ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО Руководитель МО
_________/ /
Протокол
от "___" ________ 20___г.
№ _____________________
УТВЕРЖДЕНА
Директор
_________/ ………/
Приказ
от «____»________20___ г.
№ _____________________
СОГЛАСОВАНА
Заместитель
директора по УВР
___________/………/
"____" __________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физкультура»
ученика 8б класса
(индивидуальное обучение в рамках реализации СИПР)
Составитель: учитель
Угальская Г.А.
2021 г
1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа рабочей программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(II вариант), приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа Областного казённого общеобразовательного учреждения «Железногорская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»на 2021 – 2022 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.
Учебный план обучающихся 5-9 классовОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.
Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ № 1-261 от 26.05.2021 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.
Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ № 1-254 от 31.08.2017 г.
Приказ «Об индивидуальном обучении ……..
Программа по предмету «Адаптивная физкультура» направлена на формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей обучающихся. На занятиях адаптивной физкультурой решаются оздоровительные, коррекционно-компенсаторные, образовательные и воспитательные задачи.
Ведущей особенностью адаптивной физкультуры является использование в качестве корригирующего средства физических упражнений, которые оказывают разнообразное действие на коррекцию, компенсацию и нормализацию функций у обучающегося. Физические упражнения являются ведущим средством устранения нарушений физического и психического развития. Они вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. Физические упражнения выполняются из различных исходных состояний, с тренировкой всех групп мышц.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
В программу включены следующие разделы:
Теория. Основы знаний.
Легкая атлетика.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Лыжная подготовка.
Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты.
В раздел программы «Теория. Основы знаний» вошли общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного раздела программы.
В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.
В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом развитии и психомоторики.
В раздел программы «Лыжная подготовка» вошли упражнения на освоение ходьбы на лыжах без палок и с палками.
В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол).
Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объёму, усилию, ритму
Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.
Инвариантный модуль «Школьный урок»
В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:
Воспитательное воздействие через содержание урока. Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя | С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков: - урок-турнир; - урок-игра; - урок-зачет; - урок-состязание; - урок-соревнование; и технологий обучения: Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Групповые технологии. Личностно-ориентированное обучение | Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций: авансирования доверием А.С.Макаренко), соревновательная (А.Н.Лутошкин), успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин). | Воздействие личным примером самого учителя |
Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;
1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;
2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
5.1 ценностное отношение к природе;
5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;
5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. в учебном плане ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП II вариант) для освоения учащимся учебного предмета «Адаптивная физкультура», входящего в предметную область «Физическая культура» предусматривается следующее количество часов:
1 час в неделю – 34 учебных недели – всего 32 часа
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровье сбережения. На уроках применяются следующие методы: метод имитации, методы стимулирования интереса к учёбе, методы поощрения и порицания, методы контроля и самоконтроля, методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение программы «Адаптивная физкультура» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
бережное отношение к своему здоровью;
проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
умение проговаривать последовательность действий;
умение работать по предложенному учителем плану;
организующие умения: знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
умение формулировать совместно с учителем задание, осуществлять совместную деятельность;
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
5.Содержание программы учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов на изучение раздела | Содержание тем учебного предмета |
Теория. Основы знаний | 2ч. | Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале и на лыжне. Правила подбора одежды и обуви для занятий лыжной подготовкой. |
Легкая атлетика. | 10ч. | Комплекс ОРУ. Строевые упражнения.Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким и средним шагом.. Бег с высоким подниманием бедра, захлест голени. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями. |
Гимнастика. | 9ч. | ОРУ, СУ. Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость. Группировка: перекаты в группировке, лежа на животе и из упора, стоя на коленях. Упражнения на пресс. Подтягивание. Упражнения на гимнастической лестнице. Подтягивание лежа на животе на горизонтальной скамейке. Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. |
