, использовать фра- зеологизмы в нужной форме, определять синтаксическую функцию и стилистическую роль фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в своей речи. | Словарный диктант, устный опрос, анализ и составление текстов и предложений. | 30.09-05.10 | |
39 | Источники фразеологизмов. | 1 | | | | | | |
40 | Повторение. Подготов-ка к контрольной рабо-те. | 1 | Повторительно-обобщающий | Систематизация и актуализа-ция знаний по теме «Лексика». | Знать изученный материал по данному разделу. Уметь применять данный материал на практике. | Устный опрос, словарный диктант. | 07.10-12.10 | |
41 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразео-логия». | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием. | | Диктант. | 07.10-12.10 | |
42 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | | 07.10-12.10 | |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24 часа) |
43-44 | Повторение изученно-го в 5 классе по теме «Морфемика». Слово-образование и орфогра-фия. | 2 | Повторительно-обобщающий | Структура слова, значение и правописание морфем. | Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о ЛЗ корня и закрепленности его в корне; иметь представление о корневой омонимии, паронимах (без определения). | Устный опрос, морфемный разбор. | 07.10-12.10 | |
45 | Интерьер. Описание помещения. | 1 | Урок развития речи | Особенности текста-описания. Подготовка к сочинению-опи-санию. | Знать об описании как о смысловом типе тек-ста; структуру описания, особенности художе-ственного описания помещения. Уметь нахо-дить основную мысль текста, анализировать тексты – описание помещения. Находить эле-менты описания помещения в тексте, опреде-лять, как обстановка комнаты характеризует ее хозяина, понимать, как свет и точка обзора вли-яют на описание помещения. | Устный опрос, составление предложений. | | |
46 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | Урок развития речи | | | | | |
47 | Основные способы об-разования слов в рус-ском языке. | 1 | Урок сообще-ния новых зна-ний; формиро-вание УН | Основные способы образова-ния слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суф-фиксальный, приставочно-суф-фиксальный, бессуфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные слова-ри. | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группиро-вать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования. | Выборочный диктант, анализ текстов. Восста-новить пропу-щенные части словообразова-тельной цепочки, сопоставитель-ный анализ па-ронимов. | 14.10-19.10 | |
48 | Этимология слов. | 1 | Урок развития речи; усвоения новых знаний | Этимология как раздел языкознания. | Знать предмет изучения этимологии, понятия «этимологический разбор слов», «этимологиче-ский словарь», знать структуру словарной ста-тьи этимологического словаря. Уметь пользо-ваться этимологическим словарем. | Устный опрос, составление текстов. | 14.10-19.10 | |
49 | Правописание корней кас/кос. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия чередования в корнях кос/кас. | Знать правила написания букв О-А в корне -кос- и -кас-, различия в условиях выбора между кор-нями с чередованием гласных и корнями с без-ударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с изученной ор-фограммой, графически обозначать условия вы-бора правильных написаний. | Устный опрос, объяснительный диктант. | 14.10-19.10 | |
50 | Правописание корней гар/гор. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия чередования в корнях гор/гар. | Знать правила написания букв О-А в корне -гор- и -гар-, различия в условиях выбора между кор-нями с чередованием гласных и корнями с без-ударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила на-писания букв Е-И, О-А в корнях с чередовании- ем. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, группировать изученные орфограммы-гласные с чередовании-ем в корне по видам, находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами-гласными с чередованием в корне по видам. | Словарный диктант, устный опрос. | 14.10-19.10 | |
51 | Правописание корней зар/зор. | 1 | | | | | | |
52 | Буквы ы/и после при-ставок, оканчивающих-ся на согласную. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора гласных и/ы после приставок на соглас-ную. | Знать правило написания букв Ы и И после при-ставок, об употреблении буквы И после при-ставки СВЕРХ-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозна-чать условия выбора правильных написаний. | Словарный диктант, устный опрос. | 21.10-26.10 | |
53 | Урок-практикум по орфографии. | 1 | Практикум | Отработка орфографических навыков. | Знать правила выбора букв при чередованиях. Уметь применять свои знания на практике. | Объяснительный диктант. | 21.10-26.10 | |
54-57 | Гласные в приставках пре-/при-. | 4 | Усвоение новых знаний | Условия выбора приставок пре/при. | Знать правило написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова, правописание слов с трудно определяемым значением приста-вок пре- и при-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, словарные слова, сло-ва с трудно определяемым значением данных приставок, графически обозначать условия вы-бора правильных написаний, пользоваться ор-фографическим словарем. | Устный опрос, словарный диктант, объяснительный диктант. | 21.10-26.10 | |
58 | Соединительные глас-ные о/е в сложных сло-вах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о сложном слове. Ус-ловия выбора соединительных гласных в сложных словах. | Знать сложение как способ образования слов, сложные слова и их строение, разбор сложных слов по составу, условия выбора соединитель-ных О и Е в сложных словах. Уметь выполнять разбор сложных слов по составу, подбирать од- нокоренные сложные слова к указанным сло-вам, уметь правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е, графически обозначать условия выбора правильных напи-саний. | Фронтальный опрос. | 21.10-26.10 28.10-01.11 | |
59-60 | Сложносокращенные слова. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о сложносокращен-ных словах. Способы сокра-щения. Род сложносокращен-ных слов. | Знать определение сложносокращенных слов, способы сокращения, произношение этих слов, их расшифровку, род. Уметь образовывать СС слова по образцу, определять род СС слова, об-разованного из начальных букв сокращенных слов, находить главное слово в словосочетании, согласовывать со СС словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени, уметь правиль-но произносить СС слова, расшифровывать их. | Тест. | | |
61-62 | Подготовка к сочине-нию по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Написание сочинения. | 2 | Урок развития речи | Подготовка и написание тек-ста-описания на заданную тему. | Знать особенности построения текста описа-тельного характера, понятие интерьера, особен-ности описания интерьера в жилом помещении. Уметь составлять рабочие материалы к описа-нию картины, составлять сложный план описа-ния, создавать текст-описание изображенного на картине. | Сочинение . | 28.10-01.11 | |
63 | Морфемный и словооб-разовательный разбор слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о морфемном и сло-вообразовательном разборе, установление разницы между ними. Порядок разборов. | Знать о морфемном и словообразовательном разборе слов, различия между ними, порядок их разбора. Уметь устанавливать связи слов по со-ставу и по ЛЗ, производить морфемный и слово-образовательный разбор слов. | Разборы. | 11.11-16.11 | |
64 | Итоговый урок по теме «Морфемика. Словооб-разование». | 1 | Повторительно-обобщающий | Подготовка к написанию контрольной работы. | Знать теоретический материал по разделу «Сло-вообразование и орфография». Уметь приме-нять данные знания на практике. | Устный опрос, объяснительный диктант, разборы. | 11.11-16.11 | |
65 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование». | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием. | | Диктант. | 11.11-16.11 | |
66 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний | Графическое объяснение изученных орфограмм в словах, написанных неправильно, и пунктограмм. | Уметь графически объяснять орфограммы, подбирать примеры на ту же орфограмму. Знать правила написания слов и постановки знаков препинания. | Работа над ошибками. | 11.11-16.11 | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22 часа) |
67-68 | Имя существительное. Повторение. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Понятие о морфологии. Имя существительное как часть речи. Грамматические катего-рии имени существительного. Орфограммы в именах су-ществительных. | Знать предмет изучения морфологии, знать, что обозначает имя существительное, что «пред-мет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через зна-чение предметности, знать постоянные и непо-стоянные признаки существительных, о перехо-де собственных имен в нарицательные, синтак-сическую роль существительных в предложе-нии, правило правописания гласных Е и И в па-дежных окончаниях имен существительных в ед.числе, правило употребления/неупотребле-ния буквы Ь на конце существительных после шипящих, правило правописания букв О и Е после щипящих и Ц в окончаниях существи-тельных, знать способы образования существи-тельных. Уметь рассказывать об имени сущест-вительном в форме научного описания, уметь отличать сущ-ные, образованные от прилага-тельных и глаголов, определять способ образо-вания, морфологические признаки и синтакси-ческую роль существительных, уметь правиль-но писать слова с из-ученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному. | Устный опрос, тест. | 11.11- 18.11 | |
69-70 | Разносклоняемые имена существитель-ные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Склонение существительных на -мя и слова ПУТЬ. Суф-фикс -ен-/-ён- в основе су-ществительных на -мя. | Знать перечень разносклоняемых имен сущест-вительных, особенности их склонения, о суф-фиксе -ен- (-ён-) в основе существительного на -мя, осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -мя в родиельном, дательном, предложном падежах является также орфограм-мой «Буквы Е и И в падежных окончаниях су-ществительных». Уметь правильно образовы-вать формы косвенных падежей существитель-ных на -мя и существительного ПУТЬ, употреб-лять букву И на конце слов на -мя в родитель-ном, дательном, предложном падежах, графиче-ски обозначать условия выбора написания. | Устный опрос, объяснительный диктант, словар-ный диктант. | 18.11-23.11 | |
71 | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суффикс -ен-/-ён- в основе су-ществительных на -мя. | Знать перечень разносклоняемых имен сущест-вительных, особенности их склонения, о суф-фиксе -ен- (-ён-) в основе существительного на -мя, осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -мя в родиельном, дательном, предложном падежах является также орфограм-мой «Буквы Е и И в падежных окончаниях су-ществительных». Уметь правильно образовы-вать формы косвенных падежей существитель-ных на -мя и существительного ПУТЬ, употреб-лять букву И на конце слов на -мя в родитель-ном, дательном, предложном падежах, графиче-ски обозначать условия выбора написания. | Словарный диктант. | 18.11-23.11 | |
