МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов. Протокол от «30»августа 2019 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора Новак А.И. _______________________ «____»___________2019 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от «30»августа 2019 г.№ 227 Директор Хоменко Я.В. _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
Базовый уровень
1-А класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Кабаненко Н.С.,
учитель начальных классов,
специалист II категории
Докучаевск
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 15.08.2019 г. № 1133.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1134.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1135.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций к проведению первых уроков в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1136.
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Основой для составления Рабочей программы стала:
Трудовое обучение: 1-4 кл.: примерная основная образовательная программа по учебному предмету / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся по трудовому обучению
В I классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ
№ | Содержание программного материала (разделы программы) | Прим. прогр. (часов) | Рабочая прогр. (часов) | Причины изменения |
1. | Узнаем, как работают мастера. | 1 | 1 | |
2. | Учимся работать с разными материалами. | 12 | 12 | |
3. | Поднимаемся по ступенькам мастерства | 13 | 13 | |
4. | Конструируем и решаем задачи. | 6 | 8 | Увеличение количества часов на углублённое изучение |
| Курс рассчитан на 34 недель – 34 ч. | 32 | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | ТЕМА 1. Узнаем, как работают мастера | 1 ч | | | |
1 | 1 | Что изучают на уроках трудовому обучению. Материалы и инструменты. Правила поведения. | 1 | 05.09 | | |
| | ТЕМА 2. Учимся работать с разными материалами | 12 ч | | | |
2 | 1 | Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. | 1 | 12.09 | | |
3 | 2 | Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. | 1 | 19.09 | | |
4 | 3 | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. | 1 | 26.09 | | |
5 | 4 | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. | 1 | 03.10 | | |
6 | 5 | Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. | 1 | 10.10 | | |
7 | 6 | Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. | 1 | 17.10 | | |
8 | 7 | Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. | 1 | 24.10 | | |
9 | 8 | Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. | 1 | 07.11 | | |
10 | 9 | Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. | 1 | 14.11 | | |
11 | 10 | Работа с яичной скорлупкой. | 1 | 21.11 | | |
12 | 11 | Создание образа по ассоциации с исходной формой. | 1 | 28.11 | | |
13 | 12 | Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. | 1 | 05.12 | | |
| | ТЕМА 3. Поднимаемся по ступенькам мастерства | 13 ч | | | |
14 | 1 | Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. | 1 | 12.12 | | |
15 | 2 | Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). | 1 | 19.12 | | |
16 | 3 | Новые приемы работы с пластилином. | 1 | 26.12 | | |
17 | 4 | Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. | 1 | 16.01 | | |
18 | 5 | Перфорированная бумага как поделочный материал; приемы обработки перфорированной бумаги для создания различных форм. | 1 | 23.01 | | |
19 | 6 | Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. | 1 | 30.01 | | |
20 | 7 | Простые приемы работы с нитками и иглой. | 1 | 06.02 | | |
21 | 8 | Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. | 1 | 13.02 | | |
22 | 9 | Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. | 1 | 27.02 | | |
23 | 10 | Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. | 1 | 05.03 | | |
24 | 11 | Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой. | 1 | 12.03 | | |
25 | 12 | Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. | 1 | 19.03 | | |
26 | 13 | Использование вторичных материалов для поделок. | 1 | 02.04 | | |
| | ТЕМА 4. Конструируем и решаем задачи | 8 ч | | | |
27 | 1 | Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. | 1 | 09.04 | | |
28 | 2 | Аппликации из геометрических и других фигур. | 1 | 16.04 | | |
29 | 3 | Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. | 1 | 23.04 | | |
30 | 4 | Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. | 1 | 30.04 | | |
31 | 5 | Декоративно-художественные аппликации. | 1 | 07.05 | | |
32 | 6 | Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). | 1 | 14.05 | | |
33 | 7 | Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. | 1 | 21.05 | | |
34 | 8 | Варианты объектов труда. | 1 | 28.05 | | |