СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физкультура" (индивидуальное обучение ) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расработана для индивидуального обучения в рамках реализации СИПР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физкультура" (индивидуальное обучение ) 8 класс»


ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ»



РАССМОТРЕНА

на заседании МО Руководитель МО

_________/ /

Протокол

от "___" ________ 20___г.

№ _____________________


УТВЕРЖДЕНА

Директор

_________/ ………/

Приказ

от «____»________20___ г.

№ _____________________

СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора по УВР

___________/………/

"____" __________ 20___г.




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Адаптивная физкультура»

ученика 8б класса


(индивидуальное обучение в рамках реализации СИПР)








Составитель: учитель

Угальская Г.А.







2021 г

1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовая основа рабочей программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(II вариант), приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа Областного казённого общеобразовательного учреждения «Железногорская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»на 2021 – 2022 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.

  • Учебный план обучающихся 5-9 классовОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год, приказ № 1-261 от 26.05.2021 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 30.08.2021 г.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ № 1-254 от 31.08.2017 г.

  • Приказ «Об индивидуальном обучении ……..








Программа по предмету «Адаптивная физкультура» направлена на формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений, и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей обучающихся. На занятиях адаптивной физкультурой решаются оздоровительные, коррекционно-компенсаторные, образовательные и воспитательные задачи.

Ведущей особенностью адаптивной физкультуры является использование в качестве корригирующего средства физических упражнений, которые оказывают разнообразное действие на коррекцию, компенсацию и нормализацию функций у обучающегося. Физические упражнения являются ведущим средством устранения нарушений физического и психического развития. Они вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. Физические упражнения выполняются из различных исходных состояний, с тренировкой всех групп мышц.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

В программу включены следующие разделы:

  1. Теория. Основы знаний.

  2. Легкая атлетика.

  3. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.

  4. Лыжная подготовка.

  5. Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты.

В раздел программы «Теория. Основы знаний» вошли общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного раздела программы.

В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.

В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Построения и перестроения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом развитии и психомоторики.

В раздел программы «Лыжная подготовка» вошли упражнения на освоение ходьбы на лыжах без палок и с палками.

В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол).

Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объёму, усилию, ритму

Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.


Инвариантный модуль «Школьный урок»


В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:


Воспитательное воздействие через содержание урока.


Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

- урок-турнир;

- урок-игра;

- урок-зачет;

- урок-состязание;

- урок-соревнование;


и технологий обучения:

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Игровые технологии

  • Групповые технологии. 

  • Личностно-ориентированное обучение





Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

  • авансирования доверием А.С.Макаренко),

  • соревновательная (А.Н.Лутошкин),

  • успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин).


Воздействие личным примером самого учителя



Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;

5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. в учебном плане ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП II вариант) для освоения учащимся учебного предмета «Адаптивная физкультура», входящего в предметную область «Физическая культура» предусматривается следующее количество часов:

1 час в неделю – 34 учебных недели – всего 32 часа

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровье сбережения. На уроках применяются следующие методы: метод имитации, методы стимулирования интереса к учёбе, методы поощрения и порицания, методы контроля и самоконтроля, методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение программы «Адаптивная физкультура» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

  • добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

  • бережное отношение к своему здоровью;

  • проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;

  • умение проговаривать последовательность действий;

  • умение работать по предложенному учителем плану;

  • организующие умения: знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,

  • умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,

  • умение формулировать совместно с учителем задание, осуществлять совместную деятельность;

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.


5.Содержание программы учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов на изучение раздела

Содержание тем учебного предмета

Теория. Основы знаний

2ч.

Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале и на лыжне. Правила подбора одежды и обуви для занятий лыжной подготовкой.

Легкая атлетика.

10ч.

Комплекс ОРУ. Строевые упражнения.Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким и средним шагом.. Бег с высоким подниманием бедра, захлест голени. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями.

Гимнастика.

9ч.

ОРУ, СУ. Специальные беговые упражнения. Упражнения на гибкость. Группировка: перекаты в группировке, лежа на животе и из упора, стоя на коленях. Упражнения на пресс. Подтягивание. Упражнения на гимнастической лестнице. Подтягивание лежа на животе на горизонтальной скамейке. Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.

Лыжная подготовка

6ч.

Укладка лыж на снег. Закрепление крепления. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их с помощью учителя. Выполнение ступающего шага. Повороты переступанием. Выполнение попеременного двушажного хода.

Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр .

5ч.

Игры на развитие памяти, внимания. Игры с прыжками, бегом, сметанием. Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий, умения ориентироваться в пространстве. Игры, направленные на совершенствование функции дыхания, на формирование и коррекцию осанки.

Итого:

32ч.



6.Тематическое планирование учебного предмета «Адаптивная физкультура"


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры.

Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены.

1

Знать правила ТБ, правил поведения на уроках и требования к форме.

2

Построение по команде «Становись» «Ровняйся» «Смирно» «Вольно».

1

Уметь выполнять команды.

3

Ходьба за учителем, между предметами по звуковому сигналу с сохранением правильной осанки.

1

Учиться ходить за учителем, держась за руки.

4

Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест»

1

Учиться ходьбе в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки.

5

Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку.

1

Учиться правильно выполнять основные движения в ходьбе.

6

 Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед.

1

 Прыгать на одной ноге, на двух на месте, с продвижением вперед.

7

Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры».


1

Учиться прыгать с продвижением вперед.

8

Выполнение медленного бега с

сохранением осанки.

Чередование бега и ходьбы.

Подвижная игра «У медведя во бору»

1

Выполнять беговые упражнения по показу учителя.

Знакомство с правилами игры.

9

Обучение броскам и ловле

волейбольных мячей. Произвольное метание мячей в игре.

1

Выполнять броски и ловлю

волейбольных мячей.

10

Обучение метанию с места малого

мяча в стену правой и левой рукой. Игра «Говорящий мяч»

Выполнение метания колец на шесты.

1

Выполнять метания колец на шесты.


11

Выполнение броска большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Игра «Говорящий мяч»

1

Учится бросать баскетбольный мяч. Знакомство с правилами игры.

12

Обучение поворотам на месте

направо, налево, кругом. Движение

в колонне. Игра «Мороз-Красный нос»

1

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

13

Выполнение упражнений для

мышц шеи. Упражнения на

дыхание. Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз»

1

Совершенствование двигательных умений и навыков.

14

Выполнение упражнений для

укрепления мышц спины и

живота.

1

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

15

Выполнение упражнений для

развития мышц рук и плечевого

пояса.

1

Совершенствование двигательных умений и навыков.

16

Выполнение упражнений для

укрепления голеностопных

суставов и стоп. Упражнения для мышц ног. Подвижная игра «Болото»

. 1

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении

17

Разучивание комплекса

упражнений с гимнастическими

палками.

1

Совершенствование двигательных умений и навыков.

18

Разучивание комплекса

упражнений с флажками.

1

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

19

Разучивание комплекса

упражнений с большими мячами.

Подвижные игры «Что изменилось»

1

Коррекция мелкой моторики, согласованности движений.

20

Обучение переползанию на

четвереньках по горизонтальной

гимнастической скамейке, с

захватом кистями рук ее края.

1

Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений.

21

Обучение ходьбе по

гимнастической скамейке с

различными положениями рук и

ног. Кружение переступанием в

медленном темпе.

. 1

Расширение круга общих представлений. Воспитание дисциплинированности на занятиях

22

Инструктаж по ТБ. Транспортировка лыжного инвентаря. Организующие команды.

1

Коррекция пространственной ориентировки, точности движений.


23

Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам. Правила чистки лыж от снега.

1

Коррекция слухового восприятия через слушание команд учителя.

24

Стояние на параллельно лежащих лыжах.

Выполнение ступающего шага.

Повороты переступанием.

1

Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики.

25

Выполнение поворотов, стоя на лыжах.

1

Формирование и совершенствование двигательных навыков.

26

Выполнение скользящего шага.

Подвижная игра «Быстрый лыжник»

1

Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики.

27

Выполнение попеременного двушажного хода. Игра «К своим флажкам».

1

Воспитание дисциплинированности на занятиях. Коррекция общей и мелкой моторики.

28

Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин».

1

Выполняют повороты на месте направо, налево.

29

Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы»

1

Выполняет ползание на четвереньках по прямой линии.

30

Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на ученье»

1

Выполняет подлезание на четвереньках под верёвку. Разучивание правил игры.

31

Передача баскетбольного мяча. Игра «Передай мяч»

1

Выполняет задание по инструкции вслед за учителем.

32

Итоговое занятие.

1

Выполнение двигательных действий, использование их в игровой деятельности.


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.

  2. Сборник Программ по физической культуре для образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой умственной отсталостью), под редакцией М.М. Креминской.

Литература для учителя:

  1. Евсеев С.П.Теория и организация адаптивной физической культуры.

Средства обучения:


  1. технические и электронные средства обучения:

  • аудиомагнитофон,

  1. цифровые образовательные ресурсы:

  2. учебно-практическое оборудование:

- тренажеры,

- инвентарь для подвижных и спортивных игр:

-маты,

- гимнастические мячи разного диаметра,

- гимнастические скамейки,

- обручи, кегли,

- мягкие модули различных форм,

- гимнастические коврики,

- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.