СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (мальчики) 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии (мальчики) 6 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (мальчики) 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика программы


Рабочая программа составлена на основе:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

- ФГОС основного общего образования - утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 и от 31.12. 2015 года № 1577;

- Примерная ООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

- Федеральный перечень учебников (приказ МОиН РФ от 31 03.2014 г., № 253)

- «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2015.


Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)


Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи обучения:

  • приобрести знания о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии изготовления изделий на основе плоскостных деталей, из тонколистового металла, об информационных технологиях;

  • овладеть способами деятельности:

  • умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

  • способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

  • умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;


Содержание рабочей программы «Технология»

6 класс.

1 раздел. Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующих годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов; шпон, фанера, пиломатериал. Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Знания необходимые для получения профессии. Физиологические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины, заплесневелость, деформация. . Виды декоративно- прикладного творчества. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно прикладном искусстве. Влияние технологий заготовки и обработки пиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.

Соединение деталей в полдерева Изготовление деталей ручным инструментом цилиндрической формы. Инструмент для данного вида работ.

Правила безопасной работы. Визуальный инструментальный контроль, качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД- 120М. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов и приспособлений, стамеска, рубанок, шерхебель. подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов и их заточка. Приемы работы на токарном станке. Правила безопасности при заточке, окрашивании. Защитная и декоративная отделка изделия.

2 раздел. Технология изготовления изделий из сортового проката.

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металла и сплавов. Черные металлы и сплавы. Цветные металлы. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Правила поведения в слесарной мастерской. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, шлицы, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Разметка заготовок из металлического сортового проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и приемы измерения штангенциркулем.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего инструмента. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасности при резании металла слесарной ножовкой. Инструмент для рубки металла. Приемы и способы рубки металла на тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Правила безопасной работы. Опиливание металла. Инструмент для опиливания. Правила и приемы безопасного труда при опиливании. Назначение клепальных швов. Пайка как один из способов соединения металла. Отделка изделий из сортового проката. Назначение и принцип работы деталей машин с передачей. Условные обозначения передаточной пары


3 раздел. Эстетика и экология жилья.

Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Разделение помещения на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов семьи санитарно – гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения. Роль комнатных растений в интерьере квартиры.

4 раздел. Творческая проектная деятельность.

Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования. Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование. Первоначальные идеи, анализ, выбор, лучшей идеи. Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физические и технологические свойства материалов, приспособление и материалы. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной конструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Определение себестоимости проекта. Реализация продукции. Реклама.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой эле­ментарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на ок­ружающую среду и собственное здоровье;

  • виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

  • общее устройство слесарного верстака: правила и приемы пользования им при выпол­нении слесарных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила

поль­зования ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используе­мым в них рабочим телам;

  • виды пиломатериалов;

  • возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходи­мых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сбор­ки изделий;

  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

  • общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

  • виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;

  • уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать тре­буемую точность взаимного расположения поверхностей;

  • производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), вы­полнять основные ручные и станочные операции;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических дета­лей и деталей типа тел вращения;

  • разрабатывать содержание инструкционное-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ,

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;

  • осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;

  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъ­являемые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на свер­лильном и токарном станках по дереву;

  • выполнять шиповые столярные соединения;

  • •'шлифовать и полировать плоские металлические поверхности; „

  • выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художествен­ной отделки древесины {шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и Лаками);

  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

  • Должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;

  • деятельности;

  • социально-трудовой;

  • познавательно-смысловой;

  • информационно-коммуникативной;

  • межкультурной;

  • учебно-познавательной.

  • Способы решать жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

  • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры; ухаживать за одеж­дой и обувью, соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.


Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:


№п\п

Наименование раздела и темы

Кол-во

часов

Теоретические

Практические

1

Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов

24

6

18


2

Технология изготовления изделий из сортового проката

22

4

18

3

Сборка модулей технологических машин из деталей конструктора эскизов и чертежей

4


4

4

Эстетика и экология жилища

4

2

2

5

Творческая проектная деятельность

14

2

12


ВСЕГО

68

12

54









Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

  • распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкцион­ных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

  • в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;

  • стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;

  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

  • в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-приклад­ной обработки материалов»;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта;

  • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

  • разработка вариантов рекламных образцов.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Место предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.


Место предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.




Учебное и учебно-методическое обеспечение


• Стенды и плакаты по технике безопасности;

• компьютерные слайдовые презентации;

• набор ручных инструментов и приспособлений;

• обору­дование для лабораторно-практических работ;

• набор макетов, машин, оборудования.




