Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения МБОУ СОШ №3 _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Технология» 1 а класса 1ступени, базовый уровень
на 2018-2019 учебный год
Составитель
Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальной школы
высшая категория
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии авторской программой
«Технология» Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой.
Новоалтайск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе учебного плана, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2.
Цель изучения курса технологии — развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наша школа работает с УМК «Школа России», т.к. он вошел в федеральный перечень на 2012 г.. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. При этом, в УМК сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность.
Организация учебной деятельности учащихся реализуется технологиями:
- системно – деятельностный подход, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников.
Организуются формы обучения:
парная;
групповая;
фронтальная;
индивидуальная.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-умения положительно относиться к учению;
- умения проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- умения принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
- умения чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- умения чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты (по разделам):
1
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности | Предметные УУД |
| Природная мастерская | (8 ч) | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде и в воздухе. Название транспортных средств в окружающем пространстве. Функциональное назначение транспорта. Природа и творчество. Природные материалы. Виды природных материалов. Сбор, виды засушивания. Составление букв и цифр из природных материалов. Листья и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета листьев разных растений. Составление композиций. Семена и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета семян разных растений. Составление композиций. Композиция из листьев. Что такое композиция? Знакомство с понятием «композиция». Подбор листьев определённой формы для тематической композиции. Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Знакомство с понятием «орнамент». Составление разных орнаментов из одних деталей – листьев (в круге, квадрате, полосе). Природные материалы. Как их соединять? Обобщение понятия «природные материалы». Составление объёмных композиций. |
| Пластилиновая мастерская | 4 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Материалы для лепки. Что может пластилин? Знакомство с пластичными материалами – глина, пластилин, тесто. Введение понятия «инструмент». Знакомство с профессиями людей. Исследование свойств пластилина. В мастерской кондитера. Как работает мастер? Введение понятия «технология». Знакомство с профессией и материалами кондитера. Изготовление пирожных, печенья из пластилина. В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Обучать умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления. Изготовление морских обитателей из пластилина. Наши проекты. Аквариум. Работа в группах. |
| Бумажная мастерская | 16 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оборудование рабочего места. Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Наши проекты. Скоро Новый год! Работа с опорой на рисунки. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Бумага. Какие у неё есть секреты? Введение понятия «бумага - материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах. Бумага и картон. Какие секреты у картона? Введение понятия «картон - материал». Знакомство с разновидностями картона. Исследование свойств картона. Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Введение понятия «оригами». Точечное наклеивание бумаги. Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Введение понятия «аппликация». Изготовление изделий из оригами. Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? Закрепление приёмов сгибания и складывания. Изготовление изделий в технике оригами. Наша армия родная. Представление о 23 февраля - День защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Изготовление изделий в технике оригами. Ножницы. Что ты о них знаешь? Введение понятий «конструкция», «мозаика». Выполнение резаной мозаики. Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? О роли матери в жизни человека. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных полос. Шаблон. Для чего он нужен? Введение понятие «шаблон». Разнообразие форм шаблонов. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам. |
| Текстильная мастерская | 5 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки - материалы». Завязывание узелка. Игла – труженица. Что умеет игла? Введение понятий «игла – швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка. Вышивка. Для чего она нужна? Обобщение представление об истории вышивки. Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами. |
| | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии
Количество часов в неделю – 1
Рабочая программа рассчитана на 33 часов в год, из них на проведение экскурсий – 1
Сроки реализации программы: один год (2018– 2019 г.г.)
№ п/п | Тема | Всего часов |
Природная мастерская (8 часов) |
1. | Рукотворный и природный мир города и села. | 1 |
2. | На земле, на воде и в воздухе | 1 |
3. | Природа и творчество. Природные материалы | 1 |
4. | Листья и фантазии. | 1 |
5. | Семена и фантазии. | 1 |
6. | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 |
7. | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 |
8. | Природные материалы. Как их соединить? | 1 |
Пластилиновая мастерская (4 часа) |
9. | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 |
10. | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 |
11. | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 |
12. | Наши проекты. Аквариум. | 1 |
Бумажная мастерская (16 часов) |
13. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 |
14. | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 |
15. | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 1 |
16. | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 |
17. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 |
18. | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 |
19. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 |
20. | Наша армия родная. | 1 |
21. | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
22. | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет. | 1 |
23. | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
24. | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
25. | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 |
26. | Образы весны. Какие краски у весны? | 1 |
27. | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 |
28. | Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 |
Текстильная мастерская (5 часов) |
29. | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
30. | Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 |
31. | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 |
32. | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
33. | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. | 1 |
| итого | 33 ч |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
Книгопечатная продукция Методические пособия для учителя Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата,№ приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |