УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Методическим кабинетом Директор Горловской общеобразовательной
При Управлении образования школы I-III ступеней № 49
администрации города Горловка _________________В.В. Ляшенко
__________ Е. Е. Панченко
« »__________2018г. Приказ от ___________№_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Трудовое обучение»
(начальное общее образование)
учителя Горловской ОШ I-III ступеней № 49
Пискуновой Дарьи Валерьевны
с учащейся 1-Б класса
Цимовской Софией
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Проверена заместителем директора по УВР
_______________________ Р.А.Карацюба
Проверена методистом Методического кабинета
при Управлении образования администрации города Горловка
_________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Фамилия, имя и отчество учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
Цимовская София Руслановна, 10.09.2011 г.р., проживающая по адресу: г.Горловка, ул.Дадашева,186, находится на индивидуальном обучении с 04.09.2018 года.
1.2. Основание для индивидуального обучения
Цимовская София находится на индивидуальном обучении по программе начального общего образования для общеобразовательных организаций с учетом физиологического состояния на основании:
- заявления родителей;
- заключения ПМПК (от 30.08.18 №89-375), ВКК (от 17.08.18 № 121/506)
- приказа по школе «Об организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальной форме обучения для Цимовской Софии на 2018-2019 учебный год» от 31.08.2018г. № 138.
Диагноз учащейся: Ювенильный идиопатический артрит
1.3. Психолого – физиологическая характеристика ребенка
Интеллектуальное и речевое развитие Цимовской Софии соответствует возрасту. Соматически ослаблена: заболевание костно-мышечной системы и соединительной ткани.
1.4. Основание для создания Рабочей программы:
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Трудовое обучение» для Цимовской Софии, учащейся 1-Б класса, разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной программой начального общего образования по «Трудовое обучение» для 1-4 классов, с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов в начальной школе.
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
1.6. Учебно - методическое обеспечение преподавания предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
Трудовое обучение: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. — 3-е издание, доработанное. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
1.7 Цель индивидуального обучения по предмету:
– создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий по предмету «Трудовое обучение» в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов, интересов Цимовской Софии.
1.8 Недельная нагрузка Цимовской Софии – 8 часов. Согласно приказу для индивидуального обучения на предмет «Изобразительное искусство» отведено 0,25 часа в неделю, начиная с 04.09.2018 года
1.9 Занятия проводятся по расписанию:
Четверг (III неделя): 10:00-10:35
1.10 Реализация программы. Выполнение практической части
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Трудовое обучение» для 1 класса рассчитана на 32 часа в год. Учебный материал Рабочей программы индивидуального обучения для Цимовской Софии будет изучен за 8 часов.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Трудовое обучение» для 1 класса при индивидуальном обучении будет выполнена в полном объеме за счет интенсификации, метапредметности, объединения тем. Кроме того, пропорционально уменьшается практическая часть.
1.12 Формы оценивания:
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.
Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:
Предметные;
Межпредметные;
Ключевые.
1.13 Критерии оценивания
1.14 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение» на конец учебного года
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметнопрактической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметнопрактической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные трудовому обучению в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные трудовому обучению работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
II.СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО ПРЕДМЕТУ «Трудовое обучение» 1 КЛАСС
Сравнительная характеристика Примерной программы и Рабочей программы индивидуального обучения
№ раздела | Название разделов | Количество часов по Примерной программе | Количество часов по Рабочей индивидуальной программе |
1 | Узнаем, как работают мастера. Учимся работать с разными материалами | 10 | 2 |
2 | Поднимаемся по ступенькам мастерства | 14 | 4 |
3 | Конструируем и решаем задачи | 8 | 2 |
| Итого: | 32 | 8 |
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Трудовое обучение»
№ план | № факт | Дата | Содержание учебной программы |
По плану | Фактическая |
Узнаем, как работают мастера. Учимся работать с разными материалами |
1 | | | | Инструктаж по техники безопасности. Вводный урок. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти, по представлению |
2 | | | | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. ТБ при работе с ножницами Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев |
Тема 2. Поднимаемся по ступенькам мастерства |
3 | | | | Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ) Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина Перфорированная бумага как поделочный материал; приемы обработки перфорированной бумаги для создания различных форм |
4 | | | | Простые приемы работы с нитками и иглой Инструктаж по техники безопасности. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой |
5 | | | | Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона Использование вторичных материалов для поделок |
6 | | | | Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление поделок |
Тема 3 Конструируем и решаем задачи |
7 | | | | Аппликация из геометрических и других фигур Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов |
8 | | | | Декоративно-художественные аппликации. Итоговый урок за год |