72 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Несклоняемые существитель-ные. Употребление несклоняемых существительных в кос-венных падежах. Употребление несклоняемых существи-тельных в речи. | Знать склонение имен существительных, поня-тие не-склоняемых имен существительных, их лексические группы. Уметь находить несклоня-емые существительные, соотносить их с опре-деленной лексической группой, разграничивать склоняемые и несклоняемые имена существи-тельные, определять падеж несклоняемых су-ществительных, правильно употреблять их в речи. | Фронтальный опрос. | 18.11-23.11 | |
73-74 | Род несклоняемых существительных. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Род несклоняемых имен су-ществительных. Способы определения рода несклоня-емых существительных. Упо-требление несклоняемых су-ществительных в речи. Согла-сование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными. | Знать способы определения рода несклоняемых существительных, о согласовании прилагатель-ных и глаголов в прошедшем времени с нескло-няемыми существительными в роде. Уметь определять род несклоняемых существитель-ных, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми су-ществительными. | Составление словосочетаний и предложений. | 25.11-30.11 | |
75-76 | Имена существитель-ные общего рода. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Имена существительные об-щего рода, определение рода этих имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего-существитель-ного общего рода. Употребле-ние в речи имен существи-тельных общего рода. | Знать группы существительных общего рода, род существительных, обозначающих одновре-менно профессию лиц мужского и женского по-ла, знать о согласовании прилагательных и гла-голов в прошедшем времени с существитель-ными общего рода. Уметь находить существи-тельные общего рода, соотносить их с опреде-ленной группой, определять род существитель-ных, обозначающих лиц по профессии, уметь согласовывать прилагательные и глаголы в про-шедшем времени с существительми общего ро-да, правильно употреблять данные существи-тельные в речи. | Составление словосочетаний и предложений. | 25.11-30.11 | |
77 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфологические признаки и морфологический разбор имени существительного. | Знать порядок морфологического разбора име-ни существительного. Уметь производить мор-фологический разбор имени существительного. | Морфологиче-ский разбор. | 25.11-30.11 | |
78-79 | НЕ с именами сущест-вительными. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написа-ние НЕ с существительными. Образование существитель-ных с помощью приставки НЕ. | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь раз-личать приставку, частицу, часть корня НЕ. | Заполнить таблицу. | 25.11-30.11 | |
80-81 | Ч и Щ в суффиксах чик/щик. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Буквы Ч и Щ в суффиксах су-ществиельных -чик- и -щик-. Выбор написания в существи-тельных суффиксов -чик- и -щик-. Отличие слов с суф-фиксом -чик-, -щик- от сходных с суффиксом -ик-. | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик- и -щик-. Уметь применять этот способ действия для пра-вильного написания суффиксов - чик- и -щик -; отличать слова с суффиксом - чик- и -щик - от сходных с суффиксом -ик-. | Устный опрос. | 02.12-07.12 | |
82 | Гласные в суффиксах ек/ик. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование существитель-ных с помощью суффиксов -ек- и -ик-. Выбор написания суффиксов -ек- и -ик- в су-ществительных. Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Вы-бор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов – ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на прак-тике, опознавать значение и сферу употребле-ния слов с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами. | Словарный диктант. | 02.12-07.12 | |
83 | Гласные о/е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Гласные о/е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв е/о по-сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других Гласные о/е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв о/е по-сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других | Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выби-рать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК, -ЕК, -ОНОК и др. | Словарный диктант. | 02.12-07.12 | |
84-85 | Свободный диктант с элементом сочинения | 2 | Урок контроля; урок развития речи | Написание свободного дик-танта с элементом сочинения. | Знать специфику свободного диктанта. Уметь писать сочинение на заданную тему. | Свободный дик-тант с элементом сочинения. | 02.12-07.12 | |
86 | Повторение по теме «Существительное». | 1 | Повторительно-обобщающий | Актуализация знаний об имени существительном. | Знать специфику имени существительного как части речи. | Объяснительный диктант. | 09.12-14.12 | |
87 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 | Урок контроля | Актуализация знаний об имени существительном. Тестирование. | Знать морфологическую характеристику имени существительного, орфографические правила. Уметь применять знания на практике. | Тест. | 09.12-14.12 | |
