СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для обучающихся 3 класса с ЗПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по учебному предмету Литературное чтение 3 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для обучающихся 3 класса с ЗПР.»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО


Вологина А.О.

Протокол №1 «31» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР


Клинская Е.О.









УТВЕРЖДЕНО

Директор ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»


Шкляр Н.В.

Приказ №153 от 01.09.2023 г.






Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 7.1)

на 2023-2024 учебный год












Составитель: Чекалдина Е.О.

учитель начальных классов








Биробиджан, 2023г

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 № 1023;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа общеобразовательных учреждений по литературному чтению. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России».

Основной целью литературного чтения является обучение учащегося чтению художественной литературы, развитие интереса к чтению, формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

  • формировать у учащихся технику чтения и приемы понимания текста;

  • приобщать учеников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (на основе интереса к чтению);

  • развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, их творческие способности;

  • знакомить учащихся через литературные тексты с миром человеческих отношений (доброта, взаимовыручка, милосердие и др.);

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.


Воспитательный потенциал предмета «Литературное чтение» реализуется через:


  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У учащихся сформируются:

  • гордость за свою Родину, ее историю, российский народ;

  • художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства для её осуществления;

  • способам решения проблем творческого и поискового характера;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • сравнивать, анализировать, синтезировать обобщения, классифицировать по родовидовым признакам, установливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, сохранять и передавать нравственные ценности и традиции;

  • представлению о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

  • чтению вслух и про себя, элементарным приёмам анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

  • использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Место курса литературное чтение в учебном плане

В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.


Содержание учебного предмета

Учебник 3 класс, 1 часть

1. Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

2. Устное народное творчество.

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».

3. Поэтическая тетрадь 1

Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь....»

И.Никитин «Степь моя», «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство», «Зима».

4. Великие русские писатели

А.Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало..», «В тот год осенняя погода....», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов. Басни «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…» , «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого, «Акула», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

5. Поэтическая тетрадь 2

Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы».

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги....».

6. Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

В. Гаршин «Лягушка — путешественница».

В. Одоевский «Мороз Иванович»


Учебник 3 класс, 2 часть

7. «Были и небылицы»

М. Горький «Случай с Евсейкой».

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

А. Куприн «Слон».

8. «Поэтическая тетрадь 1»

С.Черный «Воробей», «Слон», «Что ты тискаешь утенка?»

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха.

9. «Люби живое»

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится»

10. «Поэтическая тетрадь 2»

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А. Барто «Разлука», «В театре».

С. Михалков «Если».

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

.11. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

А. Платонов «Цветок на земле».

М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

Н. Носов «Федина задача», «Телефон».

12. «По страницам детских журналов»

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Р. Сеф «Веселые стихи».

13. «Зарубежная литература»

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»


Тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество.

17

3

Поэтическая тетрадь 1

8

4

Великие русские писатели

25

5

Поэтическая тетрадь 2

8

6

Литературные сказки

12

7

«Были и небылицы»

13

8

«Поэтическая тетрадь 1»

5

9

«Люби живое»

19

10

«Поэтическая тетрадь 2»

5

11

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

12

12

«По страницам детских журналов»

5

13

«Зарубежная литература»

5

Итого:

136



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Первая четверть (32 часа)

Учебник 3 класс, 1 часть

Самое великое чудо на свете (2 ч)

1

Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси.

1

01.09

01.09

2

Первопечатник Иван Федоров.

1

05.09

05.09

Устное народное творчество (17 ч)

3

4

Русские народные песни.

2

06.09


07.09

06.09


07.09

5

6

Докучные сказки.

2

08.08

12.09

08.08

12.09

7-9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

3

13.09

14.09

15.09

13.09

14.09

15.09

10-14


Русская народная сказка. «Иван – царевич и Серый волк».

5

19.09

20.09

21.09

22.09

26.09

19.09

20.09

21.09

22.09

26.09

15-19

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

5

27.09

28.09

29.09

03.10

04.10

27.09

28.09

29.09

03.10

*

Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)

20

21

Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

2

05.10

06.10


04.10

*

22

23

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка ...», «Зреет рожь ….»

2

10.10

11.10

05.10

*

24

И. Никитин «Полно, степь моя...»

1

12.10

06.10

25

И. Никитин «Встреча зимы»

1

13.10

24.10

26

И. Суриков «Детство»

1

17.10

25.10

27

И. Суриков «Зима»

1

18.10

26.10

Великие русские писатели (25ч)

28

29

А. Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...»

2

19.10

20.10

26.10

*

30

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

24.10

27.10

31

А. Пушкин «Зимний вечер»

1

25.10

32

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди»

1

26.10

07.11

*корректировка тем в связи с болезнью ученика и учителя


Вторая четверть (32 часа)

1-5

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди»

5

08.11

09.11

10.11

14.11

15.11

08.11

09.11

10.11

14.11

6

7

И. Крылов. Басня

«Мартышка и очки»

2

16.11

17.11

16.11

*

8

И. Крылов. Басня

«Зеркало и обезьяна»

1

21.11

17.11

9

И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

1

22.11

21.11

10

11

М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком», «Утес», «Осень»

2

23.11

24.11

22.11

23.11

12

Детство Л.Н. Толстого

1

28.11

24.11

13

14

Л. Толстой «Акула»

2

29.11

30.11

28.11

29.11

15

16

Л.Толстой «Прыжок»

2

01.12

05.12

30.11

*

17

18

Л.Толстой «Лев и собачка»

2

06.12

07.12

01.12

*

19

20

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

2

08.12

12.12

12.12

*

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

21

Н. Некрасов «Славная осень!»

1

13.12

13.12

22

23

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»

2

14.12

15.12

24

25

Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

2

19.12

20.12

14.12

15.12

26

К. Бальмонт

«Золотое слово».

1

20.12

19.12

27

И. Бунин «Детство»,

«Полевые цветы»

1

21.12

20.12


21.12

28

И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги....»

1

22.12

Литературные сказки (12 ч)

29

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

26.12


22.12

30

31

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

2

27.12

28.12

26.12

27.12

32

Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

29.12

28.12

Третья четверть (40 часов)

1-4

В. Гаршин

«Лягушка - путешественница»

4

11.01

12.01

15.01

17.01

29.12

11.01

12.01

15.01

5-8

В. Одоевский

«Мороз Иванович»

4

18.01

19.01

22.01

24.01

17.01

18.01

*

Учебник 3 класс, 2 часть

Были и небылицы (13 ч)

9-11

М. Горький

«Случай с Евсейкой».

3

25.01

26.01

29.01

19.01

*

12-15

К. Паустовский

«Растрепанный воробей».

4

31.01

01.02

02.02

05.02

22.01

24.01

*

16-20

А. Куприн «Слон».

5

07.02

08.02

09.02

12.02

14.02

25.01

26.01

21

Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения»

1

15.02


Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

22

23

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон».

2

16.02

19.02


24

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны»

1

21.02


25

А. Блок «Ворона».

1

22.02


26

С.А.Есенин «Черёмуха»

1

26.02


Люби живое (19 ч)

27

М. Пришвин «Моя Родина».

1

28.02


28-31

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

4

29.02

01.03

04.03

06.03


32

В. Белов

«Малька провинилась»

1

07.03


33

В. Белов

«Еще про Мальку».

1

11.03


34

35

В. Бианки «Мышонок Пик», «Как мышонок Пик попал в мореплаватели. Кораблекрушение»

2

14.03

15.03


36-38

В. Бианки «Страшная ночь. Хвост — цеплялка и шерстка — невидимка. Соловей - разбойник»

3



39

40

Б. Житков «Про обезьянку».

2



Четвертая четверть (32 часа)

1

2

Б. Житков «Про обезьянку».

2



3

В. Астафьев «Капалуха».

1



4

5

В. Драгунский «Он живой и светится». Раздел «Проверим себя и оценим свои достижения»

2



Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

6

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

1



7

8

А. Барто «Разлука»,

«В театре».

2



9

С. Михалков «Если».

1



10

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1



«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (12ч)

11

12

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

2



13

14

А. Платонов

«Цветок на земле».

2



15

16

А. Платонов «Еще мама».

2



17

18

М. Зощенко «Золотые слова».

2



19

20

М. Зощенко «Великие путешественники».

2



21

22

Н. Носов «Федина задача», «Телефон».

2



По страницам детских журналов (5 ч)

23

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1



24

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

1



25

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

1



26

Р. Сеф «Веселые стихи»

1



27

Промежуточная аттестация

1



Зарубежная литература (5 ч)

28-30

Древнегреческий миф

«Храбрый Персей».

3



31

32

Х. К. Андерсен

«Гадкий утенок».

2





Контрольно - оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации

Помощник.

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками - полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются. Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.

(87 слов.)

(По Н. Елинсону)

1. Про кого говорят, что у него золотые руки?

2. Как называли Алешины руки папа и мама?

З. Почему мама называла руки сына каменными?

4. Что же разбил Алеша?

5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?

6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?


Учебно-методического обеспечение

  1. Учебно-методический комплект: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Литературное чтение, 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. – 223с. (Школа России).

ЭОР

  1. http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.

  3. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства «Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки.

  4. (http://eor.edu.ru) Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

  5. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)

  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

  7. Интерактивная образовательная онлайн-платформа UCHi.RU

  8. Электронные пособия для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  9. http://school.iot.ru/ - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

  10. http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации:

  11. http://www.uchportal.ru/- Учительский портал

  12. www.Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) , «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)