1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 6 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по технологии.
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования.
Основными целями обучения технологии являются:
-освоение обучающимися технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения в различные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-овладение универсальными учебными действиями (УУД) и предметными компетенциями.
Задачи обучения:
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
-развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний в самостоятельной практической деятельности.
1.3 Место предмета «Технология» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения курса «Технология» на этапе основного общего образования из расчёта 2 часа в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.
1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе
Учебно-методический комплект для учащихся
Основная
«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В. Д. Симоненко для учащихся 6 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 2014 год.
Дополнительная
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Учебно-методический комплект для учителя
1. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В. Д. Симоненко для учащихся 6 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 2014 год.
2. Программа «Технология» для учащихся 5 - 8 классов. Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Под редакцией В. Д. Симоненко Издательство: М. , «Вентана - Граф» 2014 г.
3. Поурочное планирование по учебнику «Технология». Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014
4. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2010.
5.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Технические средства обучения: ноутбук, проектор.
Учебно-практическое оборудование: станок СТД-120, рубанки, электролобзик, дрель-шуруповёрт, ножовки по дереву и металлу.
1.5 Формы промежуточной аттестации
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса «Технология» (индустриальные технологии) в средней школе в 6 классе
Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ПК в процессе работы для выполнения необходимых расчётов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
принципы ухода за одеждой и обувью.
что такое технический рисунок, эскиз и чертёж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
что такое текстовая и графическая информация;
Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПК в режиме калькулятора.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
• планировать и оформлять интерьер: ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
3. Содержание учебного предмета
Тема | Кол-во часов | Из них |
Теор. | Практ. | к/р |
Технологии обработки конструкционных материалов - (50ч.) |
1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 14 | 7 | 6 | 1 |
2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 8 | 4 | 4 | |
3. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов | 6 | 4 | 2 | |
4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | 20 | 16 | 3 | 1 |
5. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | 2 | 2 | | |
Технологии домашнего хозяйства (8ч.) |
1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними | 2 | 2 | | |
2. Технологии ремонтно-отделочных работ | 4 | 3 | 1 | |
3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | 2 | 2 | | |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (8ч.) |
Исследовательская и созидательная деятельность | 8 | 3 | 4 | 1 |
Экскурсия | 2 | | | |
Резерв | 2 | | | |
Итого: | 70 | | | |
Раздел 1 «Технологии обработки конструкционных материалов» - 50 часов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. (14 ч)
Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации.
Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение,
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы, Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Исследование плотности древесины.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.
Сборка изделия по технологической документации.
Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.
Тема 2. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (8ч.)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву; Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.
Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Тема 3. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов.
(6 ч)
Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.
Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторпопрактические и практические работы. Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.
Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и зачистка готовых деталей.
Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ.
Тема 4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. (20 ч)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.
Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Технологии изготовления изделий из сортового проката.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.
Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.
Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.
Ознакомление с видами сортового проката.
Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей. Выполнение чертежей деталей из сортового проката.
Изучениеустройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.
Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.
Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Ознакомление с составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения зубчатой передачи.
Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и механизмами для выполнения слесарных работ.
Тема 5. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов(2 ч)
Теоретические сведения. Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» - 8часов
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2ч)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.
Лабораторпо-практические и практические работы.
Закрепление настенных предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепёжных деталей.
Тема 2 Технологии ремонтно-отделочных работ (4ч)
Теоретические сведения. Виды ремонтно – отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ, современные материалы. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами. Правила безопасной работы. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно – отделочных и строительных работ.
Тема 3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации(2ч)
Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ, их назначение.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена резиновых шайб и уплотнителъных колец. Очистка аэратора смесителя.
Раздел 3 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» 8 часов
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (8 ч)
Теоретические сведения. Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядок сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Практические работы. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование деталей с помощью ПК.
Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы.
Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга, садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика), модели вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс технология
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата план | Дата факт 6а | Дата факт 6б |
Технологии обработки конструкционных материалов - 50 часов |
I . Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов – 14 часов. |
1 | ТБ при работе в столярной мастерской. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины | 2 | | | |
2 | Свойства древесины Подготовка к к/р. | 2 | | | |
3 | Входящая контрольная работа по теме:Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. | 2 | | | |
4 | Анализ к/р. Технологическая карта | 2 | | | |
5 | Технологическая карта. Последовательность разработки технологической карты. | 2 | | | |
6 | Технология соединения брусков из древесины внакладку на клею ПР | 2 | | | |
7 | Технология изготовления цилиндрических деталей ручным инструментом. ПР | 2 | | | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 8 часов |
8 | Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями ПР | 2 | | | |
9 | Технология соединения брусков из древесины с помощью шкантов. | 2 | | | |
10 | Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. | 2 | | | |
11 | Виды резьбы по дереву и технология их выполнения ПР | 2 | | | |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов – 6 ч. |
12 | Устройство токарного станка по обработке древесины. | 2 | | | |
13 | Технология обработки древесины на токарном станке ПР | 2 | | | |
14 | Повт.-обобщ.урок по элементам материало- и машиноведения. К/р Устройство токарного станка.. | 2 | | | |
IV. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов - 20 часов |
15 | Вводный инструктаж ТБ при работе в слесарной мастерской. Элементы машиноведения. Изучение составных частей машин (зубчатые передачи) на основе робототехники. | 2 | | | |
16 | Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов | 2 | | | |
17 | Сортовой прокат | 2 | | | |
18 | Чертежи деталей из сортового проката. ПР | 2 | | | |
19 | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля | 2 | | | |
20 | Технология изготовления изделий из сортового проката. | 2 | | | |
21 | Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой.ПР Подготовка к контрольной работе. | 2 | | | |
22 | Контрольная работа по теме: Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой. | 2 | | | |
23 | Рубка металла. Анализ к/р. ПР | 2 | | | |
24 | Опиливание заготовок из металла и пластмассы. | 2 | | | |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов – 2 часа |
25 | Отделка изделий из металла и пластмассы | 2 | | | |
Технологии домашнего хозяйства - 8 часов |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними 2 часа |
26 | Закрепление настенных предметов. | 2 | | | |
Технологии ремонтно-отделочных работ - 4 часа |
27 | Основы технологии штукатурных работ | 2 | | | |
27 | Основы технологии оклейки помещений обоями. ПР | 2 | | | |
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации - 2 часа |
29 | Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 2 | | | |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 8 часов |
Исследовательская и созидательная деятельность – 8 часов |
30 | Творческий проект. Этапы выполнения Проекта. Подготовка к к/р. | 2 | | | |
31 | 2 | | | |
32 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по теме: Применение ПК при проектировании изделия. | 2 | | | |
33 | Применение ПК при проектировании изделия. Анализ к/р. | 2 | | | |
34 | Экскурсия | 2 | | | |
35 | Резерв | 2 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет технология
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
11