Рабочая программа по трудовому обучению (столярное дело) для 5 класса
Разработал учитель профессионально-трудового обучения
Новиков С.С
КУРСК - 2017
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса разработана на один учебный год на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, ч.2., М., Владос., 2010., 2010 и в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, уставом и локальными актами школы.
Цель адаптированной основной общеобразовательной программы по профессионально-трудовому обучению для 5 класса – начальная профессиональная подготовка и социальная адаптация обучающихся.
Основные задачи адаптированной основной общеобразовательной программы по профессионально-трудовому обучению для 5 класса в школе для обучающихся с ОВЗ:
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определённой трудовой специальностью;
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.
Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательного учреждения обучающихся с ОВЗ 5 класса состоит из профессионального обучения
На этапе профессионального обучения 5 класса осуществляется обучение подростков определённой трудовой специальности, которая
выбирается в зависимости от их трудовых, интеллектуальных и индивидуальных возможностей, а также от материальной базы учебного заведения и востребованности данной специальности в определённой местности. На данном этапе трудового обучения происходит формирование и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков. Настоящая адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса знакомит учащихся 5 класса с основами столярной обработки древесины.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по профессионально-трудовому обучению для 5 класса рассчитана на 196 ч. и сориентирована на возможности учащихся 5 класса и имеющуюся учебно-производственную базу.
Формы организации профессионально-трудового обучения.
Трудовое обучение в общеобразовательных учреждениях обучающихся с ОВЗ организуется в различных формах. Это учебные занятия, лабораторные работы, экскурсии, общественно-полезный труд и кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся 5 класса является учебное занятие.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому уроку по общеобразовательным предметам:
Целенаправленность занятий.
Оптимальность объёма учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
Соблюдение дидактических этапов занятия. Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
Рациональное использование учебного времени.
Индивидуальный подход в обучении.
Технологии обучения.
Исходя из особенностей воспитанников общеобразовательных учреждениях обучающихся с ОВЗ учитель прежде всего должен ориентироваться на применение личностно-ориентированных технологий, которые в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной
дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.
При этом, очень важно, чтобы технологии носили здоровьесберегающий характер.
В результате освоения «Столярного» дела у учащихся 5 класса формируется универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), позволяющие достигать предметные, метапредметные и личностные результаты.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Столярное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества (в конце каждой четверти, после проведения практического повторения) и контрольных работ проводимых по итогам года.
Самостоятельные и контрольные работы позволяют выяснить степень усвоения трудовых приёмов и навыков, насколько самостоятельно учащиеся анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы, т.е. соотнести планируемый уровень подготовки и реальные результаты обучения.
планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
5 класс .
Планируемый уровень знаний:
Понятие о сечении в столярном деле, инструменты для строгания, виды типовых соединений, устройство сверлильного станка, свойства основных пород древесины, виды клея.
Планируемый уровень умений:
Организовывать рабочее место производить строгание древесины, владеть приемами сверления, работать стамеской, определять виды клея.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по столярному делу (5 класс).
I четверть -48 ч.
Вводное занятие. Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения в мастерской (2 ч).
Пиление столярной ножовкой
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр -основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила техники безопасности при пилении. Столярные инструменты: виды. Понятие припуск на обработку.
Практические работы. Пиление брусков. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части. Породы. Древесина. Использование. Заготовка, разделка, транспортировка. Доска: виды. Брусок: виды.
Игрушки из древесного материала
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия. Шило, назначение, использование, техника безопасности.
Практические работы. Разметка деталей. Пиление полосок фанеры. Подготовка отверстий. Сборка. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление игрушечной мебели.
II четверть - 46 ч.
Вводное занятие. Объяснение занятий на II четверть. Правила безопасности при работе в столярной мастерской (2 часа).
Сверление отверстий на станке
Теоретические сведения. Понятие сквозное и несквозное отверстие.
Настольный сверлильный станок. Свёрла: виды. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных линий. Крепление сверла в патроне. Работа на сверлильном станке.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме. Обработка заготовок рашпилем. Сборка изделий.
Выжигание
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, техника безопасности. Правила безопасности при работе с клеем.
Практические работы. Подготовка поверхности изделий к выжиганию. Перевод рисунка на фанеру. Работа выжигателем. Раскраска. Нанесение лака.
Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление подставки под карандаши.
III четверть –58ч.
Вводное занятие. Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности (2 часа).
Пиление лучковой пилой
Теоретические сведения. Пиление: виды. Лучковая пила. Правила безопасной работы и переноски.
