СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 6 классах (углублённый уровень) на 204 ч.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классах (углублённый уровень) на 204 ч.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»



Согласовано

Руководитель МО

________И. Б. Федорук

Протокол №1 от 31.08.2020 г.

Утверждаю

Директор «Гимназии №2»

________ Н. В. Маслеников

Протокол № 03-02/181 от 31.08.2020 г.







Рабочая программа

по русскому языку

в 6 а, 6 б классах

(профильный уровень)

учитель Пьяных Н. А.

высшая квалификационная категория













204 часа

г. Ярославль

Раздел 1.

Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Филология" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20.05.2020 № 254;

  • Методическое письмо о преподавании учебных предметов «русский язык» и «родной язык (русский)» в 2021–2022 учебном году (составитель: Киселева Н. В., доцент КГД ГАУ ДПО ЯО ИРО, канд. культурологии)

  • Учебный план гимназии на 2021-22 учебный год, приказ № …от…..2021 г.

  • Приказ об утверждении списка учебников на 2021-2021 учебный год № …от….2021г.

  • Приказ об утверждении рабочих программ № ….от…..2021 г. в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год, приказ № ….от …..г.

  • Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 03-02/218 от 31.08.18.

  • Предметная программа по русскому языку на ступень основного общего образования, утв. Приказом директора № 03-02/219 от 31.08.18.

Программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич – М.: Просвещение, 2019г. и рассчитана на 204 часов (из расчета 6 часов в неделю).

Цели изучения русского языка в 6 классе:

- воспитание патриотизма, любви к родному языку;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о нормах речевого этикета; обогащение словарного запаса языка;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- воспитание любви к русскому языку как средству общения и получения знаний.

Задачи:

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- учить применять полученные знания и умения в учебной и практической деятельности;

- развивать устную и письменную речь учащихся через различные виды речевой деятельности;

- обучать различным речевым жанрам разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей речи, отвечающим социальному и речевому опыту шестиклассников;

- формировать универсальные учебные действия.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической; коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.

Формирование языковой и лингвистической компетенции

Морфемика, словообразование

Ученик научится:

- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах

- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования

- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

- определять способ образования указанных слов (морфологический и неморфологический)

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Ученик получит возможность научиться:

- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий, причастий и деепричастий;

- восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки

Лексика

Ученик научится:

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения

- употреблять в своей речи слова с переносным значением,

- знать основные группы слов с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы;

- знать основные группы слов с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы.

- группировать слова по тематическим группам

- характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски

- знать основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет).

- определять значение фразеологизмов

- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

- находить контекстные синонимы, антонимы в тексте

- знать особенности стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики.

- различать фигуры речи (градацию, антитезу, оксюморон)

Морфология. Имя существительное

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматичское значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные; имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.

- определять род (в том числе несклоняемых), число, падеж, тип склонения имён существительных.

- определять тип склонений имён существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

- определять род существительного, знать существительные, относящиеся к общему роду.

- группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать логический и грамматический подходы к определению категории одушевлённости.

- правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращёнными словами.

- использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.

Имя прилагательное

Ученик научится

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

- распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

- знать формы степеней сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки.

- знать полные и краткие формы качественных прилагательных, их грамматические признаки.

- определять род, число, падеж имён прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имён прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы, сравнительной степени.

- группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.

Ученик получит возможность научиться:

- правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими только форму множественного числа или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращёнными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Имя числительное

Ученик научиться:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов.

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

- распознавать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена числительные; приводить примеры.

- правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

- группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Ученик получит возможность научиться:

- правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи.

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных.

Местоимение

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

- сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

- распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры.

- правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

- группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

- употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.

Глагол

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

- распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом.

- группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

- правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте.

- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Синтаксис

Ученик научится:

- определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи

- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

- определять прямой и обратный порядок слов в предложении

- характеризовать осложнённое предложение

- составлять схему простого осложнённого предложения

- характеризовать сложное предложение

- составлять схему сложного предложения.

- составлять предложение по предложенным схемам

- группировать предложения по заданным параметрам

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять роль обратного порядка слов в предложении

Орфография

Ученик научиться:

- правильно писать слова с условием выбора букв О/А в корнях с чередованием: ГОР/ГАР; ЗОР/ЗАР; РАСТ/РОС; –СКАК-/-СКОЧ-, -РАВН-/-РОВН-, -ТВАР-/-ТВОР-.

