СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ТРИЗу 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит результаты освоения курса, содержание и  формы и выды деятельности, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ТРИЗу 1 класс»


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ТРИЗ «Мир загадок»


Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:


Ценностно-смысловые:

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

- умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Общекультурные:

- расширение кругозора;

- повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговых сферах.

Учебно - познавательные:

- умение организации учебно-познавательной деятельности;

- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Информационные:

- умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- владение навыками работы в группе;

- овладение различными социальными ролями в коллективе;

- развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию.

Социально-трудовые:

- поддержка и стимулирование социальной активности.

Личностные:

- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития,

- овладение навыками эмоциональной саморегуляции;

- формирование культурного мышления и поведения.


К концу 1 класса учащиеся

будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора ("многоэкранки");

будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам "цвет, форма, размер, вещество"; понимать относительность размера ("для кого?" "по сравнению с чем?"); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: "вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?"; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора ("многоэкранки").





  1. Содержание курса внеурочной деятельности ТРИЗ «Мир загадок»

с указанием форм организации и видов деятельности


1. Путешествие в Страну загадок (1 ч)

1.1. Знакомство со Страной загадок

Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с "гидом" (Игрушкой).Беседа, игра, фантазирование. Отзыв

2. " Город самых простых загадок. Улица Цвет" (3 ч)

2.1. Улица "Цвет"Практическая работа, создание творческих продуктов. Отгадывание загадок.

Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают "цветные" загадки?

2.2. Изменение цвета в природе

Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков. Игра, проблемный диалог. Обсуждение.

2.3. Цвет в рукотворном мире

Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение "Ниткопись". Фантазирование, беседа, практическая работа.

3. Город самых простых загадок. Улица "Форма" (4 ч)

3.1. Улица "Форма"

Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур. Беседа, сравнение. Игра.

3.2. Изменение формы

Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изменяться форма предмета? Проблемный диалог. Изготовление поделки.

3.3. Замок похожестей-непохожестей

Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок "по сходству". Создание творческих продуктов.

3.4. Геометрические головоломки

Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки. Практическая работа, фантазирование. Рисунок.

4. Город самых простых загадок. Улица "Размер" (3 ч)

4.1. Улица "Размер"

Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы? Беседа, проблемный диалог. Обсуждение.

4.2. Относительность размера

Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким? Проблемный диалог. Рисунок.

4.3. Противоречия в размере

Приёмы разрешения противоречия: "часть – большая, часть – маленькая", "то – большая, то – маленькая", "одно – маленькое, вместе – большое".Сказка про человека, который может изменять свой рост. Проблемный диалог, фантазирование.

5. Город самых простых загадок. Улица "Вещество" (4 ч)

5.1. Улица "Вещество"

Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов. Практическая работа. Обсуждение.

5.2. Агрегатное состояние вещества

Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение "метода маленьких человечков". Инсценирование физических явлений. Игра. Беседа, инсценирование.

5.3. Вещества в изобретательских ситуациях

Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью "метода маленьких человечков". Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным.Решение изобретательских ситуаций, фантазирование.

5.4. Сочинение загадок

Правила составления загадок по признакам "цвет", "форма", "размер", "вещество". Игра "Да-нетка".Создание творческих продуктов. Рисунок.

6. Город пяти чувств (5 ч)

6.1. Улица "Зрение"

Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок "по признакам". Упражнение "Портрет Невидимки". Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций. Обсуждение.

6.2. Улица "Слух"

Способы "происхождения" звука. Упражнение "Соноскоп событий". Беседа, игра, практическая работа.

6.3. Улица "Осязание"

Упражнение "Узнай на ощупь". Свойства предметов: видимые и "невидимые" (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок "с противоречиями". Игра, практическая работа, создание творческих продуктов. Рассказ.

6.4. Улица "Обоняние". Улица "Вкус"

Какие бывают запахи? Упражнение "Узнай по запаху". Решение "вкусных" загадок. Разрешение противоречия "съедобное – несъедобное": во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение "На вкус и цвет…". Проблемный диалог, фантазирование. Обсуждение.

6.5. Решение изобретательских задач "на обнаружение"

Рассказ по сюжетной картинке с "включением" различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи. Игра, анализ, решение изобретательских задач. Обсуждение.

7. Город загадочных частей (4 ч)

7.1. Знакомство с Городом загадочных частей

Игра "Узнай по части". Упражнение по варьированию подсистем. Игра, обсуждение. Рисунки.

7.2. Сочинение загадок

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок "про части" объекта. Создание творческих продуктов.

7.3. Игры и упражнения со словами

Игры и упражнения со словами. Приём "Кит и Кот". Упражнение "Конструктор из букв". Игра, проблемный диалог, фантазирование. Рассказ.

7.4. Придумывание необычных предметов

Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет. Игр, практическая работа. Рисунок.

8. Город загадочных мест (2 ч)

8.1. Знакомство с Городом загадочных мест

Упражнение "Необыкновенное путешествие". Игра, проблемный диалог, фантазирование. Обсуждение.

8.2. Сочинение загадок

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-"матрёшек". Придумывание метафор. Проблемный диалог, фантазирование. Буклет.

9. Путешествие на машине времени (3 ч)

9.1. Путешествие в прошлое

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета. Игра, беседа. Обсуждение.

9.2. Путешествие в будущее

Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Игра, фантазирование. Рассказ.

9.3. Путешествие в Город загадочных дел

Системный оператор ("многоэкранка"). Описание объектов при помощи системного оператора. Игра, беседа. Описание.

10. Подведение итогов обучения (4 ч)

10.1. Подготовка творческих работ

Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Практическая работа. Рисунок.

10.2. Защита творческой работы

Презентация и защита творческих работ. Презентация. Защита проекта.

10.3. Праздник "Прощание со Страной загадок"

Обобщение знаний и умений в игровой форме. Праздник.

10.4. Подведение итогов.

Обобщение знаний и умений в игровой форме. Отзыв.









































  1. Тематическое планирование курса ТРИЗ «Мир загадок»


п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Путешествие в Страну загадок

1 ч

Знакомство со Страной загадок

1


Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

3 ч

" Город самых простых загадок. Улица Цвет"

1

Изменение цвета в природе

1

Цвет в рукотворном мире

1


Город самых простых загадок. Улица «Форма»

4 ч

Улица "Форма"

1

Изменение формы

1

Замок похожестей-непохожестей

1

Геометрические головоломки

1


Город самых простых загадок. Улица «Размер»

3 ч

Улица "Размер"

1

Относительность размера

1

Противоречия в размере

1


Город самых простых загадок. Улица «Вещество»

4 ч

Улица "Вещество"

1

Агрегатное состояние вещества

1

Вещества в изобретательских ситуациях

1

Сочинение загадок

1


Город пяти чувств

5 ч

Город пяти чувств. Улица "Зрение"

1

Улица "Слух"

1

Улица "Осязание"

1

Улица "Обоняние". Улица "Вкус"

1

Решение изобретательских задач "на обнаружение"

1


Город загадочных частей

4 ч

Знакомство с Городом загадочных частей

1

Сочинение загадок

1

Игры и упражнения со словами

1

Придумывание необычных предметов

1


Город загадочных мест

2 ч

Знакомство с Городом загадочных мест

1

Сочинение загадок

1


Путешествие на машине времени

3 ч

Путешествие в прошлое

1

Путешествие в будущее

1

Путешествие в Город загадочных дел

1


Подведение итогов обучения

4 ч

Подготовка творческих работ

1

Защита творческой работы

1

Праздник "Прощание со Страной загадок"

1

Подведение итогов.

1


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!