Рабочая программа
по учебному предмету «Искусство (ИЗО)»
для 6 класса
МБОУ «Лицей №35»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
класс
Обучающийся научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
Ученик получит возможность научиться
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
6 класс, 35 часов
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Понимание смысла деятельности художника
Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Исторический жанр (В.И. Суриков).
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Российские художественные музеи (Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
6 класс – 34 часа
Тема раздела | Количество часов | Тема урока |
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 2 часа Виды изобразительного искусства и основы образного языка 10 часов Понимание смысла деятельности художника 1 час Вечные темы и великие исторические события в искусстве 3 часа Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 1 час Изобразительное искусство и архитектура России XI – XVII вв. 2 часа Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 2 часа Искусство полиграфии 3 часа Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 3 часа Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 8 часов | 1 | Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин). Летние впечатления |
1 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Полный цветовой круг. |
1 | Российские художественные музеи - Русский музей. Осенний лист, бабочка и фрукты. |
1 | Натюрморт. Комнатный цветок и яблоко. |
1 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Рисование натюрморта. Корзина с овощами. |
1 | Природа и художник. В осеннем лесу, парке. |
1 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Наброски домашних животных |
1 | Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. На дне морском . |
1 | Стилизация изображения животных. Невиданный зверь. |
1 | Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Наброски с куклы-игрушки. |
1 | Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,). Наброски фигур человека, сидящего в профиль (графика). |
1 | Мастера российского кинематографа (А.А. Тарковский, Н.С. Михалков) Наброски фигур человека, сидящего в профиль (живопись). |
1 | Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Новогодняя открытка. |
1 | Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Две контрастные фигуры. |
1 | Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Фигура человека в движении. Спорт. |
1 | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Зимние забавы, комиксы. |
1 | Линия, пятно. Ритм. Цвет. Мы рисуем инструменты . |
1 | От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Мы рисуем инструменты. |
1 | Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга. |
1 | Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. |
1 | Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Исторический жанр (В.И. Суриков). Наши новостройки. |
1 | Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Красота народного костюма. |
1 | Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Материнство. |
1 | Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Русский быт в прошлые века. |
1 | Художественный образ. Стилевое единство. Красота народного костюма |
1 | Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Красота орнамента. |
1 | Связь времен в народном искусстве. Иллюстрирование литературного произведения. |
1 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). |
1 | Пейзаж в живописи художников импрессионистов (К. Моне. А. Сислей). Космические дали.. |
1 | Специфика изображения в полиграфии. Разработка герба . |
1 | Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Разработка герба. |
1 | Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Афиша цирка. |
1 | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Человек и профессия. Поясной портрет |
1 | Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Портрет-шутка. |
1 | Художественно - творческие проекты. Весенний букет. |