СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по русскому языку в 9 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004  №1089, с изм.  от 31.01.2012).

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004  №1312  (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»

 

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по русскому языку в 9 классе"»





Рабочая программа

по русскому языку в 9 классе

Раздел I.

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004  №1089, с изм.  от 31.01.2012).

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004  №1312  (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»



Настоящая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы Л.А. Тростенцовой, Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова и др. М.: Просвещение, 2014 г.

В работе  используется учебник русского языка для 9 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М.: Просвещение, 2014 г.(ФГОС).


Структура документа.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную  записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок.

Общая характеристика курса.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компотенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа для учащихся 9 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, котрорые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Курс русского  по программе в 9 классе  общеобразовательной школы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в 2014-2015 уч.г. добавлен 1 час, следовательно, курс русского языка составляет 102 часа (3 часа в неделю).


Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится  закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка

Планирование  ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.


Речь и речевое общение.


  • Выпускник научится:

  • • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки

  • зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных

  • целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять

  • проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать

  • собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;

  • • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

  • Речевая деятельность

  • Аудирование

  • Выпускник научится:

  • • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;

  • • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.

  • Чтение

  • Выпускник научится:

  • • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических

  • (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

  • • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

  • • использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • • отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

  • Говорение

  • Выпускник научится:

  • • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально- изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • • обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

  • Письмо

  • Выпускник научится:

  • • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

  • • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

  • • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • писать рецензии, рефераты;

  • • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

  • • писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

  • Текст

  • Выпускник научится:

  • • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

  • • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

  • • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

  • Функциональные разновидности языка

  • Выпускник научится:

  • • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

  • • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

  • • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля),участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • • анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

  • • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.Общие сведения о языке

  • Выпускник научится:

  • • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;литературного языка;

  • • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических

  • словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.

  • Морфемика и словообразование

  • Выпускник научится:

  • • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • • различать изученные способы словообразования;

  • • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и л лексического анализа слов.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

  • • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

  • Лексикология и фразеология

  • Выпускник научится:

  • • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • • группировать слова по тематическим группам;

  • • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • • опознавать фразеологические обороты;• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • • опознавать омонимы разных видов;

  • • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • Морфология

  • Выпускник научится:

  • • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

  • • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

  • • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • анализировать синонимические средства морфологии;

  • • различать грамматические омонимы;

  • • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • Синтаксис

  • Выпускник научится:

  • :• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

  • • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

  • • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

  • Правописание: орфография и пунктуация

  • Выпускник научится:

  • • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

  • • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

  • Язык и культура

  • Выпускник научится:

  • • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

  • • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

  • • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,синтаксических средств;

  • • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля),участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • • анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

  • • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

  • Общие сведения о языке

  • Выпускник научится:

  • • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

  • • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

  • • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

  • Фонетика и орфоэпия. Графика

  • Выпускник научится:

  • • проводить фонетический анализ слова;

  • • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского языка.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Класс – 9

Учитель – Чекваскин Никита Валерьевич

Количество часов в году: 105

Количество часов в неделю: 3






Раздел III.

Содержание дисциплины.


Международное значение русского языка (1 ч.)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5+2 ч.)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч.)

Союзные сложные предложения (6ч.)

Сложносочиненные предложения (3+2 ч.)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19+5 ч.)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6+2 ч.)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи  (5+2 ч.)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3 ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4+2 ч.)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

  С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) отведены часы на развитие речи.

Раздел IV.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов

по данной рабочей программе

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

1

Международное значение русского языка

1

1



2

Повторение  пройденного в 5-8классах

7

8

2

1

3

 Сложное предложение. Культура  речи.

7

7

3


4

Сложносочинённые предложения

5

10

2

1

5

Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчиненных предложений.

24

36

7

3

6

Бессоюзные сложные предложения

8

13

4

1

7

Сложные предложения с разными видами связи

7

14

5

1

8

Общие сведения о языке

3




9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

6

16

2

5


Итого:

68

105

25

12

Контрольные работы

Тема

Источник

1

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр.31

2

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»

Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр.219

3

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.349

4

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

Диктант с грамматически заданием, см.«ПР», стр.87

5

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.268

6

Контрольный диктант по теме «Бессоюзное  сложное предложение»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.273

7

Контрольная  работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.295

8

Итоговая работа в формате ГИА/ОГЭ

См.»ПР», стр. 333 или материалы ГИА



Мультимедийные пособия.