- правильно писать слова с условием выбора буквы Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ-;

- правильно писать слова с условием выбора гласных О/Е в суффиксах существительных после шипящих;

- правильно писать слова с условием выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных;

- правильно писать слова с Н и НН в суффиксах имён прилагательных;

- правильно писать слова с суффиксами К и СК.

- правильно писать имена числительные

- правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения

- правильно писать гласные в суффиксах глаголов.

Ученик получит возможность научиться

- знать и правильно писать слова-исключения из правил правописания корней с чередующимися гласными;

- правильно писать слова на ПРЕ- ПРИ: трудные случаи написания иноязычных слов, омонимичные слова (придел – предел; прибывать – пребывать и т.д.).

Пунктуация

Ученик научится:

- правильно ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Ученик получит возможность научиться:

Ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими основами.

Формирование коммуникативной компетенции

(речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)

Ученик научится:

- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;

- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения в учебной и практической деятельности;

- воспринимать информацию на слух в полном объёме, выборочно, только главную информацию

- характеризовать текст с точки зрения единства темы, структурной и смысловой цельности;

- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;

- писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

- писать подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с элементами сочинения;

- различать жанры разговорной речи: вежливое обращение, похвальное слово, письмо-поздравление, письмо-просьбу и др.

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи: вежливое обращение, похвальное слово, письмо-поздравление, письмо-просьбу, комментарий к фотографиям, электронное письмо с прикреплённым файлами;

- различать жанры официально-делового стиля: расписка, устав

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: расписку, Устав школы

- различать жанры публицистического стиля: анонс, заметку, статью, выступление, интервью-портрет;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: анонс, заметку, статью, выступление, интервью-портрет; поликодовый текст: постер, растяжку; рекламу и видеоролик.

- различать жанры научного стиля, его особенности: аннотацию, предисловие, рецензию, экскурсионную речь;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты научного стиля: аннотацию, предисловие, рецензию, экскурсионную речь;

- писать рецензию на ученическое сочинение;

- создавать компьютерную презентацию на основе результатов исследования или проекта.

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в творческих работах.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку

Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему проекта;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.


Раздел 3. Тематическое планирование

Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка:

  • уроки развития речи; уроки-практикумы;

  • аналитическая работа с текстами на нравственные, духовные, гражданские темы;

  • создание тематических проектов;

  • использование дистанционных образовательных технологий обучения;

  • подготовка индивидуальных сообщений на нравственные темы, предваряющих работу с определенным текстом;

  • групповая работа над созданием проектов, на уроках-практикумах.


Учебно-тематическое планирование


раздел

всего часов

из них

вид контроля


Инструментарий

языковая и лингвист.

компетенц.

коммуникативная компетенция

контроль знаний

1.Введение

7

5

1

1

текущий диагностический

rus5-vpr.sdamgia.ru/

2.Морфемика, словообразование. Орфография.

22

16

5

1

текущий тематический

rus5-vpr.sdamgia.ru/

3.Лексикология, орфография. Культура речи

40

28

11

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/si

https://www.yaklass.

4.Морфология, орфография. Культура речи. Имя существительное

23

16

6

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/

https://www.yaklass.ru/

5.Имя прилагательное

28

22

5

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/

https://www.yaklass.ru/

6.Имя числительное

20

15

4

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/

https://www.yaklass.ru/

7.Местоимение

22

17

4

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/

https://www.yaklass.ru/

8.Глагол

29

22

6

1

текущий тематический

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/student/

https://www.yaklass.ru/

9.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

13

8

2

3

текущий, тематический, итоговый

rus6-vpr.sdamgia.ru/ https://www.yaklass.ru/

Всего

204

149

44

11







Календарно-тематическое планирование

Дата


Раздел. Темы уроков, содержание

Приоритеты в достижении планируемых результатов

предметных

метапредметных

(связь с ООП школы)



Введение (7 часов)

1


1.Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Иметь общее представление о видах учебной деятельности на уроке и дома; об учебно-исследовательской и проектной деятельности, о тематике проектов, предлагаемых в курсе 6 класса; о содержании курса русского языка в 6 классе; о структуре и содержании учебника.

Иметь представление о русском языке как государственном языке Российской федерации и межнационального общения.

Иметь представление о функциональной разновидности языка

Характеризовать текст по его признакам

Иметь представление об орфоэпических нормах.

Характеризовать речевой акт и его разновидности

Характеризовать речевую ситуацию, её компоненты.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты разговорного стиля: вежливое обращение, похвальное слово.


