СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по стандарту ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 8 классе.»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«Рассмотрено

на заседании МО»

Протокол № ____

от «____»__________ 2019г

Руководитель МО

____________

Т.Е.Ляшина




«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Горенская ООШ»

_______________

А.И.Кемайкина

« » августа 2019 года



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «горенскаяООШ» _______________

С.Ф.Ромайкина

Приказ № ___

от « » августа 2019 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование учебного курса: Русский язык

Класс: 8

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель русского языка: Ромайкина Людмила петровна, высшая квалификационная категория

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего136 часов в год; в неделю 4 часа.

Планирование составлено на основе примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов ( авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2010).

Учебник: Русский язык: 8 класс С.Г Бархударов С Е Крючков, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2019г.


Рабочую программу составила ________________________ Л.П.Ромайкина

(подпись) (расшифровка подписи








Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы,

протокол № 1 от «__» августа 2019 года







с.Горенка

2019 – 2020 учебный год




Пояснительная записка



Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися 8 класса общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2010), примерной программы основного общего образования по русскому языку, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников (2004). Используемый учебник: Русский язык: 8 класс С.Г Бархударов С Е Крючков, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2019г.


  • федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 140 часов, из расчёта 4 учебных часа в неделю, для обязательного изучения русского языка в 8 классе.


  • соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2019 – 2020 учебный год на изучение русского языка в 8 классе отведено 136 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю, 34 учебных недель).


Формы контроля: используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.


Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;

  2. проблемное обучение;

  1. информационно-коммуникационные технологии;

  2. модульное обучение;

  3. здоровьесберегающие технологии;

  4. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

-проектная деятельность

-исследовательская деятельность

-применение ИКТ

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

-проектная деятельность

-исследовательская деятельность


-применение ИКТ


Виды контроля

  • входной

  • текущий

  • тематический

  • промежуточный

  • итоговый

Материально - техническое обеспечение:

  • Таблицы по основным темам курса русского языка;

  • Интернет ресурсы;

  • Цифровые образовательные ресурсы;

  • Тесты.


Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическомпланировании)


Планируемые результаты изучения учебного предмета «русский язык»



Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной
культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.


Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи,
умение правильно задавать вопросы.


Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными
предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно­эстетических возможностей русского и
родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектнога анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
стремление к речевому
самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.


















Содержание курса


Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.


Учащиеся должны знать:


русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков


Учащиеся должны уметь:


опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы


Повторение изученного в V–VII классах (10ч)

Учащиеся должны знать:


функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.


виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);


виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства


условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)


условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными


Учащиеся должны уметь:

разграничивать знаки препинания по их функциям;


пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;


определять вид сложного предложения;


соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;


создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;


правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;


разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;


разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;


правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;


обозначать графически условия выбора орфограмм.


Синтаксис, пунктуация, культура речи


Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.


Учащиеся должны знать:


основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; основные признаки синтаксических единиц;

функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);


предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;


соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.


Учащиеся должны уметь:


находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;


разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;


соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;


разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (4 ч)


Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).


Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.


Учащиеся должны знать:

что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову:

глагольные, именные и наречные

свободные словосочетания и фразеологические обороты


подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;


средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; порядок устного и письменного разбора словосочетания


Учащиеся должны уметь:

составлять разные виды словосочетаний;


определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;

разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;

определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;

использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;

определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;

составлять словосочетания с заданным видом связи;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;


разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;


производить устный и письменный разбор словосочетания.


Простое предложение (7 ч)


Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.


Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.


Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.


Учащиеся должны знать:

виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;

грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;


  • русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;


основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.


Учащиеся должны уметь:

разграничивать односоставные и двусоставные предложения;


определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);


определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения.


Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (14ч)

Повторение пройденного о подлежащем.


Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.


Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;


согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.


Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.


Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.


Учащиеся должны знать:

способы выражения подлежащего;

способы выражения сказуемого;

правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;


основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;


способы выражения вспомогательного глагола;


основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;


способы выражения именной части;


тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Учащиеся должны уметь:


находить подлежащее и определять способы его выражения; определять способы выражения сказуемого;


соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;


согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;


находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;


находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части; разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное


именное сказуемое с глаголом-связкой быть;

определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с

учетом речевой ситуации;

интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;


употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;

пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;


использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.


Второстепенные члены предложения (13ч)


Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).


Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.


Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые


особенности.


