СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч. за учебный год.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

    • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

    • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

    • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

    • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

    • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Формы и методы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Для успешного проведения уроков используются разнообразные виды деятельности: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал часто даётся в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.















Тематическое планирование уроков русского родного языка в 8 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

план

фактически

I четверть

Раздел 1. Язык и культура (22 часа)

1-2-3

Введение.

Исконно русская лексика.

3




4-5

Особенности исконно русской лексики.

2




6-7

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

2




8-9

Старославянизмы.

2




10-

11

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

2




12-13


Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

2




14-15

Иноязычная лексика в разговорной речи.

2




16

Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной публицистике.

1




II четверть

17

18

Речевой этикет в русской культуре.

2




19

20

Особенности речевого этикета в русской культуре.

2




2122


Русский человек в обращении к другим.

2




Раздел 2. Культура речи (24 часа)

23-26

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

4




27-29

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

3




30

Нормы употребления терминов.

1




31

32

Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.

2




III четверть

33-34

Трудные случаи согласования в русском языке.

2




35

36

Трудные случаи согласования в русском языке

2




37

Трудные случаи согласования в русском языке.

1




3839

Особенности современного речевого этикета.

2




4041

42

Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации.

3




4344


Представление проектов, результатов исследовательской работы.

2




45

Защита проектов.

1




46


Трудные случаи согласования в русском языке.

1




Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (22 часа)


47

48

Информация: способы и средства ее получения и переработки.

2




49

50

Слушание как вид речевой деятельности.

2




51

52

Эффективные приёмы слушания.


2




IV четверть

5354


Информация: способы и средства ее получения и переработки.

2




5556

Слушание как вид речевой деятельности.

2




5758

Эффективные приёмы слушания.

2




5960


Аргументация. Правила эффективной аргументации.

2




6162

Доказательство и его структура.

2




6364


Виды доказательств.

2




6566

Разговорная речь. Самопрезентация.

2




67

Защита проектных, исследовательских работ.

1




68

Промежуточная аттестация

апрель -май





6