88 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками. | 09.12-14.12 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 час) |
89 | Повторение изученно-го в 5 классе. | 1 | Повторительно-ообщающий. | Общее грамматическое значе-ние, морфологические признаки прилагательного. Роль при-лагательных в тексте. | Распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, общих признаков, определять роль имен прилагатель-ных в тексте, синтаксическую роль. | Устный опрос. | 09.12-14.12 | |
90-91 | Описание природы. Сочинение. | 2 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению-опи-санию на тему природы. | Иметь представление о специфике и структуре текста-описания. Уметь составлять текст. | Составление предложений. | 09.12-14.12 | |
92-93 | Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Степени сравнения имен при-лагательных. Образование сравнительной степени. Значе-ние, образование и изменение имен прилагательных в пре-восходной степени. | Знать способы образования степеней сравнения. Уметь образовывать прилагательные в сравни-тельной и превосходно степени, находить при-лагательные в сравнительной и превосходной степени в тексте, правильно писать, произно-сить и употреблять их в речи. | Тесты. | 16.12-21.12 | |
94 | Разряды имен прила-гательных. Качествен-ные прилагательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Деление прилагательных на 3 разряда. Смысловые и грамма-тические отличия качествен-ных, относительных, притяжа-тельных прилагательных. Пра-вильное написание и употреб-ление в речи прилагательных разных разрядов. | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи. | Устный опрос. | 16.12-21.12 | |
95 | Относительные прила-гательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Деление прилагательных на 3 разряда. Смысловые и грамма-тические отличия качествен-ных, относительных, притяжа-тельных прилагательных. Пра-вильное написание и употреб-ление в речи прилагательных разных разрядов. | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи. | Устный опрос. | 16.12-21.12 | |
96-97 | Выборочное изложение. | 2 | | | | | | |
98-99 | Притяжательные при-лагательные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Деление прилагательных на 3 разряда. Смысловые и грамма-тические отличия качествен-ных, относительных, притяжа-тельных прилагательных. Пра-вильное написание и употреб-ление в речи прилагательных разных разрядов. | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи. | Словарный диктант. | 16.12-21.12 23.12-27.12 | |
100-101 | Полугодовая контроль-ная работа. | 2 | Урок контроля | Контрольная работа по тек-стам админи-страции. | | | 23.12-27.12 | |
102 | Анализ творческих работ. | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в творческих работах. | Уметь находить и исправлять ошибки. | Работа над ошибками. | | |
103 | Морфологический раз-бор имени прилага-тельного. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение морфологиче-ских признаков имени прила-гательного. Морфологический разбор прилагательного. | Знать морфологические признаки имени прила-гательного, уметь различать постоянные и непо-стоянные морфологические признаки, опреде-лять синтаксическую роль в предложении и тексте | Морфологический разбор, устный опрос. | | |
104-105 | НЕ с именами прилага-тельными. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написа-ния НЕ с именами прилагатель-ными. | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными. | Устный доклад, словарный диктант. | 09.01-11.01 | |
106 | Буквы о/е после шипя-щих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование прилагательных от существительных с помо-щью суффиксов -ов-/ев-. Усло-вия выбора о/е в суффиксах прилагательных после шипя-щих и Ц. Сопоставление пра-вил правописания букв о/е в корне, суффиксе, окончании имен существительных и при-лагательных. | Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существи- тельных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма. | Выборочный диктант. | 13.01-18.01 | |
107 | Свободный диктант (описание природы). | 1 | Урок развития речи | | Знать структуру текста типа описания, понятие «пейзаж», описание природы в художественном стиле, задачи художественного описания приро-ды, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь определять основную мысль описания, нахо-дить языковые средства для описания природы. | Домашнее сочинение. | 13.01-18.01 | |
108-111 | Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 4 | Практикум | Образование прилагательных от существительных с помо-щью суффиксов -н-, -онн-, -енн- Образование прилага-тельных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян- Правописание Н и НН в суффиксах имен прила-гательных. | Знать условия выбора одной и двух Н в суф-фиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-. Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать струк-туру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правопи-сание суффиксов -ин-, -ан-, -ян-, уметь приме-нять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, гра-фически обозначать орфограмму, безошибочно писать. | Распределитель-ный диктант. | 13.01-18.01 | |
112 | Сочинение-описание. | 1 | | | | | | |