Учащиеся должны знать:


виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;


что такое дополнение, основные способы его выражения; виды дополнений: прямые и косвенные; способы выражения прямого дополнения что такое определение;


виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом:

согласованное и несогласованное;

способы выражения согласованных и несогласованных определений;


несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства


что такое приложение;

способы выражения приложения;

правила постановки дефиса при приложении;


правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом


что такое обстоятельство, способы его выражения;


виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);


второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия


порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения Учащиеся должны уметь:

находить в предложении второстепенные члены;


распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;


разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;


использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;


распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями; разграничивать прямое дополнение и подлежащее;


находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;


разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;


распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;


различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;

использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со


значением дополнения;

находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;

использовать приложения в речи;


согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;


находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;

распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;


находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии

авторского замысла;

разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;

находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;

ставить вопросы к обстоятельствам условия;


использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;


находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;


производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения. Простые односоставные предложения (15ч)


Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).


Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как


синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и

места.

Рассказ на свободную тему.


Учащиеся должны знать:


грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;


способ графического обозначения главного члена (три прямые линии); способы выражения главного члена односоставного предложения;


виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)


что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в


обстановку событий; ремарка и пр.)


что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта


в пословицах и поговорках)

что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;

текстообразующую роль неопределенно-личных предложений

что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;


функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)


порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения


Учащиеся должны уметь:


разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;


различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения; распространять нераспространенные односоставные предложения;

распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;


определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);


пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;


использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний


распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;


разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;


пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;


использовать определенно-личные предложения в речи;


распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;


разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;


разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;


находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;

пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как

синтаксическими синонимами;

различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;


находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных; определять способ выражения их главного члена; правильно интонировать данные предложения;


производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения.


Неполное предложение (2 ч)


Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.


Учащиеся должны знать:

что такое неполное предложение;


варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения; диалогичный контекст использования неполных предложений в речи; правило употребления тире в неполном предложении


Учащиеся должны уметь:


распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;


распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;

использовать неполные предложения в диалоге;

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Учащиеся должны знать:

что такое осложненное предложение;


способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)


Учащиеся должны уметь:

определять способ осложнения предложения


Однородные члены предложения (15ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.


Вариативность постановки знаков препинания.


Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.


Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).


Учащиеся должны знать:

что такое однородные члены предложения;


способы выражения однородных членов (все члены предложения),

тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между

собой;


функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);


правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;


правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;

что такое однородные и неоднородные определения;

основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;


правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;


функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);


правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;


фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;


правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);


порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;


порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.


Учащиеся должны уметь:


распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,


составлять графические схемы однородных членов;

использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;


находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);


использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;


правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;


использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;


правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;


разграничивать однородные и неоднородные определения;


использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация; распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных,


правильно расставлять знаки препинания;

определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского

замысла;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами,


связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами; использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и


союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;

разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в

составе сложного и однородных членов;

распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);


правильно расставлять знаки препинания при союзе и;


использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;


разграничивать использование повторяющихся союзов и и, ни ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;


определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;


использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;


находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;


интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;


использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;


разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;


производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;


производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.


Обобщающие слова, однородные члены предложения.


Обособленные члены предложения (22ч)


Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.


Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их


синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.


Учащиеся должны знать:


обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;


графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);

способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);


способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);


правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);


правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)


правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)


способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);


правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);


фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);


правила выделения уточняющих членов предложения


порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами


порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами


Учащиеся должны уметь:


интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;


выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;


распространять обособленные члены;


правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;


интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;


находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;


находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;


распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;


объяснять использование тире для выделения приложения;


использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;


распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;


обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;


распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;


обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;


согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;

находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;


находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;


распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогомнесмотря на, выделять их запятыми;


распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;

определять их роль в раскрытии авторского замысла;

использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной


речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными

членами;

производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными

членами.


Обращение, вводные слова и междометия (1 3 ч )

Повторение изученного об обращении.


Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Учащиеся должны знать:

какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);

функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);

что такое обращение;

способы выражения обращения;

что такое распространенное обращение;


правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).


Учащиеся должны уметь:


подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);


интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;


обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;


использовать распространенные обращения в речи;


использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;


определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;


распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;


определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;


определять текстообразующую роль обращений.


Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.


Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.


Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Учащиеся должны знать:

что такое вводные слова;

группы вводных слов по значению;


правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);

что такое вводные предложения;


виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);


правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме; частицы и наречия, не являющиеся вводными словами; что такое вставные конструкции, их назначение;


правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; что такое междометие, его назначение; правила выделения междометий на письме;


порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.


Учащиеся должны уметь:


интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;


разграничивать употребление словаоднако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;


использовать вводные слова разных значений в речи;

обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;

определять текстообразующую роль вводных слов;

распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова

запятыми;

использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки

препинания при вводных словах;

распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с

вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;

использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные

предложения;


разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными; употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте; обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение; распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания; употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в


тексте;

обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;

обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;


распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;


разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения; производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со


словами, не являющимися членами предложения.


Прямая и косвенная речь (10 ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.


Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


Учащиеся должны знать:

что такое чужая речь;


способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);


структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);


что такое прямая речь;

что такое косвенная речь;


структуру предложений с косвенной речью; текстообразующую роль предложений с косвенной речью; структуру предложений с прямой речью;


правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

текстообразующую роль предложений с прямой речью;


что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;

что такое цитата;

способы введения цитаты в авторский текст;

правила пунктуационного оформления цитат;

порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.


Учащиеся должны уметь:


интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;


разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;

разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

заменять прямую речь косвенной;


конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;


обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;


составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;


соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);

выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);

соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые

средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;

объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его

графическую схему;


пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи,

правильно расставлять знаки препинания;

заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно

правильно оформлять диалог;

определять текстообразующую роль цитаты;


обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи; распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как


предложение с прямой речью;

определять текстообразующую роль цитаты;

использовать цитаты в речи;

исправлять речевые недочеты при цитировании;

цитировать стихотворный текст;

использовать цитаты в заданной речевой ситуации;

производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе ( 14 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).


Учащиеся должны знать:

о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;


первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи


  • значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;


алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания содержание понятия «культура речи»;


  • взаимосвязи синтаксиса и культуры речи

  • взаимосвязи синтаксиса и орфографии


Учащиеся должны уметь:


производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;


пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;


разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);


правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;


правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;


обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.























Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 8 класс (140часов.)



п/п

Наименование разделов курса, тем уроков

Кол- во час.

Дата



Русский язык (136ч)


План

Факт


Раздел 1. Функции русского языка в современном мире. - 1 ч








1

Функции русского языка в современном мире.

1

1нед

сент





Раздел 2. Повторение изученного в 5-7 классах -10ч




2

Фонетика, состав слова. Правописание

разделительных Ъ и Ь. Фонетика и графика. Состав слова.

1



3

Правописание Ь на конце слов после

шипящих.

1



4

Состав слова. Лексика. Морфология.

Правописание гласных в корне слова.

1



5

Состав слова. Правописание приставок.

Лексика. Фразеология.

1



6

Р.Р. Строение текста. Стили речи.

1




Контрольный диктант.




7

Правописание наречий. Морфология.

Синтаксис.

1



8

Правописание наречий. Морфология.

Синтаксис.

1



9

Р.Р. Юношеские дневники Л. Толстого

1



10

Контрольный диктант по теме

"Повторение изученного в 5-7 классах"


1


3нед

сент ября


11

Анализ диктанта, работа над ошибками

1




Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание -4ч




12

Словосочетание. Строение и

грамматическое значение

словосочетаний.

1



13

Связь слов в словосочетании.

1



14

Виды словосочетаний по

морфологическим свойствам главного

слова.

1

4нед

сент

ября


15

Синонимичные и неделимые

словосочетания. Синтаксический разбор

словосочетания.

1




Раздел 4. Простое предложение.-7ч




16

Предложение как средство выражения

мысли. Строение предложения

Грамматическая основа предложения.

Особенности связи подлежащего и

сказуемого.

1



17

Правописание НЕ с различными частями речи.

1



18


Грамматическое значение предложения.

1


1нед октя

бря


19

Интонация простого предложения.

1



20

Порядок слов в предложении.

1



21

Логическое ударение.

1



22

Р.Р. Описание архитектурных

памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

1

2нед

октя

бря


Раздел 5. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения.-14ч


23

Подлежащее. Способы его выражения.

1



24-25

Повторение изученного о сказуемом.

2

3нед


26-

27

Составное глагольное сказуемое.

2

октя

бря


28- 29

Р.Р. Изложение с элементами

рассуждения "Мещерский край"

2

4нед


30

Составное именное сказуемое.

1

октя

бря


31-

32

Составное именное сказуемое.

2



33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

2нед


34

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

нояб

ря


35-

36

Сочинение-рассуждение по заданному тексту

2




Раздел 6. Второстепенные члены предложения.-13ч




37

Повторение изученного о

второстепенных членах предложения.

1

3нед нояб ря


38

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1



39

40

Определение. Несогласованное и

согласованное определение.

2



4142

Приложение как разновидность

определения; знаки препинания при приложении.

2



43

44

Р.Р Изложение «Прощание с

Пушкиным".

2

4нед

нояб



45-

47

Обстоятельство.

3



48

Контрольный диктант по теме» Главные

и второстепенные члены предложения"

1

1нед

дека

бря


49

Анализ диктанта, работа над ошибками

1




Раздел 7. Простые односоставные предложения.-15ч




50

Односоставные предложения. Основные

группы односоставных предложений.

1



51

Определенно-личные предложения.

1



52

Определенно-личные предложения

1



53

Неопределенно-личные предложения

1

2нед

дека

бря


54

Неопределенно-личные предложения

1



55

Безличные предложения.

1



56-

57

Безличные предложения

2

3нед


58

Назывные предложения.

1

дека

бря


59

Обобщающий урок по теме

"Односоставные предложения"

1



60

Обобщающий урок по теме

"Односоставные предложения"

1



61

Промежуточная аттестация (тест)


1

4нед


62

Анализ теста, работа над ошибками.

1

дека

бря


63

Р.Р. Рассказ на свободную тему,

особенности текста

1



64

Р.Р. Сочинение по упр.250. Рассказ на свободную тему.

1




Раздел 8. Неполные предложения.-2ч




65

Понятие о неполных предложениях

1



66

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

5нед

дека

бря



Раздел 9. Однородные члены предложения.-15ч




67

Понятие об однородных членах

предложения.

1



68

Однородные и неоднородные

определения.

1



69

Однородные и неоднородные

определения .

1

1

нед

янв


70

Однородные члены, связанные

сочинительными союзами и знаки

препинания при них.

1



71

Однородные члены, связанные

сочинительными союзами и знаки

препинания при них.

1



72

Однородные члены , связанные

сочинительными союзами и знаки

препинания при них.

1



73

Обобщающие слова при однородных

членах и знаки препинания при них.

1

2

нед

янв


74

Обобщающие слова при однородных

членах и знаки препинания при них

1



75

Обобщающие слова при однородных

членах и знаки препинания при них.

1



76

Правописание Н и НН в

прилагательных, причастиях, наречиях.

1



77

Обобщающий урок по теме

«Однородные члены предложения».

1

3

нед

янв


78

Контрольный диктант по теме

"Однородные члены предложения".

1



79

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1



80-

81

Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе

литературного произведения

2

4

нед

янв



Раздел 10. Обособленные члены предложения-22ч




82

Понятие об обособленных членах

предложения.

1



83

Обособленные определения. Обособление согласованных

распространенных и не распространенных определений.

1



84

Обособление согласованных распространенных и не распространенных определений .

1

1

нед

фев


85

Обособление определений с

обстоятельственным оттенком.

1

1



86

Обособление определений и

приложений, относящихся к личному местоимению.




87

Обособление согласованных

приложений.

1



88

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.


1

2

нед

фев


89

Контрольный диктант по теме "Обособление согласованных

распространённых и нераспространённых определений".

1



90

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1



91

Р.Р. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

1

3

нед

фев


92

Р.Р. Сочинение-миниатюра " Я хочу вам

рассказать..."

1



93

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными

оборотами и одиночными деепричастиями .

1



94

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными

оборотами и одиночными деепричастиями.

1



95

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными

оборотами и одиночными деепричастиями

1

4

нед

фев


96

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с

предлогами .

1



97

Обособление уточняющих членов предложения: обстоятельств места и времени.

1



98

Обособление уточняющих членов предложения: обстоятельств места и времени.

1



99

Урок-зачет по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения".

1

1

нед

март


100

Правописание наречий.

1



101

Контрольный диктант по теме "

Обособленные члены предложения"

1







121

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

2


103

Контрольная работа (тест).

1

нед

март



Раздел 11.Обращения, вводные слова и междометия. -13ч

104

Повторение изученного об обращении. Обращение и знаки препинания при нем.

1





105

-

106

Вводные слова. Вводные предложения.

2



107

-110

Вставные конструкции.

4

3нед

март



111

Междометия в предложении.

1

4нед

март


112

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные

знаки препинания.

1

1

нед

апр


113

Текстообразующая роль обращений ,вводных слов и междометий.

1



114

Урок-зачёт по теме "Обращения, вводные слова и междометия"

1



115

Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему ; строение данного текста, его языковые особенности.

1

2


116

Р.Р Сочинение-миниатюра по упр.385

1

нед

апр



Раздел 12. Прямая и косвенная речь. -10ч




117

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

1



118

-

119

Слова автора внутри прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и

перед словами автора.

2



120 -121


Косвенная речь.




2

3

нед

апр


122

Промежуточная аттестация (диктант)




123

Цитаты и знаки препинания при них.

1



124

Цитаты и знаки препинания при них.

1



125


Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль .

1

4

нед

апр


126

Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения текста.

1



127

Урок-зачёт по теме «Прямая и косвенная речь»

1



128

Словосочетание и предложение.

1

1

нед

мая


129

Главные и второстепенные члены предложения

1



130

. Пунктуация в простом предложении (комплексное повторение)

1


2


131

Подготовка к контрольному тесту

1

нед

мая


132


Р.Р. Изложение с элементами рассуждения по упр.434 .

1



133

Контрольный тест.

1



134

Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.

1


3нед

мая


135 - 136

Резервный урок.

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!