СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» Образовательная область «Физическая культура» для 8/9класса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» Образовательная область «Физическая культура» для 8/9класса»










Рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивная физкультура»

Образовательная область «Физическая культура»

для 8-9 класса


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

Составитель программы:

Баженов Сергей Алексеевич



























Содержание

1

Паспорт рабочей программы


2

Введение


3

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и (ТМНР)


4

Пояснительная записка


5


6

7

Планируемые личностные и предметные результаты освоения программы

Базовые учебные действия

Содержание рабочей программы


8

Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса


9

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов


10


Календарно-тематическое планирование












































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету « Адаптивная физкультура » для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. Данная программа разработана на основе: «Программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физической культуре в специальных (коррекционных) (8-9класса) Асикритов А.Н. и адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2).


Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.


Введение

В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Сравнительно недавно в российской дефектологии дети с глубокими нарушениями интеллекта рассматривались как «необучаемые» и не включались в специально организованную образовательную среду. До сих пор существует устойчивое мнение - оценивать группу этих детей как неперспективную, что, в свою очередь, обрекает их на осуждение и непонимание их проблем со стороны населения. Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире и отражается в документах, основная идея которых: лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  3. «Федеральным государственным стандартом образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 № 1599

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  5. Закон Ульяновской области "Об образовании" 08.08.2013, ЗС Ульяновской области.

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  7. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».

  8. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование, умения, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.


Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеле­направленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующи­ми тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интел­лекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.


Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена система доступных физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений физического развития, общей и мелкой моторики, на укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с ОВЗ, с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Развитие детей с ОВЗ, с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью отличается широкой вариативностью, неравномерностью и непоследовательностью созревания психических и физических функций (особенно при сочетанных нарушениях развития) и имеет при этом целый ряд возрастных особенностей и закономерностей. Поэтому при разработке данной учебной программы по адаптивной физкультуре соблюдали ряд обязательных условий: предусматривали вариативность и индивидуальность образовательной траектории учитывали адаптационные возможности учащихся в каждом конкретном случае.







Личностные и предметные планируемые результаты:

- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

- Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.

- Освоение доступных видов физкультурно-спортивных упражнений, имитирующих езду на велосипеде, плавание, а также развитие интереса к спорту за счёт привлечения учащихся к участию в спортивных играх.

- Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.

- Получение удовольствия от занятий физкультурой, радость от достигнутых результатов.

- Повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствами адаптивного физического воспитания.

- Развитие способности к самостоятельному передвижению, ориентировки в пространстве;

- Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации;

Базовые учебные действия:

- Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

- Осознание себя, как ученика.

- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

- Освоение двигательных навыков, развитие координации движений и самоконтроля;

- Понимание специальной знаковой системы (жестовой, символической, тактильно-двигательной) для обозначения действий во время занятий.

- Развитие речи через движение;

- Обогащение словарного запаса в процессе занятий физическими упражнениями.


Каждый урок по адаптивной физкультуре строится в соответствии с основными дидактическими принципами: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом к успокоительным упражнениям в конце урока; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих физическим и адаптационным возможностям учащихся.

Как показывает практический опыт работы с детьми с ОВЗ, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, урок строится из четырех частей – вводной, подготовительной, основной и заключительной, методически связанных между собой:

- вводная часть (организация учащихся к проведению урока);

- подготовительная часть (подготовительные и подводящие упражнения, регламентирующие техническую последовательность овладения двигательными действиями);

- основная часть (направлена на решение образовательной задачи);

- заключительная часть (упражнения на релаксацию, подведение итога урока, рефлексия).


Программа состоит из следующих разделов:

  • Основы знаний. В данном разделе даются элементарные понятия и знания, необходимые для занятий АФК.

  • Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения, которые включают:

    • Дыхательные упражнения;

    • Основные положения и движения (головы, ног, туловища), позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, функциональные органы и системы, решать задачи профилактики, коррекции и компенсации нарушений и недостатков физического развития, развивать при этом физические способности, способствовать нормализации психоэмоционального состояния и поведения учащихся с ОВЗ;

    • Упражнения для формирования правильной осанки;

    • Ритмические упражнения.

  • Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

    • Броски, ловля, удары;

    • Передача предметов, переноска грузов;

    • Лазание, подлезание, перелезание;

Ходьба

Бег

Элементы плавания

Подвижные игры и игровые упражнения

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений:, лазание, перелезание, подлезание, упражнения с мячом. В программу включены подвижные игры, направленные на формирование двигательных навыков, развитие физических способностей детей психических процессов: памяти, внимания, восприятия, а также инициативности, выдержки, настойчивости и др.

