Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
Рассмотрено: Руководитель МО: Е.Б.Молчанова протокол № от « » 2021г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: Л.Н.Буяева протокол № от «» 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: М.В. Хамеруева приказ № от «» 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
1 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от « » 2021 г. | Составила: Должность: учитель начальных классов |
Улан-Удэ
2021
Пояснительная записка
Настоящая программа по родному (русскому) языку составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009г. №373, приказ МО РФ от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).
3. Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
5. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».
7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2021-2022 учебный год.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения родному (русскому языку) в 1 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по родному (русскому) языку рассчитана на 16 часов (1 час в неделю) согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Родной русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литературное чтение, окружающий мир, история. Обучение родному русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку.
Особенности программного материала
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова. В её основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего обучения.
Предлагаемый начальный курс родного русского языка направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Начальный курс родного русского языка имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.) Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках родного (русского) языка обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. Уроки по развитию связной письменной речи предусмотрены и входят в количество указанных часов.
Базой данного курса является учебник Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. «Русский родной язык» 1 класс, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, на нахождение ошибок в тексте, работу со словарем, направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения русскому языку
Являясь отражением жизни родного народа, в преподавании русского языка должно найти отражение - региональное содержание. На уроках русского языка с учетом принципа родного языка, родной культуры, языкового мышления учащихся, необходимо использовать:
тексты писателей, ученых, деятелей культуры Бурятии;
тексты краеведческого и родиноведческого характера;
материалы, отражающие современную действительность региона;
вещественные источники - картины, фотографии, рисунки, предметы старины и быта;
загадки, викторины, кроссворды по краеведению;
презентации, составленные учащимися школы о родном крае.
Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
-формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
- создание эффективного образовательного пространства;
- развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Содержание образования по родному русскому языку в 3 классе, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения
- участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (интернет-
фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);
- подготовка к ВПР;
- осуществление проектной и исследовательской деятельности;
- организация дополнительного обучения по«интересам».
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
- сделать урок наглядным, красочным, информативным;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- активизировать познавательную деятельность учащегося;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
- развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка и задачи
Изучение родного русского языка в 1 классе направлено на достижение следующей цели:
- формирование у обучающихся представлений о родном (русском) языке как составляющей части целостной научной картины мира;
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
-формирование научного представления о системе и структуре родного языка,
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
-формирование коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке;
- обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников, экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого урока.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
-чтение и письмо для развития критического мышления;
-ИКТ;
-игровые методы обучения;
-обучение в сотрудничестве;
-исследовательские методы обучения;
-ТРИЗ;
-здоровьесберегающие технологии.
Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:
1. Учёт особенностей аудитории;
2. Создание благоприятного психологического фона на уроке;
3. Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
4. Создание условий для самовыражения учащихся;
5. Инициация разнообразных видов деятельности;
6. Предупреждение гиподинамии.
Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья;
-созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;
- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:
1. Снижение заболеваемости среди детей
2. Создание сплоченного коллектива учащихся
3. Личностный рост учащихся
4. Повышение качества обучения
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы:
Программа по родному русскому языку для 1 класса включает следующие разделы:
Секреты речи и текста (5 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Язык в действии (4 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Русский язык: прошлое и настоящее (4 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Секреты речи и текста (3 ч)
Сравнивание текстов. Проектная работа «Словарь в картинках».
Итоговый контроль
Основные виды контроля:
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.
Предполагаемый результат
Повышение практической грамотности, развитие речеведческих и коммуникативных умений, воспитание любви к родному языку, овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения, умение участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, использовать умение слушать, говорить, читать, писать.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени
и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова;
- использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют учащиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса «родного (русского) языка в начальной школе учащийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
Специфические особенности предмета
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:
– адаптивного обучения,
– игровая, – ИКТ,
– исследовательская,
– здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
– интерактивные технологии
– метод сотрудничества
– дифференцированный подход
– деятельностный подход
– работа по алгоритму и др.
Учащиеся могут овладеть следующими умениями:
-узнают настоящее и прошлое русского языка;
-научатся правильно произносить слова;
-устно составлять текст – рассуждение по предложенному началу;
- практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Владеет компетенциями:
информационно- коммуникативной;
рефлексивной
коммуникативной
ценностно-ориентированной
смыслопоисковой,
личностного саморазвития.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия : звук, буква, слог, предложение, текст, ударение, ударные, безударные гласные, согласные(твердые, мягкие, глухие, звонкие), перенос слов, большая буква в именах собственных, в начале предложения, речь, предложение, текст.
этапы развития - систематизация представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правил, регулирующих грамотное письмо.
принципы организации:
Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;
Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма
Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем.
Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.
Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший,
Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке
Оценивать свою деятельность по шкале самооценки
Познавательные УУД:
- Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.
- Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, тройках и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам.
Выполнять правила работы в группе.обосновывать свой выбор.Осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.
-Выполнять гигиенические правила письма
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя
Учебно-тематический план
по родному русскому языку
1класс
№ | Наименование разделов,тем | Всего часов | В том числе на : | Дата |
контроль-ные раб. | развитие речи | лабор. и практ.раб. | планируе-мая | фактичес-кая |
1 | Секреты речи и текста. | 5 | | | | | |
1 | Как люди общаются друг с другом. | 1 | | | | | |
2 | Вежливые слова. | 1 | | | | | |
3 | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | | | | | |
4 | Зачем людям имена. | 1 | | | | | |
5 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | | | | | |
2 | Язык в действии | 4 | | | | | |
6 | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | | | | |
7 | Как можно играть звуками. | 1 | | | | | |
8 | Где поставить ударение. | 1 | | | | | |
9 | Как сочетаются слова. | 1 | | | | | |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 4 | | | | | |
10 | Как писали в старину. | 1 | | | | | |
11 | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 1 | | | 1 | | |
12 | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | | | | |
13 | Во что одевались в старину. | 1 | | | | | |
4 | Секреты речи и текста. | 3 | | | | | |
14 | Сравниваем тексты. | 1 | | | | | |
15 | Сравниваем тексты. Тестовая работа. | 1 | 1 | | | | |
16 | Проектная работа. Словарь в картинках. | 1 | 1 | | | | |
| Итого: | 16 | 2 | | 1 | | |