Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тубольская основная общеобразовательная школа "
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании МС Зам.директора по УВР Приказом директора школы
Протокол № 1 от 29.08.2019г. ______________ Т.В.Дышева № 59 от 30.08.2019г
29.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русскому языку
в 9 классе
Программу разработала
Покунова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тубольская ООШ»
на 2019-2020у.г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:
1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.12.2010г. № 1897.
3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
4. Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
5. Основной общеобразовательной программы МБОУ «Тубольская ООШ»
6. Учебника « Русский язык» 9 класс (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков) . Москва «Просвещение» 2019г.
Последовательность изучения и структурирование учебного материала по русскому языку для 9 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплектом.
Количество часов по учебному плану МБОУ «Тубольская ООШ» на 2019-2020 учебный год – 68 часов (2 часа в неделю) Уровень - базовый. Количество часов по Программе по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016) (базовый уровень) составляет 105 часов (3 часа в неделю). Соответственно изменилось количество часов на изучение отдельных тем. Данные отражены в таблице
Содержание по темам | Кол-во часов по рабочей программе | Кол-во часов по примерной программе |
Международное значение русского языка | 1 | 1 |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 5+2 | 11+2 |
Сложное предложение. Культура речи. | 3+1 | 11+2 |
Сложносочиненные предложения | 4+2 | 5+2 |
Сложноподчиненные предложения | 4+1 | 5+2 |
Основные группы сложноподчиненных предложений | 17+2 | 28+2 |
Бессоюзные сложные предложения | 8+2 | 11+2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 7+1 | 10+2 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 6+2 | 8+2 |
ИТОГО | 68 | 105 |
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
осознавать международное значение русского языка как языка межнационального
общения; миротворческую и культурную миссию языка и великой российской
культуры;
опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический
анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный
анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной
речи;
опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные,
сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства
синтаксической связи между частями сложного предложения;
группировать сложные предложения по заданным признакам;
проводить синтаксический разбор сложных предложений разных видов;
различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь в сложных
предложениях разных видов;
определять функциональные разновидности речи и типы текстов;
составлять рассуждения по вопросам к тексту.
Раздел | Планируемые предметные результаты |
Сложное предложение. Культура речи | Ученик научится: 1. Отличать простое предложение от сложного; 2. Составлять схемы сложного предложения; 3. Расставлять запятые в сложном предложении; 4. Разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; 5. Разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочинённого, бессоюзного, сложноподчинённого); 6. Писать сжатое изложение по требованиям ОГЭ. |
Сложносочинённые предложения | Ученик научится: 1. Определять признаки сложносочинённого предложения; 2. Определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, чередование, противопоставление); 3. Вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; 4. Анализировать текст с точки зрения выразительности возможностей; 5. Находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом; 6. Различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения 7. Производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения; 8. Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. |
Сложноподчинённые предложения | Ученик научится: 1. Определять признаки сложноподчинённого предложения; 2. Находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении; 3. Определять средства связи придаточного предложения с главным; 4. Различать союзы и союзные слова, омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; 5. Расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; 6. Находить в сложноподчинённых предложениях указательные слова; 7. Исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; 8. Писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по требованиям ОГЭ. |
Основные группы сложноподчинённых предложений | Ученик научится: 1. Определять значение придаточных определительных; 2. Строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными; 3. Заменять причастные обороты придаточными определительными; 4. Устанавливать значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять их место в сложноподчинённых предложениях; 5. Характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места, цели, причины, условия, уступки, следствия; 6. Различать сложноподчинённое предложение с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами; 7. Применять правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях; 8. Определять основные группы сложноподчинённых предложений; 9. Характеризовать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; 10. Определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение; 11. Составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; 12. Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений. |
Бессоюзные сложные предложения | Ученик научится: 1. Определять признаки бессоюзного сложного предложения; 2. Разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; 3. Сопоставлять бессоюзные сложные предложения с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями; 4. Правильно ставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения; 5. Разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия и следствия; 6. Применять правила постановки знаков препинания между частями бессоюзного предложения; 7. Выполнять устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения. |
Сложные предложения с различными видами связи | Ученик научиться: 1. Определять признаки многочленного сложного предложения; 2. Разбираться в смысловых отношениях между частями многочленного предложения; 3. Определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения; 4. Составлять схемы многочленных сложных предложений; 5. Расставлять правильно знаки препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; 6. Выполнять устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор |
Ученик получит возможность научиться:
различать функциональные разновидности современного русского языка;
осваивать содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и
алгоритмы их использования;
понимать смысловые отношения между частями сложных предложений разных
видов;
определять особенности средств связи в сложных предложениях,
моделировать сложные предложения по заданным схемам, заменять сложные
предложения синонимическими конструкциями и употреблять их в речи;
анализировать синтаксическую структуру сложных предложений, смысловые
отношения между их частями;
оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять
нарушения синтаксических норм их построения;
составлять тексты разных типов, рассуждения по абстрактным понятиям;
делать лингвистический анализ текст.
3. Содержание учебного предмета
1. Международное значение русского языка. 1 час
2. Повторение изученного в 5-8 классах 7 часов
3. Сложное предложение. Культура речи. (4 часа)
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Развитие речи. Сочинение.
4. Сложносочинённые предложения. (6 часов)
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Рецензия. Сжатое изложение. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
5. Сложноподчинённые предложения. (6 часов)
Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сжатое изложение.
6. Основные группы сложноподчинённых предложений. (18 часов)
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический и пунктуационный разбор Сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».
7. Бессоюзное сложное предложение. (10 часов)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значение причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Сочинение-рассуждение. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение».
8. Сложные предложения с различными видами связи. (8 часов)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Публичная речь.
9. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. (8 часов)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Сочинение-рассуждение. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| 1 четверть 18 часов | |
1 | Международное значение русского языка. | 1 |
| Повторение изученного в 5-8 классах | 5+2 |
2 | Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи | |
3 | Простое предложение и его грамматическая основа | |
4 | Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции | |
5 | Р.р. Изложение текста | |
6 | Р.р. Анализ изложения | |
7 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | |
8 | Анализ контрольного диктанта | |
| Сложное предложение. Культура речи. | 3+1 |
9 | Понятие о сложном предложении. | |
10 | Основные виды сложных предложений | |
11 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | |
12 | Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста | |
| Сложносочинённые предложения. | 4+2 |
13 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | |
14 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | |
15 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | |
16 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | |
17 | Р.р. Сжатое изложение | |
18 | Р.р. Анализ изложения | |
| 2 четверть 14 часов | |
| Сложноподчинённые предложения. | 4+1 |
1 | Понятие о сложноподчинённом предложении. | |
2 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
3 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | |
4 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | |
5 | Р.р. Рецензия упр.132 | |
| Основные группы сложноподчинённых предложений. | 17+2 |
6 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | |
7 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | |
8 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | |
9 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | |
10 | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения» | |
11 | Анализ диктанта | |
12 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. | |
13 | Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края | |
14 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | |
| 3 четверть 20 часов | |
1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. | |
2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными | |
3 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | |
4 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | |
5 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | |
6 | Синтаксический и пунктуационный разбор Сложноподчинённого предложения. | |
7 | Синтаксический и пунктуационный разбор Сложноподчинённого предложения. | |
8 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». | |
9 | Анализ диктанта | |
10 | Р.р. Деловые бумаги. Заявление, автобиография | |
| Бессоюзные сложные предложения. | 8+2 |
11 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | |
12 | Бессоюзное сложное предложение со значение причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | |
13 | Бессоюзное сложное предложение со значение причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | |
14 | Р.р. Изложение упр.282 | |
15 | Р.р. Реферат. Анализ изложения | |
16 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | |
17 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | |
18 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | |
19 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | |
20 | Анализ диктанта | |
| 4 четверть 16 часов | |
| Сложные предложения с различными видами связи. | 7+1 |
1 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | |
2 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | |
4 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | |
5 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | |
6 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи». | |
7 | Анализ диктанта | |
8 | Р.р. Публичная речь | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. | 6+2 |
9 | Фонетика и графика. Орфография. Лексикология (лексика) и фразеология. | |
10 | Морфемика. Словообразование. | |
11 | Р.р. Сочинение-рассуждение упр.479 | |
12 | Р.р. Анализ сочинения | |
13 | Морфология. | |
14 | Синтаксис. Пунктуация | |
15 | Итоговый контрольный диктант | |
16 | Анализ диктанта | |