Сложность программного материала и его объем нарастают по годам обучения. Вместе с тем для закрепления и совершенствования уже усвоенных умений и навыков, повышения уровня развития физических качеств и улучшения выносливости детей по программе предусматривается включение основных физических упражнений и игр с повторением их в каждом из годов обучения, но на качественно и количественно новом уровне.

Необходимым условием для реализации задач коррекционно-развивающей работы является создание предметно-развивающей среды, предполагающей использование специального оборудования и игровых материалов.

В адаптивном физическом воспитании соблюдаются индивидуальный и дифференцированный подходы при определении закаливающих процедур, подборе и дозировке физической нагрузки, упражнений и подвижных игр.










































Содержания программы


ТЕМА УРОКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Практика

1.1

Закаливание организма: способы и средства



1.2

Дыхательные упражнения



1

Вдох носом с прикрытым ладонью ртом

1


2

Изменение длительности вдоха и выдоха по инструкции учителя

1


1.3

Основные положения и движения



3

Одновременное сгибание пальцев на одной руке и разгибание на другой

1


1.4

Упражнения для формирования правильной осанки



4

Удержание на голове мешочка с песком с сохранением правильной осанки

1


1.5

Ритмические упражнения



5

Ходьба с хлопками: на первый шаг перед собой, на второй – над головой; произнося «Раз, два, хлоп!»

1


1.6

Ходьба



6

Ходьба обычная в различном темпе («Быстрее!», «Медленнее!»)

1


7

Ходьба по скамейке

1


1.7

8Бег



8

Бег по «кочкам», по линиям

1


1.8

Броски, ловля, удары.



9

Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча

1


10

Перекладывание мяча из руки в руку перед собой и над головой

1


1.9

Передача предметов и переноска груза



11

Переноска в установленное место 2-3 гимнастических обручей, баскетбольных мячей

1


2.0

Лазание и перелезание, подлезание



12

Подлезание под препятствие высотой 40-50см, ограниченное с боков

1


2.1

Подвижные игры и игровые упражнения



13

Так можно, так нельзя»,

1


2.2

Эмитация плавание



14

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине

1


15

Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине

1


16

Чередование поворота головы с дыханием

2


Итого


17




































1.1

Основные положения и движения



1

Вращение кистей рук

1


1.2

Упражнения для формирования правильной осанки



2

Сохранение правильной осанки в положении сидя 5 секунд

1


1.3

    1. Дыхательные упражнения



3

Руки через стороны вверх – потянуться – вдох, руки вниз – расслабиться – выдох.

1


1.4

Ритмические упражнения



4

Ускорение и замедление ходьбы при соответствующем изменении звучания бубна

1


1.5

Ходьба



5

Ходьба на носках, на пятках с различным положением рук

1


1.6

8Бег



6

Быстрый бег с ускорением в обратную сторону

1


1.7

Броски, ловля, удары



7

Подбрасывание мяча перед собой и ловля его

1


8

Метание мяча в горизонтальную цель

1


1.8

Передача предметов и переноска груза



9

Перемещение большого гимнастического мяча: катание перед собой

1


10

Передача баскетбольного мяча в колонне между ног

1


1.9

Лазание и перелезание, подлезание



11

Подлезание под препятствие высотой 40-50см, ограниченное с боков

1


2.0

Развитие координационных способностей.



12

Ходьба по гимнастической скамейке вправо и влево приставным шагом

1


2.1

Подвижные игры и игровые упражнения



13

«Быстро на свои места»

1


14

«Ворона и воробей

1


2.2

Эмитация плавание



15

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине

1


16

Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине

1


Итого


16




1

Закаливание организма: способы и средства



1.1

    1. Дыхательные упражнения



2

Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции учителя

2


1.2

Основные положения и движения.



3

Наклоны и повороты туловища с различными исходными положениями рук

2


1.3

Упражнения для формирования правильной осанки



4

Сохранение правильной осанки в положении сидя 5 секунд

2


1.4

Ритмические упражнения



5

Ускорение и замедление ходьбы при соответствующем изменении звучания бубна

1


1.5

Ходьба



6

Ходьба на носках, на пятках с различным положением рук

1


1.6

Бег



7

Бег парами на перегонки

1


8

Челночный бег за учителем..