Практические работы. Разметка заготовки. Подготовка пилы к работе. Пиление. Контроль правильности пропила.
Строгание рубанком
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска. Строение древесины. Рубанок. Правила пользования. Подготовка к работе.
Практические работы. Крепление заготовки на верстаке. Строгание граней. Разметка заготовки. Проверка работы.
Соединение деталей с помощью шурупов
Теоретические сведения. Шило гранёное, буравчик. Шуруп. Элементы. Раззенковка. Дрель ручная. Чертёж. Виды линий.
Практические работы. Подготовка отверстий. Сверление отверстий, зенкование. Завинчивание шурупов. Сборка. Лакирование.
Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление брусков для точения на станке.
IV четверть – 44ч.
Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на IV четверть (2 часа)
Изготовление кухонной утвари -
Теоретические сведения. Черчение. Древесина для изготовления кухонных приспособлений. Назначение, эстетические требования.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Строгание. Чистовая разметка. Отделка изделия.
Соединение рейки с бруском врезкой
Теоретические сведения. Врезка, как способ соединения деталей. Паз. Плотная подгонка. Требования к качеству разметки. Стамеска.
Практические работы. Строгание брусков. Разметка пазов. Выпиливание пазов. Соединение и подгонка.
Контрольная работа - 4 часа. Изготовление кухонной лопаточки
Учебно-тематическое планирование уроков по столярному делу в 5 классе ( 196 ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Вводное занятие. | 2 | | |
2. | Пиление столярной ножовкой | 24 | | |
3. | Промышленная заготовка древесины. | 6 | | |
4. | Игрушки из деревянных материалов | 16 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление игрушечной мебели» | |
5. | Вводное занятие | 2 | | |
6. | Сверление отверстий на станке | 14 | | |
7. | Игрушки из древесины и других материалов | 14 | | |
8. | Выжигание | 16 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» | |
9. | Вводное занятие | 2 | | |
10. | Пиление лучковой пилой | 14 | | |
11. | Строгание рубанком | 20 | | |
12. | Соединение деталей с помощью шурупов | 22 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление брусков для точения» | |
13. | Вводное занятие | 2 | | |
14. | Изготовление кухонной утвари | 18 | Самостоятельная работ по теме «подсвечника» | |
15. | Соединение рейки с бруском | 24 | Контрольная работа по теме»Изготовление кухонной лопаточки» | |
Итого | | 196 | | |
Nп\п | Тема | Количество часов | Дата |
| Календарно-тематическое планирование. Столярное дело. 5 класс. | | |
| I четверть | | |
1. | Вводное занятие. Повторение пройденного в 6 классе. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. |
2 | 04.09 |
| Пиление столярной ножовкой | | |
1. | Понятие плоская поверхность. Пр . р. Разметка длины деталей. | 2 | 06.09 |
2. | Миллиметр основная мера длины. Пр. р. Разметка с помощью линейки. | 2 | 07.09 |
3. | Виды брака при пилении. Пр.р. Контроль за правильностью размеров. | 2 | 11.09 |
4. | Правила безопасности при пилении. Пр .р. Пиление столярной ножовкой. | 2 | 13.09 |
5. | Правила безопасности при работе со шкуркой. Пр -р. Шлифование в пакет. | 2 | 14.09 |
6. | Обработка плоской поверхности. Пр.р. Шлифование торцов деталей. | 2 | 18.09 |
III | Столярные инструменты и приспособления | | |
1. | Виды столярных инструментов. Пр.р. Пиление брусков по толщине. | 2 | 20.09 |
2. | Столярный угольник. Устройство, назначение. Пр -р. Разметка с помощью угольника. | 2 | 21.09 |
3. | Столярная ножовка. Пользование. Пр.р. Пиление брусков по ширине. | 2 | 25.09 |
4. | Стусло. Устройство, назначение. Пр. р. Пиление под углом в стуеле. | 2 | 27.09 |
5. | Измерительная линейка. Правила пользования и назначение. Пр.р. Разметка с помощью линейки. | 2 | 28.09 |
6. | Понятие припуск на обработку. Пр .р. Окрашивание изделий кисточкой. | 2 | 02.10 |
IV | Промышленная заготовка древесины | | |
1. | Дерево: основные части. Породы (хвойные, лиственные). | 2 | 04.10 |
2. | Древесина: использование, заготовка. Пиломатериалы; виды, использование. | 2 | 05.10 |
3. | Доска: виды, размеры. Брусок: виды, грани, рёбра, торец. | 2 | 09.10 |
V | Игрушки из древесного материала | | |
1. | Рисунок детали изделия. Пр. р. Изображение детали. | 2 | 11.10 |
2. | Назначение рисунка, выполнение. Пр.р. Разметка деталей по ширине. | 2 | 12.10 |
3. | Обозначение размеров. Пр .р. Заготовка одинаковых деталей | 2 | 16.10 |
4. | Шило. Назначение. Пр .р. Пиление полосок фанеры. | 2 | 23.10 |
5. | Пользование шилом. Подготовка отверстий с помощью шила. | 2 | 25.10 |
6. | Правила безопасной работы шилом. Пр.р. Сборка и контроль изделий. | 2 | 26.10 |
VI | Самостоятельная работа по теме: «Изготовление игрушечной мебели» | | 18-19.10 |
| II Четверть | | |
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами | 2 | 08.11 |
| | | |
1. | Понятие сквозноенесквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по угольнику и линейки. | 2 | 09.11 |
2. | Сверлильный станок. Назначение. Пр.р. Крепление сверла в патроне. | 2 | 13.11 |
3. | Основные части станка. Пр .р. Работа на станке с упором. | 2 | 15.11 |
4. | Свёрла: виды (спиральное, перовое). Пр.р. Сверление несквозных отверстий | 2 | 16.11 |
5. | Свёрла: виды (спиральное, перовое). Пр.р. Сверление сквозных отверстий | 2 | 20.11 |
6. | Назначение свёрл. Пр .р. Сверление с муфтой. | 2 | 22.11 |
7 | Правила безопасности при работе на станке. Пр.р. Контроль глубины сверления. | | 23.11 |
II | Игрушки из древесины и других материалов | | |
1 | Рашпиль. Назначение, применение. Пр.р. Крепление заготовок в зажиме верстака. | 2 | 27.11 |
2. | Напильник драчёвый. Применение. Пр.р. Изготовление детали. | 2 | 2911 |
3. | Коловорот. Устройство, назначение. Пр.р. Обработка поверхностей. | 2 | 30.11 |
4. | Шурупы. Применение. Пр.р. Обработка поверхностей рашпилем. | 2 | 04.12 |
5. | Отвёртка, устройство. Пр .р. Сборка изделий с помощью гвоздей. | 2 | 06.12 |
6. | Отвёртка. Применение. Пр.р. Сборка изделий с помощью шурупов. | 2 | 07.12 |
7. | Правила техники безопасности при работе с отвёрткой. Пр.р. Сборка изделий с помощью клея. | 2 | 11.12 |
III | Выжигание | | |
1. | Электровыжигатель. Устройство .Пр.р. Выбор материала | 2 | 13.12 |
2 | Действие выжигателя. Пр.р. Шлифование фанеры. | 2 | 14.12 |
3. | Применение выжигателя. Пр.р. Перевод рисунка на изделие. | | 18.12 |
4. | Правила безопасности при выжигании. Пр.р. Работа выжигателем. | 2 | 25.12 |
5. | Виды и свойства красок. Пр.р. Раскраска рисунка. | 2 | 27.12 |
6. | Правила техники безопасности при работе с лаком. Пр.р. Нанесение лака на изделие. | 2 | 28.12 |
| Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» . | 2 | 20-21.12 |
| III Четверть | | |
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами | 2 | 15.01 |
I | Пиление лучковой пилой. | | |
1. | Пиление. Виды. Пр.р. Подготовка рабочего места. | 2 | 17.01 |
2. | Разница между операциями. Пр.р. Разметка заготовки по размерам. | 2 | 18.01 |
3. | Лучковая пила. Пр.р. Подготовка пилы к работе. | 2 | 22.01 |
4. | Назначение лучковой пилы. Пр.р. Крепление заготовки в зажиме. | 2 | 24.01 |
5. | Устройство лучковой пилы. Пр .р. Выбор материла. | 2 | 25.01 |
6. | Правила безопасной работы с лучковой пилой. Пр.р. Пиление поперек и вдоль волокон. | 2 | 29.01 |
7. | Зубья для поперечного и продольного пиления. Пр .р. Пиление, по размерам. | 2 | 31.01 |
8. | Брак при пилении. Пр.р. Контроль правильности пропила. | 2 | 01.02 |
III | Строгание рубанком. | | |
1. | Широкая и узкая грани бруска. Пр.р. Крепление черновой заготовки. | 2 | 05.02 |
2. | Ребро бруска (доски). Пр.р. Строгание широкой грани. | 2 | 07.02 |
3. | Длина, ширина, толщина бруска. Пр.р. Строгание узкой грани. | 2 | 08.02 |
4. | Последовательность разметки при строгании. Пр .р. Измерение сторон бруска. | 2 | 12.02 |
5. | Представление о строении древесины. Пр.р. Строгание с контролем линейкой. | 2 | 14.02 |
6. | Характер волокнистости. Пр .р. Строгание с контролем угольником. | 2 | 15.02 |
7. | Рубанок. Основные части. Пр.р. Сборка и разборка рубанка. | 2 | 19.02 |
8. | Правила пользования рубанком . Пр.р. Разметка ширины и толщины доски. | 2 | 21.02 |
9. | Подготовка рубанка к работе. Пр.р. Проверка выполненной работы. | 2 | 22.02 |
IV | Соединение деталей с помощью шурупов. | | |
1. | Шило гранённое. Назначение. Пр.р. Подготовка отверстий шилом. | 2 | 26.02 |
2. | Буравчик. Применение. Пр.р. Подготовка отверстий буравчиком. | 2 | 28.02 |
3 | Шуруп. Взаимодействие с древесиной. Пр.р. Завинчивание шурупов. | 2 | 01.03 |
4. | Раззенковка. Устройство. Применение. Пр.р. Зенкование отверстий. | 2 | 05.03 |
5. | Дрель ручная. Применение. Пр.р. Крепление сверла в патроне. | 2 | 07.03 |
6. | Устройство дрели. Правила работы. Пр.р. Сверление отверстий дрелью. | 2 | 12.03 |
7 | Правила т/б при работе с дрелью. Пр .р. Проверка качества работы. | 2 | 19.03 |
8. | Чертёж. Назначение. Пр .р. Отделка изделий шлифованием. | 2 | 21.03 |
9. | Виды линий на чертеже. Пр. р. Отделка изделий лакированием. | 2 | 22.03 |
V | Самостоятельная работа. | | 14-15.03 |
1. | Изготовление брусков. Выбор материала. Разметка. | 2 | |
2. | Пиление и строгание брусков. | 2 | |
| | | |
IV четверть |
|
|
| |
1. | Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. | 2 | 02.04 |
II | Изготовление кухонной утвари. | | |
1. | Черчение: построение. Пр .р. Выполнение чертежа изделия. | 2 | 04.04 |
2. | Нанесение размеров. Отличие. Пр.р. Определение размеров изделия. | 2 | 05.04 |
3. | Отличие чертежа от технического рисунка. Выполнение рисунка изделия. | 2 | 09.04 |
4. | Древесина для кухонных инструментов. Пр .р. Выбор материла. | 2 | 11.04 |
5. | Кухонные приспособления. Пр.р. Черновая разметка разделочной доски. | 2 | 12.04 |
6. | Назначение ,размеры доски. Пр .р. Пиление и строгание доски. | 2 | 16.04 |
7. | Формы разделочных досок. Пр.р. Чистовая разметка по шаблону. | 2 | 18.04 |
8. | Точность выполнения изделия. Пр.р. Обработка ручки доски. | 2 | 19.04 |
9. | Эстетические и технические требования к изделию. Пр.р. Обработка доски напильником и шкуркой. | 2 | 23.04 |
10. | Способы отделки. Пр.р. Покрытие маслом. | 2 | 25.04 |
III | Соединение рейки с бруском врезкой - | | |
1. | Врезка как способ соединения деталей. Пр.р. Выбор материала. | 2 | 26.04 |
2. | Паз. Назначение. Глубина паза. Пр.р. Разметка ширины и глубины паза. | 2 | 28.04 |
3. | Требования к качеству разметки. Пр.р. Разборка и сборка готовых соединений. | 2 | 03.05 |
4. | Стамеска. Устройство. Пр.р. Соединение элементов деталей. | 2 | 07.05 |
5. | Применение стамески. Пр.р. Подгонка элементов деталей. | 2 | 10.05 |
6. | Размеры стамесок. Пр.р. Определение стамесок по назначению. | 2 | 14.05 |
7. | Приёмыи правила безопасной работы стамеской. Пр.р. Долбление паза по ширине и длинне | 2 | 21.05 |
8. | Брак при долблении. Пр.р. Долбление глубины паза. | 2 | 23.05 |
9. | Контроль качества работы. Пр.р. Подчистка сторон паза. | 2 | 24.05 |
IV | Контрольная работа. 1.Изготовление кухонной лопаточки. 2. Отделка кухонной лопаточки | | 16-17.05 |
| | | |
Список литературы для учителя и ученика:
1. СЛ. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во
вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
А. Журавлёв « Столярное дело 6-9 классы», Москва « Просвещение» 1992 г.
М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г.
4. СЛ. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении».