СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету искусству (ИЗО) для 5 класса, 2020

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету искусству (ИЗО) для 5 класса, 2020 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету искусству (ИЗО) для 5 класса, 2020»














Рабочая программа

по учебному предмету «Искусство (ИЗО)»

для 5 класс

МБОУ «Лицей №35»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

































  1. Предметные результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

5 класс


Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


Ученик получит возможность научиться использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

5 класс, 35 часов

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Основы цветоведения. Композиция. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века ( И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Российские художественные музеи (Эрмитаж, Третьяковская галерея)

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

3. Тематическое планирование с указанием часов

5 класс – 35 часов

Тема раздела

Количество

часов

Тема урока

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

9 часов


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

4 часа


Понимание смысла деятельности художника

4 часа


Вечные темы и великие исторические события в искусстве

3 часа


Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

6 часов


Изобразительное искусство и архитектура России

XI – XVII вв.

1 час


Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

1 час


Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

1 час


Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

6 часов


1

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Летние впечатления.

1

Основы цветоведения. Композиция. Цветовой круг.

1

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Экскурсия в осенний парк.

1

Пейзаж. Правила построения перспективы. «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти.

1

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. Декоративный цветок.

1

Опыт художественно-творческой деятельности. Рисование фруктов и овощей.

1

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы»

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома, Жостово). Золотые узоры.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись)

1

Древние образы в народных игрушках. (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

Рисуем отгадки к народным загадкам.

1

Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного украшения. Узор в полосе.

1

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Эскиз декоративной росписи сосуда

1

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). «Рыжий кот».

1

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Мультипликационные герои.

1

Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Веселый Дед Мороз.

1

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Раппорт ткани.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Гравюра.

1

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.

1

Особенности художественной фотографии. Граттаж.

1

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

Работа в технике «Граттаж».

1

Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Наброски с натуры фигуры человека.

1

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Русские богатыри.

1

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Натюрморт из геометрических тел (в графике).

1

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Натюрморт из геометрических тел (в цвете).

1

Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.

Натюрморт из разнородных предметов.

1

Российские художественные музеи - Эрмитаж, Третьяковская галерея. Натюрморт из геометрических тел, овощей и фруктов

1

Русская изба: единство конструкции и декора.

Наброски с натуры модели домика

1

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Наброски с натуры модели домика.

1

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. «Старинный терем» из геометрических фигур

1

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно – символический характер). Буквица.

1

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

1

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.

Четыре разных портрета (по одной схеме)