2


2.Понятие о функциональной разновидности языка. Анализ текста. Повторение орфографии и пунктуации.

3


3. Текст и его признаки. Анализ текста. Повторение орфографии и пунктуации.

4


4. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы. Анализ текста. Повторение орфографии и пунктуации.

5


5. Орфоэпические нормы.

6


6. Диагностическая контрольная работа (диктант)

7


7. Р.р. Речевой акт и его разновидности (сообщение, побуждение, вопросы, объявления, выражение эмоций). Речевая ситуация. Стили речи. Разговорный стиль. Вежливое обращение, похвальное слово.



Морфемика, словообразование. Орфография(22 часа)

8


1. Состав слова.

Характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах

Образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования

Производить морфемный разбор (устный и письменный) слова

Иметь представление о предмете изучения словообразования

Выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

Иметь представление о словообразовательной цепочке;

Знать основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и переход одной части речи в другую.

Определять способ образования указанных слов (морфологический и неморфологический)

Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий, причастий и деепричастий;

Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

Восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки

Пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов

Знать условие выбора букв О/А в корнях с чередующимися гласными, слова-исключения из правила; правильно писать слова с корнями ГОР/ГАР; ЗОР/ЗАР; РАСТ/РОС; СКАК/СКОЧ; РАВН/РОВ; МАК/МОК; ПЛАВ/ПЛОВ

Знать условие выбора буквы Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ-; трудные случаи написания иноязычных слов, омонимичных слов (придел – предел; прибывать – пребывать и т.д.). Правильно писать слова с ПРЕ- ПРИ-

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты разговорного стиля: письмо-поздравление, письмо-просьбу.

Писать сжатое изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.

Давать комментарий к фотографиям в сети.


9


2. Состав слова.

10


3. Основные способы образования слов в русском языке.

11


4. Основные способы образования слов в русском языке.

12


5. Р.р. Письмо-поздравление.

13


6. Сложные и сложносокращённые слова.

14


7. Сложные и сложносокращённые слова.

15


8. Понятие об этимологии.

16


9. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

17


10. Р.р. Письмо-просьба

18


11. Буквы О и А в корнях ГОР/ГАР;

19


12. Буквы О и А в корнях ЗОР/ЗАР;

20


13. Буквы О и А в корнях РАСТ/РОС

21


14. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-

22


15. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-

23


16. Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения. Текст на лингвистическую тему.

24


17. Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения. Текст на лингвистическую тему.

25


18. Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

26


19. Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

27


20. Работа над ошибками. Практикум по орфографии и пунктуации.

28


21. Проекты. Творческие отчёты учащихся.

29


22. Р.р. Комментарий к фотографиям



Лексикология, орфография. Культура речи (40 часов)

30


1. Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе

Объяснять различие лексического и грамматического значений слова

Находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре

Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения

Употреблять в своей речи слова с переносным значением, находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

Знать общие принципы классификации словарного состава русского языка

Составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову

Понимать, что такое «контекстные синонимы», «контекстные антонимы»

Находить контекстные синонимы, антонимы в тексте

Группировать слова по тематическим группам

Знать основные группы слов с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы;

Иметь представление о причинах выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке

Иметь представление о заимствованных и исконно русских словах, основных причинах заимствования слов.

Знать основные группы слов с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы.

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу.

Пользоваться словарём для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи

Знать особенности стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики.

Характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски

Оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов

Пользоваться словарями иностранных слов

Знать основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет).

Знать фигуры речи (градация, антитеза, оксюморон)

Определять значение фразеологизмов

Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

Знать условие выбора букв О/А в корнях с чередующимися гласными, слова-исключения из правила; правильно писать слова с корнями–СКАК-/-СКОЧ-, -РАВН-/-РОВН-, -ТВАР-/-ТВОР-; -МАК/МОК; ПЛАВ/ПЛОВ.

Писать сочинение-рассказ о народном промысле.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты разговорного стиля: электронное письмо с прикреплённым файлом.

Готовить устные сообщения учащихся о заимствованных словах.

Писать сочинение в жанре заметки.

Писать изложение с элементами сочинения о современном состоянии русского языка.

Редактировать текс творческой работы (своей, одноклассника)

Писать отзыв на сочинение ученика.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: расписку. Устав школьной жизни.

Писать выборочное изложение текста о фразеологизмах.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: анонс, заметку.



31


2. Р.р. Работа с текстом. Поиск слов различных групп. Подготовка к домашнему сочинению-рассказу о народном промысле или…

32


3. Метафора. Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.

