Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Новоуральский городской округ
Принято на заседании ШМО учителей_________ ______________________ Руководитель ШМО ______________________ Протокол № ___ от «____»__________2019 г. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР _____________________ _____________________ «____» __________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №40» ______________А.Ю.Черных Приказ № __________ от «___»_____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
ГЕОМЕТРИЯ
Уровень основного общего образования
7 класс
Программу составили:
Александрова Ольга Александровна
учитель математики
г. Новоуральск,
2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7 класса «Геометрия» составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897.
Содержательной основой разработки рабочей программы является:
основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №40»;
примерная программа по математике (серия «Стандарты второго поколения») М.: Просвещение, 2011;
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253.
Учебно-методический комплект:
Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. – 8-е изд. -М.: Просвещение, 2018.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс геометрии является разделом математики и изучается в средней школе с 7 по 9 класс.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательному изучению геометрии на этапе основного общего образования отводится не менее 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Цели и задачи курса
Цели изучения курса геометрии
продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Задачи изучения курса геометрии
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных алгоритмов; овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленное обращение к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использование языка геометрии для их описания, приобретение опыта исследовательской деятельности;
развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
развитие навыка изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведение доказательных рассуждений, аргументаций,
выдвижение гипотез и их обоснование; поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планируемые результаты обучения:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
работа по алгоритму;
самоанализ и самоконтроль;
положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
выделять количественные характеристики объектов, заданные словами;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
выделять обобщённый смысл и формальную структуру задачи;
выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания, восстанавливать предметную ситуацию, выявлять только существенную для решения задачи информацию
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Ученик научится:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от до с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Начальные понятия и теоремы геометрии (11 часов).
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол.
Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.
Раздел 2. Треугольники (18 часов).
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Раздел 3. Параллельные прямые (15 часов).
Параллельные прямые. Углы при параллельных прямых и секущей. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Построение параллельных прямых.
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике (21 часов).
Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольник. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника по трем элементам.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.
Итоговое повторение ( 7 часов)
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Начальные понятия и теоремы геометрии | 11 |
Прямая и отрезок | |
Луч и угол | |
Сравнение отрезков и углов | |
Измерение отрезков | |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» | |
Измерение углов | |
Смежные и вертикальные углы | |
Перпендикулярные прямые | |
Подготовка к контрольной работе | |
Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | |
Анализ контрольной работы | |
Раздел 2. Треугольники | 18 |
Треугольники | |
Первый признак равенства треугольников | |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |
Равнобедренный треугольник, его свойства | |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | |
Второй признак равенства треугольников | |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | |
Третий признак равенства треугольников | |
Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | |
Окружность | |
Примеры задач на построение | |
Решение задач на построение | |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников | |
Решение простейших задач | |
Подготовка к контрольной работе | |
Контрольная работа № 2 по теме « Треугольники. Признаки равенства треугольников.» | |
Анализ контрольной работы | |
Раздел 3. Параллельные прямые | 13 |
Признаки параллельности прямых | |
Признаки параллельности прямых | |
Практические способы построения параллельных прямых | |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | |
Аксиома параллельных прямых | |
Свойства параллельных прямых | |
Свойства параллельных прямых | |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» | |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» | |
Решение задач | |
Подготовка к контрольной работе | |
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | |
Анализ контрольной работы | |
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике | 21 |
Тема: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 8 |
Сумма углов треугольника | |
Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
Неравенство треугольника | |
Решение задач | |
Подготовка к контрольной работе | |
Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |
Анализ контрольной работы | |
Тема: «Прямоугольный треугольник и его свойства» | 12 |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | |
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | |
Признаки равенства прямоугольных треугольников | |
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | |
Построение треугольника по трем элементам | |
Построение треугольника по трем элементам | |
Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | |
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |
Подготовка к контрольной работе | |
Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем сторонам» | |
Анализ контрольной работы | |
Итоговое повторение | 7 |
Начальные геометрические сведения | |
Признаки равенства треугольников | |
Равнобедренный треугольник* | |
Параллельные прямые | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
Задачи на построение | |
Контрольная работа № 6 (итоговая) | |
Всего часов | 70 |