Муниципальное автономное образовательное учреждение
Осиновская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
Рассмотрена: 31.08.18 г. | Согласована: 31.08.18 г. | Утверждена: 31.08.18 г. |
Руководитель МО учителей Мезралеева Р.К./______________/ Ф.И.О. | Заместитель директора школы по УВР Абушева В.С./____________/ Ф.И.О. | Директор школы Баширова Л.М./__________/ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Татарский язык
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
для 5 класса
на 2018/2019 учебный год
Арипова Гульнара Инзеловна
(Ф.И.О. учителя-составителя программы)
2018 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1.Федеральные законы и постановления:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06..2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060);
_ Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
-Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
1.3. Писем Минобрнауки России: - от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;
- от 05.10.2010 № 1450-рп «О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 г.г.».
- от 28.10.2015 г. №728-м «О рабочих программах учебных предметов» ( письмо Министерство образования и науки РФ №08-1786 от 28.10.2015)
1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 29 мая 2018 «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ».
1.6. Программы:
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013;
-Государственный стандарт по татарскому языку в русскоязычных школах. Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М., Хаков В.Х., Измайлова Г.Г., Хамидуллина Э.Х.- Казан, 2010 ел.
-Государственного стандарта по татарскому языку, утвержденного приказом Минобразования Республики Татарстан. 2008 г.
-Программы по родному языку и литературе для школ Тюменского региона с этнокультурным компонентом образования, 5-11 класс, составители К.С.Садыков, Ф.С.Сайфулина, М.С.Хасанова. – Тобольск: Тобольская государственная социально – педагогическая академии
им. Д.И.Менделеева, 2009 г.
Программа сокращена за счёт отведения меньшего количества уроков на изучение отдельных тем, уроков развития речи.
Изучение родного (татарского) языка обеспечивает выпускникам возможность общаться с носителями языка; умение работать с информацией и использовать их для удовлетворения личных интересов и потребностей. В процессе общения формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы; происходит становление мировоззрения; закладывается база для гражданской идентичности.
Цели обучения родному (татарскому) языку формулируются (согласно ФГОС ) исходя из ожидаемых результатов на трех уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Вклад предмета «Родной (татарский) язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения в средней школе “Татар теле” выражается в следующем:
-формирование представлений об родном (татарском) языке как средстве познания окружающего мира;
-формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, партнерам по общению, к членам семьи, учителю;
-воспитание российской гражданской идентичности;
-развитие самостоятельности, соблюдение социальных норм речи, что проявляется в моделируемых ситуациях в учебниках;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Обучение родному (татарскому) языку способствует достижению метапредметных умений, составляющих основу умения учиться:
- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на татарском языке;
-планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
-слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например проектной;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-комплексно использовать разные компоненты учебного предмета «Родной (татарский) язык» (учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для контрольных работ), электронные материалы.
Предметные результаты освоения младшими школьниками состоят в формировании коммуникативной компетенции на татарском языке в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), предусматривающей также развитие языковых навыков на заданном уровне и социокультурной компетенции.
Задачами обучения родному языку являются:
*формирование национального самосознания, уважение к родному языку, осознание красоты, выразительности, эстетических возможностей родной речи;
*формирование языковой компетенции, предполагающей знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм;
*развитие способности языкового самосовершенствования;
*формирование способности анализировать и оценивать различные языковые явления в текстах разных функциональных стилей литературного языка.
2.Общая характеристика учебного предмета
Родной (татарский) язык и литература являются составной частью многонациональной культуры Тюменского региона и в системе образования области занимают особое место, потому как сибирские татары – носители данной культуры по численности занимают второе место после русских и являются коренным народом Западной Сибири. Формирование личности средствами родного языка предопределяет формирование культуры обучающегося. Изучение родного языка и литературы является важным фактором не только сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации межнациональных отношений. Преподавание родного языка и литературы осуществляется на основе конституции, Законов РФ «Об образовании», «О национально – культурной автономии» и закона Тюменской области «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области». Предмет родной (татарский) язык строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Программа позволяет комплексно решатьвопросы эмоционального, творческого развития школьника
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Татарский язык» рассчитан на 35 ч. (1ч в неделю, 35 учебных недель в году). Программа реализуется за счет сжатия и резервных уроков
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 7) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что татарский язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре татарского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Татарский язык.
I. Повторение пройденного
1. Лексикология
2. Морфология.
3. Предложение.
II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
1. Фонетика и орфоэпия.
2. Органы речи. Образование звуков.
3. Гласные и согласные звуки.
4. Слог.
5. Перенос слов.
6. Ударение.
7. Интонация.
8. Графика и орфография.
9. Алфавит.
III. Проект.
IV. Лексикология.
1. Лексика и лексикология.
2. Однозначные и многозначные слова.
3. Прямое и переносное значение слов.
4. Синоним. Антоним. Омоним.
5. Словарный запас татарского языка.
6. Архаизмы.
7. Неологизмы.
8. Фразеологизмы.
V. Проект.
VI. Словообразование.
1. Корень и окончание.
2. Основа.
3. Образование слов.
VII. Повторение пройденного.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
-аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов:
- составление опорных схем и таблиц;
-работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса ттарского языка в 5 классе предполагает
использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
использование электронных учебников для организации самостоятельной работы учащихся по изучению теоретического материала;
использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала,
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы на родном татарском языке, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое распределение часов
Тема урока | Кол-во часов |
Знакомство с учебником. Повторение пройденного в 4 классе | 1 |
Фонетика и орфоэпия. | 4 |
Р.р.Сочинение "Как я провёл лето". | 1 |
Контрольный диктант. | 1 |
Работа над ошибками. Слог | 1 |
Перенос слов | 1 |
Ударение.Интонация | 1 |
Сжатое изложение | 1 |
Графика и орфография. Алфавит | 4 |
Контрольный диктант | 1 |
Фонетический анализ слова. Тест по теме | 1 |
Составляем орфографический словарь (проект) | 1 |
Лексикология. | 4 |
Р.р. Изложение. | 1 |
Контрольный диктант | 1 |
Работа над ошибками. Рассказ о слове(проект). | 1 |
Словообразование. | 4 |
Р.р. Сочинение по картине. И. Шишкин "Дубовый лес". | 1 |
Итоговая контрольная работа. Тест по теме «Морфемика и словообразование» | 1 |
Работа над ошибками. Повторение пройденного за год. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
план | факт |
1 | | | Знакомство с учебником. Повторение пройденного в 4 классе | 1 | С.8 упр.9 письменно |
2 | | | Фонетика и орфоэпия. Органы речи. Образование звуков. Гласные и согласные звуки. | 1 | С.18 упр.29, письменно |
3 | | | Р.р.Сочинение "Как я провёл лето". | 1 | Дописать сочинение |
4 | | | Гласные звуки. Произношение гласных звуков. Закон сингармонизма. | 1 | С.26 упр.36 |
5 | | | Согласные звуки. Произношение согласных звуков. | 1 | С.36, упр.76 |
6 | | | Согласные звуки [къ]и [к], [гъ] и [г], [һ]и [х]. | 1 | С.42 упр.91 |
7 | | | Согласные звуки [w] и [в], [н] и [ң] [,] хамзя | 1 | С.45 упр.100 С.55 упр.126 |
8 | | | Контрольный диктант. | 1 | |
9 | | | Работа над ошибками. Слог | 1 | С.57 упр.132 |
10 | | | Перенос слов | 1 | С.62 упр.143 |
11 | | | Ударение.Интонация | 1 | С.65 упр.150, устно |
12 | | | Сжатое изложение | 1 | Повторить виды предложений |
13 | | | Графика и орфография. Алфавит | 1 | С.73 упр 166 |
14 | | | Буквы гласных звуков. | 1 | С.80 упр.185, дописать |
15 | | | Контрольный диктант | 1 | |
16 | | | Буквы согласных звуков. письменно | 1 | C.86 упр.201 |
17 | | | Заглавные и строчные буквы. Сложные и парные слова | 1 | С.88 упр.206 письменно |
18 | | | Фонетический анализ слова. Тест по теме | 1 | С.91 упр.209 письмено |
19 | | | Составляем орфографический словарь (проект) | 1 | С.93 упр.214 письменно |
20 | | | Лексикология. Однозначные и многозначные слова. Слова с прямым и переносным значением | 1 | С.97 упр.218 письменно |
21 | | | Синонимы.Антонимы. Омонимы. | 1 | С.105 упр.241 письменно |
22 | | | Р.р. Изложение. | 1 | Переписать в чистовики |
23 | | | Словарный запас татарского языка. | 1 | С.108 упр.245 письменно, С.110 упр. 250 устно |
24 | | | Архаизмы. Неологизмы. Фразеологизмы. | 1 | С.117 упр. 267 письменно |
25 | | | Лексический анализ слова. Проверка знаний | 1 | С.120 упр.276 письменно |
26 | | | Контрольный диктант | 1 | С.119 упр. 272 письменно |
27 | | | Работа над ошибками. Рассказ о слове(проект). | 1 | С.120 упр.276 закончить проект |
28 | | | Словообразование.Корень слова и окончание. Окончание. Модальные окончания. | 1 | С.128 упр.288 письменно |
29 | | | 04 Р.р. Сочинение по картине. И. Шишкин "Дубовый лес". | 1 | Дописать сочинение |
30 | | | Основа слова. Корень и суффикс | 1 | С.137 упр.312 письменно, сделать морфемный анализ |
31 | | | Морфемный разбор слова. | 1 | Сделать морфемный анализ слов |
32 | | | Способы словообразования. Сложные слова. Сокращение слов | 1 | С.144 упр.331 письменно |
33 | | | Итоговая контрольная работа. Тест по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | |
34 | | | Работа над ошибками. Повторение пройденного за год. | 1 | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Литературоведческий словарь. Казань «Магариф». 2007г.
2.Программа по татарскому языку для средней общеобразовательной школы для 5 -9 классов. Казань. Издательство «Магариф - Вакыт». 2014г.
3. Словарь синонимов. Казань «Магариф». 2007г.
4. Татар теле. Методическое пособие для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 6 класс. Казань. Издательство «Магариф – Вакыт». 2015г.
5. Татарско – русский и русско – татарский словарь. Казань «Магариф». 2012г
6. Учебник «Татарский язык» 5 класс. Р.Р. Шамсетдинова, Г.К. Хадиева, Г.В. Хадиева. Казань. Издательство «Магариф – Вакыт». 2015г.
7. Фразеологический словарь. Казань «Магариф». 2005г.
8. https://tulpar.kfu.ru/login/index.php
9. http://www.bankportfolio.ru/dir/sajt_uchitelja/rodnogo_jazyka/d_resk/18-1-0-726 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения родного (татарского) языка учащиеся научатся знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся научатся: применять орфографические правила, изученные в 5 классе;
объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение, грамматическую характеристику слов.
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные нормы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей. пользоваться разными видами толковых словарей; находить в художественном тексте изобразительно- выразительные приемы, основанные на лексических возможностях татарского языка.
К концу 5 класса обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами; разбирать по членам простое предложения писать изложения; создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи; соблюдать нормы литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). пользоваться разнообразными словарями. овладению речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание); усвоению основ знаний из области фонетики , грамматики (морфологии), лексики (словарный состав слова), морфемики (состава слова: корень , окончание); пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.