СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому (родному) языку на 2019-2020 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному) языку»


Муниципальное бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа№58»





РАССМОТРЕНО на ШМО

Протокол №_____от

«____»__________20____г.

Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


___________Сейфуллаева М.Р.

«__ » ________________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №58»


_____________ Ф.Н.Насухова


«___» _____________ 2019 г.

______________ Мансурова П.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2019-2020 учебный год


по _РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ_

(указать предмет)

Уровень обучения (класс) __2_____

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Общее количество часов:_68_

Количество часов в неделю __2__ _ Уровень ____базовый_____________

(базовый, профильный)

Учитель ___ __Давудова Х.Г._______

Квалификационная категория ___12 разряд___

Программа разработана на основе ___программы для общеобразовательных учреждений по русскому родному языку для 1-4 классов общеобразовательной школы под редакцией О.М.Александровой

Учебник, автор О.М.Александрова,М.И.Кузнецова.

Издательство, год издания _____Москва «Просвещение », 2019г.

Рабочая тетрадь, автор, издательство, год издания _____________________________________________________

г. Махачкала

Планируемые результаты освоения учебного предмета


«Русский (родной) язык»


Личностные результаты


  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;


  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;


  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:

  • осознавать роль речи в жизни людей;


  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;


  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);


  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;


  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;


  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;


  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;


  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;


  • оценивать свою вежливость;


  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);


  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;


  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;


  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;


  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;


  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;


  • отличать истинную вежливость от показной;


  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;


  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;


  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;


  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;


  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.




Метапредметные результаты:


  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;


  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;


  1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


  1. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;


  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;


  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


  1. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  2. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;


  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;


  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;


  1. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения курса


«Родной (русский) язык»


  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;


  1. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;


  1. формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;


  1. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;


  1. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


К концу обучения обучающийся научится:


  • распознавать и вести этикетный диалог;


  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;


  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;


  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;


  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;


  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;


  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;


  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;


  • определять тему, основную мысль несложного текста;


  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);


  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);


  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;


  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;


  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;


  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;


  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;


  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.


К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:


  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;


  • давать оценку невежливому речевому поведению.


  • знать особенности диалога и монолога;


  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;


  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;


  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);


  • пользоваться основными способами правки текста.


  • анализировать типичную структуру рассказа;


  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;


  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;


  • продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;


  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;


  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.





Содержание учебного предмета «Русский (родной) язык»


Язык и культура.


Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация

Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.


Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).


Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить –


слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации


Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой


задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Неподготовленная и подготовленная устная


речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приѐмы подготовки.


Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чѐм нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы


правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.


Редактирование и взаиморедактирование.


Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).


Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.


Речь. Речевая деятельность. Текст


Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.


Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.


Структурно-смысловые части в разных текстах.


Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.


Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учѐтом


особенностей этих текстов


Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.


Вторичные речевые жанры.


Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.


Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на


основе выборки нужного материала из исходного текста.


Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль.


Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.


Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).


Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения.


Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.


Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.


Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.


Невыдуманный рассказ (о себе).


Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.


Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.


Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.


Газетные информационные жанры.


Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.


Информационная заметка.


Рассказ по сюжетным рисункам.


2 класс


Общение. Что такое успешное общение.


Азбука вежливости. Какие бывают предложения.


Речевая деятельность.


Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение.


Слушание и говорение.


  • пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.


Типы текстов.


Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование, рассуждение. Научный и художественный текст. Письменное изложение.


Календарно – тематическое планирование


Название темы

кол часов

дата по плану

дата по факту

1.

Что такое успешное общение

1








2.

Общение. Слово веселит, огорчает, утешает.

1








3.

Словесное и несловесное общение.

1








4.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная.

1








5.

Азбука вежливости.

1








6.

Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности,

1




извинения.









7.

Этикетные средства в устной и письменной речи.

1








8.

Словарь. Почему это так называется?

1








9.

Разные способы толкования слов.

1








10.

Наблюдаем за сочетаемостью слов.

1








11.

Как правильно произносить слова.

1








12.

Ударение.

1








13.

Пословицы, поговорки.

1








14.

Фразеологизмы.

1








15.

Конкурс «Чистое слово»

1








16.

Слова, у которых несколько значений.

1








17.

Слова, у которых несколько значений.

1








18.

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

1








19.

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

1








20.

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

1








21.

Слова и их дальние родственники.

1








22.

Слова и их дальние родственники.

1








23.

Чудесные превращения слов.

1








24.

КВН «В мире родного языка».

1








25.

Что такое обращение.

1








26.

Слушание и говорение.

1








27.

Слушание и говорение.

1








28.

Говорить – слушать, их взаимосвязь.

1














29.

Писать – читать, их взаимосвязь.

1








30.

Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи.

1








31.

Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания.

1








32.

Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

1








33.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

1








34.

Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).

1








35.

Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

1








36.

Структура поздравления.

1








37.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста.

1








38.

Что такое текст.

1








39.

Типы текстов.

1









40.

Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные) слова.

1








41.

Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные) слова.

1








42.

Деление текста на части. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

1








43.

Деление текста на части.

1








44.

План. Составление плана к тексту.

1








45.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

1








46.

Изложение текста по вопросам.

1








47.

Работа с деформированным текстом.

1








48.

Списывание с делением сплошного текста на предложения.

1








49.

Работа с деформированным текстом.

1








50.

Изложение зрительно воспринятого текста.

1








51.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Правила пересказа.

1








52.

Краткий пересказ . Способы сжатия текста.

1








53.

Составление устного рассказа по картинкам.

1








54.

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.

1








55.

Структурные части текста-повествования.

1








56.

Отзыв о книге.

1








57.

Структурные части текста - описание.

1














58.

Сочинение – описание. Любимая игрушка.

1








59.

Описание в объявлении.

1








60.

Описание-загадка.

1








61.

Структурные части текста - рассуждение.

1








62.

Обучающее сочинение – рассуждение. Доказательства: факты (научные, житейские)

1








63.

Научный и художественный текст.

1








64.

Творческое изложение.

1








65.

Синквейн.

1








66.

Вывеска как информационный текст.

1








67.

«Язык родной, дружи со мной»

1








68.

Обобщение. Игра – викторина «Путешествие в страну русского языка»

1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!