Список учебно-методической литературы

Учебно-методический комплект

1. Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций (Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. – М. : Вентана-Граф, 2014)

2. Рабочая тетрадь «Технология. Индустриальные технологии» для 6 класса (Тищенко А.Т., Буглаева Н.А. – М. : Вентана-Граф, 2013)

3. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.

4. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/

Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.


Дополнительная литература

1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.

2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.

3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.

4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.

5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.

6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Интернет ресурсы по основным разделам технологи

  1. Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su

  2. Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su — http://pedsovet.su/load/212

  3. Образовательный сайт «ИКТ на уроках технологии»: http://ikt45.ru/

  4. Сообщество учителей технологии: http://www.edu54.ru/node/87333

  5. Сообщество учителей технологии «Уроки творчества: искусство и технология в школе»: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com

  6. Библиотека разработок по технологии: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library

  7. Сайт «Лобзик»: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/

  8. Сайт учителя технологии Трудовик 45: http://trudovik45.ru

  9. Сайт учителя-эксперта Технологии: http://technologys.info

Календарно-тематическое планирование

уроков технологии 6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания Планируемые результаты

(предметные)


Планируемые результаты
Характеристика деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Технология изготовления изделий из древесины и древесных материалов (24 часа)

1-2

Вводное заня­тие. Правила Т/Б

Виды пилома­териалов

2

Содержание и организа­ция обучения техноло­гии в текущем году. Ор­ганизация рабочего мес­та. Ознакомление с ос­новными разделами про­граммы обучения.

Де­монстрация проектов, выполненных учащими­ся 6 класса в предшест­вующие годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Произ­водство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломате­риалы, шпон, фанера.


Знать правила пове­дения и технику безо­пасности при выполне­нии приемов труда; ви­ды пиломатериалов.

Организовы­вать рабочее место; распознавать пилома­териалы; правильно и безопасно выполнять основные приемы по обработке конструк­ционных материалов.

Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.



3-4

Профессии, связанные с обработкой древесины

2

Профессия столяра и плотника. Виды про­фессий в лесной и деревообрабатывающей промышленности.


Знать классификацию профессий по предме­там, целям, орудиями условиям труда; про­фессии рабочих в лес­ной и деревообрабаты­вающей промышлен­ности.

Уметь производить профессиографический анализ профессий деревообрабатываю­щей промышленности и соотносить требова­ния к профессиям с че­ловеком и его личными достижениями.


Умение самостоятельно искать нужную информацию, выделять тему и формулировать цель, ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить заданную работу. Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективных диалогах.




5-6

Свойства древесины.

Пороки древесины.

2

Физические и техноло­гические свойства дре­весины. Технологиче­ские пороки древесины: механические повреж­дения, заплесневелость, деформация.


Знать, какими свойст­вами должна обладать древесина для изготов­ления изделия; понятие порок древесины; ос­новные природные и технологические по­роки древесины и спо­собы их устранения.

Уметь выбирать дре­весину определенных свойств для выполне­ния проектного зада­ния; распознавать по­роки древесины.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель,

планировать и проводить работу для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию;

умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.




7-8

Традиционные виды декоративно-приклад­ного творчест­ва и народных, промыслов России


2

Виды декоративно-прикладного творчества (ДПТ) нашего региона. Знакомство с различны­ми видами резьбы по де­реву. Понятие об орна­менте, способы построе­ния и его роль в декора­тивно-прикладном искус­стве.


Знать историю воз­никновения и развития различных видов ДПТ; его влияние на мест­ные художественные промыслы, традиции и культуру своего на­рода.

Уметь находить и ис­пользовать информа­цию о ДПТ; классифи­цировать виды ДПТ; разрабатывать эскиз.


Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




9-10

Влияние тех­нологий обра­ботки материа­лов на окру­жающую среду и здоровье че­ловека








2

Влияние технологий заготовки и обработки лесопиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.


Знать о влиянии тех­нологий заготовки ле­соматериалов на окру­жающую среду и здо­ровье человека; основ­ные законы и меро­приятия по охране тру­да в России; правила безопасного поведения на природе.

Уметь бережно отно­ситься к природным богатствам; рациональ­но использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные иско­паемые и т. д.).

Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




11-12

Представления о де­талях различ­ной геометри­ческой формы


2

Соединение деталей вполдерева. Изготовле­ние цилиндрических де­талей ручным инстру­ментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной ра­боты. Визуальный и ин­струментальный кон­троль качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120М.


Знать назначение ин­струментов, приспо­соблений; рациональ­ные и безопасные прие­мы работы по изготов­лению изделий различ­ной геометрической формы, технологию изготовления; устрой­ство токарного станка, виды операций, выполняемых на токар­ном станке; правила безопасной работы на станке.

Уметь подбирать не­обходимый инструмент, оборудование, способ обработки детали; ра­ционально использо­вать время и материа­лы; безопасно выпол­нять приемы труда; ор­ганизовать рабочее ме­сто при работе на то­карном станке; прово­дить визуальный и ин­струментальный кон­троль качества.

Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.



13-14

Ручные инструменты и приспособления

2

Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных

работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества;


Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.


Знать: устройство, на-
значение инструментов
и приспособлений; способ обработки детали
призматической формы
ручным инструментом;
правила безопасной работы.
Уметь изготавливать детали призматической формы с использованием ручного инструмента; безопасно выполнять приемы труда; проводить визуальный и инструментальный контроль.

Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



15-16

Художественная обработка древесины. Выпиливание ручным лобзиком по контуру.

2

Организация рабочего места токаря. Подготов­ка заготовок к точению. Выбор ручных инстру­ментов, их заточка. Приемы работы на то­карном станке...



Знать приемы подго­товки заготовок к ручной обработке; назначение и уст­ройство ручного инст­румента; правила за­точки инструмента; приемы работы с ручным инструментом.

Уметь подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты. Выполнять защитную и декоративную отделку изделия из древесины; произво­дить экономический расчет себестоимости изделия.


Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли.



17-18

Изготовление художественных изделий по техническим рисункам и технологическим картам.


2

Экономические расходы на изготовле­ние изделия. Визуаль­ный и инструменталь­ный контроль качества деталей. Выявление де­фектов и их устранение. Защитная и декоратив­ная отделка изделия.

Знать и различать типы и виды декоративной обработки древесины.

Уметь выбирать и применять, согласно проекту, декоративную отделку с помощью красок, выжигания


Знать назна­чение и виды защитной отделки изделий из дре­весины; декоративная отделка; виды красок и лаков.

Уметь: применять знания и навыки при отделке древесины.


Уметь ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, проводить исследования для нахождения необходимой информации диалог; участвовать в коллективном обсуждении темы.




19-20


Выжигание и роспись по дереву.


2

Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях


Знать типы и виды декоративной обработки древесины.

Уметь выбирать и применять, согласно проекту, декоративную отделку с помощью красок, выжигания.

Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



21-22

Лакирование и окрашивание изделий.


2

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы


Знать назна­чение и виды защитной отделки изделий из дре­весины; декоративная отделка; виды красок и лаков.

Уметь применять знания и навыки при отделке древесины.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.



23-24

Окончательная отделка и оценка изделия

2

Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины.



Знать технологические этапы изготовления изделия.
Уметь объективно и всесторонне оценивать изделие.

Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




Технологии изготовления изделий из сортового проката (22 часа)

25-26

Металлы и сплавы, ос­новные техно­логические свойства

2

Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основ­ные технологические свойства металлов и сплавов. Черные ме­таллы. Цветные метал­лы.

Влияние тех­нологий обработки материалов на окружаю­щую среду и здоровье человека. Правила пове­дения в слесарной мас­терской.


Знать общие сведе­ния о металлургиче­ской промышленности; влияние технологий производства и обра­ботки металлов на ок­ружающую среду. Правила поведения в слесарной мастерской.

Уметь распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свой­ствам.

Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



27-28

Представления о геометриче­ской форме детали и спо­собах ее полу­чения


2

Графическое изображе­ние объемных деталей. Конструктивные элемен­ты деталей и их графи­ческое изображение: отверстия, пазы, фаски. Основные сведе­ния о видах проекций деталей на чертежах.


Знать виды изделий из сортового металли­ческого проката; спо­собы получения сорто­вого проката; графиче­ское изображение дета­лей из сортового про­ката; область его при­менения.

Уметь читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с ис­пользованием сортово­го проката.


Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли.



29-30

Назначение ручных инст­рументов и приспособ­лений для из­готовления де­талей и изде­лий

Устройство и применение штангенциркуля

2

На­значение и устройство слесарного инструмента. Устройство и назначе­ние штангенциркуля. Приемы измерения штангенциркулем.

Знать инструменты для разметки по метал­лу; конструкцию и на­значение слесарного инструмента, способы применения; устройст­во и приемы измерения штангенциркулем. Уметь выполнять разметку; подбирать необходимый слесар­ный инструмент в зави­симости от практиче­ского задания; безопас­но работать им; кон­тролировать качество выполненной работы визуально и инстру­ментально.


Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.



31-32

Подбор и разметка металла

2

Разметка заготовок из сортового металличе­ского проката. Эконо­мичность разметки.


Знать типы и назначение металлов и сплавов, их технологические свойства; правила вы­полнения резания ме­талла; правила безо­пасной работы.

Уметь готовить сле­сарную ножовку к ра­боте; выполнять безо­пасно приемы труда.


Умение самостоятельно искать нужную информацию, выделять тему и формулировать цель, ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить заданную работу. Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




33-34

Резание метал­ла слесарной ножовкой


2

Назначение и устройст­во слесарной ножовки. Правила замены режу­щего элемента. Приемы резания металла слесар­ной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесар­ной ножовкой.


Знать назначение и устройство слесарной ножовки; правила вы­полнения резания ме­талла; правила безо­пасной работы.

Уметь готовить сле­сарную ножовку к ра­боте; выполнять безо­пасно приемы труда.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель,

планировать и проводить работу для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию;

умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.




35-36


Рубка металла.


2

Инструменты для рубки металла. Приемы и спо­собы рубки металла в тисках. Снятие при­пуска в тисках. Разделе­ние металла на части в тисках. Разрубание ме­талла на части на плите. Правила безопасной работы.


Знать инструменты и приспособления для рубки металла; правила безопасной работы; приемы работы.

Уметь выполнять рубку металла согласно заданию.

Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




37-38


Опиливание металла


2

Опиливание металла. Инструменты и приспо­собления для выполне­ния технологической операции по опилива­нию металла. Правила и приемы безопасного труда при опиливании.

Знать виды инстру­ментов и приспособле­ний для выполнения операции по опилива­нию; назначение опе­рации опиливания заго­товок; правила безо­пасной работы. Уметь выполнять операцию по опилива­нию деталей из метал­ла; безопасно выпол­нять приемы труда.


Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




39-40


Сверление заготовок из металла

2

Формирование представлений о сверлении сортового проката и других материалов на сверлильном станке. Правила и приёмы безопасной работы на сверлильном станке.

Освоение техники и приёмов сверления сортового проката и других материалов, технику безопасности при работе на станке.

Уметь применять навыки и умения в управлении станком, а также установке и замене сверла в станке.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.




41-42


Соединение деталей в изделии


2

Назначение клепальных швов. Инструменты и приспособления для клепки металла. Прави­ла техники безопасности при выполнении клепки. Заклёпка как один из спосо­бов соединения деталей из металлов. Инстру­мент и приспособления для выполнения пайки. Техника безопасности при выполнении работ при пайке металла.

Знать назначение ин­струментов и приспо­собления для клепаль­ных и паяльных швов; правила выбора диамет­ра сверла и заклепки в зависимости от тол­щины клепального шва; приемы безопасного выполнения труда. Уметь подбирать необходимый инстру­мент, безопасно вы­полнять приемы труда.


Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.



43-44


Отделка изде­лий из металла

2

Отделка изделий из сор­тового проката. Отде­лочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий.

Понимание сущности про­цесса отделки изделий из сортового металла; инструменты для вы­полнения отделочных операций; виды деко­ративных покрытий; правила безопасной работы.

Уметь выполнять от­делочные операции при изготовлении изделий из сортового проката; безопасно выполнять приемы труда


Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли.



Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам (4 часа)

45-46


Виды зубчатых передач

Примеры узлов

2

Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, ре­ечной). Ведомая и веду­щая шестерни. Переда­точное отношение.

Понимать принцип работы зуб­чатой передачи; приме­ры узлов и механизмов машин передачи дви­жения при помощи зубчатой передачи.

Уметь объяснять принцип действия зуб­чатой передачи; произ­водить расчет частоты вращения исполни­тельного механизма.


Уметь ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, проводить исследования для нахождения необходимой информации диалог; участвовать в коллективном обсуждении темы.



47-48


Условные графические обозначения на кинематиче­ских схемах зубчатых передач

Кинематическая схема токарного станка.

2

Условные обозначения зубчатой пары. Кинема­тическая схема токарно­го станка.


Знать условные обо­значения зубчатой пе­редачи; расчет переда­точного отношения ки­нематической пары. Уметь читать кинема­тическую схему зубча­той передачи; произво­дить расчет передаточ­ного отношения.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.



Эстетика и экология жилищ (4 часа)

49-50

Краткие сведе­ния из истории архитектуры и интерьера

Интерьер жилых помещений.

2

Национальные тради­ции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Понимать, что такое эсте­тика и экология жили­ща; санитарно-гигиени­ческие требования, предъявляемые к жи­лым помещениям; что такое эстетичность ин­терьера.

Уметь организовы­вать рабочее место и поддерживать его в порядке вовремя ра­боты.


