Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
«Утверждаю»
И. о. директора МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Приказ от 29 августа 2017 года № 412
__________________ Г. Н. Осадчая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Математика»
основного общего образования
5 б класс
Количество часов по учебному плану: 5б класс - 175ч. (5 часов в неделю)
Программа будет полностью реализована в 5б классе за 171 час (1ч. – 23.02.18г., 1ч. – 08.03.18г., 1ч. – 09.03.18г., 1ч. – 01.05.18г.)
Учитель: Томилина Н. В.
Рабочая программа по математике для 5 б класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, программой курса Математика 5 класс Т. А. Бурмистрова М. : Просвещение, 2016.
Учебник: Математика 5 класс, под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М. : Просвещение, 2015.
2017-2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера
и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Рациональные числа
Обучающийся научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Обучающийся научится:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби). Измерения, приближения, оценки
Обучающийся научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Обучающийся научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Арифметика:
Натуральные числа. Натуральный ряд. Чтение и запись натуральных чисел. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Среднее арифметическое. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Арифметические действия с обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами:
Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Округление чисел. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Элементы алгебры:
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Построение точки по её координате, определение координаты точки на координатном луче.
Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика. Множества.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Наглядная геометрия:
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
5 б КЛАСС
Наименование раздела, (количество часов) | Номер урока | Темы уроков, практические работы | Дата по плану | Дата факти-ческая | Вид контроля |
Глава I Натуральные числа (75 ч) §1. Натуральные числа и шкалы (15 ч) | 1 | Обозначение натуральных чисел. | 01.09. | | Текущий |
2 | Обозначение натуральных чисел. | 02.09. | | Текущий |
3 | Обозначение натуральных чисел. | 05.09. | | Текущий |
4 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 06.09. | | Текущий |
5 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 07.09. | | Текущий |
6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 08.09. | | Текущий |
7 | Плоскость. Прямая. Луч. | 11.09. | | Текущий |
8 | Плоскость. Прямая. Луч. | 12.09. | | Текущий |
9 | Диагностическая контрольная работа. | 13.09. | | Тематический |
10 | Шкалы и координаты. | 14.09. | | Текущий |
11 | Шкалы и координаты. | 15.09. | | Текущий |
12 | Меньше или больше. | 18.09. | | Текущий |
13 | Меньше или больше. | 19.09. | | Текущий |
14 | Меньше или больше. | 20.09. | | Текущий |
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа и шкалы» | 21.09. | | Тематический |
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел. (21 ч) | 16 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 22.09. | | Текущий |
17 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 25.09. | | Текущий |
18 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 26.09. | | Текущий |
19 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 27.09. | | Текущий |
20 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 28.09. | | Текущий |
21 | Вычитание. | 29.09. | | Текущий |
22 | Вычитание. | 02.10. | | Текущий |
23 | Вычитание. | 03.10. | | Текущий |
24 | Вычитание. | 04.10. | | Текущий |
25 | Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 05.10. | | Тематический |
26 | Числовые и буквенные выражения. | 06.10. | | Текущий |
27 | Числовые и буквенные выражения. | 09.10. | | Текущий |
28 | Числовые и буквенные выражения. | 10.10. | | Текущий |
29 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 11.10. | | Текущий |
30 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 12.10. | | Текущий |
31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 13.10. | | Текущий |
32 | Уравнение. | 16.10. | | Текущий |
33 | Уравнение. | 17.10. | | Текущий |
34 | Уравнение. | 18.10. | | Текущий |
35 | Уравнение. | 19.10. | | Текущий |
36 | Контрольная работа №3 по теме: «Уравнение». | 20.10. | | Тематический |