33


4. Метафора. Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.

34


5. Лексические выразительные средства.

35


6. Лексические выразительные средства.

36


7. Р.р. Электронное письмо с прикреплённым файлом.

37


8. Р.р. Электронное письмо с прикреплённым файлом. Анализ творческих работ.

38


9. Чередование гласных в корнях –СКАК-/-СКОЧ-, -РАВН-/-РОВН-,

39


10. Чередование гласных в корнях -ТВАР-/-ТВОР; МАК/МОК; ПЛАВ/ПЛОВ

40


11. Закрепление изученного. Чередование гласных в корнях. Проверочная работа.

41


12. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова.

42


13. Заимствованные слова.

43


14. Р.р. Из истории заимствованных слов. Устные сообщения учащихся о результатах исследования.

Подготовка к домашнему сочинению заметки.

44


15. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

45


16. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Практикум по орфографии и пунктуации. Проверочная работа.

46


17. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

47


18. Проекты. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Творческие отчёты учащихся.

48


19. Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

49


20. Практикум по орфографии и пунктуации. Диктант.

50


21. Профессионализмы.

51


22. Жаргонизмы.

52


23. Р.р. Изложение с элементами сочинения о современном состоянии русского языка.

53


24. Р.р. Работа над ошибками изложения. Обучение редактированию. Отзыв на сочинение ученика.

54


25. Стилистически нейтральная и книжная лексика.

55


26. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

56


27. Практикум по орфографии и пунктуации. Решение тестовых заданий.

57


28. Р.р. Особенности официально-делового стиля. Расписка.

58


29. Р.р. Особенности официально-делового стиля. Устав школьной жизни.

59


30 .Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

60


31. Р.р. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Выборочное изложение текста о фразеологизмах.

61


32. Практикум по орфографии и пунктуации. Диктант.

62


33. Фразеологизмы нейтральные и стилистические окрашенные.

63


34. Повторение темы «Лексикология». Решение тестовых заданий.

64


35. Контрольная работа по теме «Лексикология».

65


36. Проекты по теме «Лексика». Творческие отчёты учащихся.

66


37. Практикум по орфографии и пунктуации.

67


38. Практикум по орфографии и пунктуации. Проверочная работа.

68


39. Р.р. Особенности публицистического стиля. Анонс. Заметка.

68


40. Р.р. Подробное изложение текста заметки.



Грамматика

Морфология, орфография. Культура речи (1 час)

70


1. Грамматика как раздел лингвистики.

Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке.

Иметь представление о грамматике как разделе лингвистики, морфологии как разделе грамматики. Называть части речи русского языка




Имя существительное (22 часа)

71


1. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Давать определение существительного как части речи, знать его морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные; имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.

Использовать логический и грамматический подходы к определению категории одушевлённости.

Определять род (в том числе несклоняемых), число, падеж, тип склонения имён существительных.

Определять тип склонений имён существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

Определять род существительного, знать существительные, относящиеся к общему роду.

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращёнными словами.

Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.

Употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами.

Знать условие выбора гласных О/Е в суффиксах существительных после шипящих; правильно писать слова на это правило.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: общеисследовательскую статью на тему школьной жизни.

Готовить выступление на актуальную тему, пользуясь правилами для выступающего перед аудиторией.

Управлять спором.


72


2. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Правописание имён существительных.

73


3.Р.р. Публицистический стиль. Статья общеисследовательская на тему школьной жизни. Анализ жанровых особенностей. Подготовка к классному сочинению статьи. Сбор материала.

74


4. Р.р. Классное сочинение в жанре статьи.

75


5. Анализ творческих работ учеников. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

76


6. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные

77


7. Практикум по орфографии и пунктуации. Диктант.

78


8. Имена существительные общего рода.

79


9. Морфологический разбор имени существительного.

10. Словообразование имён существительного. Практикум по морфемике.

80


10. Практикум по морфемике, орфографии. Словообразование имён существительных. Проверочная работа: решение тестовых заданий.

81


11. Р.р. Выступление на актуальную тему. Правила выступающего перед слушателями.

82


12. Сложносокращённые имена существительные. Особенности образования и написания.

83


13. Развитие умения правильно писать сложносокращённые существительные, объяснять их состав, способ образования.

84


14. Р.р. Выступления учеников на актуальную тему.

85


15. Р.р. Выступления учеников на актуальную тему.

86


16. Правописание гласных О/Е в суффиксах существительных после шипящих.

87


17. Правописание гласных О/Е в суффиксах существительных после шипящих.

88


18. Правописание суффиксов ЕК/ИК; ЕЦ/ИЦ; ЧИК/ЩИК

89


Правописание суффиксов существительных. Повторение темы «Имя существительное». Решение тестовых заданий.

90


19. Контрольный диктант. Решение теста.

91


21. Проекты. Творческие отчёты учащихся.

92


22. Р.р. Спор (как управлять спором.Если ты ведущий). Работа в группах.



Имя прилагательное (28 часов)

93


1. Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Давать определение имени прилагательного как части речи, знать его морфологические свойства, синтаксические функции.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

Знать формы степеней сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки.

Знать полные и краткие формы качественных прилагательных, их грамматические признаки.

Определять род, число, падеж имён прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имён прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы, сравнительной степени.

Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими только форму множественного числа или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращёнными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в разных стилях речи.


Знать условие выбора и правильно писать слова с выбором букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; Н и НН в суффиксах имён прилагательных;

Правильно писать прилагательные с суффиксами К и СК. ЧИВ, ЛИВ, ЕВ,ИВ.


Писать сжатое изложение.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: интервью-портрет.

Описывать предметы и явления окружающего мира в текстах разных функциональных стилей.

Иметь представление о поликодовом тексте. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты: постер, растяжка.


94


2. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Особенности строения текста-описания (упр. 286-287).

95


3. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

96


4. Сравнительная степень.

97


5. Превосходная степень.

98


6. Превосходная степень. Практикум.

99


7. Р.р. Сжатое изложение. Упр. 303-304 о династии Морозовых.

100


8. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

101


9. Практикум по орфографии и пунктуации. Качественные прилагательные.

102


10. Относительные прилагательные.

103


11. Относительные прилагательные.

104


12. Притяжательные прилагательные.

105


13. Притяжательные прилагательные.

106


14. Морфологический разбор имён прилагательных. Проверочная работа.

107


15. Р.р. Интервью. Интервью-портрет. Анализ текста-образца. Преобразование текста в текст интервью. Работа в группах.

108


16. Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

109


17. Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных.

110


18. Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. Проверочная работа.

111


19. Правописание имён прилагательных с суффиксами –К- и –СК-; ЧИВ, ЛИВ, ЕВ,ИВ.

112


20. Р.р. Интервью. Интервью-портрет. Люди нашего города. Анализ творческих работ.

113


21. Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

114


22. Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

115


23. Р.р. Описание как тип речи. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

116


24. Повторение темы «Имя прилагательное». Решение тестовых заданий.

117


25. Контрольный диктант.

118


26. Работа над ошибками.

119


27. Проекты. Творческие отчёты учащихся.

120


28. Р.р. Поликодовый текст. Постер, растяжка. Жанровые особенности. Работа в группах.



Имя числительное (20 часов)

121


1. Имя числительное как часть речи.

Давать определение имени числительного как части речи, знать его морфологические свойства, синтаксические функции.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена числительные; приводить примеры.

Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи.

Находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных.

Знать правописание числительных сложных и составных, с Ь в середине и на конце, применять правило на практике.

Иметь представление и компьютерной презентации; знать правила создания презентации, оформления текста на слайде.

Анализировать научно-популярный текст, определять роль числительных в тексте.

Писать сочинение на лингвистическую тему

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты: реклама с включение слогана, видеоряда.


122


2. Простые, сложные и составные числительные.

123


3. Количественные и порядковые числительные.

124


4. Количественные и порядковые числительные.

125


5. Р.р. Компьютерная презентация. Правила оформления текста на слайде.

126


6. Склонение числительных. Правописание числительных

127


7. Склонение числительных. Правописание числительных.

128


8. Ошибки, связанные с неверным склонением числительных. Тестовые задания.

129


9. Р.р. Роль числительных в тексте. Комплексный анализ научно-популярного текста.

130


10. Разряды количественных числительных. Целые, дробные и собирательные числительные.

131


11. Разряды количественных числительных. Целые, дробные и собирательные числительные.

132


12. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему

133


13. Синтаксическая функция числительных в предложении.

134


14. Лексические способы сокращения текста.

135


15. Морфологический разбор имени числительного.

136


16. Повторение темы «Имя числительное».

137


17. Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

138


18. Работа над ошибками.

139


19. Проекты. Творческие отчёты учащихся.

140


20. Р.р. Реклама: слоган, видеоряд. Анализ текста рекламы. Создание рекламы «Самые незаменимые в школе».