Лыжная подготовка | 6ч. | Укладка лыж на снег. Закрепление крепления. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их с помощью учителя. Выполнение ступающего шага. Повороты переступанием. Выполнение попеременного двушажного хода. |
Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр . | 5ч. | Игры на развитие памяти, внимания. Игры с прыжками, бегом, сметанием. Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий, умения ориентироваться в пространстве. Игры, направленные на совершенствование функции дыхания, на формирование и коррекцию осанки. |
Итого: | 32ч. | |
6.Тематическое планирование учебного предмета «Адаптивная физкультура"
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. | 1 | Знать правила ТБ, правил поведения на уроках и требования к форме. |
2 | Построение по команде «Становись» «Ровняйся» «Смирно» «Вольно». | 1 | Уметь выполнять команды. |
3 | Ходьба за учителем, между предметами по звуковому сигналу с сохранением правильной осанки. | 1 | Учиться ходить за учителем, держась за руки. |
4 | Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест» | 1 | Учиться ходьбе в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. |
5 | Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку. | 1 | Учиться правильно выполнять основные движения в ходьбе. |
6 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. | 1 | Прыгать на одной ноге, на двух на месте, с продвижением вперед. |
7 | Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры». | 1 | Учиться прыгать с продвижением вперед. |
8 | Выполнение медленного бега с сохранением осанки. Чередование бега и ходьбы. Подвижная игра «У медведя во бору» | 1 | Выполнять беговые упражнения по показу учителя. Знакомство с правилами игры. |
9 | Обучение броскам и ловле волейбольных мячей. Произвольное метание мячей в игре. | 1 | Выполнять броски и ловлю волейбольных мячей. |
10 | Обучение метанию с места малого мяча в стену правой и левой рукой. Игра «Говорящий мяч» Выполнение метания колец на шесты. | 1 | Выполнять метания колец на шесты. |
11 | Выполнение броска большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Игра «Говорящий мяч» | 1 | Учится бросать баскетбольный мяч. Знакомство с правилами игры. |
12 | Обучение поворотам на месте направо, налево, кругом. Движение в колонне. Игра «Мороз-Красный нос» | 1 | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. |
13 | Выполнение упражнений для мышц шеи. Упражнения на дыхание. Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз» | 1 | Совершенствование двигательных умений и навыков. |
14 | Выполнение упражнений для укрепления мышц спины и живота. | 1 | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. |
15 | Выполнение упражнений для развития мышц рук и плечевого пояса. | 1 | Совершенствование двигательных умений и навыков. |
16 | Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Упражнения для мышц ног. Подвижная игра «Болото» | . 1 | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении |
17 | Разучивание комплекса упражнений с гимнастическими палками. | 1 | Совершенствование двигательных умений и навыков. |
18 | Разучивание комплекса упражнений с флажками. | 1 | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. |
19 | Разучивание комплекса упражнений с большими мячами. Подвижные игры «Что изменилось» | 1 | Коррекция мелкой моторики, согласованности движений. |
20 | Обучение переползанию на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, с захватом кистями рук ее края. | 1 | Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений. |
21 | Обучение ходьбе по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Кружение переступанием в медленном темпе. | . 1 | Расширение круга общих представлений. Воспитание дисциплинированности на занятиях |
22 | Инструктаж по ТБ. Транспортировка лыжного инвентаря. Организующие команды. | 1 | Коррекция пространственной ориентировки, точности движений. |
23 | Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам. Правила чистки лыж от снега. | 1 | Коррекция слухового восприятия через слушание команд учителя. |
24 | Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага. Повороты переступанием. | 1 | Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики. |
25 | Выполнение поворотов, стоя на лыжах. | 1 | Формирование и совершенствование двигательных навыков. |
26 | Выполнение скользящего шага. Подвижная игра «Быстрый лыжник» | 1 | Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики. |
27 | Выполнение попеременного двушажного хода. Игра «К своим флажкам». | 1 | Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики. |
28 | Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин». | 1 | Выполняют повороты на месте направо, налево. |
29 | Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы» | 1 | Выполняет ползание на четвереньках по прямой линии. |
30 | Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на ученье» | 1 | Выполняет подлезание на четвереньках под верёвку. Разучивание правил игры. |
31 | Передача баскетбольного мяча. Игра «Передай мяч» | 1 | Выполняет задание по инструкции вслед за учителем. |
32 | Итоговое занятие. | 1 | Выполнение двигательных действий, использование их в игровой деятельности. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Список учебно-методической литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Сборник Программ по физической культуре для образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой умственной отсталостью), под редакцией М.М. Креминской.
Литература для учителя:
Евсеев С.П.Теория и организация адаптивной физической культуры.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
цифровые образовательные ресурсы:
учебно-практическое оборудование:
- тренажеры,
- инвентарь для подвижных и спортивных игр:
-маты,
- гимнастические мячи разного диаметра,
- гимнастические скамейки,
- обручи, кегли,
- мягкие модули различных форм,
- гимнастические коврики,
- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.