113-114 | Суффиксы К и СК прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключе-ний), относительных прилага-тельных с помощью суффикса -СК-. | Знать способ образования качественных прила-гательных при помощи -К-, относительных при-лагательных при помощи суффикса -СК-.Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК-, по-нимать закономерности образования прилага-тельных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса. | Морфемный и словообразовательный анализ. | 13.01-18.01 | |
115-116 | Слитные и дефисные написания сложных прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раз-дельного написания слов. | Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раз-дельного написания слов. Уметь правильно пи-сать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существи-тельных. | Выбороч-ный диктант | 20.01-25.01 | |
117-118 | Повторение по теме «Имя прилагательное». Подготовка к конт-рольной работе. | 2 | Практикум | Обобщение и актуализация знаний об имени прилагательном. | Знать морфологические характеристики имен прилагательных, способы образования, орфо-граммы. Уметь применять свои знания на практике. | Устный опрос, словарный дик-тант, тест. | 20.01-25.01 | |
119 | Диктант с грамматическим зада-нием по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок контроля | Написание дик-танта с грамматическим зада-нием. | Знать морфологические характеристики имен прилагательных, способы образования, орфо-граммы. Уметь применять свои знания на прак-тике.. | Диктант с грамматическим заданием. | 20.01-25.01 | |
120 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками. | 27.01-01.02 | |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (18 часов) |
121-122 | Имя числительное как часть речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о числительных в сис-теме частей речи. Числитель-ное как часть речи. Общее зна-чение, морфологические при-знаки, синтаксическая роль в предложении. Отличие числи-тельного от других частей ре-чи с числовым значением. | Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, син-таксическую роль в предложении. Уметь отли-чать числительные от других частей речи с чис-ловым значением, находить их в тексте, пра-вильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии. | Выборочный диктант. | 27.01-01.02 | |
123 | Простые и составные числительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Строение числительных. Прос-тые, сложные и составные числительные. | Знать признаки простых и составных числитель-ных. Уметь различать простые и составные чис-лительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах. | Тест. | 27.01-01.02 | |
124 | Мягкий знак на конце и в середине числитель-ных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Условия употребления мягко-го знака на конце и в середине числительных. | Знать условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь при-менять правило при написании числительных. | Устный опрос, словарный диктант. | 27.01-01.02 | |
125-126 | Порядковые числи-тельные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с су-ществительными,синтаксиче-ская роль в предложении. Раз-граничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи. | Знать признаки порядковых числительных, пра-вила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количест-венные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи. | Устный опрос, выборочный диктант. | | |
127 | Письменное сообщение «Памятные даты». | 1 | Урок развития речи | | | | | |
128 | Разряды количествен-ных числительных. | 1 | Практикум | Разряды количественных чис-лительных (целые, дробные и собирательные). Особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые, дробные и собиратель-ные числа. | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числи-тельных. | Тест | 03.02-08.02 | |
129-130 | Числительные, обозна-чающие целые числа. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности склонения коли-чественных числительных, обозначающих целые числа. | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам. Знать особенности склонения количественных числительных. | Выборочный диктант | 03.02-08.02 | |
131 | Дробные числитель-ные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности склонения коли-чественных числительных, обозначающих дробные числа. | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам. Знать особенности склонения количественных числительных. | Тест. | 03.02-08.02 | |
132 | Сочинение. Юмористический рассказ. | 1 | Урок развития речи | | | | | |
133-134 | Собирательные числительные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Особенности склонения коли-чественных числительных, обозначающих собиратель-ные числа. | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числи-тельных. | Устный опрос, словарный диктант. | 03.02-08.02 | |
135 | Морфологический раз-бор имени числитель-ного. | 1 | Практикум | Морфологические признаки имени числительного. Поря-док морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числи-тельного. | Знать морфологические признаки и порядок морфологического разбора имени числитель-ного. Уметь производить морфологический раз-бор числительного. | Морфологиче-ский разбор. | 10.02-15.02 | |
