Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч. за учебный год.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Формы и методы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Для успешного проведения уроков используются разнообразные виды деятельности: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал часто даётся в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Тематическое планирование уроков русского родного языка в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
план | фактически |
I четверть |
Раздел 1. Язык и культура (22 часа) |
1-2-3 | Введение. Исконно русская лексика. | 3 | | | |
4-5 | Особенности исконно русской лексики. | 2 | | | |
6-7 | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | 2 | | | |
8-9 | Старославянизмы. | 2 | | | |
10- 11 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. | 2 | | | |
12-13 | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | 2 | | | |
14-15 | Иноязычная лексика в разговорной речи. | 2 | | | |
16 | Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 | | | |
II четверть |
17 18 | Речевой этикет в русской культуре. | 2 | | | |
19 20 | Особенности речевого этикета в русской культуре. | 2 | | | |
2122 | Русский человек в обращении к другим. | 2 | | | |
Раздел 2. Культура речи (24 часа) |
23-26 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 4 | | | |
27-29 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 3 | | | |
30 | Нормы употребления терминов. | 1 | | | |
31 32 | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | 2 | | | |
III четверть |
33-34 | Трудные случаи согласования в русском языке. | 2 | | | |
35 36 | Трудные случаи согласования в русском языке | 2 | | | |
37 | Трудные случаи согласования в русском языке. | 1 | | | |
3839 | Особенности современного речевого этикета. | 2 | | | |
4041 42 | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации. | 3 | | | |
4344 | Представление проектов, результатов исследовательской работы. | 2 | | | |
45 | Защита проектов. | 1 | | | |
46 | Трудные случаи согласования в русском языке. | 1 | | | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (22 часа) |
47 48 | Информация: способы и средства ее получения и переработки. | 2 | | | |
49 50 | Слушание как вид речевой деятельности. | 2 | | | |
51 52 | Эффективные приёмы слушания. | 2 | | | |
IV четверть |
5354 | Информация: способы и средства ее получения и переработки. | 2 | | | |
5556 | Слушание как вид речевой деятельности. | 2 | | | |
5758 | Эффективные приёмы слушания. | 2 | | | |
5960 | Аргументация. Правила эффективной аргументации. | 2 | | | |
6162 | Доказательство и его структура. | 2 | | | |
6364 | Виды доказательств. | 2 | | | |
6566 | Разговорная речь. Самопрезентация. | 2 | | | |
67 | Защита проектных, исследовательских работ. | 1 | | | |
68 | Промежуточная аттестация | апрель -май | | | |
6