1


1.7

Броски, ловля, удары



9

Метание мяча из-за головы с места на дальность

1


10

Катание мяча между расставленными предметами

1


1.8

Передача предметов и переноска груза.



11

Переноска одновременно нескольких предметов различной формы

2


1.9

Лазание и перелезание, подлезание.



12

Подлезание под препятствие высотой 40-50см, ограниченное с боков

1


2.0

Развитие координационных способностей.



13

Ходьба по гимнастической скамейке вправо и влево приставным шагом

2


2.1

Подвижные игры и игровые упражнения



14

«Прыжки по кочкам»

1


15

», «У медведя в бору»

1


2.2

Эмитация плавания



16

Чередование поворота головы с дыханием. Сочетание движений ног с дыханием.


1


Итого


20


1.1

Дыхательные упражнения



1

Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений по инструкции учителя

1


1.2

Основные положения и движения.



2

Наклоны и повороты туловища с различными исходными положениями рук

1


1.3

Упражнения для формирования правильной осанки.



3

Наклон туловища влево, вправо, вперед, назад с гимнастической палкой на плечах

2


1.4

Ритмические упражнения



4

Остановка движения с прекращением звучания музыки

1


1.5

Ходьба



5

Ходьба с перешагиванием через предметы высотой 10-15см.

1


1.6

Бег



6

Быстрый бег с ускорением в обратную сторону

2


1.7

Броски, ловля, удары



7

Высокое подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола

1


8

Удары мяча об пол двумя руками.

1


1.8

Передача предметов и переноска груза



9

Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую

1


1.9

Лазание и перелезание, подлезание



10

Перелезание через препятствие высотой до 1м ранее изученными способами

1


2.0

Развитие координационных способностей



11

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук

1


2.1

Подвижные игры и игровые упражнения



12

«Зайцы и морковь»

1


2.2

Эмитация плавание



13

Чередование поворота головы с дыханием

1


14

Сочетание движений ног с дыханием

1


Итого


16












Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.


































Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

Цель:

1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала.


Личностные результаты:


Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».












































Список рекомендуемой литературы


    1. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / О.Э. Аксенова, С.П Евсеев; под общ. Ред. С.П. Евсеева; СПб ГАФК им. П.Ф. Лестгафта. – СПб., 2003.

    2. Баряева Л.Б. программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: КАРО, 2007.

    3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программ.-метод. материалы]/ [И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульяноцева, С.В. Комарова и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

    4. Горская И.Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учеб. пособие/ И.Ю. Горская. – Омск: Сиб. ГАФК, 1999.

    5. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для стедентоввысш. пед. учеб. заведений/ А.А. Дмитриев. – М.: Академия, 2002.

    6. Евсеев С.П. Примерная программа по адаптивной физической культуре для лиц, пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения (Раздел 1. Примерная программа по адаптивной физической культуре для детей в возрасте от 4 до 18 лет лиц, пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения)/ С.П. Евсеев, А.И. малышев. – СПб. : СПбНИИФК, 2007.

    7. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь/ М.В. Жигорева. – М.: академия, 2006.

    8. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ под об. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002.

    9. Мозговой В.М. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в системе физического воспитания школьников с нарушением интеллекта/ В.М. Мозговой// Коррекционно – развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды: сб. ст. междунар. науч.-прак. конф. Т.П. – М.: ГОУ ВПО МГЛУ, 2008. – С. 81-85.

    10. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей/ Н.П. Вайзман. – М.: Аграф, 1997.

    11. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие/ Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009.

    12. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательной активности детей со множественными нарушениями средствами адаптивной физической культуры/ Л.Н. Ростомашвили// Адаптация и интеграция в общество людей с проблемами интеллекта: материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. Специальная Олимпиада России – 2006. – Самара, 2006. – С. 91-100.

    13. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет/ В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994.

    14. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т.: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/ под об. ред. проф. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005.

    15. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник/ под об. ред. проф. Л.В. Шапковой. _ М.: Советский спорт, 2007.

    16. Шипицина Л.В. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе/ Л.М. Шипицина. – СПб.: Дидактика-Плюс, 2002.

    17. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: метод. рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии/ Л.В. Шапкова; под ред. С.П. евсеева. – М.: Советский спорт, 2001.

    18. Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: автореф. дис. канд. пед. наук/ О.А. Шпитальная. – СПб., 200.