СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по трудовому обучению (столярное дело) для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса за 2017-2018

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по трудовому обучению (столярное дело) для 5 класса»





























Рабочая программа по трудовому обучению (столярное дело) для 5 класса





Разработал учитель профессионально-трудового обучения

Новиков С.С







КУРСК - 2017



Пояснительная записка



Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса разработана на один учебный год на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, ч.2., М., Владос., 2010., 2010 и в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, ус­тавом и локальными актами школы.



Цель адаптированной основной общеобразовательной программы по профессионально-трудовому обучению для 5 класса – начальная профессиональная подготовка и социальная адаптация обучающихся.



Основные задачи адаптированной основной общеобразовательной программы по профессионально-трудовому обучению для 5 класса в школе для обучающихся с ОВЗ:



- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определённой трудовой специальностью;

- коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.



Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательного учреждения обучающихся с ОВЗ 5 класса состоит из профессионального обучения



На этапе профессионального обучения 5 класса осуществляется обучение подростков определённой трудовой специальности, которая

выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определённой местности. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков. Настоящая адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса знакомит учащихся 5 класса с основами столярной обработки древесины.





Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса рассчитана на 196 ч. и сориентирована на возможности учащихся 5 класса и имеющуюся учебно-производственную базу.



Формы организации профессионально-трудового обучения.



Трудовое обучение в общеобразовательных учреждениях обучающихся с ОВЗ организуется в различных формах. Это учебные занятия, лабораторные работы, экскурсии, общественно-полезный труд и кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения учащихся 5 класса является учебное занятие.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому уроку по общеобразовательным предметам:

  1. Целенаправленность занятий.

  2. Оптимальность объёма учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

  3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

  4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

  5. Рациональное использование учебного времени.

  6. Индивидуальный подход в обучении.



Технологии обучения.



Исходя из особенностей воспитанников общеобразовательных учреждениях обучающихся с ОВЗ учитель прежде всего должен ориентироваться на применение личностно-ориентированных технологий, которые в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной

дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

При этом, очень важно, чтобы технологии носили здоровьесберегающий характер.

В результате освоения «Столярного» дела у учащихся 5 класса формируется универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), позволяющие достигать предметные, метапредметные и личностные результаты.



Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.



Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.



Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.





Контроль.



Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества (в конце каждой четверти, после проведения практического повторения) и контрольных работ проводимых по итогам года.

Самостоятельные и контрольные работы позволяют выяснить степень усвоения трудовых приёмов и навыков, насколько самостоятельно учащиеся анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы, т.е. соотнести планируемый уровень подготовки и реальные результаты обучения.



планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

5 класс .



Планируемый уровень знаний:



Понятие о сечении в столярном деле, инструменты для строгания, виды типовых соединений, устройство сверлильного станка, свойства основных пород древесины, виды клея.

Планируемый уровень умений:

Организовывать рабочее место производить строгание древесины, владеть приемами сверления, работать стамеской, определять виды клея.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по столярному делу (5 класс).



I четверть -48 ч.


Вводное занятие. Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения в мастерской (2 ч).

Пиление столярной ножовкой

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр -основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила техники безопасности при пилении. Столярные инструменты: виды. Понятие припуск на обработку.

Практические работы. Пиление брусков. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части. Породы. Древесина. Использование. Заготовка, разделка, транспортировка. Доска: виды. Брусок: виды.

Игрушки из древесного материала

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия. Шило, назначение, использование, техника безопасности.

Практические работы. Разметка деталей. Пиление полосок фанеры. Подготовка отверстий. Сборка. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление игрушечной мебели.



II четверть - 46 ч.



Вводное занятие. Объяснение занятий на II четверть. Правила безопасности при работе в столярной мастерской (2 часа).

Сверление отверстий на станке

Теоретические сведения. Понятие сквозное и несквозное отверстие.

Настольный сверлильный станок. Свёрла: виды. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных линий. Крепление сверла в патроне. Работа на сверлильном станке.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме. Обработка заготовок рашпилем. Сборка изделий.

Выжигание

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, техника безопасности. Правила безопасности при работе с клеем.

Практические работы. Подготовка поверхности изделий к выжиганию. Перевод рисунка на фанеру. Работа выжигателем. Раскраска. Нанесение лака.

Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление подставки под карандаши.




III четверть –58ч.



Вводное занятие. Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности (2 часа).

Пиление лучковой пилой

Теоретические сведения. Пиление: виды. Лучковая пила. Правила безопасной работы и переноски.

Практические работы. Разметка заготовки. Подготовка пилы к работе. Пиление. Контроль правильности пропила.

Строгание рубанком

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска. Строение древесины. Рубанок. Правила пользования. Подготовка к работе.

Практические работы. Крепление заготовки на верстаке. Строгание граней. Разметка заготовки. Проверка работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Теоретические сведения. Шило гранёное, буравчик. Шуруп. Элементы. Раззенковка. Дрель ручная. Чертёж. Виды линий.

Практические работы. Подготовка отверстий. Сверление отверстий, зенкование. Завинчивание шурупов. Сборка. Лакирование.

Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление брусков для точения на станке.



IV четверть – 44ч.



Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на IV четверть (2 часа)

Изготовление кухонной утвари -

Теоретические сведения. Черчение. Древесина для изготовления кухонных приспособлений. Назначение, эстетические требования.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Строгание. Чистовая разметка. Отделка изделия.

Соединение рейки с бруском врезкой

Теоретические сведения. Врезка, как способ соединения деталей. Паз. Плотная подгонка. Требования к качеству разметки. Стамеска.

Практические работы. Строгание брусков. Разметка пазов. Выпиливание пазов. Соединение и подгонка.

Контрольная работа - 4 часа. Изготовление кухонной лопаточки



Учебно-тематическое планирование уроков по столярному делу в 5 классе ( 196 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

1.

Вводное занятие.

2



2.

Пиление столярной ножовкой

24



3.

Промышленная заготовка древесины.

6



4.

Игрушки из деревянных материалов

16

 Самостоятельная работа по теме «Изготовление игрушечной мебели»


5.

Вводное занятие

2



6.

Сверление отверстий на станке

14



7.

Игрушки из древесины и других материалов

14



8.

Выжигание

16

Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши»


9.

Вводное занятие

2



10.

Пиление лучковой пилой

14



11.

Строгание рубанком

20



12.

Соединение деталей с помощью шурупов

22

Самостоятельная работа по теме «Изготовление брусков для точения»


13.

Вводное занятие

2



14.

Изготовление кухонной утвари

18

Самостоятельная работ по теме «подсвечника»

 

15.

Соединение рейки с бруском

24

Контрольная работа по теме»Изготовление кухонной лопаточки»


Итого


196



 





Nп\п

Тема

Количество

часов

Дата


Календарно-тематическое планирование. Столярное дело. 5 класс.




I четверть



1.


Вводное занятие. Повторение пройденного в 6 классе.

Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности.



2

04.09


Пиление столярной ножовкой



1.

Понятие плоская поверхность. Пр . р. Разметка длины деталей.

2

06.09

2.

Миллиметр основная мера длины. Пр. р. Разметка с помощью линейки.

2

07.09

3.

Виды брака при пилении. Пр.р. Контроль за правильностью размеров.

2

11.09

4.

Правила безопасности при пилении. Пр .р. Пиление столярной ножовкой.

2

13.09

5.

Правила безопасности при работе со шкуркой. Пр -р. Шлифование в пакет.

2

14.09

6.

Обработка плоской поверхности. Пр.р. Шлифование торцов деталей.

2

18.09

III

Столярные инструменты и приспособления



1.

Виды столярных инструментов. Пр.р. Пиление брусков по толщине.

2

20.09

2.

Столярный угольник. Устройство, назначение. Пр -р. Разметка с помощью угольника.

2

21.09

3.

Столярная ножовка. Пользование. Пр.р. Пиление брусков по ширине.

2

25.09

4.

Стусло. Устройство, назначение. Пр. р. Пиление под углом в стуеле.

2

27.09

5.

Измерительная линейка. Правила пользования и назначение. Пр.р. Разметка с помощью линейки.

2

28.09

6.

Понятие припуск на обработку. Пр .р. Окрашивание изделий кисточкой.

2

02.10

IV

Промышленная заготовка древесины



1.

Дерево: основные части. Породы (хвойные, лиственные).

2

04.10

2.

Древесина: использование, заготовка. Пиломатериалы; виды, использование.

2

05.10

3.

Доска: виды, размеры. Брусок: виды, грани, рёбра, торец.

2

09.10

V

Игрушки из древесного материала




1.

Рисунок детали изделия. Пр. р. Изображение детали.

2

11.10

2.

Назначение рисунка, выполнение. Пр.р. Разметка деталей по ширине.

2

12.10

3.

Обозначение размеров. Пр .р. Заготовка одинаковых деталей

2

16.10

4.

Шило. Назначение. Пр .р. Пиление полосок фанеры.

2

23.10

5.

Пользование шилом. Подготовка отверстий с помощью шила.

2

25.10

6.

Правила безопасной работы шилом. Пр.р. Сборка и контроль изделий.

2

26.10

VI

Самостоятельная работа по теме: «Изготовление игрушечной мебели»


18-19.10


II Четверть



1.

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами

2

08.11





1.

Понятие сквозноенесквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по угольнику и линейки.

2

09.11

2.

Сверлильный станок. Назначение. Пр.р. Крепление сверла в патроне.

2

13.11

3.

Основные части станка. Пр .р. Работа на станке с упором.

2

15.11

4.

Свёрла: виды (спиральное, перовое). Пр.р. Сверление несквозных отверстий

2

16.11

5.

Свёрла: виды (спиральное, перовое). Пр.р. Сверление сквозных отверстий

2

20.11

6.

Назначение свёрл. Пр .р. Сверление с муфтой.

2

22.11

7

Правила безопасности при работе на станке. Пр.р. Контроль глубины сверления.


23.11

II

Игрушки из древесины и других материалов



1

Рашпиль. Назначение, применение. Пр.р. Крепление заготовок в зажиме верстака.

2

27.11

2.

Напильник драчёвый. Применение. Пр.р. Изготовление детали.

2

2911

3.

Коловорот. Устройство, назначение. Пр.р. Обработка поверхностей.

2

30.11

4.

Шурупы. Применение. Пр.р. Обработка поверхностей рашпилем.

2

04.12

5.

Отвёртка, устройство. Пр .р. Сборка изделий с помощью гвоздей.

2

06.12

6.

Отвёртка. Применение. Пр.р. Сборка изделий с помощью шурупов.

2

07.12

7.

Правила техники безопасности при работе с отвёрткой. Пр.р. Сборка изделий с помощью клея.

2

11.12

III

Выжигание



1.

Электровыжигатель. Устройство .Пр.р. Выбор материала

2

13.12

2

Действие выжигателя. Пр.р. Шлифование фанеры.

2

14.12

3.

Применение выжигателя. Пр.р. Перевод рисунка на изделие.


18.12

4.

Правила безопасности при выжигании. Пр.р. Работа выжигателем.

2

25.12

5.

Виды и свойства красок. Пр.р. Раскраска рисунка.

2

27.12

6.

Правила техники безопасности при работе с лаком. Пр.р. Нанесение лака на изделие.

2

28.12




Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» .

2

20-21.12


III Четверть



1.

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами

2

15.01

I

Пиление лучковой пилой.



1.

Пиление. Виды. Пр.р. Подготовка рабочего места.

2

17.01

2.

Разница между операциями. Пр.р. Разметка заготовки по размерам.

2

18.01

3.

Лучковая пила. Пр.р. Подготовка пилы к работе.

2

22.01

4.

Назначение лучковой пилы. Пр.р. Крепление заготовки в зажиме.

2

24.01

5.

Устройство лучковой пилы. Пр .р. Выбор материла.

2

25.01

6.

Правила безопасной работы с лучковой пилой. Пр.р. Пиление поперек и вдоль волокон.

2

29.01

7.

Зубья для поперечного и продольного пиления. Пр .р. Пиление, по размерам.

2

31.01

8.

Брак при пилении. Пр.р. Контроль правильности пропила.

2

01.02

III

Строгание рубанком.



1.

Широкая и узкая грани бруска. Пр.р. Крепление черновой заготовки.

2

05.02

2.

Ребро бруска (доски). Пр.р. Строгание широкой грани.

2

07.02

3.

Длина, ширина, толщина бруска. Пр.р. Строгание узкой грани.

2

08.02

4.

Последовательность разметки при строгании. Пр .р. Измерение сторон бруска.

2

12.02

5.

Представление о строении древесины. Пр.р. Строгание с контролем линейкой.

2

14.02

6.

Характер волокнистости. Пр .р. Строгание с контролем угольником.

2

15.02

7.

Рубанок. Основные части. Пр.р. Сборка и разборка рубанка.

2

19.02

8.

Правила пользования рубанком . Пр.р. Разметка ширины и толщины доски.

2

21.02

9.

Подготовка рубанка к работе. Пр.р. Проверка выполненной работы.

2

22.02

IV

Соединение деталей с помощью шурупов.



1.

Шило гранённое. Назначение. Пр.р. Подготовка отверстий шилом.

2

26.02

2.

Буравчик. Применение. Пр.р. Подготовка отверстий буравчиком.

2

28.02

3

Шуруп. Взаимодействие с древесиной. Пр.р. Завинчивание шурупов.

2

01.03

4.

Раззенковка. Устройство. Применение. Пр.р. Зенкование отверстий.

2

05.03

5.

Дрель ручная. Применение. Пр.р. Крепление сверла в патроне.

2

07.03

6.

Устройство дрели. Правила работы. Пр.р. Сверление отверстий дрелью.

2

12.03

7

Правила т/б при работе с дрелью. Пр .р. Проверка качества работы.

2

19.03

8.

Чертёж. Назначение. Пр .р. Отделка изделий шлифованием.

2

21.03

9.

Виды линий на чертеже. Пр. р. Отделка изделий лакированием.

2

22.03

V

Самостоятельная работа.


14-15.03

1.

Изготовление брусков. Выбор материала. Разметка.

2


2.

Пиление и строгание брусков.

2






IV четверть









1.

Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть.

2

02.04

II

Изготовление кухонной утвари.




1.

Черчение: построение. Пр .р. Выполнение чертежа изделия.

2

04.04

2.

Нанесение размеров. Отличие. Пр.р. Определение размеров изделия.

2

05.04

3.

Отличие чертежа от технического рисунка. Выполнение рисунка изделия.

2

09.04

4.

Древесина для кухонных инструментов. Пр .р. Выбор материла.

2

11.04

5.

Кухонные приспособления. Пр.р. Черновая разметка разделочной доски.

2

12.04

6.

Назначение ,размеры доски. Пр .р. Пиление и строгание доски.

2

16.04

7.

Формы разделочных досок. Пр.р. Чистовая разметка по шаблону.

2

18.04

8.

Точность выполнения изделия. Пр.р. Обработка ручки доски.

2

19.04

9.

Эстетические и технические требования к изделию. Пр.р. Обработка доски напильником и шкуркой.

2

23.04

10.

Способы отделки. Пр.р. Покрытие маслом.

2

25.04

III

Соединение рейки с бруском врезкой -



1.

Врезка как способ соединения деталей. Пр.р. Выбор материала.

2

26.04

2.

Паз. Назначение. Глубина паза. Пр.р. Разметка ширины и глубины паза.

2

28.04

3.

Требования к качеству разметки. Пр.р. Разборка и сборка готовых соединений.

2

03.05

4.

Стамеска. Устройство. Пр.р. Соединение элементов деталей.

2

07.05

5.

Применение стамески. Пр.р. Подгонка элементов деталей.

2

10.05

6.

Размеры стамесок. Пр.р. Определение стамесок по назначению.

2

14.05

7.

Приёмыи правила безопасной работы стамеской. Пр.р. Долбление паза по ширине и длинне

2

21.05

8.

Брак при долблении. Пр.р. Долбление глубины паза.

2

23.05

9.

Контроль качества работы. Пр.р. Подчистка сторон паза.

2

24.05

IV

Контрольная работа. 1.Изготовление кухонной лопаточки. 2. Отделка кухонной лопаточки


16-17.05









Список литературы для учителя и ученика:



1. СЛ. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во
вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.

  1. А. Журавлёв « Столярное дело 6-9 классы», Москва « Просвещение» 1992 г.

  2. М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г.


4. СЛ. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении».