МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2019г Руководитель МО ____________ Т.Е.Ляшина | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Горенская ООШ» _______________ А.И.Кемайкина « » августа 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «горенскаяООШ» _______________ С.Ф.Ромайкина Приказ № ___ от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык
Класс: 8
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка: Ромайкина Людмила петровна, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего136 часов в год; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов ( авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2010).
Учебник: Русский язык: 8 класс С.Г Бархударов С Е Крючков, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2019г.
Рабочую программу составила ________________________ Л.П.Ромайкина
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2019 года
с.Горенка
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися 8 класса общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 2010), примерной программы основного общего образования по русскому языку, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников (2004). Используемый учебник: Русский язык: 8 класс С.Г Бархударов С Е Крючков, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2019г.
федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 140 часов, из расчёта 4 учебных часа в неделю, для обязательного изучения русского языка в 8 классе.
соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2019 – 2020 учебный год на изучение русского языка в 8 классе отведено 136 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю, 34 учебных недель).
Формы контроля: используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
модульное обучение;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
-проектная деятельность
-исследовательская деятельность
-применение ИКТ
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
-проектная деятельность
-исследовательская деятельность
-применение ИКТ
Виды контроля
входной
текущий
тематический
промежуточный
итоговый
Материально - техническое обеспечение:
Таблицы по основным темам курса русского языка;
Интернет ресурсы;
Цифровые образовательные ресурсы;
Тесты.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическомпланировании)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «русский язык»
Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной
культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи,
умение правильно задавать вопросы.
Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными
предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского и
родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектнога анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
стремление к речевому
самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
Содержание курса
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Повторение изученного в V–VII классах (10ч)
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (4 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову:
глагольные, именные и наречные
свободные словосочетания и фразеологические обороты
подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Простое предложение (7 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (14ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения; определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части; разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное
именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с
учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Второстепенные члены предложения (13ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения; виды дополнений: прямые и косвенные; способы выражения прямого дополнения что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом:
согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями; разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со
значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии
авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения. Простые односоставные предложения (15ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и
места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии); способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в
обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта
в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения; распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как
синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных; определять способ выражения их главного члена; правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
что такое неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения; диалогичный контекст использования неполных предложений в речи; правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения (15ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между
собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация; распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных,
правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского
замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами,
связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами; использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и
союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в
составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (22ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогомнесмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной
речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными
членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными
членами.
Обращение, вводные слова и междометия (1 3 ч )
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме; частицы и наречия, не являющиеся вводными словами; что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; что такое междометие, его назначение; правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление словаоднако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова
запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки
препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с
вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные
предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными; употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте; обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение; распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания; употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в
тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения; производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со
словами, не являющимися членами предложения.
Прямая и косвенная речь (10 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью; текстообразующую роль предложений с косвенной речью; структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые
средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его
графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи,
правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно
правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи; распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как
предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе ( 14 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания содержание понятия «культура речи»;
взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 8 класс (140часов.)
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Кол- во час. | Дата |
| Русский язык (136ч) | | План | Факт |
| Раздел 1. Функции русского языка в современном мире. - 1 ч | | | |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 | 1нед сент | |
|
| Раздел 2. Повторение изученного в 5-7 классах -10ч | | | |
2 | Фонетика, состав слова. Правописание разделительных Ъ и Ь. Фонетика и графика. Состав слова. | 1 | | |
3 | Правописание Ь на конце слов после шипящих. | 1 | | |
4 | Состав слова. Лексика. Морфология. Правописание гласных в корне слова. | 1 | | |
5 | Состав слова. Правописание приставок. Лексика. Фразеология. | 1 | | |
6 | Р.Р. Строение текста. Стили речи. | 1 | | |