136 | Повторение. Употреб-ление числительных в речи. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Практикум | Разряды числительных по зна-чению и грамматическим признакам. Количественные и по-рядковые числительные, их склонение и правописание. Собирательные и дробные числительные. Разряды чис-лительных по строению. Слит-ное и раздельное написание числительных разных разря-дов. Особенности написания некоторых суффиксов числи-тельных. Правописание Ь на конце и в середине простых, сложных и составных числи-тельных. Образование от числительных простых и сложных слов, употребление числительных в соответствии с основными орфоэпиче-скими, лексическими и грам-матическими нормами. | Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и упо-треблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно стро-ить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. | Устный опрос, словарный дик-тант, тест. | 10.02-15.02117.02-22.02 | |
137 | Контрольная работа по теме «Числительное». | 1 | Урок контроля | Написание свободного дик-танта с грамматическим зада-нием. | Знать морфологические характеристики имен числительных, способы образования, орфограм-мы. Уметь применять свои знания на практике. Знать специфику свободного диктанта. | Свободный дик-тант с граммати-ческим заданием. | 17.02-22.02 | |
138 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками. | 17.02-22.02 | |
МЕСТОИМЕНИЕ (25 часов) |
139 | Местоимение как часть речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Актуализация сведений о ме-стоимении как части речи. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употреб- ление в речи местоимений | Знать морфологические признаки, порядок мор-фологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, произво-дить морфологический разбор местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд. | Тесты. | 17.02-22.02 | |
140-141 | Личные местоимения. | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Личные местоимения. Особен-ности склонения личных месс-тоимений. Правильное упо-требление личных местоиме-ний в речи. | Знать признаки и особенности склонения лич-ных местоимений. | Выборочный диктант. | 24.02-01.03 | |
142 | Возвратное местоиме-ние СЕБЯ. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Возвратное местоимение СЕ-БЯ. Лексическое значение, особенности склонения место-имения. Употребление место-имения СЕБЯ в нужной фор-ме. | Знать особенности склонения местоимения СЕ-БЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной фор-ме. | Словарный диктант. | 24.02-01.03 | |
143 | Р. Р. Сочинение-рассказ. | 1 | Урок развития речи | Рассказ по сюжетным картин-кам (упр. 405). | Уметь строить высказывание повествователь-ного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последова-тельность изложения мысли, использовать сред-ства связи и выразительности. | Творческая рабо-та. | 24.02-01.03 | |
144 | Вопросительные ме-стоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных ме-стоимений с учетом особен-ностей склонения. Интонация предложений с вопроситель-ными местоимениями. | Знать назначение вопросительных местоиме-ний; особенности их склонения. Уметь употреб-лять вопросительные местоимения в речи с уче-том их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | Тест. | 24.02-01.03 | |
145 | Относительные место-имения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относитель-ных местоимений | Знать назначение относительных местоимений; особенности их склонения. | Устный опрос. | 03.03-07.03 | |
146-147 | Неопределенные мес-тоимения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Неопределенные местоиме-ния. Образование, написание, синтаксическая роль в предло-жении. Условия выбора де-фисного написания и написа-ния с НЕ неопределенных ме-стоимений.Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Выборочный диктант с грам-матическим заданием. | 03.03-07.03 | |
148-150 | Отрицательные место-имения. | 3 | Урок усвоения новых знаний | Отрицательные местоимения. Образование, изменение. При-ставки НЕ- и НИ- в отрица- тельных местоимениях. | Знать признаки отрицательных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить в тексте и правильно писать от- рицательные местоимения, объяснять их синтак- сическую роль в предложении, условия выбора написания НЕ и НИ. | Выборочный диктант с грам-матическим заданием, тест. | 03.03-07.03 | |
151 | Притяжательные мес-тоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоиме-ний. Употребление личных местоимений в значении при-тяжательных. | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоиме-ний. Уметь склонять притяжательные местоиме-ния, отличать их от личных, употреблять лич-ные местоимения в значении притяжательных. | Устный опрос, словарный диктант. | 11.03-15.03 | |
152 | Р.Р, Понятие о рассуждении. | 1 | Урок развития речи. | | | | | |
153-154 | Указательные место-имения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи. | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении. | Исправление де-формированного текста, устный опрос. | 11.03-15.03 17.03-22.03 | |
155 | Определительные мес-тоимения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определительные местоиме-ния. Значение, употребление в речи. | Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определит-ельные местоимения в тексте; использовать их в речи. | Предупредитель-ный диктант. | 17.03-22.03 | |
156 | Р.Р, Сочинение. Сказка. Рассказ. | 1 | Урок развития речи | | | | 17.03-22.03 | |
157 | Местоимения и другие части речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | | | | | |
158 | Морфологический раз-бор местоимения. | 1 | Практикум | Морфологические признаки местоимений. Морфологиче-ский разбор местоимений. Правописание местоимений и употребление их в речи. | Знать морфологические признаки, порядок мор-фологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки место-имений, производить их морфологический раз-бор, безошибочно писать местоимения, распозна-вать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, упо-треблять местоимения в соответствии с литера- турной нормой, использовать относительные ме-стоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществ-лять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как сред-ство связи предложений и абзацев текста. | Разборы. Устный опрос. | 17.03-22.03 | |
159-160 | Р.Р. Употребление местоимений в речи. | 2 | Урок развития речи. | | | | 17.03-22.03 | |
161 | Повторение по теме «Местоимение». | 1 | Повторительно-обобщающий | Подготовка к контрольной ра-боте. Систематизация и актуа-лизация сведений о местоиме-нии как части речи. | Знать специфику местоимения как части речи. Уметь находить местоимение в тексте, правиль-но писать, употреблять в соответствии с его зна-чением и выразительными ресурсами. | Фронтальный опрос. | 01.04-05.04 | |
162 | Контрольная работа по теме «Местоимение». | 1 | Урок контроля | Написание контрольного дик-танта с грамматическим зада-нием. | Знать специфику местоимения как части речи. Уметь находить местоимение в тексте, правиль-но писать, употреблять в соответствии с его зна-чением и выразительными ресурсами. | Контрольный диктант с грам-матическим зада-нием. | 01.04-05.04 | |
163 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками. | 01.04-05.04 | |
ГЛАГОЛ (25 час) |
164-165 | Глагол. Повторение. | 2 | Повторительно-обобщающий | Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных оконча-ний глагола, гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаго-лах. | Знать морфологические признаки глаголов; син-таксическую роль в предложении; условия вы-бора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом –Л- в глаго-лах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила пра-вописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать. | Устный опрос, анализ текстов. | 01.04-05.04 07.04-12.04 | |
166-167 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Разноспрягаемые глаголы. Окончания разноспрягаемых глаголов. | Знать определение разноспрягаемых глаголов. Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, со-блюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспряга-емого глагола. | Устный опрос, выборочный диктант. | 07.04-12.04 | |
168-169 | Глаголы переходные и непереходные. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Категория переходности и не-переходности глагола. Воз-вратные глаголы | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы. | Распределитель-ный диктант. | 07.04-12.04 14.04-19.04 | |
170 | Наклонение глагола. Изъявительное накло-нение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Наклонение глагола как непо-стоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении. | Различать наклонения глагола, знать, как изме-няются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении. | Выборочный диктант. | 14.04-19.04 | |
171-172 | Р. Р. Подробное изложение. | 2 | Урок развития речи | Изложение на основе текста учебника. Подробное изложе-ние. | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последова-тельности действий, уметь использовать в по-вествовании глагол и его формы. | Творческая ра-бота. | 14.04-19.04 | |
173-174 | Условное наклонение. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образование глаголов услов-ного наклонения, значение, из-менение форм условного на-клонения. | Знать, что обозначают глаголы условного на-клонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, раз-личать формы условного и изъявительного на-клонения. | Осложненное списывание. | 14.04-19.04 | |
175-176 | Повелительное накло-нение глагола. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Образование глаголов повели-тельного наклонения, значе-ние, изменение форм повели-тельного наклонения. | Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелитель-ного наклонения, уметь находить глаголы в по-велительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно использовать в речи. | Создание текста. | 21.04-26.04 | |
177-178 | Употребление наклонений. | 2 | Практикум | Функционирование глаголов разных наклонений в речи. Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. | Уметь различать написания глаголов в изъяви-тельном и повелительном наклонении, правиль-но писать глаголы во 2 л. мн. ч., Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использо-вать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию | Тесты, устный опрос. | 21.04-26.04 | |
179-180 | Безличные глаголы. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Безличные глаголы, их лекси-ческое значение, формы упо-требления. | Знать понятие безличные глаголы, их лексиче-ское значение, формы употребления, уметь от-личать безличные глаголы от личных, употре-блять безличные глаголы в речи. | Выборочный диктант. | 21.04-26.04 | |
181 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. | Уметь определять глагол по его морфологиче-ским признакам. | Морфологиче-ский анализ. | 28.04-30.04 | |
182 | Р.Р, Рассказ на основе услышанного. | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа. | Знать структуру текста-повествования с эле-ментами описания и рассуждения. Уметь со-ставлять художественный текст. | Сочинение. | | |
