Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Гурского сельского поселения
Комсомольского района Хабаровского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО нач.классов ЗУМР: Директор школы:
«_____»______2018г. «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.
__________________ __________________ _________________
Халявина Е.Н. . Шестакова И.В Гыскэ И.И.
Рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
для 3 класса
начального общего образования
(ФГОС)
Составитель:
Гончаренко Наталья Вениаминовна
учитель начальных классов
Гурское с.п.
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких. Сборник программ. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. Она создана на основе федерального компонента государственного стандарта II поколения начального общего образования.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
1) обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
2) обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
3) сформировать умение учиться;
4) сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
5) сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
6) сформировать устойчивый интерес к математике;
7) выявить и развить математические и творческие способности.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая учебная программа по математике рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов за год):
Изменения в программу: в календарно тематическое планирование внесена колонка :домашнее задание.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные виды учебной деятельности
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием чисел.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.
Прогнозировать результат вычислений.
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
Переходить от одних единиц измерения к другим.
Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием величин.
Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Находить геометрические величины разными способами.
Моделировать изученные зависимости.
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.
Планировать решение задачи.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур.
Описывать свойства геометрических фигур.
Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.
Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.
Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.
Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.
Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.
Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.
Отличать заведомо ложные высказывания.
Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.
Формы и методы обучения
На уроках математики используются образовательные технологии работы:
- проблемно – диалогическая технология;
- технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- технология правильного типа читательской деятельности;
- игровое обучение.
Основная форма обучения – урочная.
Типы уроков: интегрированный урок; урок «открытия» новых знаний; урок повторения; урок обобщения; урок рефлексии; урок контроля; кроме того используются нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок- игра, урок – викторина, урок – театрализация, урок – импровизация, урок – путешествие.
Методы обучения:
словесные; наглядные; репродуктивные; | самостоятельные работы; практические работы; проблемные. |
Формы обучения на уроке:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Формы, методы проверки и оценки результатов обучения
индивидуальная; групповая; фронтальная; | комбинированная; самоконтроль; самооценка. |
Виды контроля:
предварительный;
текущий;
тематический;
итоговый
Способы (методы) контроля:
Формы контроля:
контрольные работы;
тесты
самостоятельные работы.
С целью реализации рабочей программы мною используется следующий учебно-методический комплект:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Учебник «Математика» для 3класса в 3-х частях. – М.: Баласс, 2011.
Козлова С.А., Рубин А.Г. Сборник самостоятельных и контрольных работ.– М.: Баласс, 2011.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
использовать при решении различных задач знание формулы пути;
использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
находить долю от числа, число по доле;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х b.
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а − х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а − х = с : b; х : а = с ± b;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
выделять из множества параллелепипедов куб;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Содержание учебного материала
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х b; а ± х b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся. | Домашнее задание |
По плану | По факту |
| .Раздел 1. Числа от 1 до 100. | |
1 | 03.09 | | Нумерация | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения и деления). | С 5 №9 |
2. | 04.09 | | Сложение и вычитание чисел. Повторение и закрепление знаний. | 1 | С 7 №7 |
3. | 05.09 | | Сложение и вычитание чисел | 1 | С 9 №7,8 |
4. | 07.09 | | Умножение и деление чисел | 1 | С 11№8 |
5. | 10.09 | | Арифметические действия над числами | 1 | С 13№8 |
6 | 11.09 | | Повторение табличных случаев умножения и деления. | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 15 №7 |
7 | 12.09 | | Арифметические действия над числами. Повторение и обобщение. | 1 | Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления и события с использованием величин. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. | С 17 №6,7 |
8 | 14.09 | | «Дерево выбора». Математический диктант. | 1 | С 19 №4 |
9 | 17.09 | | Решение задач | 1 | С 21№7 |
10 | 18.09 | | Параллелепипед и куб | 1 | С 25№6 |
11 | 19.09 | | . Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | 1 | Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 27№6 |
12 | 21.09 | | Кубический дециметр. Кубический метр. Самостоятельная работа | 1 | С 29№4 |
13 | 24.09 | | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | |
14 | 25.09 | | Работа над ошибками Сочетательное свойство умножения | 1 | С 31№5 |
15 | 26.09 | | Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём | 1 | С 33№9 |