Поиск и выделение необходимой информации; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение выражать свои мысли.




51-52


Рациональное размещение мебели и обо­рудования в помещении.

Свет интерьер.

2

Разделение помещений на функциональные зо­ны. Свет й интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и по­требностей семьи и са­нитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления ин­терьера жилого помеще­ния. Декоративное ук­рашение помещения изделиями собственного изготовления. Исполь­зование декоративных растений для оформле­ния интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участ­ков. Роль комнатных растений в интерьере квартиры. Влияние ком­натных растений на микроклимат помеще­ния.





Понимать, по каким функциональным требова­ниям расположена ме­бель в вашей комнате; примеры цветового оформления интерьера квартиры.

Уметь рационально использовать жилое пространство; опреде­лять центр притяжения интерьера; проводить дизайн-анализ интерье­ра; выполнять эскиз жилого и рабочего по­мещения.

Уметь ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, проводить исследования для нахождения необходимой информации диалог; участвовать в коллективном обсуждении темы.



Творческая, проектная деятельность (14 ч.)

53-54

Основные тре­бования к про­ектированию.

Элементы художественного конструирования.

2

Основы проектирования. Методы поиска инфор­мации об изделии и ма­териалах. Элементы ху­дожественного конст­руирования.

Знать требования, предъявляемые при проектировании изде­лия; основные этапы проектирования; мето­ды конструирования; основы экономической оценки стоимости вы­полняемого проекта.

Уметь анализировать свойства объекта; де­лать экономическую оценку стоимости проекта.


Отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результатов творческого характера, организовать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений.




55-56

Выбор тем проектов на основе потреб­ностей и спро­са на рынке то­варов и услуг.


2

Определение потребно­сти. Краткая формули­ровка задачи. Исследо­вание.


Знать критерии, кото­рым должен соответст­вовать проект.

Уметь выбирать тему проектного задания на основе маркетинго­вого опроса.


Умение самостоятельно искать нужную информацию, выделять тему и формулировать цель, ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить заданную работу. Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




57-58

Выбор и обоснование проекта.

Реализации проекта.

2

Исследование рынка и собственных возмож­ностей. Перечень крите­риев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов ^ на основе потребностей и спроса на рынке това­ров и услуг. Оценка сво­их материальных и про­фессиональных возмож­ностей в разработке и реализации проекта.

Знать виды проект­ных заданий; стилевое и функциональное на­значение проекта; тре­бования к техническо­му объекту; недостатки технического объекта; методы технического творчества.

Уметь выбирать объ­ект проектирования; разрабатывать и анали­зировать первоначаль­ные идеи проекта; про­водить анализ техниче­ского объекта.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель,

планировать и проводить работу для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию;

умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.




59-60

Альтернатив­ные варианты проекта





2

Первоначальные идеи, анализ, выбор лучшей идеи.


Знать роль и значение выбора варианта про­екта; назначение и осо­бенности варианта про­екта.

Уметь разрабатывать эскизный вариант про­ектного задания, моде­лировать, конструиро­вать.


Умение самостоятельно выполнять познавательную деятельность, выделять проблему и формулировать цель,

В сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования Умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.




61-62

Выбор инст­румента, обо­рудования и материалов

Требования к выбору инструментов.

2

Ручной и механический инструмент для выпол­нения проектного зада­ния. Физические и тех­нологические свойства материалов, приспособ­ления и оборудования.

Знать требования к выбору инструмента, оборудования и мате­риалов по физическим и технологическим свойствам при проек­тировании изделия. Уметь определять по функциональному назначению инстру­мент, оборудование и материал.

Поиск и выделение необходимой информации; выделять существенную информацию из разных источников. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




63-66

Изготовления изделия.

Сборка и отделка.

4

Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического ри­сунка. Составление учебной инструкцион­ной карты. Сборка и от­делка изделия.

Знать последователь­ность работы над про­ектом; пооперационную карту изготовления из­делия; технологические операции; виды и струк­туру технологических процессов. Уметь составлять и читать технологиче­скую карту изделия; вы­полнять основные тех­нологические операции по изготовлению изде­лия; соединять и отде­лывать детали в изде­лии; отделывать изделие.


Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию.



67-68

Защита проекта. Оценка изделия. Реклама.


Определение конечной себестои­мости проекта. Поясни­тельная записка к проек­ту. Реализация продук­ции. Вывод. Оценка из­делия.


Знать существенные признаки нового тех­нического решения; основные требования защиты проектного за­дания.

Уметь оформлять по­яснительную записку к проектному заданию; выявлять преимущест­ва и недостатки проекта.


Уметь самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем.