Рабочая программа
по учебному предмету «Искусство (ИЗО)»
для 5 класс
МБОУ «Лицей №35»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5 класс
Обучающийся научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Ученик получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс, 35 часов
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Основы цветоведения. Композиция. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века ( И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Российские художественные музеи (Эрмитаж, Третьяковская галерея)
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).
3. Тематическое планирование с указанием часов
5 класс – 35 часов
Тема раздела | Количество часов | Тема урока |
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 9 часов Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 часа Понимание смысла деятельности художника 4 часа Вечные темы и великие исторические события в искусстве 3 часа Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 6 часов Изобразительное искусство и архитектура России XI – XVII вв. 1 час Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 1 час Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 1 час Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 6 часов | 1 | Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Летние впечатления. |
1 | Основы цветоведения. Композиция. Цветовой круг. |
1 | Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Экскурсия в осенний парк. |
1 | Пейзаж. Правила построения перспективы. «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. |
1 | Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. Декоративный цветок. |
1 | Опыт художественно-творческой деятельности. Рисование фруктов и овощей. |
1 | Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы» |
1 | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома, Жостово). Золотые узоры. |
1 | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись) |
1 | Древние образы в народных игрушках. (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Рисуем отгадки к народным загадкам. |
1 | Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного украшения. Узор в полосе. |
1 | Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Эскиз декоративной росписи сосуда |
1 | Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). «Рыжий кот». |
1 | Документальный, игровой и анимационный фильмы. Мультипликационные герои. |
1 | Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Веселый Дед Мороз. |
1 | Создание художественного образа в искусстве фотографии. Раппорт ткани. |
1 | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Гравюра. |
1 | Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. |
1 | Особенности художественной фотографии. Граттаж. |
1 | Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Работа в технике «Граттаж». |
1 | Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Наброски с натуры фигуры человека. |
1 | Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Русские богатыри. |
1 | Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. |
1 | Важнейшие архитектурные элементы здания. Натюрморт из геометрических тел (в графике). |
1 | Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Натюрморт из геометрических тел (в цвете). |
1 | Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Натюрморт из разнородных предметов. |
1 | Российские художественные музеи - Эрмитаж, Третьяковская галерея. Натюрморт из геометрических тел, овощей и фруктов |
1 | Русская изба: единство конструкции и декора. Наброски с натуры модели домика |
1 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Наброски с натуры модели домика. |
1 | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. «Старинный терем» из геометрических фигур |
1 | Солярные знаки (декоративное изображение и их условно – символический характер). Буквица. |
1 | Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». |
1 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). |
1 | Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. |
1 | Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Четыре разных портрета (по одной схеме) |