16 | 28.09 | | Деление чисел, запись которых оканчивается нулём | 1 | С 35№9 |
17 | 01.10 | | Арифметические действия над числами (повторение и обобщение). Тест | 1 | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | С 36№7 |
18 | 02.10 | | Умножение суммы на число | 1 | С 39№7 |
19 | 03.10 | | Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 41№5 |
20 | 05.10 | | Арифметические действия над числами (повторение) | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | С 43№9 |
21 | 08.10 | | Деление суммы на число | 1 | С 45№8 |
22 | 09.10 | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 47№8 |
23 | 10.10 | | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | С 49№6 |
24 | 12.10 | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. | С 51№9 |
25 | 15.10 | | Решение задач. Самостоятельная работа | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 52№6 |
26 | 16.10 | | Деление двузначного числа на двузначное. | 1 | Характеризовать свойства геометрических фигур Сравнивать геометрические фигуры по величине | С 55№7 |
27 | 17.10 | | Решение задач. Математический диктант. | 1 | С 57№7,8 |
28 | 19.10 | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | С 59№8 |
29 | 22.10 | | Деление с остатком практическим способом | 1 | С 61 №4 |
30 | 23.10 | | Деление с остатком аналитическим способом | 1 | С 63 №6,7,8 |
31 | 24.10 | | Деление с остатком, когда делимое меньше делителя | | | С 65 №8 |
33 | 29.10 | | Деление с остатком, когда частное ищется подбором. Самостоятельная работа | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам Наблюдать закономерность числовой последовательности. | С 67 №6 |
32 | 26.10 | | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Внетабличное умножение и деление двузначных чисел» | 1 | |
| | | 2 четверть | | | С 68 №6 |
1/34 | 06.11 | | Арифметические действия над числами, пропедевтика линейной диаграммы Работа над ошибками. | 1 | |
2/35 | 07.11 | | Арифметические действия над числами, решение задач | 1 | Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. | С 71 №7 |
3/36 | 09.11 | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 73 №9 |
4/37 | 12.11 | | Доли | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 77 №5, 6 |
5/38. | 13.11 | | Нахождение доли числа | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам Наблюдать закономерность числовой последовательности. | С 79 №7 |
6/39. | 14.11 | | Сравнение долей. Тест | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | С 81 №7 |
7/40. | 16.11 | | Нахождение числа по доле | 1 | С 83 №7,8 |
8/41. | 19.11 | | Решение задач. Магические квадраты. | 1 | С 85 №7,8,9 |
9/42. | 20.11 | | Решение задач с пропорциональными величинами | 1 | С 87 №7,8 |
10/ 43. | 21.11 | | Единица времени – минута. Математический диктант. | 1 | С 89 №6,7 |
11/ 44. | 23.11 | | Единица времени – секунда | 1 | С 91 №7,8 |
12/ 45. | 26.11 | | Сутки. Неделя. | 1 | С 93 №5 С 95 №7 |
13/ 46. | 27.11 | | Контрольная работа №2 по теме «Доли и единицы времени» | 1 | Прогнозировать результат вычисления | |
| Раздел 2. Числа от 1 до 1000 | |
14/ 47. | 28.11 | | Работа над ошибками. Счёт сотнями. Тысяча | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Прогнозировать результат вычисления | С 9 №6,7,8 |
15/ 48. | 30.11 | | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100 | 1 | С 11 №12 |
16/ 49. | 03.12 | | Единицы длины. Миллиметр | 1 | С 13 №10 |
17/ 50. | 04.12 | | Чтение трёхзначных чисел | 1 | С 15 №7 |
18/ 51. | 05.12 | | Запись, представление в виде разрядных слагаемых трёхзначных чисел | 1 | С 17 №8 |
19/ 52. | 07.12 | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел (один из компонентов – разрядное слагаемое) | 1 | С 19 №8 |
20/53. | 10.12 | | Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант. | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. | С 21 №9 |
21/54. | 11.12 | | Трёхзначные числа (обобщение знаний) | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | С 23 №7 |
22/55. | 12.12 | | Единицы массы. Центнер | 1 | С 25 №8 |
23/56. | 14.12 | | Контрольная работа за 2 четверть по теме « Трёхзначные числа» | 1 | |
24/57. | 17.12 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 100 | 1 | С 27 №8 |
25/58. | 18.12 | | Сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. | 1 | С 29 №7 |
26/59 | 19.12 | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение задач | 1 | С 31 №9 |
27/60. | 21.12 | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Систематизация и закрепление. | 1 | С 33 №8 |
28/61. | 24.12 | | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | |
29/62. | 25.12 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Повторение и обобщение | 1 | С 35 №7,8 |
30/63. | 26.12 | | Пересечение геометрических фигур | 1 | С 37 №9 |
31/64. | 28.12 | | Группы предметов. Множество. Элементы множества | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 43 №7,8 |
| | | 3 четверть | | | |
65. | | | Способы задания множеств | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 45 №8 |
66. | | | Подмножество Тест. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | С 47№8 |
67. | | | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый» | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. | С 49 №6,7 |
68. | | | Пересечение множеств. | 1 | С 51 №9 |
69. | | | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые» | 1 | С 53 №7,8 |
70 | | | Объединение множеств. Математический диктант. | 1 | С 55 №6 |
71. | | | Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств» | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | С 57 №7,8 |
72. | | | Контрольная работа №3 по теме «Устное сложение и вычитание трёхзначных чисел, множества» | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | |
73. | | | Работа над ошибками. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик | 1 | С 59 №8 |
74. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с проверкой | 1 | С 61 №7,8 |
75 | | | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 63 №6 |
76. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик, систематизация и повторение | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | С 65 №7,8,9 |
77. | | | Решение задач «на взвешивание» | 1 | С 67 №6 (б) |
78. | | | Решение неравенств | 1 | С 69 №5 |
79. | | | Решение неравенств путём подбора значений переменной | 1 | С 71 №8,9 |
80. | | | Решение неравенств. Формирование представлений о прямоугольном треугольнике. | 1 | С 73 №4 |
81. | | | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел, решение неравенств» | 1 | Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | |
82. | | | Работа над ошибками. Умножение и деление трёхзначных чисел | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 75 №6 (б) |
83. | | | Алгоритм устных приёмов умножения и деления чисел | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 77 №7 |
84. | | | Умножение и деление чисел, систематизация и повторение | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 79 №7,8 |
85. | | | Умножение и деление чисел, закрепление. Тест | 1 | Составлять алгоритм выполнения задания | С 81 №7 |
86. | | | Решение задач, сопоставление текстов задач и уравнений. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 83 №6,7 |
87 | | | Алгоритмы с повторением (циклом) | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. | С 85 №4 |
88. | | | Решение задач, обобщение изученного. | | Прогнозировать результат вычисления | С 87 №8 |
89. | | | Контрольная работа №5 по теме «Устное умножение и деление трёхзначных чисел» | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | |
90 | | | Работа над ошибками. Решение уравнений | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 89 №6,7 |
91. | | | Решение задач и уравнений | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. | С 91 №7 |
92. | | | Решение задач и уравнений | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 93 №4 |
93. | | | Составление уравнений. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 95 №5,6 |
94. | | | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число. | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления и события с использованием величин. | С 3 №6 |
95. | | | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 5 №9 |
96. | | | Умножение трёхзначных чисел в столбик, систематизация и обобщение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 7 №8 |
97. | | | Умножение трёхзначных чисел в столбик, повторение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 9 №7 |
98. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 11 №7,8 |
99. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда не каждое разрядное слагаемое делится на это число. Самостоятельная работа | 1 | Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 13№9 |
100. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, систематизация и закрепление. | 1 | С 15 №7 |
101. | | | Умножение и деление чисел. Решение задач | 1 | С 17№8 |
104 | 01.04 | | Умножение и деление чисел. Решение задач, повторение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 19№6(б) |
102. | 20.03 | | Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Умножение и деление в пределах 1000» | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | |
| | | 3 четверть | | | |
103 | 22.03 | | Работа над ошибками. Решение задач, закрепление. | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления | С 21 №6 |
105. | | | Запись числа римскими цифрами | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 25№8 |
106. | | | Календарь | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 27№8 |
107. | | | Календарь, события и случайные эксперименты. | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру) . | С 29№6 |
108. | | | Меры времени. Век | 1 | С 31 №6 |
109. | | | Контрольная работа №6 по теме «Меры времени» | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (умножения, деления). | |
110. | | | Работа над ошибками. Меры длины. Километр | 1 | С 33№7,8 |
111. | | | Скорость движения. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 35 №6,7 |
112 | | | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 37 №7,8 |
113. | | | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. Формула движения. | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения задач. Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 39№5,6 |
114. | | | Решение задач на нахождение площади прямоугольника | 1 | С 41№7,8 |
115. | | | Решение задач с помощью схемы | 1 | С 43 №7 |
116. | | | Решение задач с помощью столбчатой диаграммы | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 45 №5 |
117. | | | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | |
118 | | | Работа над ошибками. Решение задач с помощью уравнений | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия Моделировать изученные арифметические зависимости | С 47 №7 |
119. | | | Решение задач со случайными экспериментами | 1 | С 49 №4 |
120. | | | Решение логических задач | 1 | С 51№6 |
121. | | | Треугольники. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 53 №6 |
122. | | | Виды треугольников | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 55№5 |
123. | | | Треугольники; арифметические действия над числами | 1 | Приобретать опыт создания и использования простейших алгоритмов. | С 57 №7,8 |
124. | | | Треугольники. Деление – обратное действие умножению | 1 | С 59 №7 |
125 | | | Треугольники. Решение задач. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | С 59№7 |
126. | | | Контрольная работа за 4 четверть по теме «Решение задач» | 1 | |
127. | | | Работа над ошибками. Решение неравенств | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 61 №6 |
128. | | | Нумерация. | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 62№6 |
129. | | | Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. | 1 | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. | С 64№10 |
130. | | | Арифметические действия над числами. Умножение и деление | 1 | . Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 66 №10 |
131 | | | Сложение, вычитание, умножение и деление. Тест. | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 68 №4 |
132 | | | Величины и геометрические фигуры | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 71 №14 |
133 | | | Комбинаторные задачи | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. | С 74 №8 |
134 | | | Логические задачи | 1 | С 76№20,21 |
135 | | | Нестандартные и занимательные задачи | 1 | С 78№10,11,12 |
136 | | | Любителям математики | 1 | |