М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «ТЕХНОЛОГИЯ»
КЛАСС 6
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработал(а):
Минин Роман Николаевич
Учитель технологии
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.).
Авторской программы: А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, под руководством профессора В.Д.Симоненко и изданы Издательским центром «Вентана - Граф» 2014
Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
С целью учета возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» и «Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства)».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
проявление технико –технологического и экономического мышления;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно выбирать и выстраивать дальнейшее индивидуальные траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
Метапредметные |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
У ученика будут сформированы: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, плани рование, прогнозиро вание, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия; саморегуляция Ученик получит возможность научиться: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | У ученика будут сформированы: алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; общеучебные логические действия(анализ, синтез, классификация,,наблюдение построение цепи рассуждений, доказательство, выдви жение гипотез и их обоснование; выявление причины и следствия простых явлений; осуществление сравнение и классификацию, самостоя тельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, нализировать и оценивать ее достоверность; соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда. Ученик получит возможность научиться: моделировать технические обьекты и технологические процессы; самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы по созданию технологических изделий. | У ученика будут сформированы: готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; слушать и выступать, проявлять инициативу, прини мать решения; |
В результате изучения учебного предмета «Технология. Индустриальные технологии» формируются следующие предметные результаты:
- рационально организовывать рабочее место;
-выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования;
- осуществлять работы с использованием технологических карт и чертежей;
-выявлять и обосновывать эстетические свойства изделий с учётом их назначения;
- графически изображать основные виды механизмов передач;
-иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства;
-иметь представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей;
-использовать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;
- анализировать бюджет семьи, рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи
- выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;
- осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам;
- распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;
- выполнять разметку заготовок;
- изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;
- осуществлять контроль качества изготовленного изделия (детали);
- выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
- планировать и реализовывать творческий проект;
- кратко формулировать задачу своей деятельности;
- отбирать и использовать информацию для своего проекта;
- определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
-оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
- определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
- анализировать недостатки произведённого изделия и определять трудности, возникшие при проектировании и изготовлении изделия;
- формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
- определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
Содержание учебного предмета
Раздел 1 «Технологии обработки конструкционных материалов»
1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная. Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации. Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках».
Практическая работа №2 «Исследование плотности древесины».
Практическая работа№3 «Чтение сборочного чертежа.
Практическая работа №4 «Последовательность разработки технологической карты»
Практическая работа №5 «Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку».
Практическая работа №6 «Изготовление деталей цилиндрической формы»
Практическая работа №7 «Изготовление деталей конической формы
2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей. Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов. Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторно-практические и практические работы.
Лабораторно-практическая работа №8 «Изучение устройства токарного станка для обработки древесины».
Практическая работа №9 «Организация рабочего места для выполнения токарных работ»
Практическая работа №10 «Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ».
3.Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины. Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Эстетические и эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Лабораторно-практические и практические работы.
Лабораторно-практическая работа №11 «Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств».
Практическая работа №12 «Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву»
4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката. Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей. Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Технологии изготовления изделий из сортового проката. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками. Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий. Составные части машин. Виды механических передач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Практическая работа №13 «Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов».
Практическая работа №14 «Выполнение чертежей деталей из сортового проката».
Практическая работа № 15 Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Практическая работа № 16 «Приемы работы слесарной ножовкой».
Практическая работа №17 «Рубка металла в тисках и на плите».
Практическая работа №18 «Отработка навыков работы с напильниками различных видов».
5 Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей. Современные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» -
6. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.
Практическая работа № 19 «Закрепление настенных предметов (картины)».
7. Технологии ремонтно-отделочных работ
Виды ремонтно – отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ, современные материалы. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Правила безопасной работы.
Практическая работа № 20 «Расчет количества обоев для комнаты»
8. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ, их назначение. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Практическая работа № 21 «Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями».
Раздел 3 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
9. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядок сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Практические работы.
Практическая работа №22 «Использование ПК при выполнении и презентации проекта».
Практическая работа №23 «Выполнение пояснительной записки проекта»
Раздел 4. Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства).
10. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур
Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.
Почва — основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных типов почв, понятие «плодородие почвы».
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Технологии и средства защиты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.
Виды и применение севооборотов. Понятия «урожай», «урожайность». Учет урожайности. Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений. Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур.
Подзимние посевы и посадки.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Весенний период
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений. Составление схемы простых севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, посевы и посадки овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними.
Осенний период
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка.
11 .Технологии выращивания плодовых и ягодных культур
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, их основные виды и сорта в своем регионе. Технологии выращивания ягодных кустарников, плодовых растений.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Осенний период
Уход за земляникой и ягодными кустарниками, оценка их состояния, выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров и заготовка материала для размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников.
12. Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте
Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных овощных и цветочно-декоративных культур региона рассадным способом и в защищенном грунте.
Виды защищенного грунта. Современные укрывные материалы, состав почвосмесей, подкормки. Защита растений от болезней и вредителей.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Весенний период
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, установка пленочных укрытий, теплиц, проведение подкормки. Разработка конструкции и изготовление простейших сооружений для защищенного грунта.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Раздел. Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства) | 17 | | |
| Осенний период | 8 | | |
1 | Правила безопасной работы на школьном учебно-опытном участке. | 1 | | |
2 | Уборка и учёт урожая овощей. Закладка на хранение | 1 | | |
3-4 | Отбор и закладка на хранение семенников. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений | 2 | | |
5-6 | Уход за ягодными кустарниками. Оценка их состояния, выбраковка, подготовка к зиме | 2 | | |
7-8 | Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников. Уборка растительных остатков | 2 | | |
| Раздел. Технологии обработки конструкционных материалов | 36 | | |
| Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | 10 | | |
9-10 | Заготовка древесины, пороки. Свойства древесины. | 2 | | |
11-12 | Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. | 2 | | |
13-14 | Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей. | 2 | | |
15-16 | Технология соединения брусков из древесины. | 2 | | |
17-18 | Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 2 | | |
| Технология машинной обработки древесины и древесных материалов | 6 | | |
19-20 | Устройство токарного станка по обработке древесины | 2 | | |
21-22 | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | | |
23-24 | Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. | 2 | | |
| Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 4 | | |
25-26 | Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. | 2 | | |
27-28 | Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. | 2 | | |
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | 14 | | |
29-30 | Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. | 2 | | |
31-32 | Чертежи деталей из сортового проката. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. | 2 | | |
33-34 | Технология изготовления изделий из сортового проката. | 2 | | |
35-36 | Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. | 2 | | |
37-38 | Рубка металла. | 2 | | |
39-40 | Опиливание заготовок из металла и пластмассы. | 2 | | |
41-42 | Отделка изделий из металла и пластмассы | 2 | | |
| Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | 2 | | |
43-44 | Элементы машиноведения. Составные части машин. | 2 | | |
| Раздел. Технологии домашнего хозяйства | 6 | | |
45-46 | Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними | | | |
47-48 | Технологии ремонтно-отделочных работ | | | |
49-50 | Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | | | |
| Раздел. Технологии исследовательской и опытнической деятельности | 10 | | |
| Исследовательская и созидательная деятельность | 10 | | |
51-52 | Творческий проект. Этапы выполнения. | 2 | | |
53-54 | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего. | 2 | | |
55-56 | Технологический процесс изготовления изделия. Разработка эскизов деталей. | 2 | | |
57-58 | Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. | 2 | | |
59-60 | Окончательный контроль и оценка проекта. Защита проекта (презентация) | 2 | | |
| Раздел. Сельскохозяйственные технологии (технологии растениеводства) | 17 | | |
| Весенний период | 9 | | |
61-62 | Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников. Уборка растительных остатков | 2 | | |
63-64 | Планирование весенних работ на участке. Выбор культур, планирование их размещения, определение качества семян | 2 | | |
65-66 | Подготовка семян к посеву. Выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений. | 2 | | |
67 | Разметка и поделка гряд. Посев и посадка сельскохозяйственных культур | 1 | | |
68 | Подготовка почвы. Посев и посадка овощей, цветочно-декоративных растений, уход за ними. | 1 | | |
69 | Подготовка и посев семян. Уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт | 1 | | |
70 | Промежуточная аттестация по технологии за курс 6 класса | 1 | | |