§3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 ч) | 37 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 23.10. | | Текущий |
38 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 24.10. | | Текущий |
39 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 25.10. | | Текущий |
40 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 26.10. | | Текущий |
41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 27.10. | | Текущий |
42 | Деление. | 07.11. | | Текущий |
43 | Деление. | 08.11. | | Текущий |
44 | Деление. | 09.11. | | Текущий |
45 | Деление. | 10.11. | | Текущий |
46 | Деление. | 13.11. | | Текущий |
47 | Деление. | 14.11. | | Текущий |
48 | Деление. | 15.11. | | Текущий |
49 | Деление с остатком. | 16.11. | | Текущий |
50 | Деление с остатком. | 17.11. | | Текущий |
51 | Деление с остатком. | 20.11. | | Текущий |
52 | Контрольная работа №4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». | 21.11. | | Тематический |
53 | Упрощение выражений. | 22.11. | | Текущий |
54 | Упрощение выражений. | 23.11. | | Текущий |
55 | Упрощение выражений. | 24.11. | | Текущий |
56 | Упрощение выражений. | 27.11. | | Текущий |
57 | Упрощение выражений. | 28.11. | | Текущий |
58 | Порядок выполнения действий. | 29.11. | | Текущий |
59 | Порядок выполнения действий. | 30.11. | | Текущий |
60 | Порядок выполнения действий. | 01.12. | | Текущий |
61 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 04.12. | | Текущий |
62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 05.12. | | Текущий |
63 | Контрольная работа №5 по теме: «Действия с натуральными числами». | 06.12. | | Тематический |
§4. Площади и объёмы. (12 ч) | 64 | Формулы. | 07.12. | | Текущий |
65 | Формулы. | 08.12. | | Текущий |
66 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 11.12. | | Текущий |
67 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 12.12. | | Текущий |
68 | Единицы измерения площадей. | 13.12. | | Текущий |
69 | Единицы измерения площадей. | 14.12. | | Текущий |
70 | Единицы измерения площадей. | 15.12. | | Текущий |
71 | Прямоугольный параллелепипед. | 18.12. | | Текущий |
72 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 19.12. | | Текущий |
73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 20.12. | | Текущий |
74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 21.12. | | Текущий |
75 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади и объемы». | 22.12. | | Тематический |
Глава II. Дробные числа. (80 ч) §5. Обыкновенные дроби. (24 ч) | 76 | Окружность и круг. | 25.12. | | Текущий |
77 | Окружность и круг. | 26.12. | | Текущий |
78 | Окружность и круг. | 27.12. | | Текущий |
79 | Доли. Обыкновенные дроби. | 28.12. | | Текущий |
80 | Доли. Обыкновенные дроби. | 29.12. | | Текущий |
81 | Доли. Обыкновенные дроби. | 10.01. | | Текущий |
82 | Доли. Обыкновенные дроби. | 11.01. | | Текущий |
83 | Сравнение дробей. | 12.01. | | Текущий |
84 | Сравнение дробей. | 15.01. | | Текущий |
85 | Сравнение дробей. | 16.01. | | Текущий |
86 | Правильные и неправильные дроби. | 17.01. | | Текущий |
87 | Правильные и неправильные дроби. | 18.01. | | Текущий |
88 | Правильные и неправильные дроби. | 19.01. | | Текущий |
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 22.01. | | Текущий |
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 23.01. | | Текущий |
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 24.01. | | Текущий |
92 | Деление и дроби. | 25.01. | | Текущий |
93 | Деление и дроби. | 26.01. | | Текущий |
94 | Смешанные числа. | 29.01. | | Текущий |
95 | Смешанные числа. | 30.01. | | Текущий |
96 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 31.01. | | Текущий |
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 01.02. | | Текущий |
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 02.02. | | Текущий |
99 | Контрольная работа №7 по теме: «Обыкновенные дроби». | 05.02. | | Тематический |
§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (12 ч) | 100 | Десятичная запись дробных чисел. | 06.02. | | Текущий |
101 | Десятичная запись дробных чисел. | 07.02. | | Текущий |
102 | Сравнение десятичных дробей. | 08.02. | | Текущий |
103 | Сравнение десятичных дробей. | 09.02. | | Текущий |
104 | Сравнение десятичных дробей. | 12.02. | | Текущий |
105 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13.02. | | Текущий |
106 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 14.02. | | Текущий |
107 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 15.02. | | Текущий |
108 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 16.02. | | Текущий |
109 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 19.02. | | Текущий |
110 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 20.02. | | Текущий |
111 | Контрольная работа №8 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». | 21.02. | | Тематический |
§7. Умножение и деление десятичных дробей. (26 ч) | 112 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 22.02. | | Текущий |
113 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 26.02. | | Текущий |
114 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 27.02. | | Текущий |
115 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 28.02. | | Текущий |
116 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 01.03. | | Текущий |
117 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 02.03. | | Текущий |
118 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 05.03. | | Текущий |
119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 06.03. | | Текущий |
120 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 07.03. | | Текущий |
121 | Умножение десятичных дробей. | 12.03. | | Текущий |
122 | Умножение десятичных дробей. | 13.03. | | Текущий |
123 | Умножение десятичных дробей. | 14.03. | | Текущий |
124 | Умножение десятичных дробей. | 15.03. | | Текущий |
125 | Умножение десятичных дробей. | 16.03. | | Текущий |
126 | Деление на десятичную дробь. | 19.03. | | Текущий |
127 | Деление на десятичную дробь. | 20.03. | | Текущий |
128 | Деление на десятичную дробь. | 21.03. | | Текущий |
129 | Деление на десятичную дробь. | 22.03. | | Текущий |
130 | Деление на десятичную дробь. | 23.03. | | Текущий |
131 | Деление на десятичную дробь. | 02.04. | | Текущий |
132 | Деление на десятичную дробь. | 03.04. | | Текущий |
133 | Контрольная работа №9 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей». | 04.04. | | Тематический |
134 | Среднее арифметическое. | 05.04. | | Текущий |
135 | Среднее арифметическое. | 06.04. | | Текущий |
136 | Среднее арифметическое. | 09.04. | | Текущий |
137 | Среднее арифметическое. | 10.04. | | Текущий |
§8. Инструменты для вычислений и измерений. (18 ч) | 138 | Микрокалькулятор. | 11.04. | | Текущий |
139 | Микрокалькулятор. | 12.04. | | Текущий |
140 | Проценты. | 13.04. | | Текущий |
141 | Проценты. | 16.04. | | Текущий |
142 | Проценты. | 17.04. | | Текущий |
143 | Проценты. | 18.04. | | Текущий |
144 | Проценты. | 19.04. | | Текущий |
145 | Контрольная работа №10 по теме: «Проценты». | 20.04. | | Тематический |
146 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 23.04. | | Текущий |
147 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 24.04. | | Текущий |
148 | Измерение углов. Транспортир. | 25.04. | | Текущий |
149 | Измерение углов. Транспортир. | 26.04. | | Текущий |
150 | Контрольная работа №11 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений». | 27.04. | | Тематический |
151 | Чтение и составление таблиц. | 28.04. | | Текущий |
152 | Чтение и составление таблиц. | 03.05. | | Текущий |
153 | Столбчатые диаграммы. | 04.05. | | Текущий |
154 | Круговые диаграммы. | 07.05. | | Текущий |
155 | Круговые диаграммы. | 08.05. | | Текущий |
Повторение. (16 ч) | 156 | Решение комбинаторных задач методом перебора. | 10.05. | | Текущий |
157 | Решение комбинаторных задач методом перебора. | 11.05. | | Текущий |
158 | Решение комбинаторных задач методом перебора. | 14.05. | | Текущий |
159 | Решение комбинаторных задач с помощью дерева возможных вариантов. | 15.05. | | Текущий |
160 | Самостоятельная работа «Решение комбинаторных задач». | 16.05. | | Текущий |
161 | История формирования понятия числа. | 17.05. | | Текущий |
162 | Системы записи чисел. | 18.05. | | Текущий |
163 | Итоговая контрольная работа. | 21.05. | | Итоговый |
164 | Старинные системы мер. | 22.05. | | Текущий |
165 | Десятичные дроби и метрическая система мер. | 23.05. | | Текущий |
166 | Повторение и обобщение. Обыкновенные дроби. | 24.05. | | Текущий |
167 | Повторение и обобщение. Обыкновенные дроби. | 25.05. | | Текущий |
168 | Повторение и обобщение. Десятичные дроби. | 28.05. | | Текущий |
169 | Повторение и обобщение. Десятичные дроби. | 29.05. | | Текущий |
170 | Повторение и обобщение. Проценты. | 30.05. | | Текущий |
171 | Итоговый урок. | 31.05. | | Текущий |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора поУВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда _____________О.А.Мясникова от «28» августа 2017 г. № 8 « 28» августа 2017 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко