УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Павловской средней школы №1
____________ /И.А.Лаптева/
Приказ № ____ от____2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Русский язык.
Класс: 8 .
Уровень общего образования: основное общее образование.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ / О.А Лисина /
«31» августа 2022 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
_____________ / А.А. Шишкина /
Протокол № __1__от « 31» августа 2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения;
-
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся научится:
1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
2.Находить и исправлять орфографические ошибки.
3.Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
3. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
Содержание учебного предмета
Раздел I.
Введение. Русский язык в современном мире (1 ч)
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ( 8 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ( 9ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания.
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.( 4 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Сочинение – описание памятника культуры
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ( 7 ч)
Главные члены двусоставного предложения. Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения
Публицистическое сочинение о памятнике культуры. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения
Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ( 9 ч)
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Способы выражения дополнения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Способы его выражения
Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения».
РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ( 10ч)
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений
Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности. Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности
Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности
Сочинение - рассуждение на свободную тему. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».
РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ( 1 ч)
Понятие об осложнённом предложении.
РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ( 12 ч)
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения. Изложение. Сравнительная характеристика. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены». Контрольный тест по теме «Однородные члены предложения».
РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( 15 ч)
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений
Рассуждение на дискуссионную тему. Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ( 7 ч)
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Контрольный тест по теме « СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ».
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ( 6 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь
Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Цитата. Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью
Рассказ.
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ( 14)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Контрольное изложение. Синтаксис и культура речи. Итоговая контрольная работа
(комплексный анализ текста). Синтаксис и орфография. Изложение по тексту упр. 443. Подведение итогов года.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
1 | РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ Русский язык в современном мире | 1 |
2 | РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ Пунктуация и орфография | 1 |
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 |
4 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 1 |
5 6 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 1 |
7 - 8 | Р.р. Сжатое изложение. | 2 |
9 | РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Основные единицы синтаксиса | 1 |
10 | Текст как единица синтаксиса. Признаки текста. | 11 |
11 | Предложение как единица синтаксиса | 1 |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 |
13 | Виды словосочетаний | 1 |
14 15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 2 |
16 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
17 | Повторение по теме «Словосочетание» | 1 |
18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
19 | РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 |
20 | Порядок слов в предложении. Интонация | 1 |
21 - 22 | Сочинение – описание памятника культуры | 2 |
23 | РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены двусоставного предложения | 1 |
24 | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | 1 |
25 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры | 1 |
26 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | 1 |
27 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | 1 |
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
29 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | 1 |
30 | РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Роль второстепенных членов в предложении. | 1 |
31 | Дополнение. Способы выражения дополнения | 1 |
32 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 1 |
33 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | 1 |
34 | Обстоятельство. Способы его выражения | 1 |
35 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
36 - 37 | Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | 2 |
38 | Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 |
39 | РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | 1 |
40 | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | 1 |
41 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | 1 |
42 | Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | 1 |
43 - 44 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | 2 |
45 | Сочинение - рассуждение на свободную тему | 1 |
46 | Неполные предложения | 1 |
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 |
48 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 |
49 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | 1 |
50 | РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Понятие об осложнённом предложении | 1 |
51 | РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | 1 |
52 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 |
53 | Однородные и неоднородные определения | 1 |
54 | Однородные и неоднородные определения | 1 |
55 | Изложение. Сравнительная характеристика. | 1 |
56 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
57 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | 1 |
58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
60 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 1 |
61 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | 1 |
62 | Контрольный тест по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
63 | РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1 |
64 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
65 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
66 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | 1 |
67 - 68 | Рассуждение на дискуссионную тему | 2 |
69 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
70 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
71 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
72 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
73 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | 1 |
74 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 |
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
76 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
77 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | 1 |
78 | РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 |
79 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений | 1 |
80 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | 1 |
| | |
81 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 |
82 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 |
83 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 |
84 | Контрольный тест по теме « СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ». | 1 |
85 | РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь | 1 |
86 | Косвенная речь. Прямая речь. Диалог | 1 |
87 | Цитата | 1 |
88 | Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью | 1 |
89-90 | Рассказ | 2 |
91 - 92 | РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ Синтаксис и морфология. | 2 |
93 - 96 | Синтаксис и пунктуация. | 3 |
97 98 | Контрольное изложение | 2 |
99 | Синтаксис и культура речи. | 1 |
100 | Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста). | 1 |
101 -105 | Синтаксис и орфография. Изложение по тексту упр. 443 Подведение итогов года. | 5 |
| Итого | 105 |