183-184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Правописание гласных в суф-фиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА. | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им. | Составление таблицы. | 28.04-30.04 | |
185-186 | Повторение темы «Глагол». | 2 | Повторительно-обобщающий | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразова-ние глаголов. Роль приставки в изменении лексического зна-чения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание гла-голов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нор-мами. | Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтак-сической роли и типичных суффиксов и оконча-ний, различать однокоренные глаголы и пра-вильно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в лич-ных окончаниях, характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели, определять значение приставок в гла-голах, правильно строить и употреблять слово-сочетания с глаголами и словами, обознача-ющими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы, умест-но использовать глаголы-синонимы, антонимы в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, глаголы прошедшего и будущего времени вместо настоящего. | Тесты, фрон-тальный опрос, составление таб-лицы. | 05.05-08.05 | |
187 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Урок контроля | Написание контрольного дик-танта с грамматическим зада-нием. | Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтак-сической роли и типичных суффиксов и оконча-ний, различать однокоренные глаголы и пра-вильно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в лич-ных окончаниях, характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели, определять значение приставок в гла-голах, правильно строить и употреблять слово-сочетания с глаголами и словами, обознача-ющими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы, умест-но использовать глаголы-синонимы, антонимы в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, глаголы прошедшего и будущего времени вместо настоящего. | Диктант с грам-матическим зада-нием. | 05.05-08.05 | |
188 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Уметь находить ошибки, анализировать их, формулировать правила орфографии и пунктуа-ции, подбирать иллюстративные примеры. | Работа над ошиб-ками. | 12.05-17.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ (9 часов) |
189 | Разделы науки о языке | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтакси-ческой роли. Составление сложного плана. | Знать, в каких разделах науки о языке изуча-лось слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли.Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказвать по этому плану. | Диалог, состав-ление таблицы. | 12.05-17.05 | |
190 | Орфография. Орфо-графический разбор. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Повторение правил. | Знать основные типы орфограмм, порядок дей-ствия орфографических задач.Уметь обосновы-вать свой выбор. | Распределитьельный диктант, вы-борочный дик-тант, контроль-ные воспросы и задания. | 12.05-17.05 | |
191 | Пунктуация. Пунктуа-ционный разбор. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Знаки препинания выдели-тельные и разделительные. Предложения простые и слож-ные. | Знать правила постановки тире между подлежа-щим и сказуемым , а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом и. Уметь правильно рас-ставлять знаки препинания, производить пунтуаци-онный разбор предложения, анализировать языко-вые единицы с точки зрения точности и уместности употребления; производить синтаксический разбор простых предложений, использование в речи основ-ных выразительных средств синтаксиса. | Тесты. | 12.05-17.05 | |
192 | Лексика и фразеология. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Систематизация знаний, полу-ченных в разделе «Лексика и фразеология». | Знать понятия о ЛЗ и ГЗ слова, толковых сло-варях. Уметь сотавлять словарную статью, опре-делять значение слов; определять фразеологиз-мы (идиомы); знать стилистичеускую роль анто-нимов, синонимов, омонимов, общеупотреби-тельные, устаревшие, диалектные слова; опозна-вать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. | Тесты. | 19.05-24.05 | |
193 | Словообразование. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Систематизация знаний, полу-ченных в разделе «Морфоло-гия». | Уметь различать однокренные слова и формы слова, производить морфемный и словообразо-вательный разбор, знать способы словоизмене-ния, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различать; различать нулевое оконча-ние; знать о ЛЗ слова и закрепленности его в корне. | Тесты. | 19.05-24.05 | |
194 | Морфология. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния получен-ных знаний | Систематизация знаний, полу-ченных в разделе «Морфоло-гия». | Знать, что изучается в морфологии. Различать все извествные части речи, занть их морфологи-ческие призанки и уметь производить морфо-логический разбор частей речи. | Практикум. | 19.05-24.05 | |
195 | Синтаксис. | 1 | | | | | | |
196 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля | Контрольный диктант с грам-матическим заданием. | Уметь применять на практике орфограммы, из-ученные в течение учебного года. | Диктант с грам-матическим заданием. | 26.05-31.05 | |
197 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками. | 26.05-31.05 | |
198-204 | Резервные уроки. | 7 | | | | | | |
Мультимедийные пособия.