Местоимение (22 часа)

141


1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Определение местоимения как части речи, знать его морфологические свойства, синтаксические функции.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры.

Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.

Находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.

Правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения.

Сжимать текст, используя разные приёмы сжатия текста.

Писать сжатое изложение на социально значимую тему с элементами сочинения.

Создавать видеоролик на социально значимую тему.


142


2. Личные местоимения

143


3. Личные местоимения

144


4. Р.р. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение на социально значимую тему с элементами сочинения.

145


5. Сжатое изложение на социально значимую тему с элементами сочинения.

146


6. Возвратное местоимение СЕБЯ.

147


7. Притяжательные местоимения.

148


8. Притяжательные местоимения.

149


9. Указательные местоимения.

150


10. Определительные местоимения.

151


11. Р.р. Видеоролик на социально значимую тему. Работа в группах.

152


12. Вопросительно-относительные местоимения.

153


13. Вопросительно-относительные местоимения.

154


14. Неопределённые местоимения.

155


15. Неопределённые местоимения

156


16. Отрицательные местоимения.

157


17. Отрицательные местоимения.

158


18. Морфологический разбор местоимения.

159


19. Повторение темы «Местоимение». Решение тестовых заданий.

160


20. Контрольный диктант.

161


21. Работа над ошибками.

162


22. Р.р. Творческий отчёт. Видеоролик на социально значимую тему. Работа в группах.



Глагол (29 часов)

163


1. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Давать определение глаголу как части речи, знать его морфологические свойства, синтаксические функции.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом.

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте.

Использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Правильно писать гласные в суффиксах глаголов (ОВА/ЕВА; ИВА/ЫВА)

Анализировать тексты-образцы научного стиля и создавать свои тексты аннотации, предисловия.

Писать сжатое изложение с элементами сочинения.

Писать рецензию на сочинение одноклассника.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты научного стиля в жанре инструкции.

Готовить выступление на научную тему.

Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты экскурсии. Знать экскурсионную речь, её особенности.


164


2. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

165


3. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

166


4. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

167


5. Разноспрягаемые глаголы.

168


6. Р.р. Научный стиль. Аннотация, предисловие.

169


7. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

170


8. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

171


9. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

172


10. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

173


11. Условное наклонение.

174


12. Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения упр. 540.

175


13. Р.р. Работа над ошибками. Рецензия на сочинение одноклассника.

176


14. Повелительное наклонение.

177


15. Повелительное наклонение.

178


16. Повелительное наклонение.

179


17. Р.р. Создание текста-инструкции

180


18. Употребительное наклонение.

181


19. Безличные глаголы.

182


20. Безличные глаголы.

183


21. Морфологический разбор глагола.

184


22. Правописание гласных в суффиксах глаголов (ОВА/ЕВА; ИВА/ЫВА)

185


23. Р.р. Выступление на научную тему.

186


24. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

187


25. Повторение темы «Глагол».

188


26. Контрольный диктант.

189


27. Работа над ошибками.

190


28. Проекты. Творческие отчёты учащихся.

191


29. Р.р. Экскурсионная речь, её особенности.



Синтаксис, пунктуация, культура речи (12 часов)

192


1. Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе.

Различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение)

Отличать предложение от других единиц синтаксиса.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи

Различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные

Давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

Определять прямой и обратный порядок слов в предложении

Характеризовать осложнённое предложение

Составлять схему простого осложнённого предложения

Характеризовать сложное предложение

Составлять схему сложного предложения.

Составлять предложение по предложенным схемам

Группировать предложения по заданным параметрам

Писать изложение на основе текста-описания картины или её истории (Грабарь «Февральская лазурь»).

Составлять экскурсионную речь с включением истории создания и описания картины.

192


2. Простое предложение.

194


3. Р.р. Изложение на основе текста-описания картины или её истории (Грабарь «Февральская лазурь»)

195


4. Порядок слов в предложении.

196


5. Простое осложнённое предложение.

197


6. Сложное предложение.

198


7. Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

199


8. Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

200


9. Р.р. Экскурсионная речь с включением истории создания и описания картины (упр.592, другие картины). Выступление учащихся.

201


10. Синтаксический разбор простого и сложного предложений. Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи».

202


11. Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

203


12. Работа над ошибками контрольного диктанта.

204


13. Работа над ошибками итоговой контрольной работы и контрольного диктанта по теме «Синтаксис».

Всего сочинений - 10, из них классных – 4, домашних – 6. Изложений - 7