  1. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

Интернет-ресурсы

  1. http://umnikprofi.ru (личный сайт учителя)

  2. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

  3. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

  4. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

  5. Мир слова русского   http://www.rusword.org

  6. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

  7. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  8. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  9. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/

  10. Словари: http://www.sv 

  11. http://slovari.yandex.ru/Фанфара/правописание/

  12.  http://dict.t-mm.ru/lopatin/g/goroh.html 

  13. Правила по русскому языку  http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/title.htm     

  14. Правописание согласных    http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_Conson.htm#b_sub6 

  15. Опорный орфографический компакт  http://www.sever-press.ru ook/index.htm#cont 

  16. Орфоэпический диктант http://comjuor.crimea.edu/dict 

  17. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru


Раздел V.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса.


Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

              К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

 По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

 По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую  тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет.

 

Раздел VI.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку.

   В результате изучения русского языка ученик должен:

  знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского  народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог: сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка худ. литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

        уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного и сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые , учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

  • владение основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –лог, поли-, -фон т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики, пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-вырразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснения слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:        

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструирование предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации

Раздел  VII.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Учебно-методический комплекс.

Программа

(автор, название

 программы,

источник)

Учебник

(автор, название,

издательство,  год издания)…

Учебная

методическая

литература

для учащихся

Учебно-методическая

литература

для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся

(автор, название,

издательство,

год издания)

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008

  1.  Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2012

  2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс» / Н.И.Демидова. – Москва: Астрель, 2013. – 125

1.Бройде М.Г. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 класс, М.: Аквариум, 2000

1. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (В помощь школьному учителю)..

2.Говорите, пожалуйста, правильно./ П.А.Клубков. _ СПб.: Норинт, 2001.

  1. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений \ Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Русский язык: Тесты. 8-9 классы / Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е.. – 4-е изд. – стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.

  3. Диктанты: Русский язык: 8 кл.: Метод. Пособие/А.А.Позднякова, И.В.Текучева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  1. 400 диктантов и тестов по русскому О.В.Федина. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ,2000.

  2. Дидактические по русскому языку: Пунктуация: 5-9 кл. в 2-х частях: 1 ч. /Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская, С.М.Бондаренко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 478 . – (Раздаточные материалы)., 128 с.

 




Раздел  VIII.

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные требования к ЗУН

Виды контроля и р/р

Дата проведения


План

Факт


Введение (1)


1

Международное значение русского языка.


Проект «Откуда родом русский язык».

1

Комб.


Развернутый ответ на вопрос по теме урока

        1

неделя



Повторение изученного в V-VIII классах  (6+2)

2

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2

1

РР

Знать изученное о письменной и устной речи, монологической и диалогической формах речи

Уметь находить сходство и различие устной и письменной речи, признаки устной и письменной речи, правильно расставлять знаки препинания при диалоге

Предложенные учителем упражнения и задания




3

 Стили языка. §3

1

РР

Знать изученное  о стилях речи

Сочинение , упр.22




4

Простое предложение и его грамматическая основа. §4

1

Повторительно-обобщающий

Знать изученное по синтаксису и пунктуации простого предложения,   способы графического обозначения членов предложения, интонационных навыков, «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа, виды простых предложений.

Уметь распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания.

См.»ПР», стр.193

2

 неделя



5

Предложения с обособленными членами. §5

1

Повторительно-обобщающий

Знать понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств

 Уметь применять на практике полученные ЗУН

Упр.37




6,7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6

2

Повторительно-обобщающий

Знать способы выражения обращения, правила выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций

Уметь видеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции

Словарный диктант

3

неделя



8, 9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

Анализ письменных работ

2

К

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС

Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр.31













Сложное предложение. Культура речи  (4+3)


10

Понятие о сложном предложении. §7

1

Урок изучения нового материала

Знать  отличия простого предложения от сложной синтаксической конструкции; основные виды сложных предложений. Уметь  различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания

Предложенные учителем упражнения и задания

4

неделя



11

Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8

1

Урок изучения нового материала

Знать  основные группы СП по значению и союзам, правила постановки знаков препинания в СП.

Инд. работа.




12

Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

РР

Уметь писать сочинение данного вида

Сочинение




13

Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8

1

Урок закрепления знаний

Знать основные группы СП по значению и союзам, правила постановки знаков препинания в СП.

  Уметь  отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП

Творческий диктант. Инд. работа.

5

неделя



14

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10

1

Урок изучения нового материала

Знать  о назначении знаков препинания в сложном предложении, об употреблении знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения. Уметь употреблять СП в речи, произносить сложное предложение с правильной интонацией

Упр.59




15,16

Сжатое изложение с элементами сочинения

2

РР

Уметь писать изложение с элементами сочинения

По материалам ГИА

6

неделя



Сложносочинённые предложения (8+2)


17


Работа над ошибками.


Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12

1

Комб.

Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами

Инд. работа. См.»ПР»,  стр.210




18,

19,

20

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14

Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15

3

Уроки изучения нового материала

Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами

Уметь понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов

Сам.работа

7

неделя



21

Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце»

1

РР

Уметь создать текст по картине с использованием СП

Сочинение




22


Работа над ошибками.


Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17

1

Комб.

Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП  с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Уметь пунктуационно оформить ССП

Сам.работа – разбор предложений

8

неделя



23

Повторение изученного

1

Повторительно-обобщающий

Уметь пунктуационно оформить ССП

Предложенные учителем упражнения и задания




24,

25

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение».  

Анализ контрольного диктанта

2

К

Уметь применять полученные знания на практике

См. «ПР», стр.219

9

неделя



26

Сочинение -рассуждение

1

РР

Формировать навык написания сочинения  на основе цитаты. 

Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему;

умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте

По материалам ГИА/ОГЭ

 



Сложноподчинённые предложения (6+1)


27

Понятие о сложноподчиненном предложении. §18

1

Комб.

Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП Уметь видеть СПП в тексте, определять средства связи.

Работа с текстом на основе упр. 92




28

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19


Проект «Виды сложноподчиненного предложения».

1

Урок изучения нового материала

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП Уметь найти главное и придаточное предложения, ставить правильно знаки препинания

Предложенные учителем упражнения и задания

10

неделя



29,

30

Союзы и союзные слова в СПП. §20

2

Урок изучения нового материала

Уметь  различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Сам.работа




31

Роль указательных слов в СПП. §21

1

Урок изучения

нового материала

Знать  указательные слова в СПП , синтаксическую роль придаточного предложения Уметь  определять, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова

Тест см. «ПР» стр.229

11

неделя



32

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»  

1

К

Уметь применять полученные знания на практике

См. «ПР», стр.349




33

 Анализ диктанта.


Устное обучающее сжатое изложение (упр.95)

1

РР

Умение применять способы сжатия текста

Упр.95




Основные группы сложноподчиненных предложений (23+6)


34

СПП с придаточными определительными. §22

1

Комб

Знать данную группу придаточных предложений, их признаки; употребление в речи различных видов ССП,

Уметь определять значение придаточного предложения, ставить  знаки препинания, строить схемы.

См. «ПР», стр. 232

12

неделя



35

СПП с придаточными определительными. §22

1

Урок закрепления знаний

Знать   структурно-семантические признаки СПП с изученным видом придаточных

Уметь определять значение придаточного предложения, ставить знаки препинания, строить схемы, употреблять в речи  СПП с придаточными определительными

Работа с текстом на основе упр.100




36,

37

СПП с придаточными изъяснительными. §23

2

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Знать данную группу придаточных предложений, их признаки;

Уметь определять значение придаточного предложения, ставить знаки препинания, строить схемы, употреблять в речи различные виды СПП

Орфограф.работа

См.»ПР», стр.237 Синтаксический и пунктуационный анализ текста

13 неделя



38,

39

 Сжатое изложение  

(по упр. 106)

2

РР

Уметь писать изложение данного вида

Упр .106




40,

41


Работа над ошибками.


СПП с придаточными обстоятельственными.

 СПП с придаточными времени и места. §24-25

2

Комб

Знать  виды придаточных обстоятельственных;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                структурно-семантические признаки СПП с придаточными обстоятельственными времени и места

 Умение составлять предложения с придаточными времени и места

 Контрольный словарный диктант                                                                                                            

Тест см. «ПР», стр.243

14

неделя



42

Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений

1

РР

Уметь производить синтаксический и пунктуационный анализ текста

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений – инд.




43,

44,

45,

46

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26

4

Комб

Знать  о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать

 Уметь отличать типы придаточных обстоятельственных, ставить знаки препинания в СПП

Задания см.»ПР», стр.244-249

15

Неделя

16 неделя



47

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27

1

Урок изучения нового материала

Знать о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными;  уметь отличать типы придаточных обстоятельственных, ставить знаки препинания в СПП

Инд. работа

См.»ПР», стр 251




48

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27

1

Урок закрепления знаний

Знать  о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными;

 Уметь отличать типы придаточных обстоятельственных, ставить знаки препинания в СПП

Уметь создать собственный текст с использованием СПП

Составление текста с использованием СПП (основе упр.166)




49,

50

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

2

К

Уметь на практике применять полученные знания

См. «ПР», стр.87

17 неделя



51


Работа над ошибками.


СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

1

Урок изучения нового материала

знать СПП с несколькими придаточными,  случаи употребления в них знаков препинания

Уметь распознавать многочленные предложения, знаки препинания в СПП, употреблять в речи СПП.

Словарный диктант




52

 Сжатое изложение

1

РР

Уметь писать изложение данного вида

По материалам ГИА

18

неделя



53,

54,

55

Работа над ошибками.


СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

3

Урок закрепления знаний

Знать  СПП с несколькими придаточными,  случаи употребления в них знаков препинания

Уметь распознавать многочленные предложения, ставить знаки препинания в СПП, определять виды подчинительной связи

Объяснительный диктант. Инд. работа. Тест стр.262

19

неделя



56

Сжатое изложение

1

РР

Уметь писать изложение данного вида

По материалам ГИА




57

Анализ письменных работ

1

Урок анализа работы

Уметь выполнять анализ письменных работ





58

Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30

1

Комб

Уметь  последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП,  употреблять в речи СПП

Сам.работа уч-ся по упр. учебника

20 неделя



59

Обучающее сочинение-рассуждение

1

РР

Уметь правильно анализировать текст, составлять высказывание на лингвистическую тему

Упр.177




60,

61

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

2

Повторительно-обобщающий

Уметь пунктуационно оформить ССП и СПП

Вопросы на стр.118

См.»ПР», стр.267

21

неделя



62

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

Проверить знания учащихся по изученному материалу

Уметь отличать придаточные, правильно ставить знаки препинания в СПП, определять виды подчинительной связи

См. «ПР», стр.268




Бессоюзные сложные предложения (7+6)


63, 64

Анализ диктанта.


Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32


Проект «Бессоюзное сложное предложение».


2

Урок изучения нового материала

Знать основные признаки БСП, различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП.

Фронт. опрос




65, 66

 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33

2

Урок изучения нового материала

Знать  основные признаки этих конструкций и знаки препинания в них

 Уметь ставить знаки препинания в БСП.

Объяснительный диктант

22

неделя



67, 68

Сжатое изложение с дополнительным заданием

2

РР

Уметь писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

По материалам ГИА




69, 70


Работа над ошибками.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34

2

Урок изучения нового материала

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Предложенные учителем упражнения и задания

23

неделя



71

Сжатое изложение с дополнительным заданием

1

РР

Уметь писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

По материалам ГИА

24 неделя



72

 Работа над ошибками.


БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35

1

Урок изучения нового материала

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Инд. работа

Тест см.»ПР», стр. 279




73, 74

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36

2

Повторительно-обобщающий

Уметь обобщать знания по теме и применить эти знания на практике

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений




75

Контрольный диктант         по теме «БСП».

1

К

Уметь применять полученные знания на практике

См. «ПР», 283

25

неделя



Сложные предложения с различными видами  связи (8+6)


76, 77


Работа над ошибками.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37

2

Урок изучения нового материала

Знать предложения сложной конструкции, владеть навыками постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции.

Предупредительный диктант




78

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38

1

Комб.

Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.

Объяснительный диктант. Инд. работа




79, 80, 81

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39

3

Повторительно-обобщающий

Уметь расставлять знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи, умение составлять схему

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

26

неделя



82, 83

 Сжатое изложение (упр.129)

2

РР

Уметь сжато пересказывать текст

Упр.219

27

неделя



84

 

Работа над ошибками.


Публичная речь. §40

1

РР

Уметь создавать текст монологического высказывания публичного характера, выступать публично,  учитывая требования к устной публичной речи

Упр.222




85

Повторение и закрепление изученного

1

Повторительно-обобщающий

Знать изученное о СП, правила постановки знаков препинания

Уметь пунктуационно оформить СП

Предложенные учителем упражнения и задания

28

неделя



86

Контрольная  работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

К

Уметь применять полученные знания на практике

См. «ПР», стр.295




87

Анализ письменных работ

1

Урок анализа работы

Уметь выполнять работу над ошибками





88, 89

 Языковые средства выразительности

2

РР

Уметь применять полученные знания на практике

Тексты материалов ГИА

29 неделя



Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (14+2 ч.)

90, 91

Фонетика и графика. §41

2

Повторительно-обобщающий

Умение применять полученные знания на практике

Фонет. разбор




92, 93

Лексикология (лексика) и фразеология. §42


Проект «Фразеологизмы в нашей речи».

2

Повторительно-обобщающий

Умение применять полученные знания на практике

Работа с текстом

30

неделя



94

Морфемика. §43

1

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

Сам.работа




95, 96

Словообразование §44

2

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

Сам.работа




97, 98

Морфология. §45

2

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

Орфографический контроль

31

неделя



99

 Сжатое изложение

1

РР

Уметь писать изложение данного вида

По материалам ГИА




100

Работа над ошибками.


Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46

1

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

Предложенные учителем упр-я и задания




32

неделя




101, 102

Орфография. Пунктуация. §47

2

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

Объяснительный диктант




103, 104

Итоговая работа в формате ОГЭ

2

К

Уметь применять полученные знания на практике


33

Неделя

34 неделя



105


Анализ работ. Итоговый урок.

Повторение и обобщение изученного.

1

Повторительно-обобщающий

Уметь применять полученные знания на практике

По материалам ГИА












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!