| Контрольный диктант. | | | |
7 | Правописание наречий. Морфология. Синтаксис. | 1 | | |
8 | Правописание наречий. Морфология. Синтаксис. | 1 | | |
9 | Р.Р. Юношеские дневники Л. Толстого | 1 | | |
10 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5-7 классах" | 1 | 3нед сент ября | |
11 | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | | |
| Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание -4ч | | | |
12 | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. | 1 | | |
13 | Связь слов в словосочетании. | 1 | | |
14 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. | 1 | 4нед сент ября | |
15 | Синонимичные и неделимые словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | | |
| Раздел 4. Простое предложение.-7ч | | | |
16 | Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. | 1 | | |
17 | Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | | |
18 | Грамматическое значение предложения. | 1 | 1нед октя бря | |
19 | Интонация простого предложения. | 1 | | |
20 | Порядок слов в предложении. | 1 | | |
21 | Логическое ударение. | 1 | | |
22 | Р.Р. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. | 1 | 2нед октя бря | |
Раздел 5. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения.-14ч |
23 | Подлежащее. Способы его выражения. | 1 | | |
24-25 | Повторение изученного о сказуемом. | 2 | 3нед | |
26- 27 | Составное глагольное сказуемое. | 2 | октя бря | |
28- 29 | Р.Р. Изложение с элементами рассуждения "Мещерский край" | 2 | 4нед | |
30 | Составное именное сказуемое. | 1 | октя бря | |
31- 32 | Составное именное сказуемое. | 2 | | |
33 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 2нед | |
34 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | нояб ря | |
35- 36 | Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 2 | | |
| Раздел 6. Второстепенные члены предложения.-13ч | | | |
37 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. | 1 | 3нед нояб ря | |
38 | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | | |
39 40 | Определение. Несогласованное и согласованное определение. | 2 | | |
4142 | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. | 2 | | |
43 44 | Р.Р Изложение «Прощание с Пушкиным". | 2 4нед нояб | | |
45- 47 | Обстоятельство. | 3 | | |
48 | Контрольный диктант по теме» Главные и второстепенные члены предложения" | 1 | 1нед дека бря | |
49 | Анализ диктанта, работа над ошибками | 1 | | |
| Раздел 7. Простые односоставные предложения.-15ч | | | |
50 | Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. | 1 | | |
51 | Определенно-личные предложения. | 1 | | |
52 | Определенно-личные предложения | 1 | | |
53 | Неопределенно-личные предложения | 1 | 2нед дека бря | |
54 | Неопределенно-личные предложения | 1 | | |
55 | Безличные предложения. | 1 | | |
56- 57 | Безличные предложения | 2 | 3нед | |
58 | Назывные предложения. | 1 | дека бря | |
59 | Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" | 1 | | |
60 | Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" | 1 | | |
61 | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | 4нед | |
62 | Анализ теста, работа над ошибками. | 1 | дека бря | |
63 | Р.Р. Рассказ на свободную тему, особенности текста | 1 | | |
64 | Р.Р. Сочинение по упр.250. Рассказ на свободную тему. | 1 | | |
| Раздел 8. Неполные предложения.-2ч | | | |
65 | Понятие о неполных предложениях | 1 | | |
66 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | 1 | 5нед дека бря | |
| Раздел 9. Однородные члены предложения.-15ч | | | |
67 | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | |
68 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | |
69 | Однородные и неоднородные определения . | 1 | 1 нед янв | |
70 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них. | 1 | | |
71 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них. | 1 | | |
72 | Однородные члены , связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них. | 1 | | |
73 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | 2 нед янв | |
74 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | | |
75 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | | |
76 | Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях. | 1 | | |
77 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 3 нед янв | |
78 | Контрольный диктант по теме "Однородные члены предложения". | 1 | | |
79 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
80- 81 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения | 2 | 4 нед янв | |
| Раздел 10. Обособленные члены предложения-22ч | | | |
82 | Понятие об обособленных членах предложения. | 1 | | |
83 | Обособленные определения. Обособление согласованных распространенных и не распространенных определений. | 1 | | |
84 | Обособление согласованных распространенных и не распространенных определений . | 1 | 1 нед фев | |
85 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. | 1 1 | | |
86 | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. | | | |
87 | Обособление согласованных приложений. | 1 | | |
88 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. | 1 | 2 нед фев | |
89 | Контрольный диктант по теме "Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений". | 1 | | |
90 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | | |
91 | Р.Р. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. | 1 | 3 нед фев | |
92 | Р.Р. Сочинение-миниатюра " Я хочу вам рассказать..." | 1 | | |
93 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями . | 1 | | |
94 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | 1 | | |
95 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | 1 | 4 нед фев | |
96 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами . | 1 | | |
97 | Обособление уточняющих членов предложения: обстоятельств места и времени. | 1 | | |
98 | Обособление уточняющих членов предложения: обстоятельств места и времени. | 1 | | |
99 | Урок-зачет по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения". | 1 | 1 нед март | |
100 | Правописание наречий. | 1 | | |
101 | Контрольный диктант по теме " Обособленные члены предложения" | 1 | | | |
| | |
121 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | 2 | |
103 | Контрольная работа (тест). | 1 | нед март | |
| Раздел 11.Обращения, вводные слова и междометия. -13ч |
104 | Повторение изученного об обращении. Обращение и знаки препинания при нем. | 1 | | | |
|
105 - 106 | Вводные слова. Вводные предложения. | 2 | | |
107 -110 | Вставные конструкции. | 4 | 3нед март | |
111 | Междометия в предложении. | 1 | 4нед март | |
112 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. | 1 | 1 нед апр | |
113 | Текстообразующая роль обращений ,вводных слов и междометий. | 1 | | |
114 | Урок-зачёт по теме "Обращения, вводные слова и междометия" | 1 | | |
115 | Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему ; строение данного текста, его языковые особенности. | 1 | 2 | |
116 | Р.Р Сочинение-миниатюра по упр.385 | 1 | нед апр | |
| Раздел 12. Прямая и косвенная речь. -10ч | | | |
117 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. | 1 | | |
118 - 119 | Слова автора внутри прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора. | 2 | | |
120 -121 | Косвенная речь. | 2 | 3 нед апр | |
122 | Промежуточная аттестация (диктант) | | | |
123 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | | |
124 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | | |
125 | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль . | 1 | 4 нед апр | |
126 | Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения текста. | 1 | | |
127 | Урок-зачёт по теме «Прямая и косвенная речь» | 1 | | |
128 | Словосочетание и предложение. | 1 | 1 нед мая | |
129 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | |
130 | . Пунктуация в простом предложении (комплексное повторение) | 1 | 2 | |
131 | Подготовка к контрольному тесту | 1 | нед мая | |
132 | Р.Р. Изложение с элементами рассуждения по упр.434 . | 1 | | |
133 | Контрольный тест. | 1 | | |
134 | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками. | 1 | 3нед мая | |
135 - 136 | Резервный урок. | 2 | | |